ШИЗОФРЕНИЯ - ЕЩЕ ОДИН КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ.




В книге «Сознание, мозг, состояния сознания и мистика» под редакцией Даниэля Гоулмана и Ричарда Дж. Дэвидсона есть описание ощущений и чувств, характерных для страдающих шизофренией. Одна больная, Норма Макдональд, в частности, рассказывает о невероятном состоянии сознания во время ухудшения ее состояния. По ее словам, все началось с того, что отдельные части ее мозга как бы проснулись после многолетней спячки. Именно тогда она начала глубоко ощущать события, происходящие вокруг, и мотивы людей. Оглядываясь назад, она говорит, что теперь:

«... я ценю все, что происходит. Каждый из насв состоянии справиться с большим количествомощущений, вторгающихся в наше сознание через любой из органов чувств. Мы способны слышать каждый звук, издаваемый в пределах слышимости, и видеть каждый объект, линиюи цвет, попавшие в поле зрения, и так далее.

Понятно, что мы не смогли бы вести нормальный образ жизни, если бы даже одна сотая частьвсех имеющихся раздражителей одновременно вторглась в нас. Так что внутри сознания должен находиться фильтру который функционирует без нашего осознанного вмешательства,перебирая все раздражители и пропуская только те у что имеют отношение к конкретной ситуации, актуальной для сознания»152.

По-видимому, она стала в некотором роде сверхчувствительна ко всей сенсорной информации, поступающей в ее сознание. Как говорит она сама, ее «фильтр» почему-то исчез. Может, на самом деле при шизофрении доминирующему полушарию вдруг становится известно то, что происходит в другом полушарии, т.е. шизофреники ощущают мир так, как их Демон, лишенный способности обрабатывать и классифицировать информацию? Вспомните удивительную способность к запоминанию Соломона Шерешевского, о которой писал Лурия. А ведь Шерешевский страдал не только от «сенсорной перегрузки». Дополнительной проблемой для него была неспособность забывать раздражители. Можно сделать вывод, особенно если принять во внимание очевидное расщепление сознания Шерешевского, что все это как-то связано между собой.

Шизофрения — весьма специфическое заболевание. В конце XIX века немецкий психиатр Эмиль Крепелин предположил, что многие формы психических расстройств можно отнести к одному из двух основных заболеваний, которые он назвал маниакально-депрессивным психозом и ранним слабоумием. Он считал, что первое из них подразделяется на фазы, которые, чередуясь, проявляются в течение всей жизни человека. Хотя во многих случаях после лечения пациент выздоравливает и возвращается к нормальной жизни.

Раннее слабоумие, по его мнению, напротив, является прогрессирующим заболеванием, которое начинает проявляться в подростковом или юношеском возрасте, а затем неумолимо набирает обороты. Выздоровление, если оно
и происходит, как правило, кратковременное, после чего больной все равно продолжать регрессировать. Эту идею развил и доработал директор психиатрической клиники в Цюрихе Евгений Блейлер. Именно он придумал термин «шизофрения», который означает «расщепление рассудка». Под этим Блейлер подразумевал расщепление или утрату координации между различными психическими функциями, в частности между когнитивной (интеллектуальной) и конативной (эмоционально-волевой) гранями личности. В монографии, опубликованной в 1911 году153, он дал настолько удачное определение этого заболевания, что оригинальная терминология Крепелина вскоре была забыта. В настоящее время шизофрению во всем мире считают наиболее значимой причиной хронической психической инвалидности. В целом у больного шизофренией наблюдаются следующие симптомы:

«Больной перестает ощущать контроль над собственными психическими процессами и волей; онможет настаивать на том, что мысли помещаются в его сознание или извлекаются из него посредством чужеродных сил, или подозревать, что онпребывает в состоянии гипноза. Он слышит голоса, которые указывают ему дальнейшие действия,комментируют или повторяют его мысли, обсуждают его между собой или угрожают расправой»154.

Так что же, по мнению неврологов и психиатров, является причиной шизофрении? Удивительно, цо, несмотря на многочисленные исследования, это остается загадкой. Результаты вскрытия тел страдавших хронической шизофренией показывают повышенное количество дофаминовых рецепторов в базальных ганглиях головного мозга.

У больных наблюдаются очень любопытные побочные эффекты, которые не поддаются никаким объяснениям. В качестве примера можно привести результаты обследования глухих шизофреников: было обнаружено, что 16 из 22 больных «слышали» голос скрытого наблюдателя155. Возникает вопрос: как может человек, который никогда не
слышал звука речи других людей, слышать «голос» внутри своей головы? Так, одну глухую от рождения 32-летнюю женщину «голос» постоянно отчитывал за аборт, который она сделала по медицинским показаниям несколько лет назад. Но это еще не все странности. Оказывается, шизофреники демонстрируют прекогнитивные способности.

Американский психолог Джулиан Джейнс, о работе которого на тему человеческого дуализма мы поговорим в следующей главе, описывает специфическое событие, которое засвидетельствовал Блейлер. «Голос» в голове его пациента проявил способность предсказывать ближайшее будущее:

«Уборщик, проходя по коридору, производит небольшой шум, о котором больной не подозревает. Но больной слышит, как его галлюцинаторный голос кричит: „Сейчас кто-тоидет по коридору с ведром воды. Дверь открывается, и пророчество сбывается»156.

Но Джейнс не может принять голые факты. Для него очевидно, что способность предвидеть будущее «невозможна», поэтому должно быть другое объяснение. Он говорит:

«Нервная система больного, опираясь на восприятия, производит простые рассуждения, о чем„я“больного не подозревает, и может преобразовывать их в голоса, которые кажутся пророческими».

Проводя исследования во время подготовки этой книги, я часто сталкивался с логической гимнастикой подобного рода. Принцип «бритвы Оккама» гласит, что верным, как правило, является самое простое объяснение. Здесь мы имеем случай, который кажется очевидным свидетельством предвидения. Но ученый должен иметь дело только с голыми фактами. С научной точки зрения «предвидение» невозможно, и, следовательно, должны быть другие причины. Стоит взглянуть на альтернативные и, по мнению Джейнса, более рациональные причины. «Уборщик, проходя по коридору, производит небольшой шум, о котором больной
не подозревает». Возможно, Джейнс имеет в виду, что больной не слышал этот слабый звук, но похоже, что у «галлюцинации», проявляющей себя как внутренний «голос», острый слух. Проблема в том, что «галлюцинация» вызвана подсознанием больного. А значит, можно сделать единственный вывод, что больной обладает сверхслухом, сам о том не подозревая. Но если принять существование такой загадочной способности, то даже в этом случае Джейнс не в состоянии объяснить, как пациент догадался, что «слабый звук» производит именно уборщик с ведром воды. Для меня все очевидно: больной по какой-то причине развил способность предвидеть, что произойдет в ближайшем будущем. Вот еще один пример проявления своеобразных психических состояний у больных шизофренией:

«Больная хронической шизофренией в период обострения болезни, похоже, время от времени испытывала длительные дежа-вю, благодаря которым она знала все, что произойдет в следующий момент. Например, она начинала беседу со слов:

„Я знаю все об этом. Я проходила через это много раз. Я знаю, что сейчас произойдет". И она начинала описывать ситуацию в мельчайших деталях, чтобы доказать свою правоту»157.

Как мы видели, есть убедительные доказательства того, что Демон существует в мире, который очень отличается от мира, в котором живет Эйдолон. Он существует вне времени и пространства. Он воспринимает «реальность» такой, какая она есть, — запутанная масса сигналов и изображений в лучах полного электромагнитного спектра. Существо, такое как Эйдолон, не готовое к взрывному потоку информации, может сойти с ума. Вполне возможно, что химический дисбаланс в структурах мозга, вызывающий шизофрению, изменяет «частоту», с которой мозг получает информацию, — и это приводит к появлению аномалий в поведении больного. «Настроившись» на частоту скрытого наблюдателя, сенсорные шлюзы раскрываются так, что оглушают ничего не подозревающего Эйдолона.

Ощущения Эйдолона-шизофреника превосходно описал Рейнор Джонсон:

«Нам всем, подобно заключенным в круглой башне, разрешено любоваться пейзажем через пять небольших окошек в стене. Самонадеянно полагать, что через эти окошки мы сможем увидеть весь пейзаж. Хотя я думаю, что заключенному все-таки иногда удается выбраться из башни!»158

Проблема в том, что сбежавший заключенный без подготовки может быть ослеплен светом «реального мира», мира, которого он был лишен по какой-то разумной причине. Мы просто не в состоянии справиться со всеми возможными умственными и эмоциональными раздражителями. Некоторые больные шизофренией не по своей вине потеряли связь с материей, языком и другими людьми, потому что связаны с восприятием своего высшего «я», которое помогло им понять, что материя сама по себе — иллюзия.

Глава 9.Вечный хранитель.

...Когда все души выбрали себе ту или иную жизнь, они в порядке жребия стали подходить к Лахесис. Какого кто избрал себе гения, того она с ним и посылает как хранителя жизни и исполнителя сделанного выбора.

Платон («Государство», книгаХ).

ОДИН РАЗУМ НА ДВОИХ.

Представьте, что вы находитесь в своей уютной гостиной в полном одиночестве. Вы окидываете взглядом комнату и все, что в ней находится, — кресла, окна, телевизор. И вам все еще трудно представить, что все это полнейшая иллюзия — слишком уж реалистично выглядят окружающие предметы. Вы закрываете глаза и снова их открываете. Успокаиваетесь, увидев, что ничего не изменилось. Определенно, это доказывает, что там снаружи реальность и она неизменна, а вы не Алиса в Стране чудес.

Но даже сейчас вам не дают покоя рассуждения о красноте пальто девочки в одном из эпизодов «Списка Шиндлера». Вы все же решаете еще раз прояснить для себя процесс восприятия. Вы отыскиваете запись с фильмом, перематываете пленку к упомянутому эпизоду и просматриваете его снова. При этом концентрируетесь на мысли, что не одиноки в собственном разуме: другой вы, ваше второе «я», тоже просматривает этот фанерой посредством вашей сенсорной системы.

И вы понимаете, что на самом деле никак не можете знать, смотрит ли еще кто-нибудь вашими глазами, слышит ли вашими ушами и наслаждается ли напитком, который вы пьете. Вы задаетесь вопросом: как можно было бы заметить, если бы другой человек смотрел тот же эпизод,

расположившись позади вас? Ведь увидеть или почувствовать его вы никак не можете, потому что единственныйвоспринимаемый вами раздражитель — экран телевизора.

Но тот «другой» может видеть и телевизор, и вас. Приведенная аналогия на такая уж странная, как может показаться на первый взгляд. Как вы знаете, мы не воспринимаем «реальность» непосредственно. Все, что мы воспринимаем, — это модель, которую построил разум на основе сенсорных ощущений, не более чем личная интерпретация того, что находится «снаружи». Это работает в точности как изображение на телеэкране, только внутренне спроецированное и задействовавшее все органы чувств. И другая сущность тоже может воспринимать эту картинку, которую Деннет назвал картезианским театром, а я называю бомовским IMAX.

В этом сценарии событий я специально подчеркнул, что кроме вас в комнате никого нет, потому что при похожих обстоятельствах произошло событие, которое породило одну из самых интересных теорий о человеческом сознании. Вот как все описывает главный герой:

«В Бостоне я пробыл около недели, занимаясь исследованиями и аутистично размышляя над вопросами, освещаемыми в этой книге, в частности,что такое знание и как мы можем вообще что-либо знать. Мои убеждения и опасения вертелисьв порой драгоценном тумане эпистемологии, незная, где приземлиться. Однажды после полудняя лежал на кушетке в интеллектуальной растерянности. Вдруг в абсолютной тишине где-то справасверху от меня раздался громкий уверенный и четкий голос: «Включи знающего и известное». Я резковскочил на ноги, нелепо воскликнув: „Эй?“ — и оглядываясь в поисках кого-нибудь постороннего в комнате. Было очевидно, откуда доносился голос»159.

Автором этих строк является Джулиан Джейнс, и именно это необычное событие заставило его написать самую известную из его работ «Происхождение сознания в результате разрушения бикамерального разума».

Джейнс заявлял, что слуховая галлюцинация, которую он испытал в Бостоне, — обычное явление. Неожиданно для себя он обнаружил, что один из двенадцати мужчин англосаксонской расы испытывают такую форму галлюцинаций. У женщин это явление еще более распространено — его испытывает каждая восьмая. На самом деле эти показатели достаточно низки по сравнению с другими группами людей. Так, в России цифры были в два раза выше, а в Бразилии подобный опыт зафиксирован почти у 25% населения. Это нормальные люди, не страдающие умственными или психическими расстройствами. Опираясь на эту статистику, Джейнс сделал вывод, что при определенных обстоятельствах многие, если не все люди могут испытывать слуховые галлюцинации, а причиной различий в цифрах является исключительно культура.

По мнению Джейнса, такая яркая форма слуховой галлюцинации может объяснить распространенные случаи «общения с Богом». Джейнс понимал, что человек, проживающий в конкретной культуре или в определенный исторический период, где вопрос существования Бога даже не обсуждался, мог вполне естественно предположить, что голос, который он слышит, принадлежит Господу. Такое убеждение подкрепляется еще и тем, что произнесенное «голосом» зачастую может толковаться двояко, но в любом случае это важно.

Джейнс полагал, что во всем этом кроется нечто большее. Он отметил, что 99% времени человеческой эволюции мужчины и женщины объединялись в группы, где все члены были тесно связаны и взаимозависимы. Но в пределах этих групп каждый человек не утрачивал чувство индивидуальности, свое «эго». Концепция эгоизма возникла, по словам Джейнса, около I тысячелетия до н.э. Чтобы подкрепить свою теорию, он изучил многие древние труды и отметил, что в «Илиаде», к примеру, нет ссылок на такие понятия, как мысль или разум, а человеческие поступки — результат божественной воли:

«Когда Агамемнон, царь людей, лишает Ахилла его любовницы, бог хватает Ахилла за золотистые

волосы и предупреждает его не сражатьсяс Агамемноном160. Бог выходит из морской пучины и утешает его... Бог помогает Елене избавиться от тоски по дому... Бог вызывает распри между людьми161, что приводит к настоящейвойне162, а затем планирует стратегию163.

Один бог заставляет Ахилла пообещать неидти в бой, а другой призывает сражаться... И впрямь боги заняли место сознания»164.

Джейнс утверждает, что ни в одном из трудов того периода нет ни единого намека на самоанализ. Мотивации не анализируются никаким образом, но это то, чего хотят от людей боги. «Голос» в голове — вот что является источником мотивации, и этот «голос» интерпретировали как общение с богом. У древнего человека не было внутренних колебаний по поводу того, что необходимо делать: боги говорили ему, и он повиновался.

Так что же заставляло древнего человека думать подобным образом? Ответ на этот вопрос, как полагает Джейнс, довольно прост: мозг древнего человека представлял собой единый орган, а «расщепление» мозга на правое и левое полушарие произошло недавно (сохранился лишь связующий мостик в виде мозолистого тела). У раннего человека обе стороны мозга функционировали как одно целое. Правосторонняя «личность» могла напрямую общаться с левосторонним «я». Ее советы и указания воспринимались как голос божества. Но когда произошло разделение мозга, коммуникационный канал сузился. Человек сформировал понятие «я» и начал прислушиваться к собственным мыслям (мыслям левого полушария). Он изолировал «скрытого наблюдателя», заточив его в недоминантное полушарие и оставив возможность общаться лишь изредка. Такая возможность возникает в периоды сильного стресса или переживания или когда головной мозг омывают наркотические препараты или человек находится в глубоком гипнотическом трансе. Именно этот голос слышал Джейнс в тот полдень в Бостоне, и именно с ним общался Сократ.

Этот «голос» оказал чрезвычайное влияние не только на книгу Джейнса, но и на всю его жизнь. Если бы не те слова, Джейнс, возможно, не довел бы до конца определенную область исследования и не закончил бы свою книгу или пришел бы к совершенно другим результатам. Так же и Сократ жил всю свою жизнь под присмотром «божественного знака», бестелесного «голоса», который постоянно с ним разговаривал. Может быть, «голос», который слышал Джейнс, тоже принадлежал его Демону? Что касается Сократа, авторы более поздних периодов стремились связать его духовного наставника с голосами богов. Во II веке н.э. греческий философ Максим Тирский писал:

«Что было правдой в таинственной истории о божественном наставнике Сократа? Конечно, Гомер наилучшим образом объяснил это, когда описал, как боги предстают перед героями. Так же, как Афина вела по жизни Одиссея, так и божественный знак направлял Сократа и других добродетельных людей. Но вы, конечно, не настолько узко мыслите, чтобы думать, что Гомер употребил слово „боги“в буквальном, физическом смысле»165.

Далее Максим добавляет, что на самом деле Гомер имел в виду божественную силу:

«Демонов, которые сопровождают добродетельных людей, живут их жизнями и помогают им».

Так что же можно сказать о современном человеке? Если верить статистике Джейнса, то многие из нас регулярно контактируют со своим Демоном. Получается, что «другая сущность» живет вашей жизнью, оставаясь невидимой и неслышимой до тех пор, пока он или она не решит, что необходимо вмешаться. В своей книге «Совпадения» британский ученый Брайан Инглис рассказывает о различных современных проявлениях «божественного знака». Примером может служить история, рассказанная итальянским
оперным певцом Тито Гобби. В автобиографии он рассказывает, как однажды ехал слишком быстро по извилистой горной дороге. В какой-то момент он услышал голос своего брата Бруно:

«...настолько отчетливо, что мне показалось,будто он сидел рядом со мной: „Остановись немедленно". Инстинктивно я повиновался, остановившись на широкой полосе травы, практически единственном расширении вдоль всейдороги. Через несколько минут из-за узкого поворота возник неуправляемый автопоезд»166.

Другой пример. Писатель Филип Паул направлялся на работу, как вдруг какой-то «голос» приказал ему остановиться. Он, естественно, удивился и, будучи рациональным человеком, решил проигнорировать незнакомца. В книге «Какая-то невидимая сила» он вспоминает, что:

«Голос был настойчив. Ия, поставив ногу на груду щебня, сделал вид, что завязываю шнурок. В тот самый момент высокая стена рухнула на тротуар, наполнив его столбомпыли высотой десять футов и похоронив пешеходов в нескольких метрах от меня...»

В обоих случаях «голос» спас жизнь своего низшего «я», Демон продемонстрировал способность видеть будущее. Нужно сказать, что без этого вмешательства вполне вероятно, что и Паул, и Гобби не выжили бы и не рассказали бы свои истории.

Остается загадкой, какая из двух сущностей контролирует личность «я». Мы видели доказательства того, что при определенных обстоятельствах обыденное сознание человека может непосредственно общаться с Демоном, причем в виде диалога, а не монолога.

Медиум из Великобритании Розалинд Хейвуд большую часть своей жизни общалась со своим высшим «я». Хейвуд считает, что ее второй половине, похоже, доступна
информация, скрытая от ее обыденной личности. Она говорит:

«Порой, когда я осознавала свой дуализм, казалось,происходил раскол, потому что скрытая частьменя хотела действовать, следуя информации,которой сознательная часть меня не владела»167.

Нельзя не прийти к выводу, что другая сущность, Демон, скрытый наблюдатель или высшее «я» каждого из нас, имеет доступ к гораздо большему массиву информации! Демон занимал центральное место в жизни Хейвуд, она даже дала ему имя «священник». «Голос», который она слышала в своей голове, диктовал, что ей следовало предпринять. Он появлялся в самые неожиданные времена и давал указания, которые сначала казались странными. Тем не менее Хейвуд всегда прислушивалась куказаниям «священника». Внутренний голос Хейвуд как будто бы направлял ее жизнь по определенному маршруту. Примером тому является случай, когда одно из решений (навязанное «священником») изменило ее взгляд на психику. Хейвуд описывает случай:

«Это было во время Второй мировой войны. Моймуж был направлен в военное министерство, и когда поездки в Саннингдейли обратно стали слишком опасными, мы обосновались в маленьком домикев Вестминстере. Сразу же после этого мужа перевели в отдаленный регион, куда я следовать за нимне могла. „ Что я буду делать с этим домом?“ —я спросила себя, сидя в одиночестве. —„Есть ли хороший вариант, как его можно использовать?"

„Да! - сразу же сказал «священник». - Сейчас же напиши мистеру и миссис Тиррелли спроси, не хотят ли они пожить в нем".

Я нашла это нелепым. Мистер Тиррелл был самымстаршим членом совета Общества психическихисследований. Я встречалась с ним только несколько
раз на собраниях и один раз ужинала с ним и егоженой. В начале войны их квартиру в Лондоне разбомбили, и они уехали в тихое загородное место,где мистер Тиррелл спокойно писал свою книгу.

„Если мистер Тиррелл переедет в Лондон, — сказал«священник», — это поможет ему в написании книги". Я подумала, что это глупая попытка аргументировать странный импульс: где пожилой человек мог бы работать лучше — в охваченном войнойЛондоне или в спокойной деревушке? Но „священник" в очередной раз одолел разум, и я, испытывая неловкость, им написала. Они ответили, чточрезвычайно рады моему письму, которое пришло в самый последний момент. Оказалось, чтохозяин дома, где они жили, захотел прекратитьаренду. И кроме того, мистер Тиррелл не смог быпродолжить писать свою книгу, не поселившисьрядом с библиотекой Общества. А так у него появилась возможность снова вернуться в Лондон»168.

Книга, которую Тиррелл должен был завершить, называется «Личность человека». Она очень сильно повлияла на работу и сочинения Хейвуд. Следует подозревать, что «священник» знал, что эта книга должна была быть написана. В альтернативной эвереттовской Вселенной Тирреллу пришлось бы выехать из того коттеджа, и он не смог бы завершить работу, не имея доступа к библиотеке. Но «священник» своим вмешательством изменил будущее в этой части макровселенной.

В каждом случае мы видели, что у «другой» сущности были положительные намерения по отношению к своему «хозяину». Из всех доказательств следует, что сознание Демона напрямую и глубоко связано с хозяином, другой гранью одной и той же личности. Но иногда Демон вовсе не поддерживает Эйдолона и больше напоминает паразита, чем соседа; показывая свои негативные качества, он проявляет себя не как единая сущность, а как множественная. Это психологическое состояние, известное как расстройство
множественной личности, можно назвать отрицательной стороной отношений между Демоном и Эйдолоном.

РАЗМНОЖЕНИЕ РАЗУМА.

Пожалуй, самый известный случай расстройства множественной личности описан в книге «Три лица Евы» Корбетта X. Тигпена и Хервея М. Клекли. Главная героиня этого бестселлера — тихая домохозяйка и мать, которая периодически превращается в вульгарную, соблазнительную женщину, увлеченную ночной жизнью.

Эта путаница приводит ее в клинику университета Джорджии. В процессе лечения в ней проявляется третья личность. Это уравновешенная женщина, которая, судя по всему, была посредником между двумя другими личностями. К сожалению, у этой истории нет счастливого конца. Публикация книги о трех личностях привела к семейной драме главной героини, настоящее имя которой, насколько известно, Кристина Сайзмор, и проявлению в ней еще трех других личностей. Затем личности начали возникать группами по три, первая из которых выступала в качестве связующего звена двух других с внешним миром. Тем не менее возникают подозрения, что этот случай не имел ничего общего с расщепленным мозгом.

Гораздо более настораживает случай Билли Миллигана, человека, который приобрел известность в 1977 году как «университетский насильник» штата Огайо. Миллиган был арестован в Колумбусе и обвинен в четырех случаях изнасилования, трех похищениях и трех грабежах. Его показания были настолько запутанными, что пришлось вызывать психиатра. Поскольку он проявлял признаки множественной личности, было решено, что его психическим состоянием займется психиатр Корнелия Уилбур, у которой был опыт общения с людьми, страдающими подобным расстройством.

До этого те, кто говорил с Миллиганом, разочаровывались, потому что ряд личностей, с которыми они сталкивались, поразному проявляли готовность к сотрудничеству. Но опыт Уилбур помог ей добиться максимального расслабления Миллигана — так, что сильные личности отступили и появился
изначальный «Билли». Билли был крайне обеспокоен тем, что должен понести наказание за действия, которые не совершал. Вполне естественно, что власти предполагали возможность такого поворота событий, и поэтому прокурор решил поприсутствовать на одном из сеансов Уилбур и Миллигана. После этого он начал верить в историю Билли.

К тому времени, когда дело дошло до суда, уже не было никаких сомнений, что преступления совершил Миллиган. Оспаривалась лишь его ответственность за них. В итоге судья признал Миллигана невиновным по причине невменяемости. Впервые за всю историю американского права человек, совершивший серьезные преступления, был оправдан из-за диагноза «расстройство множественной личности». Кроме того, ранее Миллиган нарушил условия условно-досрочного освобождения, и его все равно могли посадить в тюрьму, но адвокатам удалось добиться его освобождения на условиях соглашения, что он будет находиться под стражей в Афинском центре психического здоровья в Калифорнии.

Калифорнийские психиатры отметили, что за все время работы с подобными случаями не встречали ничего подобного: Билли обладал 24 личностями обоих полов и всех возрастов. Поначалу случай Билли казался не более чем усложненной вариацией других случаев подобного рода.

Вопросы возникли уже при анализе личностей. Сам Билли определял каждого персонажа по характерным эмоциям. Так, один из 24 персонажей по имени Артур говорил с английским акцентом и демонстрировал широкие познания в области физики, химии и медицины. Он также мог свободно читать и писать на арабском языке. Другой называл себя Рейдженом, говорил с сильным славянским акцентом и доказал, что умеет свободно читать и писать на сербско-хорватском169. Все эти навыки выходили далеко за пределы возможностей Билли Миллигана. Если все так и есть, то возникают некоторые вопросы вроде того, как молодой человек может свободно говорить на сербско-хорватском, когда нет никаких доказательств того, что он изучал этот язык прежде.

И очень интересно знать, почему Артур и Рейджен не позволяли изначальному ядру личности, Билли, контролировать
сознание на протяжении 6 лет, пока он не попал на сеанс к доктору Уилбур. Похоже, что в тот период Билли был на грани самоубийства и мог уничтожить свою «семью». Над Билли издевались в школе, и он решил со всем этим покончить. Он забрался на крышу своей школы, чтобы прыгнуть оттуда вниз. В тот момент проявился Рейджен и сбил Билли с ног. После этого события обеспокоенные Рейджен и Артур созывают «чрезвычайную конференцию», чтобы установить правила для всех 24 личностей. Состоявшийся разговор заслуживает того, чтобы воссоздать его в деталях:

«Артур: „Он представляет опасностьдля всех нас. В таком депрессивном состоянии он может покончить с собой".

Рейджен: „И какое примем решение?"

Артур: „Заставим его все время спать".

Рейджен: „Это как?“

Артур: „С этого момента он не должен владеть сознанием".

Рейджен: „А кто будет это делать?"

Артур: „Ты и я. Мы поделим обязанности. Я предупрежу остальных, чтобы никто и ни при каких обстоятельствах не разрешал ему овладевать сознанием. Когда дела идут нормально,контроль остается за мной. В опасной обстановке он переходит к тебе. Мы будем решатьмежду собой, кто будет владеть сознанием“».

Артуру потом пришлось объяснить ситуацию младшим личностям, которых он прозвал «детьми». Его слова вызывают некоторые очень специфические представления о том, что происходит в человеческом сознании, заселенном несколькими личностями:

«Представьте себе, что мы все находимся в темной комнате. В центре этой комнаты, на полу,яркое пятно света. Кто встает на это пятно, кого освещает этот свет, тотвыходит в реальныймир и овладевает сознанием. Остальные могутв это время заниматься своими делами, учиться,играть или разговаривать. Но тот, кто выходитв миру должен быть очень осторожен и не говоритьо существовании других. Это семейный секрет».

Однако в этой книге я акцентирую внимание на том, что у людей есть только две личности, разделяющие человеческий разум, — «я» и скрытый наблюдатель, или Демон.

В случае Билли Миллигана, кажется, ничего не свидетельствует о существовании скрытого наблюдателя, или Демона. На самом деле он тоже был там, скрывшись в тени и выжидая момент, когда нужно сплотить коллектив. Он объединял все личности и носил имя Учитель.

Психиатр д-р Коул впервые узнал о существовании Учителя, беседуя с Рейдженом. Тот сказал, что помимо 10 независимых личностей и 13 нежелательных, которые были изгнаны из-за «нарушений», существует абсолютно доминирующая личность, которая находится в тени. Эту личность назвали Учителем, потому что он был ответственным за обучение других личностей всему, что знал. Коул записал разговор с Рейдженом на видео, а затем позвал Билли, чтобы показать ему видеозапись. Похоже, что в теле Миллигана было только две «реальные» личности — Билли и Учитель. Именно Учитель создал всех других субличностей. И он был ответственным за преступления, которые они совершили.

И вот тогда произошла внутренняя трансформация: все личности одновременно «встали на пятно света», и впервые проявился Учитель. Доктору Коулу посчастливилось напрямую пообщаться с Демоном! Доктор вместе с Демоном направили свои усилия на то, чтобы Билли стал единой личностью. Как только это произошло, обстоятельства позволили снова выдвинуть Билли обвинения в изнасилованиях, и его заключили в тюрьму.

Этот случай показывает, что в человеческом мозге обитает не одно сознание. Роланд Пуччетти утверждает, что это нормальное явление, а не только результат операции по расщеплению мозга. Каждый из нас представляет собой не одну, а (по крайней мере) две личности. И эта вторая личность разделяет ваш опыт, но совершенно иначе обрабатывает поступающую информацию. Оба полушария П. С., пациента с расщепленным мозгом, о котором говорилось ранее, проживали одинаковую жизнь и, следовательно, приобретали одинаковый опыт. Их унаследованные черты и жизненные события тоже должны быть одинаковыми. Но доминантное «я», взвесив все, пожелало стать конструктором, а его Демон захотел быть автогонщиком.

Так что похоже, что Демон действительно существует и принимает активное участие в жизни своего Эйдолона. Оказывается, демонический наставник проявляет себя гораздо чаще, чем мы думаем. Проблема в том, что из-за семантической путаницы мы неправильно интерпретируем ключи к разгадке. Демон всегда с нами, и в западной культуре он больше известен под другим именем — ангел-хранитель.

ПОГОВОРИМ ОБ АНГЕЛАХ.

В последнее время в США ангелы приобрели популярность. Все слои общества, кажется, начали верить в возможность того, что мы не одиноки в собственной жизни, что существует небесное существо, посланное Богом, чтобы заботиться о каждом из нас. Личный ангел-хранитель постоянно находится рядом и следит за каждым нашим движением. Недавнее исследование показало, что 70% опрошенных американцев верят в ангелов, а 50% — в личного ангела-хранителя. Хотя большинство образованных людей считают все это глупостью и объясняют подобные истории принятием желаемого за действительное и неправильным толкованием событий. Тем не менее остается также большое количество тех, кто верит, и это может свидетельствовать только о том, что многие из них лично контактировали с бестелесными сущностями.

Слово «ангел» произошло от латинского слова angelus, которое в свою очередь использовали библейские переводчики как латинский эквивалент еврейского и греческого слова «посланник». Вера в личного духа-хранителя уходит глубоко в историю. Набопаласар, отец великого Навуходоносора, говорит:

«Он (Мардук) милосердно послал мне покровительствующее божество (херувима), которое всегда следовало рядом; оно помогало мне во всех деяниях»110.

В Библии ангелы не только являются исполнителями гнева Божьего, но и уберегают Лота от опасности (Бытие 28-29). В Исходе 32:34 Бог говорит Моисею: «Ангел мой пойдет пред тобою». В Ветхом Завете ангелов изображали как служителей Божьих, которые следовали его указаниям и время от времени выполняли поручения, касавшиеся людей и мирских дел.

В Новом Завете ангелы предстают в виде посредников между Богом и человеком. Даже у маленьких детей есть ангелы-хранители, и эти ангелы всегда ощущают Бога, даже когда выполняют миссию на земле (Мф. 18:10). Ранняя христианская церковь вынуждена была признать их статус как догму, что, собственно, и сделали епископы на Никейском соборе (325 г. н.э.), несмотря на споры относительно того, были ли ангелы посланы Богом, чтобы оберегать людей. Об этом писалсв. Иероним: «Достоинство души настолько велико, что у каждого от рождения есть ангел-хранитель».

Именно эти слова помогли св. Фоме Аквинскому поверить в то, что ангелы-хранители действительно существуют. Он обсудил этот вопрос более подробно в своем главном труде «Сумма теологии». Фома Аквинский пришел к выводу, что, хотя Иисус родился человеком, он был все же частью Божественной Троицы и не нуждался в ангеле- хранителе. У всех остальных людей, включая Адама, был свой ангел. Фома Аквинский писал:

«Человек в этом состоянии жизни стоит,так сказать, на дороге, по которой должен
отправиться к небу. На этом пути человеку грозит много опасностей, как изнутри, так и извне, в соответствии с псалмом 159:4: „На пути, которым я ходил, они скрытно расставилисети для меня. И поэтому, как опекуны назначаются для людей, которые должны пройти по опасной дороге, так ангел-хранительназначается каждому человеку, пока он путник. Но когда он приходит к концу своей жизни, он утрачивает ангела-хранителя; но в царстве у него появляется ангел, чтобы правитьс ним, а в аду — демон, чтобы наказывать его»171.

Он также заключил, что ангелы могли действовать непосредственно на чувства человека172, а также на его воображение посредством снов:

«То, что мы видим во сне, — плод нашего воображения. Но ангелы показывают во сне все как есть,как явствует из Мф. 1:20; 2:13-19 в отношении ангела, который явился Иосифу во сне. Поэтому ангел может управлять воображением»172.

Именно так многие Демоны оказывают влияние на поведение своих Эйдолонов. Фома Аквинский делает любопытное замечание, что ангел-хранитель может повлиять на разум, но воля, или способность совершать выбор, остается в распоряжении человека. Ангел не может ограничивать данную нам Богом волю совершать правильные или неправильные поступки.

В настоящее время ангелы как популярный образ изображаются с крыльями на спине. Но так было не всегда. На ранних изображениях у них крыльев н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: