Проблемы общения со сверстниками...47
«У ежика не было друзей»...47
Памятка для педагогов и родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста...49
«Как научить сына общаться?»...51
Вербальная агрессия...55
Дети ругаются матом...55
Патологические привычки...57
Сосание предметов...58
«Девочка очень привязана к тряпочке»...58
Сосание соски...59
Шла Соня в детский сад и сосала соску...59
Сосание пальца...61
Кусание или грызение ногтей (онихофагия)...62
«Как отучить Ваню грызть ногти?»...63
Онанизм (мастурбация)...64
«Мама бьет сына по рукам»...64
Девочка ерзает на стуле...65
«Я не верю, что ей может присниться белиберда»...66
Памятка для педагогов и родителей «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»...69
Содержание...281
Конфликт в детско-материнских отношениях...71
«Я так жду, что она умрет!»...71
«Забыли забрать из детского сада»...74
Нет фотографии семьи...77
Сибс-конфликты...79
«Мама, носи меня на руках!»...79
«Я ее не слышала!»...84
«Ну родился и родился, чего радуетесь!»...85
«Мама, если ты меня любишь, то не поведешь в детский сад!»...85
Проблемы адаптации...87
Что происходит с ребенком?...87
«Это плохой мальчик внутри меня»...88
«Не хочу, не буду!»...90
Причины плохой адаптации детей...92
«Мне трудно жить!»...96
Памятка для педагогов «Что нужно делать для решения проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»...99
Памятка для педагогов по консультированию
родителей...101
«Вдруг их подменили?»...103
Воспитание не соответствует полу ребенка...105
Девочка любит играть в машинки...105
«Я даже не знаю, на кого она похожа!»...108
Девочка Маша играет только в машинки...113
Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет)
Страхи у детей...116
«Как приучить сына к боли?»...116
«Мама меня убьет, если я сниму колготки!»...118
Опросник «Страхи у детей» (Автор А. И. Захаров)...122
Памятка для педагогов, родителей и детей «Правила обращения со страхами»...128
Памятка для педагогов и родителей:
«Осторожно, страхи!»...129
«Вот почему я болею!»...130
«Посмотри, Аня, весь мир — опасность!»...133
Жестокость в детско-родительских отношениях и психологические защиты у детей...137
«Собакой буду!»...137
Памятка для родителей и педагогов: «Что делать,
если ребенок дошкольного возраста берет чужое?»...139
«Я тебя бью, но знай, что я тебя люблю!»...140
«Я первый!»...142
Памятка для педагогов и родителей при столкновении
с психологическими 'защитами у детей...146
Мальчик пришел в детский сад со следами побоев...146
Психологическая помощь детям при дисгармонии в семейных отношениях...151
«У меня есть плохие моменты»...152
«Нарисую убийцу»...157
«Мои родители теперь два раза развелись»...158
Опросник для родителей «Любимая сказка»...164
Семейное интервью (автор А. И. Захаров)......165
Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей дошкольного возраста...169
«Ты испортила мне праздник!»...172
«Так боится воспитательницы, что весь трясется при виде ее!»...175
«Крыса!»...177
Вопросник «Отношение детей к педагогу»...183
Анкета «Отношение педагога к ребенку»...190
О наказаниях и поощрениях детей
дошкольного возраста...193
«Меня вчера папа обидел словами»...196
«Нахалка!»...198
Памятка для родителей и педагогов «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»...202
Памятка для родителей и педагогов «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»...203
Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»...204
Словарь...206
Литература...213
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение …1
Программа «Психологическая компетентность детей дошкольного возраста»...218
Приложение …2
Психологическая компетентность взрослых...235
Приложение …3
Игры на тему «Знакомство»...238
Приложение …4
Тренинг общения (16 занятий)...240
Приложение …5
' Программа коррекционно-развивающих занятий по проблемам адаптации детей дошкольного возраста (16 занятий)...254
Приложение …6
Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов)...259
Приложение …7
Программа коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей (30 занятий)...263
Приложение …8
Занятие с детьми 5 — 6 лет на тему «Я обиделся!» …276
Елена Евгеньевна Алексеева
■
Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?
Учебно-методическое пособие 2-е издание
Главный редактор И. Лвидон Зав. редакцией О. Гончукова Художественный редактор П. Борозенец Технический редактор А. Каретин Директор J1. Янковский
Подписано в печать 16.11.2007 Формат 60x90 '/ib. Печ. л. 18 Тираж 4000 экз. Заказ № 1740
ООО Издательство «Речь» 199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство "Речь"»
тел. (812) 323-76-70,323-90-63 sales@rech.spb.ru Интернет-магазин: www.rech.spb.ru
Представительство в Москве: (495) 502-67-07, rech@online.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП «Типография „Наука"» 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия, д. 12
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. И. ГЕРЦЕНА
объявляет прием на обучение по программе «Семейная практическая психология».
Форма обучения: вечерняя без отрыва от работы (2—3 раза в неделю) или заочная (2 сессии по 30 дней в течение года).
При успешном выполнении учебного плана и защите выпускной работы слушателю вручается государственный диплом о профессиональной переподготовке по прогрмамме «Семейная практическая психология», удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение профессиональной деятельности в сфере детской и семейной практической психологии.
Тел./факс: (812) 312-36-40 E-mail: ido@herzen.spb.ru Адрес: 191186, С.-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, кор. 1, ком. 305.