ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИНЦИПАМИ И ОВЛАДЕНИЕ МЕТОДАМИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАФЕДРАХ И ЛАБОРАТОРИЯХ СПБГУ




СОДЕРЖАНИЕ

 

      стр.
  1. 2.     3.   4.     5.   6.     Введение………………………………………………………………… Индивидуальный план магистранта …………………………………. Ознакомление с принципами и овладение методами организации научно-исследовательской деятельности на кафедрах и лабораториях СПбГУ………………………………………………………………… Формирование навыков осуществления методической работы по проектированию и организации учебного процесса в СПбГУ путем анализа образовательных стандартов, КОУПов и рабочих программ…………………………………………………………………. Изучение требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях, в частности, при использовании интерактивно системы контроля за процессом обучения «Black board»……………. Освоение приемов и методов выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий в СПбГУ путем использования средств поддержки процесса обучения (учебно-методических и технических)…………………………………………. Ознакомление с работой лаборатории геоморфологических и палеогеографических исследований полярных регионов и мирового океана……………………………………………………………………. Заключение …………………….………………………………………                

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Научно-педагогическая практика магистрантов по направлению 050100.68 – Педагогическое образование и ООП направления «Педагогическое образование» магистерская программа «Географическое образование» проходила на базе факультета географии и геоэкологии
Санкт-Петербургского государственного университета.

Сроки практики: 09.01.2014 – 14.02.2014 г. (5 недель).

Цель научно-педагогической практики магистрантов ― знакомство со спецификой образовательной и научно-исследовательской деятельности преподавателя СПбГУ, формирование умений выполнения педагогических функций, приобретение навыков творческого подхода к решению научных и педагогических задач.

Задачи:

― приобретение опыта педагогической работы в условиях высшего учебного заведения;

― формирование и развитие профессиональных знаний в сфере избранной специальности;

― закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам направления и специальным дисциплинам магистерских программ;

― овладение необходимыми профессиональными компетенциями по избранному направлению специализированной подготовки.

Процесс освоения программы направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Формируемые компетенции представлены в таблице 1.

Таблица 1

Общекультурные и профессиональные компетенции,
формируемые в процессе освоения курса «Научно-педагогическая практика»

Код компетенции Содержание компетенции
ПК-1 ― способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
ПК-2 ― готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
ПК-3 ― способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;
ПК-4 ― способностью руководить исследовательской работой обучающихся;
ПК-5 ― способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;
ПК-6 ― готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;
ПК-7 ― готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;
ПК-8 ― готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;
ПК-9 ― готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (локальном) уровне);
ПК-10 ― готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
ПК-11 ― готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
ПК-12 ― готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы;
ПК-13 ― готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт;
ПК-14 ― в области проектной деятельности: готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
ПК-15 ― способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта;
ПК-16 ― готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения;
ПК–17 ― способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения;
ПК-18 ― готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности;
ПК-19 ― способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;
ПК-20 ― готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;
ПК-21 ― способностью формировать художественно-культурную среду;
ОПК–1 ― готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках

 

 


 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН МАГИСТРАНТА

Раменская Екатерина Владимировна

09.01.2014 – 14.02.2014 г.

№№ п/п Содержание разделов работы; основные виды деятельности Сроки выполнения Отметка о выполнении
1. Составление и согласование индивидуального плана 09.01.14  
2. Изучение структуры индивидуального плана работы преподавателя 09.01.14 – 10.01.14  
3. Изучение структуры образовательного процесса в СПБГУ и правил ведения преподавателем отчетной документации 13.01.14 – 15.01.14  
4. Ознакомление с методиками подготовки и проведения всех форм учебных занятий, освоение инновационных методик 16.01.14 – 24.01.14  
5. Ознакомление с принципами и овладение методами организации научно-исследовательской деятельности на кафедрах и лабораториях СПбГУ 27.01.14 – 31.01.14  
6. Ознакомление с работой лаборатории геоморфологических и палеогеографических исследований полярных регионов и мирового океана 13.01.14 – 14.02.14  
7. Изучение требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях, в частности, при использовании интерактивно системы контроля за процессом обучения «Black board» 03.02.14 – 07.02.14  
8. Анализ учебных планов, программ и организация образовательного процесса факультета географии и геоэкологии в СПБГУ 10.02.14 – 14.02.14  

 

 

Подпись руководителя магистерской программы ____________________

 

Подпись руководителя практики ____________________

 

Подпись научного руководителя ____________________

 

Подпись магистранта ____________________

 


ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИНЦИПАМИ И ОВЛАДЕНИЕ МЕТОДАМИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАФЕДРАХ И ЛАБОРАТОРИЯХ СПБГУ

Под руководством проф. Йорна Тиде создана лаборатория «Палеогеография и геоморфология полярных стран и Мирового океана». Лаборатория проводит широкий круг исследований по взаимосвязанным научным направлениям: палеогеографические, геолого-геоморфологические и геохронологические исследования рельефа и разных типов континентальных и морских отложений полярных стран и Мирового океана. Необходимость исследований объясняется не только научным интересом, но и государственной заинтересованностью России в приобретении права на рудные ресурсы и их будущую разработку в океане. Одним из направлений работы лаборатории стало создание «Геоморфологического Атласа полярных стран» в двух томах (Антарктика и Арктика), с включением в них целого спектра общих и специальных карт. В СПбГУ накоплен большой опыт геохронологических исследований. В создании лаборатории под руководством профессора Йорна Тиде участвовали коллективы лаборатории геохронологии и геоэкологии донных отложений во главе с проф. В. Ю. Кузнецовым и кафедры геоморфологии факультета географии и геоэкологии СПбГУ под руководством проф. А. И. Жирова. Данная лаборатория не дублирует направления исследований других лабораторий региона. Она призвана не только получать научный результат сама, но и обобщать результаты профильных исследований по отдельным направлениям, используя высокий научный авторитет и успешный опыт подобной работы профессора Йорна Тиде. Необходимой частью работы лаборатории является образовательная деятельность, которая позволила превратить СПбГУ в ведущий российский и один из международных центров полярных и морских исследований и подготовки научных кадров.

В 2011 и 2012 годах в летний период были организованы и широкомасштабные полевые исследования. Значительное внимание было приковано к озеру Байкал и верховьям реки Лена, Йорн Тиде лично возглавлял полевые исследования. В тоже время ряд студентов смогли совместить учебную практику с настоящей научной работой на архипелагах Соловки и Шпицберген (в 2011 г.) и на берегах Ладожского озера (в 2012 г.). Также комиссия по поддержке молодых исследователей при лаборатории организовала финансирование участия в экспедициях молодых сотрудников СПбГУ и в других направлениях: исследования подводного рельефа Срединно-Атлантического хребта, участие в работе российско-германской научной станции в заповеднике «Усть-Ленский», в полевых работах по бурению кратерного озера Эльгыгытгын на полуострове Чукотка, морских экспедициях вдоль берегов российской Арктики, а также в Каспийском и Белом морях.

Лаборатория укомплектована следующим оборудованием:

Спектрометр двухкамерный Ortec Alpha-Duo (США, для альфа-спектрометрического анализа с целью датирования образцов),

Низкофоновый жидкостный сцинтилляционный альфа-бета радиометр спектрометрический «Quantulus» 1220 (США, для радиоуглеродного датирования образцов и определения природной радиоактивности в ультрамалых количествах),

Рентгенофлуоресцентный спектрометр «СПЕКТРОСКАН МАКС GV» (РФ, для спектрального элементного анализа),

Аквадистиллятор ДЭ-10 (РФ, для очистки воды применяемой при подготовке образцов),

SNOL 8,2/1100 Печь стеклоплавильная (РФ, для подготовки образцов),

Низкофоновый альфа-бета радиометр УМФ-2000 (РФ, для измерения малых активностей),

Лабораторные настольные центрифуги MPW-351 (Польша, 2 шт. различной комплектации для микробиологических работ),

Ультразвуковая ванна «Сапфир» (РФ, для споро-пыльцевого анализа),

Термостат водяной TW-2-02 (Латвия),

А также микроскопы исследовательские, однокомфорочные электроплитки, штативы, компьютеры и периферийная техника (в т.ч. широкоформатный сканер и плоттер), специализированная мебель и прочее.

Все оборудование находится в рабочем состоянии.

Педагогическая деятельность: на кафедре геоморфологии факультета географии и геоэкологии и в других подразделениях Университета. Проведение открытых лекций и краткосрочных семинаров, а также организация стажировок для специалистов из сторонних организаций.

 


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СПБГУ ПУТЕМ АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, КОУПов И РАБОЧИХ ПРОГРАММ.

В Санкт-Петербургском государственном университете реализуются основные образовательные программы по направлению, в том числе с двумя или несколькими профилями подготовки, различающимися направленностью на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности, соотнесённой с соответствующим набором компетенций. Наборы компетенций, соответствующие профилям, определяются при разработке основной образовательной программы.

Бакалавры по направлению подготовки «География» подготовлены к участию в комплексных экспедиционных и камеральных исследованиях по проблемам развития городов и территорий различного уровня, к проведению географических и экологических экспертиз проектов различного типа, комплексной региональной диагностики, территориального планирования, проектирования и прогнозирования.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определены высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую при разработке основной образовательной программы. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Философия», «Отечественная история», «Иностранный язык».

Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков, обеспечивает возможность формирования компетенций по индивидуальной образовательной программе, индивидуальной образовательной траектории (части индивидуальной образовательной программы), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре, обеспечивает возможность повышения качества подготовки за счёт академической мобильности обучающихся.

Учебные разделы содержат вариативные части, включающие курсовые работы, практики, процедуры аттестации по выбору и (или) факультативные. Порядок реализации вариативных частей учебных разделов устанавливается при разработке основной образовательной программы.

Суммарная трудоёмкость базовых частей всех учебных циклов составляет не более 60 % от общей трудоёмкости всех учебных циклов.

Практика, в том числе научно-исследовательская работа бакалавра, является обязательной составной частью раздела «Курсовые работы и практики». Курсовые работы предусмотрены при разработке основной образовательной программы.

Базовая (обязательная) часть общеобразовательного цикла, обеспечивающая общекультурные компетенции, включает в себя учебные занятия по дисциплине «Физическая культура».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла, обеспечивающая подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций, предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Формы обучения в области гражданской обороны включают в себя участие в учениях и тренировках по гражданской обороне, чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Структура вариативных частей учебных циклов и разделов установлена при разработке основной образовательной программы и утверждена Учёным советом факультета, обеспечивающего реализацию основной образовательной программы.

При разработке основной образовательной программы перечень обязательных дисциплин (модулей), входящих в базовые части учебных циклов, практик, перечень обязательных процедур итоговой государственной аттестации закрепляется в составе компетентностно-ориентированного учебного плана основной образовательной программы.

Факультет, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы, ежегодно обновляет основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Степень ежегодного обновления определена Ученым советом факультета, обеспечивающим реализацию основной образовательной программы. Контроль за регулярностью обновления обеспечивается ежегодной регистрацией компетентностно-ориентированных учебных планов основных образовательных программ и приложений к ним.

В рабочей программе каждой дисциплины (модуля, курса) четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Основная образовательная программа содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем учебным циклам. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет факультета, обеспечивающего реализацию ООП.

Декан факультета, обеспечивающего реализацию основной образовательной программы, организует ознакомление обучающихся с их правами и обязанностями при формировании образовательной программы, включая разъяснение, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами правами и обязанностями обучающиеся имеют дополнительные права и обязанности в соответствии с Уставом Санкт-Петербургского государственного университета, Правилами внутреннего распорядка, Правилами обучения, иными локальными актами.


ИЗУЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ, В ЧАСТНОСТИ, ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНО СИСТЕМЫКОНТРОЛЯ ЗА ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ «BLACK BOARD».

Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методи­ческой деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по основной образовательной программе, состовляет не менее 60 %, ученые степени доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора имеют не менее 8 % преподавателей.

К образовательному процессу привлечено не менее 5 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерного моделирования, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют не менее 30 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют не более 50 % аудиторных занятий.

В Санкт-Петербургском государственном университете начата эксплуатация информационной системы поддержки образовательного процесса Blackboard.

Система поддержки образовательного процесса Blackboard с помощью современных информационных технологий обеспечивает дистанционное взаимодействие преподавателей и студентов, позволяет преподавателям организовать самостоятельную работу студентов, а студентам – быстрее и эффективнее получать знания и проверять, хорошо ли и правильно ли они усвоены. Все пользователи системы Blackboard располагают возможностями доступа к ней из любой точки мира через сеть Интернет без установки на свои компьютеры дополнительных программ. Система Blackboard не заменяет собой традиционный образовательный процесс, но существенно обогащает его дополнительными возможностями.

Выбор системы Blackboard обусловлен количеством и качеством предоставляемых системой средств организации работы преподавателей и студентов, соответствием используемых системой технологий масштабам образовательного процесса в СПбГУ, наличием технического и консультационного сопровождения производителя программного обеспечения, в том числе по соответствующим педагогическим технологиям, наличием развитой сети пользователей Blackboard, взаимодействующих между собой.

Данная технология дает возможность обладаеть адекватным инструментом развития современной многофункциональной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих программных и аппаратных средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от их мест нахождения.


ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ И СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫВ ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ В СПБГУ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ).

Одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются учебные дисциплины по многим предметам учебного плана Лекция (от лат. lectio)–систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.

Три основные педагогические функции определяют возможности лекции в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить студентов основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.

Развивающая функция лекции реализуется в личном контакте студентов с преподавателем, становлении у студента творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.

Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.

Лекция–экономный по времени способ сообщения студентам значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно улучшать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, общению с коллегами, знакомству с новинками в литературе и тому подобное делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, «работают» в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие от учебника лекция:

· дает непосредственное общение с лектором;

· представляет разные точки зрения;

· дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;

· учитывает особенности ситуации;

· не перегружена большим объемом справочной и статистической информации;

· способствует установлению живой связи студентов с наукой, а для преподавателя–это путь приобретения учеников.

Существуют классификации лекций по различным основаниям:

· по месту в лекционном или учебном предметном курсе (вводная, установочная, обзорная итоговая и др.);

· по преимущественной форме обучения (очном, вечернем, заочном обучении);

· по частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т.п.);

· по степени проблемности изложения (информационная, проблемная, лекция-дискуссия и т. п.) и др.

На вводной лекции может быть дан список основной литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на практических, лабораторных и других занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с раскрытия приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны студентов краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, перспективах сотрудничества с кафедрой.

Установочная (установочно-обзорная) лекция включает основной материал предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием дисциплины или ее части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер с использованием демонстрационного материала. На них лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего исследования.

В работе на заочных отделениях и факультетах рекомендуется применение проблемного метода чтения лекций, предлагая студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.

Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.

Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов.

Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение дисциплины, обобщает пройденное за весь период. При ее подготовке целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских, практических и других занятиях, и дать им установку на их устранение и на дальнейшее совершенствование своей подготовки в данной области. На лекции подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждается вопрос о подведении итогов изучения предмета–сдаче зачета или экзамена.

Для повышения познавательной активности студентов лектор использует ряд приемов:

· постановка перед студентами вопросов–риторических или требующих реального ответа;

· включение в лекцию элементов беседы;

· предложение сформулировать те или иные положения или определить понятие;

· разбивка аудитории на небольшие группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;

· использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.

Особое место в лекции занимает использование элементов проблемного изложения. В данном случае проблемность можно понимать широко, как связь всего материала лекции с конкретными жизненными и научными проблемами, и узко, как решение в ходе лекции задач творческого характера.

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть готовой схемы решения в прошлом нет. Для ответа на нее требуется размышление, когда для непроблемного существует правило, которое необходимо знать. Такая лекция представляет собой занятие, предполагающее инициированное преподавателем привлечение аудитории к решению крупной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений.

Таким образом, каждая лекция, базирующаяся на современных достижениях науки, культуры и техники, должна носить проблемный характер.

Направленность обучения от легкого к трудному предполагает постепенный переход от сравнительно легко усваиваемых студентами вопросов к более трудным. В ходе такого процесса трудное постепенно становится легким и служит отправным пунктом для еще более трудного.

Направленность обучения от известного к неизвестному предполагает наличие у студентов определенной суммы знаний, понятий и представлений по учебному предмету, которая служит базой для приобретения новых знаний. Данный подход исключает возможность получения новых знаний без достаточной базы и требует последовательной реализации связи новых сведений с уже усвоенными.

Направленность обучения от простого к сложному предполагает постепенное усложнение материала по мере изучения отдельных явлений или фактов и постоянное повышение научного уровня лекций.

Все эти правила направленности изложения имеют общее–постепенность обучения.

Следование принципу системности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, в первую очередь, относятся:

· подчинение изложения основной идее;

· взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постоянное повышение сложности рассматриваемых вопросов;

· взаимосвязь частей изучаемого материала;

· обобщение изученного материала, переход от конкретного к абстрактному;

· стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;

· единообразие структуры построения материала;

· регулярность контроля знаний.

Дидактический принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Исследования показывают, что человек через зрение получает 70–80% всей информации, а лишь 20–30%–с помощью остальных органов чувств.

Наглядные пособия могут быть разделены на следующие группы:

· натуральные, куда относятся демонстрируемые предметы или процессы (экспериментальная наглядность);

· изобразительные (фотографии, демонстрационные плакаты, картины, и т. д.);

· схематические (графики, схемы и т. д.);

· материалы, требующие использования специальных технических средств обучения, среди которых лидируют видеотехника и компьютеры.

Таким образом, лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и формировать творческое мышление.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: