ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ШКОЛЕ. ОБСТАНОВКА ДОМА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН. ЭНЕРГЕНТИКА. (ТЕСТ ЛЮШЕРА)




ТЕСТ ЛЮШЕРА

Цветовые карточки выкладываются перед ребенком на чистом листе бумаги (желательно, слегка «сероватой», а не ослепительно белой).

Инструкция:

«На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в детский сад? Покажи этот цвет пальцем». Задайте следующий во­прос: «На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение дома в выходные дни?». Третий вопрос: «На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты думаешь, что скоро в школу?»

Номера выбранных цветов заносятся в протокол.

Продолжение инструкции: «А теперь будем выбирать цвета заново. Сейчас из разло­женных перед тобой цветов выбери тот, который тебе боль­ше всего нравится, кажется красивее». Выбранный цвет убери­те из поля зрения ребенка. Далее предложите ребенку произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов и так далее до конца. Последовательность предпочтения цветов записывается вБланке ответов.

Иногда среди оставшихся 2-3-х цветов ребенок не может выбрать лучший, гак как все они ему не нравятся. Тогда надо изменить инст­рукцию и спросить: «Какой из этих цветов тебе не нравится больше всего, какой из них хуже?» Ответы записываются в «об­ратном порядке», начиная с последнего цвета.

Выбор цветов производится один раз. Повторный выбор цветов абсолютное большинство детей воспринимает негативно как про­верку памяти. Дети стараются вспомнить предыдущий порядок вы­бора и расстраиваются, если забыли. Особенно неприятной проце­дура повторного выбора оказывается для, тревожных детей. Массо­вые обследования показали достаточную надежность однократного выбора цветов. В этом случае дети работают с удовольствием и не те­ряют интереса к заданию.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ШКОЛЕ. ОБСТАНОВКА ДОМА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН. ЭНЕРГЕНТИКА. (ТЕСТ ЛЮШЕРА)

Интерпретация цветовых выборов и цветовых ас­социаций.

Синий цвет (1)

Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятно­го) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они также отличаются утонченностью и хорошим эстетическим развитием, имеют потребность в глубоком личностном, а не поверхностном игровом общении. Если эта по­требность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Если эта потребность долго не находит удовлетворения, все равно она еще долго сохраняется как пози­тивный эмоциональный настрой ребенка.

Зеленый цвет (2)

Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положени­ем в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других. Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зеленым цветом, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серь­езное отношение к их желаниям и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними как с маленькими.

Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего настрое­ния в школе, стремятся получать только «пятерки», хотят быть от­личниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотно­шениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим (если, например, такой ребенок получит пятерку, но об этом не объявят всему классу, то это может не на шутку рас­строить его).

Красный цвет (3)

Это цвет предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны.

Желтый цвет (4)

Этот цвет предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не го­товые активно действовать и склонные занимать выжидательную по­зицию2. Если желтый цвет ассоциируется у ребенка с обстановкой в детском саду или дома, это свидетельствует о том, что они вызывают у него хорошее и светлое настроение.

Фиолетовый цвет (5)

Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантиль­ные установки.

Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка в шко­ле, то, скорее всего, ребенок еще не чувствует ответственности ученика и ходит в школу, в основном, для того, чтобы играть и об­щаться с другими детьми. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Однако, если они начи­нают испытывать трудности в обучении и получать замечания, от­ношение к школе резко меняется: дети начинают капризничать и не хотят ее посещать.

Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как пра­вило, оказывается, что родители продолжают обращаться с пер­воклассником как с маленьким ребенком, умиляются его капри­зам и строят отношения с ним на принципах гиперопеки.

Коричне­вый цвет (6)

Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто ис­пытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприят­ные болезненные ощущения («мне нехорошо, «тошнит», «у меня болит живот» и т. •л:), страх. Если коричневый цвет оказывается на первом месте в ряду цветовых предпочтений ребенка, то обычно это бывает связано с наличием у него каких-либо хронических за­болеваний (чаще;-– сильный диатез, аллергии) или является следствием каких-либо травм (ушибов, переломов), которые ос­ложняли его деятельность и общение.

Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе или дома, обычно плохо себя чувствует в этих ситуациях: боится школы, испытывает затруднения в учебе (на­пример, учащиеся, слабо владеющие грамотным письмом, вплоть до 7-8-го класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка) и др.

Черный цвет (7)

Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее пред­почитаемый, отводя ему первое место, то внутренне он уже, скорее всего, согласился с той отрицательной оценкой, которую часто по­лучает от окружающих («Да, я плохой»).

Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как пра­вило, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом. Первоклассники выбирают черный цвет крайне редко. Чаще такой выбор характерен для дошкольников, занимающихся в цен­трах развития и подготовки к школе (до 20%). Эти дети часто ус­тают от нудных занятий, от принуждения со стороны родителей и начинают заранее ненавидеть школу (центры подготовки, естест­венно, тоже). Согласно результатам нашего специального обследо­вания, с началом обучения у большинства из них отношение к школе меняется: на деле все оказывается совсем не так плохо, как они думали.

Если черный цвет характеризует настроение детей дома, то мож­но предположить, что они находятся в состоянии открытой кон­фронтации с родителями.

Серый цвет (0)

Предпочтение серого цвета связано с инертностью и безразличи­ем. «Серое» настроение в школе отличает детей, для которых ха­рактерны пассивное неприятие школы и равнодушное отношение к ней. «Серое» настроение дома чаще всего связано с тем, что дети предоставлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует. В общении с детьми важно учитывать их доминирующие эмоцио­нальные установки в различных жизненных ситуациях. Установка – это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализованным. Если полученные результаты свидетельст­вуют о том, что у ребенка сложилась неконструктивная установка (равнодушие, негативизм, тревожность, защитная агрессия) на си­туацию в школе или дома, необходимо выяснить ее причину.

Если неконструктивная эмоциональная установка по отношению к школе выявлена у ребенка, который уже ее посещает, следует прове­рить несколько гипотез. Необходимо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение на отдельных уроках (математике, чтении и др.), так как неприятие школы может быть вызвано трудностями в освоении какого-либо предмета (например, не умеет читать, имеет плохой по­черк и т. п.). Если на уроках ребенок себя чувствует нормально, то при­чиной негативной установки по отношении к школе могут быть пробле­мы в общении. Следует спросить ребенка, на какой цвет похоже его на­строение, когда он играет с ребятами на перемене или разговаривает с учителем. Если ребенок тревожный или родители излишне фиксирова­ны на его школьных успехах, то он может бояться отвечать у доски перед всем классом. Для проверки этой гипотезы надо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение, когда он отвечает у доски во время уроков. Такая более подробная диагностика позволяет конкретизировать причи­ны эмоционального неприятия школы и наметить направление дальнейшей работы с ребенком. Если негативная эмоциональная установка выявлена у ребенка по отношению к дому, более под­робную диагностику проводить не надо, так как достаточно ин­формации можно будет получить из теста Амен и теста «Рисунок семьи».

Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК).

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбо­ра цветов (34251607) был принят за аутогенную норму – индика­тор психологического благополучия. Для расчета суммарного от­клонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать поря­док мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с их «иде­альным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разни­ца между реально занимаемым местом и нормативным положени­ем цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приведен пример расчета суммар­ного отклонения (СО = 18).

Цвет красный желтый зеленый фиолет. синий коричн серый черный
Место цвета в аут. норме           б    
Место цвета в выборе                
Разность         о      

 

Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка. В «Психологической характеристике» этот показатель так и обозначен «Настроение». Он имеет только три уровня выраженности:

II зонаПреобладание отрицательных эмоций. У ребенка до­минируют плохое настроение и неприятные переживания, причи­ну которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетель­ствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проб­лем, которые он не может преодолеть самостоятельно.

III зонаЭмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адапта­ция протекает, в целом, нормально.

IV зонаПреобладание положительных эмоций. Ребенок ве­сел, счастлив, настроен оптимистично.

Преобладание плохого настроения (II зона) не является проти­вопоказанием для обучения ребенка в школе, но свидетельствует о том, что он остро нуждается в психологической (психотерапев­тической) помощи. Необходимо понять причины выявленного у ребенка состояния и попытаться изменить окружающую среду, не­гативно влияющую на ребенка и способствующую его невротизации.

Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический, баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. В «Психологической характеристике» (Приложение 3) эта психологическая особенность ребенка обозначена как «Энергия». Расчет ВК производится по формуле, предло­женной К. Шипошем:

Значение коэффициента изменяется от 0,2 до 5 баллов. Для при­веденного выше выбора, сделанного ребенком, расчет производит­ся следующим образом:

Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

II зонаХроническое переутомление, истощение, низкая рабо­тоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление свя­зано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (по­чечной. сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости ин­фекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.,

III зона – Компенсируемое состояние усталости. Самовосста­новление оптимальной работоспособности происходит за счет пе­риодического снижения активности. Необходима оптимизация ра­бочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.

IV зона – Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовно­стью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.

V зона – Перевозбуждение. Чаще всего, является результатом ра­боты ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.

Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нару­шается адекватность реагирования, снижается способность к са­моуправлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше времени ребенок начинает уде­лять урокам и меньше – отдыху, тем плачевнее бывают общие ре­зультаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок.

Для правильного понимания причин хронического переутомления ребенка (зона II), необходимо также учитывать взаимное располо­жение красного (3) и желтого (4) цветов. Исследования Л. А. Китаева-Смыка показали, что нервно-психическое истощение при­водит к глобальным сдвигам в функционировании всех систем ор­ганизма. Переутомление и падение энергетики приводят к тому, что сильные внешние раздражители становятся непереносимыми, причем в разряд «сильных» переходят и те раздражители, которые раньше воспринимались как нормальные. Меняется эмоциональ­ное восприятие цвета. Сине-голубые оттенки кажутся более при­влекательными, а желто-красные – резко неприятными. Особен­но непереносимым становится желтый цвет. Когда этот цвет ока­зывается перед глазами переутомленного человека, он может вызвать приступ тошноты или головной боли, даже привести к потере сознания.

Исследования подтверждают, что о нервно-психическом ис­тощении и хроническом переутомлении можно говорить, когда не только значение ВК соответствует II зоне, но и в самом цветовом выборе желтый цвет находится правее красного и ближе к концу ря­да. Если ближе к концу ряда оказывается красный цвет, а желтый на­ходится левее, ближе к началу ряда, то состояние ребенка может быть охарактеризовано как обычная усталость, но при этом как до­полнительный фактор, как правило, присутствует «внешнее» подав­ление активности ребенка (авторитарное давление родителей, чрезмерные охранительные запреты или предупредительные забо­ты). В этом случае со здоровьем у ребенка может быть все в порядке. Мы сталкиваемся не с физиологическим истощением, а имеем сум­марный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего управления и давления) снижения активности. Оптимизи­ровать состояние и работоспособность ребенка можно за счет нор­мализации отношения к нему со стороны взрослых (коррекции сти­ля воспитания) и общего режима его жизнедеятельности без сни­жения нагрузок.

ММД является дополнительным фактором, осложняющим дея­тельность ребенка. Наличие ММД свидетельствует о нарушениях в функционировании мозга, которые обычно приводят к сдвигам и в энергообеспечении организма. Если при ММД вегетативный ко­эффициент ВК находится в зоне III или V, то без специального лечения компенсация дисфункции оказывается невозможной. Если ВК оказался в зоне II, то вполне вероятны серьезные ухудше­ния и дезорганизация мозговой деятельности. В этом случае не­обходимо срочно оптимизировать нагрузки и режим ребенка, что обязательно должно сочетаться с его лечением. Если ВК нахо­дится в зоне IV, то найден оптимальный режим жизнедеятельно­сти ребенка, при котором вполне вероятна и постепенная норма­лизация работы мозга без дополнительного лечения.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: