Манипулятивные методы воздействия на общественное сознание в эфире современного теле- и радиовещания




Чалкина Дарья 950М2

(на примере выпусков новостей «Первого канала» и НТВ)

 

Современное теле- и радиовещание используют различные манипулятивные методы и приемы, воздействующие на различные психические структуры человека как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Под манипуляцией массовым сознанием понимается один из способов господства и подавления воли человека путем духовного воздействия на него через программирование его поведения.

Массированный поток информации, который ежедневно получает человек с помощью телевидения и радио, дезориентирует его, вызывает у него сомнение в привычных нормах поведения и морально-этических ценностях. Телевидение и радио как средства социальной коммуникации способны определять и формировать представления, установки и поведение людей. Возможность искажения реальной социальной действительности, приводящего к манипулированию общественным сознанием, реализуется за счет специфики телевидения и радио как средств массовой коммуникации.

Телевидение и радио обладают рядом преимуществ перед другими средствами массовой информации. И телевидение, и радио способны транслировать информацию с большим охватом, оперативно, в режиме прямой трансляции, централизованно и всесторонне; они создают эффект присутствия, вызывающий особые эмоционально-психологические ощущения у зрителей и слушателей.

Вместе с тем каждое из этих средств массовой коммуникации обладает уникальными, приоритетными преимуществами. Так, восприятие радиосообщений не требует особой концентрации внимания, они воспринимаются практически в любых условиях, а телевещание характеризуется личностным характером общения.

С другой стороны, телевидение и радио за счет всеохватности вещания имеют возможность манипулировать общественным мнением большого количества людей, то есть навязывать им искаженный образ действительности. Под общественным мнением понимается явное или скрытое отношение определенных общностей социума к событиям и проблемам действительности. Социальная общественность соотносит себя с окружающей действительностью и друг с другом и, таким образом, формируются схожие убеждения, традиции, нормы, идеи.

Многие исследователи (Р.В. Бусаргин[1], В.И. Елева[2], Н.Ф. Пономарев[3] и др.) отмечают, что средства массовой информации и коммуникации являются основным фактором формирования и изменения общественного мнения. Человеку насильственно могут навязываться заранее запрограммированные оценки, может осуществляться психологическое давление на его сознание, которое рассчитано на неосознанное восприятие и усвоение человеком определенных ценностей и целей. Средства массовой информации часто сознательно отбирают ту часть информации и дезинформации, которая необходима человеку для оценки социальной действительности.

Манипулятивный арсенал телевидения и радио очень разнообразен: они могут преднамеренно искажать реальное положение вещей, замалчивая одни факты и выставляя на первый план другие; могут пробуждать у человека негативные или положительные эмоции с помощью аудиальных и визуальных образов. Все это создает определенный эмоциональный настрой и психологические установки у аудитории.

С момента своего появления телевидение являлось инструментом государственной информационной политики: с его помощью власть может доходчиво и оперативно разъяснять населению необходимость трансформаций в различных социальных сферах жизни, формировать позитивное восприятие государства и его руководителей в общественном мнении, обеспечивать поддержку проводимых мероприятий со стороны населения.

С другой стороны, если власть не хочет объяснять принятые ею решения или не хочет доводить их до сведения населения, то в средствах массовой информации, подконтрольных ей, об этих решениях будет либо сказано мало, либо не сказано вовсе. С помощью телевидения и радио представители власти могут транслировать невыгодные для них события «в нужном свете».

Именно новости и на телевидении, и на радио, которые представляются как важные, становятся таковыми и в сознании людей. Так, на «Первом канале» в информационных выпусках приоритетными являются события, связанные с президентом, Правительством и Думой. Порой на освещение других событий на «Первом канале» даже не остается времени. Если президенту может быть уделено три-четыре сюжета, то, например, автомобильной аварии за границей лишь один сюжет длительностью несколько секунд.

Для проведения сравнительного анализа информационных программ возьмем верстки дневных новостей на двух федеральных каналах: «Новости» в 15.00 на «Первом» и программа «Сегодня» в 16.00 на НТВ.

15.00 «Новости». «Первый канал» [4].

1. Во Владивостоке задержана банда, которая убивала людей и завладевала их имуществом.

2. Правительство должно утвердить стратегию по климатической доктрине.

3. Медведев в мае должен посетить Украину.

4. В Челябинске мужчина вез женщину с послеродовым кровотечением, его остановили сотрудники милиции и предъявили обвинение в нарушении правил.

5. Сенатор Пензенской области подал в отставку.

6. В восемнадцати городах нашей страны пройдут парады в честь Дня Победы, репетиция парада в Москве.

7. Ингушетия отмечает 240 лет в составе России.

8. Народная экономика (разница с наибольшей и с наименьшей зарплатой, ставки по ипотеке, отсрочки по кредитам, продаётся залоговое имущество кредиторов ВМЗ, курс доллара и евро, Индия).

9. Греция, митинги бюджетников против повышения налогов.

10. В Китае принят законопроект, который может запретить есть кошек и собак.

16.00 «Сегодня». НТВ [5].

1. В Челябинске мужчина вез женщину с послеродовым кровотечением, его остановили сотрудники милиции и предъявили обвинение в нарушении правил.

2. В Москве задержан чиновник, который брал большие откаты.

3. Решение вопроса о лишении родительских прав семейной пары Рантала, также дело Салонеи, у которой отобрали ребёнка.

4. Совещания Совета безопасности. Тема: необходимо сокращать выбросы углеводорода в атмосферу.

5. Заседание в Государственной Думе. Тема: законопроект о лекарствах, предельную цену на медикаменты будет контролировать государство, также обсуждалась тема продвижения языковой культуры в регионах.

6. В Ижевске закрываются коррекционные группы для детей ДЦП в целях оптимизации расходов.

7. Анонс документального фильма «Егор Гайдар. Долгое время»

8. В Дагестане несколько населенных пунктов оказались затоплены, жителей не предупредили о наводнении.

9. В Сочи началось строительство олимпийского стадиона.

10. ЦСКА обыграл Севилью со счетом 2:1, армейцы получат несколько миллионов долларов.

11. «Летучая Мышь» впервые на новой сцене Большого театра.

Таким образом, «Новости» на «Первом», хотя и начинаются с репортажа о банды из Владивостока, вторые две новости – официальная хроника. Информационные выпуски на «Первом» более политизированы, чем на НТВ. В программе «Сегодня» из политических событий присутствует только заседание в ГД по поводу законопроекта о лекарствах, и эта новость стоит в верстке только на пятом месте.

В целом исследователи отмечают, что именно по формированию новостной политики на телевидении и радио можно судить о политической свободе или несвободе канала.

Одним из методов воздействия на общественное сознание и методом формирования доверия к телевидению и радио является прямое включение с места событий. Если событие по времени совпадает с выходом в эфир новостей, если событие достойно показа и рассказа о нем и достаточно красноречиво, тогда оно транслируется в прямом эфире. Прямое включение позволяет создать «эффект присутствия», то есть позволяет слушателю или зрителю ощутить себя в центре событий, а также повышает доверие к информационным программам и к телевидению или радио в целом, так как прямое включение подразумевает только смену ракурсов и планов в режиме реального времени, исключая возможность купюр и сложного монтажа. Например, прямые включения с места военных действий в Ливии, Сирии или Египте, позволяют зрителям самим увидеть, что на самом деле происходит в этих арабских странах, оценить конкретные разрушения в городах, охваченных революцией.

Характерным манипулятивным приемом, регулярно использующимся на современном телевидении, является метод создания «псевдособытий» и придание незначительным новостям большого масштаба. Так, и на Первом канале, и на НТВ в выпусках новостей от 1 июля 2011 г. подробно освещалась поездка премьер-министра В.В. Путина в Бурятию, в поселок Тугнуй, к Даше Варфоломеевой, которая смогла дозвониться на «прямую линию» к Путину и попросила у него красивое платье и куклу, а заодно рассказала, как тяжело живется жителям поселка.

Метод создания «псевдособытий» используется тогда, когда нужно отвлечь внимание общества от тех событий, повышенное внимание к которым было бы нежелательно. Например, если в стране вспыхивают недовольства социальной политикой государства, выливающиеся в массовые митинги, то на теле- и радиоэфире могут «подать» эту новость в контексте других новостей, на которые население и должно обратить внимание. Так, в новостных выпусках может упоминаться о подобных акциях в других европейских странах, об истории митингования в России последних лет и т.п. Таким образом, в сознании общественности складывается стереотип: митинг, массовые недовольства – это нормально, так происходит везде, и в России это уже происходило не раз. Внимание же от массовости недовольных социальной политикой, от масштабности и непривычности происходящих событий переключается на другие события.

Так, 4 февраля 2012 г. в вечернем выпуске новостей Первый канал рассказал о митинге «За честные выборы» следующее: обозначил количество митингующих; провел интервью с Михаилом Прохоровым и Алексеем Кудриным, которые поддерживали митингующих; показал фрагменты выступлений митингующих. НТВ сделал несколько сюжетов о митингах и провел серию интервью с «простыми» людьми – участниками митингов.

Важным средством манипуляции общественным сознанием является использование манипулятивной семантики слов, изменение смысла слов и понятий. Так, для обозначения неблагоприятных действий в теле- и радиовещании используются эвфемизмы, которые, с одной стороны, снижают информативность, а с другой – повышают эффективность коммуникации за счет привлечения внимания и усиления речевого воздействия. На телевидении и радио эвфемизмы выполняют, главным образом, интенсиональную (используются в целях достижения определенных коммуникативных эффектов, например, убеждения и внушения) и социально-регулятивную (отражают этические нормы общения, принятые в обществе) функции.

С помощью эвфемизмов либо создается положительный образ или нейтрализуется негативное впечатление для утверждения нужных идей. Наиболее распространенными сферами употребления эвфемизмов на телевидении и радио являются органы власти и их деятельность; военные действия и их участники; экономика.

Например, военные действия и войну на телевидении и радио традиционно называются «контртеррористическими операциями», «спецоперациями», «миссией» и т.п. Слова «миссия», «операция» по своей коннотативной окраске являются нейтральными, в то время как слово «война» и словосочетание «военные действия» имеют негативную семантику. Несмотря на то, что эвфемизмы «операция», «миссия», «действия», «конфликт» не полностью нейтрализуют отрицательную оценку, тем не менее они «смягчают» эффект угрозы, насилия и страха, который возникает в общественном сознании при употреблении слова «война». В настоящее время военные действия в Сирии и Израиле на телевидении и радио именуются с помощью эвфемистического выражения «ситуация на Ближнем Востоке», которое обладает семантической неопределенностью по сравнению с тем понятием, которое оно замещает. Однако понятие «улучшается» лишь формально, так как человеку понятно, что речь идет о гражданской войне.

Так, в выпуске новостей НТВ от 06.06.2012 г. в сюжете об интенсивной подготовке частей и подразделений Минобороны РФ для действий за пределами страны говорится: «Для начала операции военные ждут политического решения руководства России и резолюции ООН». В данном случае эвфемизм «операция» заменяет более негативное слово «война».

При совершении каких-либо действий человек часто ориентируется на так называемых лидеров мнений – людей авторитетных, уважаемых, к чьему мнению многие прислушиваются. Этим пользуются и телевидение, и радио, которые в качестве лидеров мнений при освещении определенных событий могут привлекать фигуры тех людей, которые стали авторитетными для определенной категории населения. Например, при освещении так называемого «Марша миллионов» 06.05.2012 г. в Москве Первый канал предоставил слово оппозиционеру из движения «Левый фронт» Сергею Удальцову и сопредседателю Партии народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» Борису Немцову.

Обществу может преподноситься только часть достоверной информации, а другая ее часть утаивается. Например, в новостях объявляют об очередном повышении цен на газ и свет, убеждая население в том, что данное повышение обусловлено мировыми стандартами. Однако о том, что и доходы в европейских странах также выше, чем в России, в новостях может не упоминаться. Данный метод воздействия на общественное сознание носит название «правда – наполовину» [6].

И для современного телевидения, и для радио характерно использование такого приема воздействия, основанного на психологии восприятия человека, как метод фрагментации [7] (информационный поток разбивается на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом). Ежедневно в мире и в нашей стране происходит огромное количество событий, которую телевидение и радио подают единым потоком. Данный поток новостей и информации массовый потребитель не способен рассортировать за счет обилия противоречивых комментариев и мнений, которые не имеют в своей основе точных и проверяемых фактов.

Данный метод различные телевизионные каналы используют в разной степени. Например, на «Первом канале» четко отделяются мнения от фактов; канал даже излишне сконцентрирован на политике и лидерах страны; в центре внимания на «Первом канале» находится событие, а не человек. На телеканале «НТВ» представлена разнообразная палитра мнений «ньюсмейкеров»; большое внимание почти в каждом новостном сюжете уделяется человеку, а не событию.

Однако если получение информации из телевидения характерно для всех возрастных групп, то есть и для людей среднего возраста, и для пенсионеров, и для молодежи, то получение информации из радио, как правило, характерно для молодых людей. Для молодежи радио – это, прежде всего, источник получения информации и развлечения, и, когда информация транслируется на радиоволнах, молодые люди невольно получают ее.

Необходимо отметить, что воздействие телевидения и радио на общественное сознание происходит не только с помощью формирования повестки дня и определения количества сообщений, которые необходимо «выдать» в эфир по данной теме, но и с помощью способа освещения рассматриваемых тем: объема информации, использования определенных слов и выражений, видеоряда и звукоряда.

Таким образом, телевидение и радио используют самые разнообразные методы воздействия на общественное сознание в процессе освещения и трансляции социально важной информации. Современные средства массовой информации выполняют не вспомогательно-техническую роль, как несколько десятилетий назад: они активно формируют общественное мнение, транслируют информацию, влияют на процесс принятия политических решений и являются ареной для выражения интересов разных групп влияния.

Основными методами воздействия телевидения и радио на общественное сознание являются семантическое манипулирование (использование эвфемизмов); формирование информационной повестки дня (расстановка приоритетов в освещении событий); фрагментация событий; прямое включение с места событий, позволяющее повысить доверие общественности к сообщаемой информации; метод «правда – наполовину»; придание незначительным новостям большого масштаба; переориентация внимания; использование «лидеров мнений».

Все люди в той или иной степени подвержены манипулятивному воздействию телевидения и радио, и недооценивать эффективность манипулирования также не стоит. Современные средства массовой коммуникации обладают серьезным арсеналом как легальных, так и манипулятивных методов воздействия на общественное сознание. Информационные программы общенациональных российских телеканалов друг от друга отличаются по многим параметрам. Освещение деятельности президента является одной из главных тем. Остальные события зачастую освещаются «по остаточному принципу». Повышенное внимание уделяется и другим «политически правильным» новостям – будь то митинг «партии власти» или акция прогосударственного молодежного движения. Проблемные события зачастую замалчиваются, или же их значимость искусственно принижается.

В центре внимания «Первого канала» – событие, тогда как на «НТВ» – человек. Разумеется, для журналистов «Первого канала» человек тоже интересен, но подход к созданию новостного сообщения здесь иной, и структурный центр отдельных материалов от выпуска в целом отличается от «НТВ». Программы новостей «НТВ» отличает также и верстка. Часто первым идет сообщение, которое другие каналы вообще обошли стороной, либо заверстали в конце выпуска. На первом месте – человеческая трагедия – так здесь формулируют принцип ранжирования новостей.

Необходимо отметить, что телевидение как наиболее популярный источник информации является и основным инструментом влияния на аудиторию в силу объективных технических качеств. Современные политические технологии обязаны своим воздействием на массы, в первую очередь, визуальным образам телевидения. Впрочем, надо признать, что изначально средства массовой информации по своей природе склонны к манипуляции.


Список использованной литературы

 

1. Баскова Ю.С. Эвфемизмы как средство манипулирования в языке СМИ: на материале русского и английского языков: Дисс. … канд. филол. наук. – Краснодар, 2006. – 162 с.

2. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. – М.: Академия, 2009. – 239 с.

3. Бусаргин Р.В. Влияние информационных технологий на массовое сознание россиян: этнополитические интенции: Дисс. … канд. полит. наук. – Саратов, 2006. – 142 с.

4. Вартанов А. Российское телевидение на рубеже веков: программы, проблемы, лица: учебн. пособие. – М.: КДУ, 2009. – 479 с.

5. Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование. – М.: Академический проект, 2009. – 342 с.

6. Елева В.И. Манипулирование массовым политическим сознанием: Анализ репрезентации проявлений, разновидностей и технологий: Дисс. … канд. полит. наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – 176 с.

7. Зелинский С.А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием человека // www.psyfactor.org.

8. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: общество – СМИ – власть. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 431 с.

9. Меркулова О.В. Средства массовой информации как политический институт формирования общественного мнения в современной России: Дисс. … канд. полит. наук. – М., 2004. – 144 с.

10. Павлова Е.Д. Скрытое воздействие средств массовой информации на массовое сознание как социально-философская проблема: Дисс. … канд. филос. наук. – М., 2004. – 154 с.

11. Пономарев Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции. – М.: Аспект Пресс, 2007.

12. Пугачев В.П. Информационная власть и демократия // Общественные науки и современность. – 1999. – № 4.

13. СМИ в меняющейся России: коллективная монография / Аникина М.Е. и др., под ред. Е. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 335 с.

14. Шарков Ф.И. Коммуникология: социология массовой коммуникации. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 318 с.

15. Юрченко Е.И. Средство массовой информации и общество: Дисс. … канд. социол. наук. – М., 2010. – 134 с.

 

 


[1] Бусаргин Р.В. Влияние информационных технологий на массовое сознание россиян: этнополитические интенции: Дисс. … канд. полит. наук. – Саратов, 2006. – 142 с.

[2] Елева В.И. Манипулирование массовым политическим сознанием: Анализ репрезентации проявлений, разновидностей и технологий: Дисс. … канд. полит. наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – 176 с.

[3] Пономарев Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции. – М.: Аспект Пресс, 2007.

[4] Эфир от 17 марта 2010 г.

[5] Эфир от 17 марта 2010 г.

[6] Зелинский С.А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием человека // www.psyfactor.org.

[7] Пугачев В.П. Информационная власть и демократия // Общественные науки и современность. – 1999. – № 4. – С. 72.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: