ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС С. ШОЙГУ




Аннотация: раскрываются понятия речевой стратегии и речевой тактики, приводятся результаты исследования политического дискурса Министра обороны РФ Сергея Шойгу.

Ключевые слова: дискурс, политика, речевая стратегия, речевая тактика.

 

Abstract: the article describes the concept of speech strategies and speech tactics as well as the results of research of political discourse on the example of Russian defense Minister Sergei Shoigu.

Keywords: discourse, politics, speech strategy, speech tactics.

 

В настоящее время российские филологи большое внимание уделяют вопросам русского языка, культуры профессиональной речи, эффективности речевого взаимодействия. В свете последних исследований О. Н. Паршиной «Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты» [4], Е. Ю. Алешиной «Особенности дискурсивного выражения конфликта в диктемной структуре политического текста конфликтной ситуации» [1], Н. В. Кузнецовой «Политический дискурс, обеспечивающий власть политической элиты» [3], речь политиков – элиты общества, заслуживает особого внимания. От их профессиональных и коммуникативных способностей зависит судьба страны, региона, решение значимых общественных задач.

Политическую элиту составляют несколько социально-профессиональных групп, различающихся степенью влияния на процесс выработки и принятия важнейших политических решений. Ученый П. Шаран выделяет три таких группы: высшую, среднюю и административную. К высшей элите он относит представителей властных структур и тех, кто непосредственно принимает участие в реализации решений, значимых для государства. Средняя элита представлена взрослым населением и отличается высоким доходом, наличием профессионального статуса, престижным образованием. Административную элиту составляют государственные служащие, находящиеся на руководящих постах в министерствах, департаментах и других органах управления.

Цель статьи – исследовать языковую личность политика Сергея Шойгу как представителя высшей элиты российского общества с точки зрения политического дискурса.

Объект исследования – устный политический дискурс Шойгу.

Предмет исследования – стратегии и тактики устного политического дискурса Шойгу.

Исследование проводилось на материале видеозаписей речевого поведения российского политика Шойгу в период 2010 и 2015 гг., так как в промежуточные годы его выступлений на экранах не было. В состав изучаемого материала вошли телеинтервью политика в программе «Вести в субботу» (ведущий – Сергей Брилев) и выступление на ток-шоу «Познер» (ведущий – Владимир Познер»), дающие возможность наблюдать особенности проявления устной формы политического дискурса, в которой так высок элемент спонтанности речи. Объем материала – 1 час 12 минут звучания.

В данной работе основным методом исследования являлся описательный метод, включающий наблюдение, сопоставление, обобщение и интерпретацию полученных фактов, а также приемы риторического анализа.

В результате исследования выстроилась система применяемых политиком стратегий и тактик, оценивалась частотность и эффективность используемых речевых структур, выявилась зависимость применения формулировок от жанра речи, ситуации, коммуникативного типа личности. Таким образом, проведенное исследование вносит свой вклад в риторику и прагматику речи вообще и в исследование политического дискурса в частности.

Итак, политический дискурс представляет собой явление, которое имеет частотное проявление и особое социальное значение в жизни общества. Вместе с тем феномен политического дискурса не поддается однозначному определению. Это сложный объект исследования, поскольку лежит на пересечении разных сфер знаний – вопросов политологии, социальной психологии, лингвистики; он связан с анализом формы, задач и содержания дискурса, употребляемого в определенных, политических, ситуациях.

В русле когнитивного подхода О. С. Иссерс понимает под коммуникативной стратегией «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативных целей», который «включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана» [2].

С точки зрения речевого воздействия, стратегию можно рассматривать только с помощью анализа тактик, поскольку стратегия в переводе с греческого (stratos «войско» + «ago» веду) – искусство планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Тактика (греч. «искусство построения войск») – это использование приемов и способов достижения какой-либо цели, линия поведения кого-либо. В этом контексте стратегия является комплексным феноменом, а тактика – аспектным.

Исследователь О. Н. Паршина выделяет несколько речевых стратегий политического дискурса. Во-первых, это стратегия самозащиты (тактика отождествления, тактика солидаризации, тактика оппозиционирования). Имидж политического лидера – это представление о политике, сложившееся у населения в результате длительного на него воздействия, обладающее высокой устойчивостью и сопротивляемостью к изменениям. В политической коммуникации имидж является результатом сознательной работы: лидер демонстрирует не свои истинные качества, а создаваемый и культивируемый им образ, активно навязываемый избирателям.

Во-вторых, стратегия дискредитации и нападения (тактика обвинения и тактика оскорбления). Цель стратегии дискредитации – подорвать авторитет дискредитируемого объекта, унизить его, опорочить, очернить в глазах избирателей.

В-третьих, манипулятивная стратегия (демагогические приемы и манипулятивные тактики). Опорочивание политического оппонента может достигаться и с помощью способов и средств психологической обработки аудитории, с помощью манипулятивных приемов и тактик.

В-четвертых, стратегия самозащиты (тактика оправдания, тактика оспаривания, тактика критики). В условиях ожесточенной борьбы за власть политик, являющийся объектом дискредитации или прямого нападения, делает ответный ход, используя при этом аналогичную, «наступательную» или же другую – «оборонительную» стратегию. Выбор одного из двух вариантов определяется типом языковой личности политического лидера, его установкой на кооперативное или же конфликтное общение, а также самой ситуацией общения. При этом «оборона» в конкретной ситуации может выступать в качестве самостоятельной стратегии речевого поведения политика – стратегии самозащиты, а может сочетаться с агональными средствами воздействия, то есть переходить в «наступление».

В-пятых, информационно-интерпретационная стратегия (тактика признания существования проблемы, тактика акцентирования положительной информации, тактика разъяснения, тактика комментирования, тактика рассмотрения проблемы под новым углом зрения, тактика указания пути решения проблемы). Информационно-интерпретационная стратегия в основном представлена жанрами диалогической речи – интервью и таким новым жанровым образованием, как «прямая линия». В политических диалогах подобного типа на первый план выступает не содержательно-фактуальная информация, а содержательно-концептуальная, раскрывающая авторское понимание отношений между явлениями, фактами, событиями.

В-шестых, стратегия формирования эмоционального настроя адресата (тактика единения, тактика обращения к эмоциям адресата, тактика учета ценностных ориентиров адресата). Стратегия формирования эмоционального настроя адресата реализуется в основном в выступлениях руководителей государства, обращенных к населению страны по поводу каких-либо важных событий. Это тексты разных жанров: приветственное слово, поздравление граждан с праздником, инаугурационная речь президента, обращение к населению по поводу чрезвычайных событий и т.п.

В-седьмых, аргументативная стратегия (тактика обоснованных оценок, тактика контрастного анализа, тактика указания на перспективу, тактика иллюстрирования). Аргументация – это сложная и многогранная интеллектуальная деятельность, включенная практически во все сферы жизни человека, связанные с потребностью убеждения адресата в необходимости принятия выдвигаемого тезиса. Это разновидность коммуникативной деятельности, направленной на убеждение адресата при помощи аргументов (где аргумент – это средство убеждения, имеющее речевую форму выражения и апеллирующее к мыслительным способностям адресата и его личностным ценностям). В политической коммуникации аргументативная стратегия выполняет особую функцию: способствует осуществлению демократически оформленного участия граждан в выборе власти и через избранных депутатов принятию общественно значимых решений.

В-восьмых, агитационная стратегия (тактика обещания и тактика призыва). Задача агитационной стратегии – воздействовать на поступки слушателей, чтобы побудить их к совершению определенного действия. [4]

Из исследования следует, что Шойгу прекрасно владеет речевыми стратегиями, которые характеризуют его как человека уверенного в себе, умеющего обращаться к людям, приводить аргументы, если того требует ситуация. Он владеет различными тактиками общения, которых требует политический статус. При этом стоит обратить внимание, что Министр обороны не использует в своей речи такие стратегии и тактики, которые могли показать агрессию. Он не набрасывается на людей с обвинениями и критикой. Наоборот, умело приводит аргументы, иллюстрирует свой ответ, анализирует факты, оценивает ситуацию. Немаловажно, что Шойгу в стратегии самопрезентации использует в основном тактику солидаризации: «Да, было такое», «Вы знаете, скорее да. Я могу сказать, что я вспоминаю о вере в Бога не тогда, когда приспичит, есть или нет». Это говорит о том, что политик не ставит себя выше других и не стремится показать свое превосходство.

Также из нашего исследования следует, что по истечении пяти лет Шойгу не утратил владения навыками грамотно применять речевые стратегии при разговоре (ПРИМЕРЫЛЮБЫЕ предложения). Это говорит о его высоком уровне профессионального развития, а также о том, что Министр обороны РФ продолжает вести себя уверенно независимо от того, насколько компрометирующей может быть ситуация.

Что касается применения речевых тактик, то Шойгу продолжает так же использовать те тактики, которые являлись преобладающими и ранее. Исключение составляет тактика комментирования. Кроме того, по сравнению с интервью 2010 года Шойгу значительно меньше использует тактику единения («Но вот эта наша манера показывать постоянно на власть…»), при этом гораздо чаще (по сравнению с 2010 годом) встречается тактика указания на перспективу («И в этой части мы, конечно, могли бы и, я думаю, это, скорее всего, состоится, значит, создание таких совместных машин или привлечение бразильских коллег, а у них достаточно большой опыт в этой части по созданию такой машины»).

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что Шойгу не боится использовать в своей речи различные стратегии и тактики.

Стоит отметить, что и в интервью 2010 года, как и в интервью 2015 года Шойгу в использовании приема самопрезентации прибегает к тактике солидаризации: «Ну, если по существу, знаете, во-первых, ни одно из сообщений Ваших коллег я не буду отрицать». Он не отождествляет себя с другими политиками и не прибегает к приемам оппозиции.

Мы рассматривали и манипулятивную стратегию и соответствующие ей тактики. Из взятых нами интервью можно увидеть, что Шойгу не использует их в своей речи.

Также стоит обратить внимание, что в обоих интервью Шойгу гораздо чаще использует информационно-интерпретационную стратегию и тактику разъяснения: «Имею ввиду, что эту угрозу, это оружие я сегодня уже могу назвать кибероружием. Значит, оно, конечно, все ближе и ближе идет к пониманию оружия массового поражения. Я бы так назвал».

Интервью 2010 и 2015 года показывают нам, что политик достаточно часто прибегает к аргументативной стратегии: «Пример – помните, Корякия, город заморозили – осудили, потому что денежки не туда направил, потому что топливо не завез и много таких вещей. Изменилось, потому что спрос стал жестче». Мы видим, что Шойгу может легко и быстро привести нужные аргументы, если того требует ситуация. При этом он рассматривает ситуацию с двух сторон.

Если сравнивать приведенные интервью, разрыв между которыми составляет целых 5 лет, то можно сказать, что Министр обороны РФ не прибегает к стратегиям самозащиты, дискредитации и нападения, а также к тактикам обвинения и оскорбления. Это уже говорит о том, что политик в первую очередь уважает самого себя и не опускается до уровня тех чиновников, которые считают, что за счет обвинения и оскорбления можно возвысить свою личность в глазах других (ПРИМЕРЫ),

Кроме того, Министр обороны РФ не прибегает к стратегии самозащиты и тактикам оправдания, оспаривания и критики. Он раскрывает ситуацию именно с той стороны, какой она является в действительности. Никаких критических выпадов мы не видим (ПРИМЕРЫ).

И в завершение стоит обратить внимание на то, как Министр обороны относится к своему собеседнику. В обоих интервью С. Шойгу использует тактику обращения к эмоциям адресата. Он всегда идет на контакт и за счет конструкций «вы знаете», «понимаете», «обратимся к…» акцентирует внимание на том, что он хочет сказать, тем самым показывая, что этот момент его ответа является важным: «Вы знаете, да», «Начнем с того, что мне не очень нравится, чем занимается моя дочь».

В качестве вывода можно сказать, что любая стратегия общения реализуется в речевых тактиках, которые представляют собой выбор и последовательность речевых действий, характеризующихся своей задачей в рамках избранной коммуникативной стратегии. Выбор стратегии является определяющим фактором и выбора тех способов и средств, которые использует политик для достижения поставленной цели.

Исследование тактик в коммуникативно-прагматическом аспекте позволило определить их речевую специфику на всех уровнях языковой системы. Речевые маркеры тактик проявляются не только на лексическом уровне, но и на уровне высказывания и текстовом уровне.

Эффективность речевого воздействия политика во многом зависит от уровня его риторической грамотности, что проявляется, прежде всего, в умелом использовании коммуникативных стратегий и тактик. В целом, успех речевого воздействия обеспечивается набором тактик, а эффективное применение тактик зависит и от выбора их речевого воплощения.

В зависимости от особенностей и типа языковой личности, используя возможность выбора, политики применяют их по-разному. Из возможного потенциала тактик политик выбирает те речевые средства, которые и формируют его политический речевой стиль и имидж в целом.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алешина Е. Ю. Особенности дискурсивного выражения конфликта в диктемной структуре политического текста конфликтной ситуации / Е. Ю. Алешина // Политический дискурс в парадигме научных исследований: материалы II международной научно-практической конференции. – Тюмень: Вектор Бук, 2015. – 202 с.

2. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. – Омск.: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. – 284 с.

3. Кузнецова Н. В. Политический дискурс, обеспечивающий власть политической элиты / Н. В. Кузнецова // Политический дискурс в парадигме научных исследований: материалы II международной научно-практической конференции. – Тюмень: Вектор Бук, 2015. – 202 с.

4. Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты / О. Н. Паршина. – Саратов: Сарат. Гос-ный ун-т им. Чернышевского, 2005. – 325 с.

 

Митрофанова Виктория Сергеевна, студент 3 курса гуманитарного факультета УлГТУ, специальности «Издательское дело и редактирование». Научный руководитель – доцент кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ Марина Евгеньевна Крошнева.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: