План работы по преемственности
(ФГОС НОО - ФГОС ООО)
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на уровнях начального и среднего школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.
Данный этап образования (конец 4-го года обучения - 5-й год обучения), как и первый этап, имеет переходный характер.
Для успешной адаптации школьника к новым условиям необходимо:
-учитывать психологические особенности 10—12 летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которой ребенок перешел в 5-й класс;
-анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
-создать педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные в начальной школе, индивидуализированный “инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу и др.) в разных учебных ситуациях
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые, прежде всего, являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредмпетных УУД в основной школе.
В связи с этим, возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
· совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
· работа с обучающимися;
· работа с родителями (законными представителями).
Предполагаемый результат:
Взаимосвязь и совместная деятельность начальной и средней школы с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Обучающийся проявляет интерес к обучению, верит в свои силы и возможности, чувствует психологическую комфортность при переходе в среднее звено.
Сохранение здоровья обучающихся. Социальная адаптация детей в новых условиях.
Единые требования к осуществлению преемственности в обучении обучающихся начального и среднего уровней
1. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена - программу начальной школы.
2. Учителям начальных классов ознакомиться с программой по предметам 5 класса, учителям-предметникам ознакомиться с основными требованиями к знаниям и умениям обучающихся начальных классов.
3. Учителям 4 классов в течение I четверти посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.
4. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом обучающихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
5. При проведении уроков учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения.
6. Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
7. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместно с будущим классным руководителем.
№ | Мероприятия | Цель проводимого мероприятия | Сроки проведения | Ответственные за проведение мероприятия | Выход |
Собеседование заместителя директора по УВР с педагогами и классными руководителями 5-х классов | Ознакомление классных руководителей с окончательным списочным составом, особенностями адаптационного периода учащихся 5-х классов и планом работы по преемственности на период адаптации | Август | Зам. директора по УВР | Коррекция плана работы по преемственности на период адаптации 5-х классов | |
Родительские собрания 5-х классов при участии учителей-предметников | Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода обучающихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований к обучающимся 5-х классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общим образованием | 2-я неделя сентября | Классные руководители | Организация работы с родителями (законными представителями) по вопросам адаптации обучающихся, предупреждение взаимных претензий | |
Входные диагностические работы | Определить степень сохранности (устойчивости) знаний учащихся за курс начальной школы | 2-я неделя сентября | Руководители ШМО | Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы | |
Классно-обобщающий контроль 5-х классов | Выявление организационно-психологических проблем классных коллективов, изучение индивидуальных особенностей обучающихся, оценка их уровня обученности, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации обучающихся 5 классов в среднем звене обучения | Октябрь-ноябрь | Администрация, психолог | Разработка системы мер по дальнейшему развитию классных коллективов | |
а) посещение уроков | Ознакомление с особенностями коллективов, организацией учебной деятельности обучающихся. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям учащихся и единства требований, предъявляемых учителями к обучающимся 5 классов | Октябрь-ноябрь | Администрация, руководители ШМО, психолог, учителя начальной школы | Анализ уроков, изучение педагогических подходов, разработка методических рекомендаций коррекционных мер, индивидуальная психологическая и методическая помощь | |
б) анкетирование обучающихся | Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе | 4-я неделя октября | Классные руководители, психолог | Определение форм индивидуальной работы с обучающимися и классом в целом | |
в) анкетирование родителей (законных представителей) | Определение круга претензий | 4-я неделя октября на родительском собрании | Классные руководители, психолог | Индивидуальная работа с родителями (законными представителями) и учителями-предметниками | |
г) проверка школьной документации | Проверка ведения контроля за дисциплиной обучающихся. Проверка регулярности выставления оценок в классный журнал, дневники обучающихся, ознакомление с культурой ведения обучающимися тетрадей и дневников | Октябрь | Зам. директора по УВР | Собеседование с учителями и классными руководителями | |
д) посещение внеклассных мероприятий | Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период | Октябрь-ноябрь | Зам. директора по воспитательной работе | Помощь классному руководителю в коррекции программы воспитательной работы, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и сплочению классного коллектива | |
Родительские собрания 5-х классов при участии учителей-предметников и психолога | Ознакомление родителей (законных представителей) с итогами проверочных контрольных работ, с психо-эмоциональным состоянием в классном коллективе на первом этапе адаптационного периода обучающихся в среднем звене школы | октябрь | Классные руководители 5-х классов | Рекомендации родителям (законным представителям) по ликвидации обнаруженных проблем. Индивидуальная работа с родителями (законными представителями) | |
Малый педсовет с участием администрации, учителей начальной школы, учителей средней школы, работающих в 5-х класса, психолога | Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, итогов работы по преемственности в обучении между начальным и средним образованием в период адаптации обучающихся 5-х классов к обучению в среднем звене | ноябрь | Зам. директора по УВР, НМР, Вр | Индивидуальная работа с учителями-предметниками с учетом замечаний. Индивидуальная работа с обучающимися с учетом полученных результатов, коррекция дальнейшей совместной работы начальной и средней школы по вопросам преемственности с учетом выявленных проблем | |
Предварительная расстановка кадров для работы в 5-х классах на следующий учебный год | Определение педагогического состава для осуществления дельнейшего плана работы по преемственности | март | Администрация | Собеседование с учителями-предметниками и классными руководителями будущих 5-х классов о целях и задачах предстоящей работы по преемственности | |
Совместное заседание учителей выпускных 4-х классов и педколлектива | Определение целей и задач мероприятий по подготовке обучающихся выпускных классов начальной школы к успешной адаптации к обучению в среднем звене | март | Зам. директора по УВР, НМР, ВР | Корректировка плана совместной деятельности, согласование расписания взаимопосещения уроков, контрольных срезов знаний | |
Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку, математике, замер техники чтения | Проверить сформированность знаний за курс начальной школы, изучить готовность – выпускников 4-х классов к дальнейшему обучению в средней школе | Апрель – май | Заместитель директора по УВР | Анализ работ на заседаниях. Коррекция знаний обучающихся. Подготовка к педконсилиуму по 4-м классам | |
Знакомство с классными коллективами выпускных 4-х классов. Посещение уроков администрацией, учителями средней школы, классными руководителями будущих 5-х классов, психологом | Изучение программ начальных классов, ознакомление с особенностями выпускников начальной школы. Изучение уровня работоспособности обучающихся, их познавательной активности. Ознакомление с системой педагогических подходов учителей начальной школы, выявление психолого-педагогических проблем. Знакомство детей с их будущими учителями | Апрель – май | Зам. директора по УВР и НМР | Проведение в 4-х классах пробных уроков учителями средней школы, разработка и проведение коррекционных мероприятий | |
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы | Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями средней школы. Изучение методов организации учебной деятельности обучающихся с целью повышения их познавательной активности, своевременная коррекция деятельности учителей. | В течение года | Руководители ШМО | Обмен опытом посредством открытых уроков, мероприятий. | |
Психологическое тестирование учащихся 4-х классов | Изучение личности выпускника начальной школы | апрель | Классные руководители 4-х классов, психолог | Составление психологической характеристики классных коллективов. | |
Совещание при директоре | Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за истекший год. | 3-я неделя мая | Директор | Разработка плана преемственности на следующий год | |
Совещание при директоре | Комплектование 5-х классов | 4-я неделя мая | Директор | Составление списочного состава 5-классов, утверждение педагогического состава и классных руководителей будущих 5-х классов | |
Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы | Подведение итогов учебного года. Знакомство родителей (законных представителей) с будущими учителями их детей, снятие психологического барьера настороженного ожидания трудностей при обучения в 5-м классе | 4-я неделя мая | Директор | Определение перспектив дальнейшего обучения детей, согласование с родителями возможного уровня обучения в 5-м классе |