НастоящийДЖОННИ МНЕМОНИК. 11 глава




Убеждение, что спасение приходит через личностный рост и внутреннее знание, противоречило учению официальной церкви в XII веке не меньше, чем в III веке: познавать Бога следовало только при посредничестве священников или папы. Если бы «религия самостоятельности» стала слишком популярной, утратилась бы необходимость в профессиональном духовенстве.

Катаризм (альбигойство) оказался действительно популярным, и в условиях продолжающейся враждебности как духовных, так и светских властей катарам все же удалось сформировать организованную церковь. Миссионеры-богомилы вели активную деятельность и посеяли хорошие семена. Примерно в 1149 году первый епископ катаров зарекомендовал себя на севере Франции, а несколько лет спустя у него появились коллеги в Ломбардии. Их статус был признан в 1167 году, когда Альби посетил епископ богомилов Никита. И несмотря на то что на конференции официальной церкви в Альби (этот город был выбран потому, что

стал основным местом сосредоточения катаризма) катаров признали еретической сектой, это учение продолжало распространяться. К концу века всего насчитывалось 11 епархий катаров, одна из которых находилась на севере Франции, четыре — на юге этой страны и шесть — в Италии.

Действия папы Иннокентия III были направлены не только против небольшой группы еретиков на юге Франции. Это был сигнал для всех христиан, означающий, что неоманихейский дуализм приниматься не будет. После случившегося в крепости Монсегюр уцелевшим катарам пришлось уйти в подполье. Хотя немногие оставшиеся устраивали периодические вспышки партизанской войны, большинство искали убежище в Италии, где преследование, очевидно, было менее жестким. К1270 году иерархия катаров была истреблена, а к XV веку они и вовсе пропали из виду.

То, что гностицизм, манихейство, учения богомилов и катаров, похоже, просто исчезли с лица земли, кажется странным. Непонятно, почему верования, достигшие такой степени рационализма, вспыхнули с такой силой на исторической сцене, только чтобы так же быстро исчезнуть. Некоторые ученые утверждают, что богомилы и катары были предшественниками некоторых протестантских групп, таких как анабаптисты и 1уситские братья. Однако эти секты известны как крайне фундаменталистские, принимающие слова Ветхого Завета буквально и в полной мере. В свете этого становится ясно, что вера катаров и богомилов в то, что иудейский Бог был злом, для них была совершенно неприемлемой. Вполне возможно, что на самом деле все гораздо более интригующе: эти религиозные группы не исчезли, а продолжают существовать среди нас и по сей день...

Ответ нужно искать в причине того, почему эти дуалистические религии, церкви крайнего аскетизма, были такими популярными. Как вы успели заметить, центральное место в вере всех этих неогностических религиозных групп занимает убеждение, что материя есть зло. Чистота восстановится, и душа познает истинного Бога Света только при полном отречении от мира. Соответственно, нужно было следовать строгим правилам: соблюдение поста, в том числе полное воздержание от мяса, половое воздержание
и отказ от алкоголя. А что, если таким способом они привлекали к себе массы? Верующих делили на две группы: «верующие» и «совершенные». Ко второй категории относились те, кто прошел посвящение на церемонии, называемой consolamentum. Такие люди потом проводили жизнь в крайнем аскетизме, предаваясь размышлениям. Это делалось в соответствии с гностическими убеждениями, что религиозный или мистический опыт должен быть получен непосредственно, а не через священников. От простых верующих, напротив, не требовалось достижения таких строгих стандартов. Во время преследований гонители действовали грубо, проводили массовые резни, и, естественно, в большей степени страдали верующие, но не «совершенные». Последние уходили в подполье, создавали тайные общества и искали новых последователей своей веры. Таким образом, когда появляются подходящие обстоятельства и более широкие массы людей открываются для принятия этой веры, дуализм снова становится популярным.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ.

У нас появились весомые доказательства того, что все человеческие существа состоят из двух сущностей: демона и эйдолона. Одна из них, обыденная личность, которую древние египтяне назвали ба, проживает свою жизнь линейно. Она движется по собственной временной оси Минковского, минута за минутой. Она не обладает знаниями о будущем и сосредоточена в основном на том, чтобы обеспечить выживание своему телу. Другая личность, которую древние египтяне назвали ка, совершенно по-другому воспринимает реальность и мир. Она разделяет чувства своего ба, но имеет гораздо большую осведомленность в других вещах. Например, она знает все, что будет воспринимать ее низшее «я». По сути, она способна видеть будущее.

У нас теперь появились два новых термина для двух граней разума. Взамен таких терминов, как наблюдатель-1 и наблюдатель-2, или скрытый наблюдатель, гностики и древние греки подарили нам гораздо более точные — эйдолон
и демон. Я считаю, что эти термины необходимо персонифицировать и писать с большой буквы. Отныне мы будем оперировать словами Эйдолон и Демон.

Вас можно назвать Эйдолоном в своей личной Вселенной, но вы уже не одиноки, потому что за каждым вашим шагом следит Демон. Он знает ваше прошлое и ваше будущее, и, если вы будете слушать его, он станет вашим наставником.

Случаи, рассмотренные в этой книге, неожиданно обретают смысл, если их пересмотреть в свете этого открытия. Теперь мы знаем, почему так случилось, что Матушка Шиптон и Роберт Никсон могли точно предсказывать только то будущее, которое входило во временные рамки их собственной жизни. Они оба настраивались на «воспоминания» своих Демонов. Очевидно, что даже такая сущность, как Демон, не может знать о событиях, которые происходят после его смерти, но он знает в деталях все, что происходит, пока он жив.

Случай Нострадамуса более интересен. Вы помните, что он упоминал конкретный источник своих прогностических способностей:

«Палочка в руке, помещенная в серединутреножника.

Он смачивает края одежды и ступни водой.

Голос: страх: он дрожит в своих одеждах.

Божественное сияние. Рядом с ним сидит Бог».

В этом катрене Нострадамус пытается объяснить источник своих предсказаний. Похоже, что он беседовал с «голосом» и чувствовал присутствие другого существа. Возможно, этот голос был голосом Демона Нострадамуса? Если это так, то это любопытное совпадение. Нострадамус называл его божественным сиянием. Ранее в этой главе мы говорили о Сократе и духе, который был его пожизненным наставником. Сократ утверждал, что это существо обладало прогностическими способностями и помогало ему во многих случаях, и называл его божественным знаком.

Эти «голоса» люди слышали неоднократно на протяжении всей истории. Например, «голоса» сообщили Жанне
д’Арк, когда, где и как она получит ранения. Об этом есть исторические записи, точность которых со временем подтвердилась. Вполне возможно, что эти сущности помогали в предвидении Матушке Шиптон, Роберту Никсону и Нострадамусу. Возможно, исследователи ясновидения и предвидения просто смотрят не туда, куда нужно.

Богословская идея человеческого дуализма, родившись в древности, преодолела века, оставаясь неизменной и целостной. Но религия по своей природе является субъективной и в большинстве случаев иррациональной системой. Она имеет дело с неизвестными и неизмеримыми аспектами человеческого существования. Это ни в коей мере не умаляет достоверности тех, кто претендует на религиозный опыт, это просто констатация факта. Субъективное предположение, что люди обладают двойственной природой, может быть научно доказано. В следующей главе мы подойдем к этой же теме с научной стороны. Можно ли проверить категории Демона и Эйдолона с точки зрения неврологии, психологии и анатомии?

Глава 8Доказательствасимбиоза.

В разуме есть горы, скалы, чтобы падать, отвесные, страшные, никем не измеренные до сих пор...

Джерард Мэнли Хопкинс.

ОТКРЫТИЕ ВИГАНА.

В конце 1830-х годов было сделано необычное открытие, которое стало первым доказательством существования скрытого существа, самовольно поселившегося в голове каждого из нас. Доктор А. Л. Виган участвовал в, откровенно говоря, рутинном занятии — вскрытии трупа. Тело принадлежало мужчине, в истории болезни которого отсутствовали упоминания о психических расстройствах или любых других умственных отклонениях, которые могли бы отличать его от обычных людей. Однако при вскрытии черепной коробки Виган обнаружил, что этот человек был совершенно необычным, даже лучше сказать, аномальным. Дело в том, что в его черепе было только одно полушарие мозга. Доктору викторианской эпохи не оставалось ничего другого, как сделать вывод, что этот мужчина абсолютно нормально жил с одной-единственной половиной мозга! На самом же деле Виган впервые зафиксировал случай предельного доминирования одного полушария мозга.

Если человек с такой аномалией может нормально жить, то разумно заключить (что и сделал Виган), что сущность, которую мы называем «я», населяет только одну половину головного мозга. Если рассуждения верны и для нормальной жизнедеятельности организма неважно, какое полушарие отсутствует, то следует сделать вывод, что
в голове каждого из нас живет два «человека»: «я» и личность, которая населяет второе полушарие.

После своего открытия доктор Виган сразу же приступил к поискам и чтению всевозможной литературы, касающейся двойственной природы головного мозга человека, и в 1845 году опубликовал свои наблюдения. Его книга «Дуализм мышления» стала классикой жанра. В этой работе Виган выдвинул предположение, что два полушария мозга функционируют независимо друг от друга и, таким образом, все люди в буквальном смысле обладают «двумя разумами». Как вы увидите позже, с помощью этой теории Виган объяснил много психологических явлений, таких как шизофрения и дежа-вю — самое загадочное из всех психических состояний.

Должно быть, для Вигана была большим огорчением невозможность выполнения хирургических операций на живом мозге. Только во второй половине XX века хирургические методы усовершенствовались достаточно для изучения открытого мозга, но даже сейчас некоторые рассматривают подобные исследования как морально неприемлемые. Таким образом, все, что мог делать Виган, — это наблюдать за поведением людей с нарушениями работы мозга.

Исследование поведения людей однажды стало причиной для споров. Речь идет о событии, произошедшем почти через столетие после выхода в свет книги Вигана. Все началось с того, что одна абсолютно нормальная, на первый взгляд, женщина средних лет пришла на прием к неврологу Курту Гольдштейну. Когда она собралась рассказать о своей проблеме, проблема выдала себя сама: левая рука женщины подлетела к ее горлу и начала душить ее! Правая рука ринулась на помощь и начала бороться с левой рукой. Через несколько секунд рука-убийца сдалась и вернулась к своим прежним функциям. Женщина объяснила потрясенному Гольдштейну, что такое случается постоянно и абсолютно неожиданно. Готовая расплакаться, она сказала, что иногда единственное, чем она может себя защитить от нападения неуправляемой конечности, — это сесть на нее сверху.

Осмотрев женщину, доктор Гольдштейн пришел к выводу, что она не является душевнобольной и не страдает не
врозом. Проблемы с ее рукой были вызваны чем-то более странным. Он заключил, что в правом полушарии ее головного мозга развились суицидальные наклонности. Обычно нарушения, вызванные одним из полушарий головного мозга, можно контролировать подавляющими сигналами, которые посылаются через мозолистое тело — сплетение нервных волокон в головном мозге, соединяющее правое и левое полушария. Гольдштейн подозревал, что у его пациентки эти «тормоза» просто не работали. Он считал, что у нее случился неврологический приступ, который повредил мозолистое тело, в результате чего женщина не могла контролировать действия своей левой руки.

Предположения Гольдштейна подтвердились. Вскоре после приема женщина умерла от подобного же приступа. Вскрытие показало, что у нее действительно было более раннее повреждение в области мозолистого тела. Этот случай служит подтверждением того, что человеческое сознание имеет двойственную природу, как и подозревал Виган.

Мост вздохов.

Именно мозолистое тело головного мозга играет решающую роль в доказательстве человеческого дуализма. Два полушария мозга, по сути, являются зеркальными отражениями друг друга. Точно посередине головы в направлении от затылка к лобной части мозг делится на две равные части, каждая из которых содержит не только кору, идентичную коре второй половины, но и по одному экземпляру меньших структур, составляющих так называемую лимбическую систему. Среди нейроанатомов нет однозначного мнения относительно того, что именно входит в эту область мозга, но общепризнано, что она ответственна за жизненно важные реакции, и в частности те, которые связаны с эмоциональным состоянием человека.

Так что, когда анатомы говорят о гиппокампе или гипоталамусе, они имеют в виду парные органы, по одному в каждом полушарии. Эту особенность отмечали даже греческие и римские физиологи. Именно по этой причине
эпифиз, или шишковидное тело, — единственный одиночный орган головного мозга — длительное время считался хранилищем души.

Два полушария головного мозга связаны между собой парой пучков нервных волокон: мозолистым телом и передней комиссурой. Передняя комиссура связывает бессознательные лимбические структуры и транспортирует через полушария эмоции и основные инстинкты. Мозолистое тело выполняет чрезвычайно важную функцию. Оно состоит из примерно 200 миллионов нервных волокон и является мостиком, соединяющим два полушария. Такое расположение заставило ученых предположить, что мозолистое тело имеет решающее значение для всего мозга, но неврологи не могли проверить свои догадки, потому что для этого потребовалось бы перерезать мозолистое тело пополам. Это не значит, что они не экспериментировали с животными. Напротив, неврологи проводили опыты на кошках и обезьянах, но каждый раз лишь разочаровывались. За исключением небольших изменений, нарушений в осознанной координации не наблюдалось. Опираясь на результаты этих исследований, психолог и физиолог Карл Лешли предположил, что мозолистое тело является всего лишь звеном, удерживающим два полушария вместе. Другой неврофизиолог, Уоррен Маккалок, разглядел совершенно иную любопытную функцию: мозолистое тело способствует распространению эпилепсии по всему мозгу. Похоже, это звено больше напоминает Мост Вздохов, чем Золотые Ворота.

ИССЛЕДОВАНИЯБРОКА И ВЕРНИКЕ.

До середины XIX века считалось, что два полушария головного мозга выполняют одинаковые функции. Затем работы двух пионеров неврологии Поля Брока и Карла Вернике показали, что, несмотря на очень похожее строение, два полушария играют разные роли с поведенческой и функциональной точки зрения. Брока обнаружил, что повреждение в определенной части мозга (названной в честь ученого
центром Брока) приводит к нарушению речи человека. В частности, в результате работы с пациентом по имени Тан ему впервые удалось выявить, что психическая функция — выражение идей с помощью слов — сосредоточена в определенной области мозга. Брока увлекся поиском физического расположения речевых центров головного мозга, и к 1863 году ему удалось обследовать еще 8 пациентов, у которых отсутствовала связная речь.

На самом деле Брока открыл одну из двух областей мозга, которые отвечают за речь: центр Брока связан со способностью к членораздельной и связной речи. В том же левом полушарии, но гораздо дальше и ниже невропатолог Карл Вернике обнаружил область, ответственную за то, как пациент понимает речь. Ему было только 26 лет, когда в 1874 году он опубликовал результаты своих исследований. Его работа называлась «Синдром афазии». К тому времени синдром, который обнаружил Брока, стал известен как моторная афазия, а в форме афазии Вернике отмечается серьезный дефект в понимании речи. По этой причине он был назван сенсорной афазией. Вернике удалось выявить точное расположение области мозга, отвечающей за нее.

На сегодняшний день известно, что определенные области мозга отвечают за определенные функции и что в правой височной доле нет никаких аналогов центра Брока или области Вернике. Из этого логично сделать вывод, что речь — функция, не свойственная правому полушарию. Приняв во внимание открытия Вигана, ученые задались интересным вопросом: почему головной мозг состоит из двух полушарий и насколько они отличаются друг от друга?

В мире, где люди наделены разными способностями и обладают разными возможностями, где есть иерархические общественные структуры и где существует угнетение, невозможно было избежать появления представлений, что одна сторона мозга доминирует над другой. Понятие мозговой асимметрии, вероятнее всего, родилось из идей Джона Хьюлингса Джексона, одного из первых исследователей эпилепсии. В конце XIX века он предложил концепцию ведущего, или доминирующего, полушария:

«Два мозга не могут быть просто идентичными копиями... Для этих процессов [речи]7 ни одиниз которых не важнее другого, безусловно, должна быть отведена одна сторона, ведущая.

...У большинства людей левая сторона мозга ведущая, сторона так называемой воли, а правая сторона является автоматической».

Важно отметить, что этот вывод был сделан вовсе не на основании эмпирических исследований и наблюдений, а на простой вере. Поскольку воля является по самой своей природе основным фактором человеческой мотивации, можно утверждать, что Джексон «помещал» сознание человека в левое полушарие мозга.

Нейрохирурги понимали, что единственный способ окончательно решить головоломку — это рассечь связующее звено, выполнив операцию под названием «комиссуротомия». Некоторых психологов, которые были осведомлены в потенциальных последствиях такой операции, тревожил вопрос, приведет ли операция на мозолистом теле к появлению двух разумов.

ТОЧНОЕ ОСТРИЕ ХИРУРГИИ.

Довольно долго поговаривали, что операция по разрушению связи между правым и левым полушариями может привести к слиянию двух школ неврологов и психологов. Желание узнать результат такого эксперимента было настолько сильным, что психолог Уильям Мак-Дугалл добровольно предложил свой мозг для этого исследования! Мак-Дугалл пытался убедить физиолога Ч. С. Шеррингтона перерезать ему мозолистое тело в случае, если он заболеет неизлечимой болезнью. Он хотел таким образом подтвердить или опровергнуть свою теорию о человеческой личности. Его идея состояла в том, что человек не имеет единого сознания, а вмещает в себе несколько сущностей, которые он назвал монадами после знакомства с работой немецкого
философа Лейбница. По его словам, такие психологические расстройства, как раздвоение (расщепление) личности, явно свидетельствуют о нарушениях телепатической связи между этими монадами. В книге «Основы психопатологии» Мак-Дугалл объясняет свои идеи так:

«Я всего лишь доминирующий член общества... В моем организме происходит многообразная целенаправленная деятельность, о которой я не имею нималейшего представления; эта деятельность принадлежит не мне, а моим коллегам... Я сознательноконтролирую и регулирую лишь несколько исполнительных процессов в своем организме, только те,которые имеют первостепенное значение для моих целей. Но я и мои коллеги являемся частями одного тела, и, пока весь организм остается здоровым, мы действуем в гармонии друг с другом... Нокогда я ослабляю контроль, погружаясь в состояниесна, гипноза, отдыха или задумчивости, все моиподчиненные или некоторые из них остаются активными и склонны проявлять свою деятельностьв формах, которые мы привыкли называть сенсорными и моторными автоматизмами... И в крайних случаях взбунтовавшийся подчиненный, который вышел из-под контроля доминирующего членаили монады, может продолжить свою деятельность, оставаясь в неподчинении в течение какого-то времени, становясь более влиятельным средидругих членов общества и серьезным конкурентомдля действующего начальника или доминанта».

К середине 1940-х годов хирургия и хирургическая техника развились до такой степени, что появилась возможность провести операцию по расщеплению мозга — комиссуротомию. Ученые предполагали, что таким образом, к примеру, можно остановить эпилепсию, — если хирургическим путем препятствовать распространению из одного полушария в другое разрядов, которые вызывают серьезные повреждения коры головного мозга. Такие операции стали проводить.

Они не всегда заканчивались успешно, а психологические тесты, которые впоследствии проходили пациенты, не давали значимых результатов. Кроме легкой подавленности сознания и кратковременных отклонений в осознанной координации ничего не наблюдалось. Начиная с 1954 года американский невролог Роджер Сперри и его коллеги из Калифорнийского технологического института провели серию экспериментальных операций по расщеплению мозга у кошек и обезьян. Сперри интересовало, почему такая радикальная операция оказывает столь незначительный эффект на объект исследования. То, что обнаружил Сперри, полностью подтвердило идеи Мак-Дугалла. Оказалось, что восприятие и знания животных с расщепленным головным мозгом нецелостны. Однако эти изменения не проявляются ярко и незаметны на фоне общего поведения подопытных.

Нейрохирурги Филип Фогель и Джозеф Боген из Лос- Анджелеса пришли к выводу, что некоторым больным эпилепсией комиссуротомия приносит пользу и не вызывает серьезных психических нарушений. В период с 1962 по 1968 год было выполнено 9 таких операций. В целом эффект был благотворным. У всех пациентов сразу после операции отмечались кратковременная утрата памяти, нарушение ориентации и умственное утомление, а у некоторых из них на 2 месяца пропала речь. Но во всех случаях наблюдалось постепенное восстановление. Через несколько месяцев никто из них не жаловался на какие-либо изменения в самочувствии по сравнению с дооперационным периодом. Послеоперационное состояние всех пациентов было очень близким, если не идентичным, тому, какое наблюдалось у обезьян и кошек. Разница была лишь в том, что эти пациенты могли объяснить, как себя чувствуют и что испытывают. Сперри, Боген и еще один психолог Майкл Гадзанига провели серию тестов для выявления каких-либо изменений у пациентов. Результаты этих тестов навсегда изменили наше понимание того, как работает человеческий разум. Сперри и его коллеги, сами о том не подозревая, подтвердили убеждения гностиков, что в голове каждого из нас имеется два независимых разума. Подводя итоги этой работы, Сперри пишет следующее:

«Результаты наших исследований расщепленного головного мозга за последние два десятилетия показали, что хирургически разделенные полушария животных и человека воспринимают, обучаются и запоминают независимо друг от друга. Очевидно, что каждое полушарие не имеет никакой связи с сознательным опытом другого. От речевого доминантного полушария человека в дальнейшем было получено устное подтверждение, что оно не знает ничего о сопутствующих или непосредственно предшествующих умственных характеристиках отделенного полушария. Эти характеристики, выявленные в результате тестирования, о которых речевое полушарие ничего не знает, очевидно, связаны с восприятиему пониманием, а в некоторых случаях невербальной памятью у формированием рассуждений и концепций различных видов в зависимости от характера тестового задания. В этих и многих других отношениях животное или человек с расщепленным мозгом ведет себя так как если бы каждое из разделенных полушарий обладало собственным разумом»144.

ВСЕ-ТАКИ ДВА РАЗУМА?

Я хотел бы попросить вас на несколько секунд задуматься над последней фразой в тексте Сперри. Один из ведущих мировых неврологов-экспериментаторов совершенно ясно утверждает, что головной мозг действительно населяют ’две личности. Можно ли там обнаружить Демона и Эйдолона? Можно ли экспериментально доказать человеческий дуализм? Чтобы выявить это у здоровых людей, необходимо разорвать связь между двумя полушариями. Но я могу предположить, что мы получим в результате.

Для того чтобы понять метод исследования и отдельного «опроса» каждой половины головного мозга, нужно знать две ключевые особенности функциональной анатомии
головного мозга. Во-первых, согласно открытию Брока, за языковые функции, такие как речь и письмо, у большинства людей (100 % правшей и 60 % левшей) отвечает левое полушарие. Правое же независимо от левого выразиться словесно не способно. Во-вторых, нейронные проводящие пути, которые переносят информацию с каждой стороны тела и каждой половины поля зрения, соединяются только с противоположной стороной головного мозга. Это означает, например, что все ощущения в правой руке передаются в левое полушарие. С полем зрения дело обстоит сложнее. Каждый глаз имеет два поля зрения — правое и левое — и посылает левую часть изображения правому полушарию, а правую часть — левому полушарию. Это позволяет обоим полушариям иметь бинокулярное зрение и, следовательно, ощущение пространства и глубины. Поэтому пациенты с разделенными полушариями можетописать словами объекты, помещенные в правую руку, или изображения, попавшие в правое поле зрения. Но они не могут описать то, что ощущают левой рукой, и то, что попало в левое поле зрения. Тем не менее невербальное правое полушарие может указать на правильный объект, если ему предоставить на выбор несколько изображений.

Так, во время тестирования был зафиксирован яркий пример, когда слово «сердце» располагали в центре поля зрения пациентов, так что буквы «сер» оказывались слева, а «дце» — справа от центральной оси. Так как за язык и речь отвечает в основном левое полушарие, пациенты сообщали, что видят буквы «дце», ведь именно эта часть слова располагалась справа и проецировалась на левое полушарие. Но когда пациентов просили указать левой рукой на одну из двух карточек («сер» или «дце»), которая соответствовала тому, что они видели, они все указывали на «сер». Причина, опять же, в том, что правое полушарие управляет движением левой руки, а буквы «сер» проецировались на него.

Сперри также обнаружил, что визуальный материал, проецируемый на левое полушарие, пациенты могли описать устно и письменно совершенно обычным способом. Но когда тот же самый материал демонстрировали правому полушарию, пациент утверждал, что совершенно ничего
не видел кроме вспышки света. Но при этом, если пациента просили указать левой рукой на похожее изображение или объект, он не задумываясь выбирал верный вариант.

Среди многочисленных видеозаписей этих экспериментов есть один особенно любопытный материал. Среди множества нейтральных геометрических фигур, которые попадали в правое и левое поля зрения, правому полушарию была продемонстрирована фотография обнаженной женщины. Пациентка покраснела и хихикнула. Сперри спросил: «Что вы увидели?» Пациентка сказала, что она видела только вспышку света. Затем Сперри поинтересовался, почему она засмеялась. Пациентка настаивала, что ничего не видела, но на ее лице снова появилась улыбка, и она начала смеяться. Когда ее снова спросили, чем был вызван смех, она ответила: «Я не знаю... ничего... о, эта смешная машина!»

Безусловно, все эти эксперименты чрезвычайно важны для понимания человеческого разума. Что же они показали на самом деле? Результаты указывают на то, что каждое полушарие, вероятно, обладает собственным разумом, и не только после операции, но и при естественном целостном состоянии головного мозга. Человек состоит из двух личностей, каждая из которых обитает в своем полушарии головного мозга. В 1969 году об этом написал в своей статье хирург Джозеф Боген, который проводил первые операции по расщеплению мозга. Его выводы подкрепила работа английского психолога Роланда Пуччетти. В 1973 году в британском философском журнале TheBritishJournalofthePhilosophyofScience145была опубликована статья Пуччетти «Разделение головного мозга и личностная идентичность», в которой он утверждает, что даже без выполнения комиссуротомии в головном мозге человека всегда присутствуют два независимых сознательных центра. В качестве ар1ументов он привел примеры полного отсутствия одного из полушарий. В таких случаях личность не умирает, причем не важно, какое полушарие отсутствует. По мнению Пуччетти, если бы человеку было свойственно единство личности, то в результате операции или других обстоятельств сохранялась бы только половина его личности.

Пуччетти сделал вывод, что целостность оставшейся личности объясняется тем, что до операции их было две.

Противоположную теорию выдвинул австралийский ученый Джон Экклс. Философ и невролог, исследовавший тайны личности, предположил, что сознательным является только левое доминантное полушарие. Это означает, что недоминантное полушарие функционирует автоматически. Но если это так, то непонятно, что происходит с человеком, доминирующее полушарие которого травмировано. Если следовать концепции Экклса, то такой человек должен становиться бессознательным существом.

РАЗГОВОРС ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ.

До середины 1970-х годов у всех пациентов с расщепленным головным мозгом проявляло себя только сознание доминантного полушария. Невербальная половина мозга, возможно, и осознавала происходящее, но не могла дать словесный комментарий. В 1977 году исследователь Дональд Уилсон вместе с группой коллег, одним из которых был Майкл Гадзанига, в журнале Neurologyопубликовали статью, которая дала новый виток неутихающим спорам. Статья называлась «Комиссуротомия головного мозга как способ контроля хронических приступов». В ней был описан случай пациента П. С. После расщепления мозга П. С. только левое полушарие могло говорить, но оба полушария могли понимать речь. Очевидно, что оба полушария обладали собственным сознанием. Проблемой для Гадзанига и его коллеги Ле Ду было то, как общаться с правым полушарием мозга пациента так, чтобы сознание доминирующего левого полушария не вмешивалось в процесс. Они придумали весьма остроумный ход. Было решено задавать вопрос в устной форме, так, чтобы оба полушария могли слышать его, но при этом не договаривалось ключевое слово, позволяющее ответить на вопрос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: