Сказка «Весёлая прогулка»




Артикуляционная гимнастика

Сказки, игры, упражнения

Для развития речи

 

Сказка «Зоопарк»

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся и в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

 

БЕГЕМОТИКИ

Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. повторить 3 – 4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

ЛЯГУШКИ

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» («десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

 

СЛОН

1. Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой с длинным носом? Да это же... слон! Давай покажем, какой у слона хобот!

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть впе­рёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение

2. Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хобо­том воду и поливать себя и слонёнка.

Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубоч­кой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

 

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

ЗМЕЯ

Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язы­чок увидел, что это... змея. Давай изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, за­тем спрятать. Повторить 3-4 раза.

 

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

ЛОШАДКА

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Ко­нечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язы­чок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий

 

 

РАСЧЁСКА

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-на­зад, как бы «причёсывая» его.

 

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска.

А зовут меня... (расчёска).

 

ЧАСИКИ

Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не по­ра ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

 

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

 

ШАРИКИ

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться помой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их на­дувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Описание упражнения: надуть одну щёку - сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

 

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

 

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

 

Ты помнишь, как вместе с Язычком ходил в зоопарк? Кого Язычок увидел сначала? А потом? Ты помнишь, кого раньше увидел Язычок: змею или лошадку? А кого Язычок увидел позже: лягушек или бегемотика? На рисунке есть животные и предметы, кото­рых Язычок не видел. Покажи их.

А теперь попробуй рассказать и изобразить, кого видел и что делал Язычок в зоо­парке.

Указание для взрослых: вы должны следить, чтобы ребёнок выполнял упражне­ния правильно и чётко, вначале - под счёт взрослого.

 

Сказка «Весёлая прогулка»

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, по­смотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: све­тит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз - к подбо­родку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё вре­мя открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

 

 

ЖИК, ЦВЕТЫ

1. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гу­лять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнима­тельнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бе­гал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.

Описание упражнения: совершать круговые движе­ния языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

2. Убежал Ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку за­хотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Поню­хал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Описание упражнения: вдох через нос - «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

 

У меня в иголках шёрстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не трожь!

Я - колючий серый ёж!

О. Хинн

ФУТБОЛ

1. Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол.

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

2. Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох - через нос, выдох - через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.

 

Во дворе народ толпится.

Там идёт футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Потому что наблюдает

За игрою из окна

Катерина. Всякий знает:

Генке нравится она.

Н. Тегипко

 

КАЧЕЛИ

После футбола захотелось Язычку на качелях покачать­ся: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зу­бы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повто­рить 4-5 раз.

 

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Н. Тегипко

ИНДЮК

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была...

Я - индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

 

МЕСИМ ТЕСТО

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для бли­нов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, по­кусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

 

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять

Не пора ли вынимать?

 

БЛИНЧИКИ

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, по­ложить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

О. Хинн

 

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

1. Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губыаккуратно облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повто­рить 4-5 раз.

2. Посмотри внимательно, все ли варенье слизали?

Ой немножко на верхней губе осталось! Давай и это ва­ренье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

 

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

 

ЧАШКА

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

 

 

ЧИСТИМ ЗУБКИ

1. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошёл умываться и... правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кон­чиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (вле­во-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

2. После того как Язычок почистил зубки, он принял­ся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.

Умылся Язычок и пошёл спать.

 

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

 

Сказка

«Приключения язычка»

ЛЯГУШКА И СЛОНИК

Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: ля­гушка и слоник.

Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в сло­ника.

Описание упражнения: на «раз» - улыбнуться, пока­зать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положе­нии; на счёт «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка - слоник» под счёт «раз-два». Повторить 5-6 раз

Раз - лягушка с толстым брюшком,

Два - большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив её в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

Н. Тегипко

КИСКА СЕРДИТСЯ

1. У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сер­дилась, то выгибала спинку.

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Описание упражнения: улыбнуться, окрыть рот, кон­чик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а бо­ковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

2. Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в на­правлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

 

ПАРУС

Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плава­ние. Лодочка получилась очень красивая, с розовым пару­сом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альве­олы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком поло­жении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Лодочка под парусом по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

МАЛЯР

Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по бе­регу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской кра­сил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медлен­но, под счёт до восьми.

 

Я сегодня утром встал

И посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Н. Тегипко

 

 

ГРИБ

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай пока­жем, какой гриб увидел Язычок.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медлен­но пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язы­чок «присасывается» к нёбу.

 

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

 

ДЯТЕЛ

1. Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх - а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразимкак стучит дятел.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д- Д …». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

2. Потом дятел стал стучать по-другому: «Д -дд, Д -дд...» (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд. 3. А потом вот так: « дд -Д, дд- Д …»- Выполнять 10-15 секунд.

 

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук

Раздаётся громкий звук.

 

КОМАРИК

Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широ­ко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (аль­веолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

Прилетает по ночам, Не даёт заснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.

 

ГАРМОШКА

Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.

Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри упражнение «Гриб» на с. 34). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три,четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

О.Хинн

ЗАВЕДИ МОТОР

1. Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне заве мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын...» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.

ЗАВЕДИ МОТОР

2. А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН -дын, дын; ДЫН -дын, дын...» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз. Помог Язычок зайчику мотор завести, и поехали они к зайчику на огород поли­вать капусту.

 

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофёр,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке:

Заведём скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезёт его шофёр.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» - летит вперёд,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

Н. Тегипко

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

 

Посмотри внимательно на рисунок и постарайся вспомнить все приключения Язычка. Какие друзья были у Язычка? Кого он встретил во время своего путешествия? Что было раньше: Язычок сделал лодочку или встретил дятла? Что было позже: встре­ча с зайцем или с маляром? Покажи с помощью упражнений все приключения Язычка.

БАРАБАНЩИК

(игра, помогающая восприятию и воспроизведению различных ритмов)

 

Сейчас мы будем учиться играть на барабане. Сначала ты внимательно слушай а потом точно повторяй за мной. (Взрослый стучит, затем ребёнок повторяет ритм. Стучать можно пальцем, ладонью, карандашом. Большой круг обозначает сильный удар, маленький кружок - более слабый.)

1. Посмотри, сколько здесь музыкальных инструментов. Знаешь ли ты их названия? (Взрослый называет инструменты и изображает, как на них можно играть.)

2. А теперь изобрази сам, как ты будешь играть на пианино, баяне, дудочке, бараба­не, скрипке,гитаре.

 

 

 

РАЗ, ДВА, ТРИ,

ЗА МНОЮ ПОВТОРИ

(игра для развития речевого слуха)

 

1.Посмотри на картинки. Девочка поёт: «А-а-а-а», Волк воет: «У-у-у-у», мышка пи­щит: «И-и-и-и», певец поёт: «О-о-о», медведь ревёт: «Ы-ы-ы».

2. Угадай, кто это. (Взрослый произносит эти звуки, а ребёнок угадывает.)

3. Изобрази всех, кто нарисован на картинке.

4. Угадай, кто пел свою песню сначала, а кто потом. (Взрослый произносит по два вида звуков. Например: «А-а-а-а-а; и-и-и-и-и».)

 

ТЕРЕМОК

(игра для развития высоты

и тембра голоса)

1. Посмотри на картинку. Ты, конечно, узнал, какая это сказка? Все герои сказки гово­рят разными голосами. (Взрослый изображает мышку, лягушку, ёжика, лису, волка, медведя.)

2. Угадай, кто это говорит? (Взрослый изображает по очереди волка, лису и всех остальных животных, а ребёнок угадывает.)

3. Теперь ты загадывай мне, а я буду отгадывать! (Ребёнок по очереди изображает всех героев.)

 

 

КТО КРИЧИТ?

(игра на различение высоты голоса)

 

На полянке играют животные - мамы со своими детёнышами: коза и козлёнок, ко­рова и телёнок; лошадь и жеребёнок.

Мама-коза кричит вот так: «Ме-ме-ме» (взрослый произносит низким голосом), а маленький козлёнок кричит так: «Ме-ме-ме» (взрослый произносит высоким голо­сом). Так взрослый изображает всех зверей.

1. Угадай, кто кричит - мама или детёныш? (Взрослый изображает то детёнышей жи­вотных, то их мам, а ребёнок называет или показывает картинку.)

2. Теперь ты загадывай мне, как кричат животные и их детёныши, а я буду отгадывать.

 

ТОМ - ДОМ - КОМ

(игра на развитие слухового внимания)

 

Взрослый рассказывает, что изображено на картинках: «Это - дом; это - снежный ком, а это - мальчик Том».

1. Покажи: где Том; где ком; где дом.

2. Повтори за мной в том же порядке: Том - дом - ком; а теперь вот так: ком - Том - дом; дом - ком - Том и т. д. (Если ребёнок не справляется с заданием, то можно на­зывать слова, показывая картинки.)

 

ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?

(игра на развитие слухового внимания)

 

Взрослый читает ребёнку стихотворение, а ребёнок должен внимательно слушать, чтобы заметить ошибки.

Если ребёнок не замечает ошибок, то взрослый разбирает каждое предложение. Например: разве у коня бывают рога?

Тёплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой, среди ветвей,

«Га-га-га», - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Л. Станчева

(пер. А. Александровой)

ПОЕЗД

(игра для развития силы голоса)

 

Перед тобой три поезда, которые едут и гудят.

1. Угадай и покажи, какой поезд гудит вот так: ТУ-ТУ-ТУ! (Взрослый гудит очень громко.)

Покажи, какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту! (Взрослый гудит голосом средней силы.) А какой поезд гудит так: ту-ту-ту? (Очень тихо.)

2. Теперь ты погуди, как поезд, который едет рядом с нами; как поезд, который удаляется от нас;

как поезд, который находится очень далеко от нас.

 

ТРИ МЕДВЕДЯ

(игра для развития высоты голоса)

 

1. Вспомни, из какой сказки эти медведи. Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка?

2. Угадай, кто рычит: медведь, медведица или медвежонок? (Взрослый рычит голосом разной высоты. Самый низкий - папа, самый высокий - Мишутка, средний - мама.)

3. Изобрази, как рычат медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-медведь.

4. Угадай, кто это говорит:

- Кто сидел на моём стуле? (низким голосом);

- Кто сидел на моём стуле? (средним голосом);

- Кто сидел на моём стуле? (высоким голосом).

5. Покажи разными голосами (изобрази), как говорят Мишутка, медведь-папа, медве­дица-мама.

КОЛОБОК

(игра для развития высоты

и тембра голоса)

 

1. Помнишь ли ты, как называется эта сказка? Посмотри на картинку и назови сказочных героев.

2. Угадай, кто это говорит. (Взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами.)

3. А теперь ты сам превратись в зайца, медведя и лису и скажи: «Колобок, колобок я тебя съем!» разными голосами.

 

ЛЯГУШКИНА СЕМЕЙКА

(игра для развития речевого слуха)

 

На болоте жили лягушки: лягушка-папа, лягушка-мама и маленький лягушонок.

Лягушка-папа квакал вот так: ква-ква.

Лягушка-мама квакала вот так: ква-ква-ква.

А лягушонок пел песенки вот так: ква-ква; ква-ква-ква.

1. Угадай, кто квакает: папа, мама или лягушонок? (Взрослый изображает лягушку-маму, лягушонка и лягушку-папу.)

2. А теперь ты сам поквакай: как лягушка-папа, как лягушка-мама, как лягушонок.

 

ПОДУЕМ НА ПУШИНКУ

(упражнение на развитие речевого дыхания)

 

Воспитатель раздаёт детям пушинки. Предлагает подуть на них, произнося медленно, протяжно: «Фу-у-у», - и посмотреть, как они летают.

Упражнение повторяется 5 – 6 раз.

 

 

МАЙСКИЙ ЖУК

(пальчиковая игра)

 

Я весёлый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужжу.

Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.

 

 

АЛЫЕ ЦВЕТЫ

(пальчиковая игра)

 

Наши алые цветы распускают лепестки,

Плавно разжать пальцы.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Помахать руками перед собой.

Наши алые цветы закрывают лепестки,

Плавно сжать пальцы.

Тихо засыпают, головой качают.

Плавно опустить их на стол.

 

У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ

(пальчиковая игра)

 

У оленя дом большой.

Руки поставить крышей над головой.

Он глядит в своё окно.

Руки поставить перед лицом.

Заяц по полю бежит,

В дом к нему стучит.

«Тук-тук» - Дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц забегай.

Лапу мне давай.

 

ЛОДОЧКА

(пальчиковая игра)

 

Две ладошки я прижму

Две ладони соединить лодочкой.

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья –

Это лодочка моя.

Выполнить волнообразные

движения руками.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

Поднять выпрямленные ладони вверх.

А по бурным, по волнам

Плывут рыбки тут и там.

Имитировать движения волн и рыбок.

 

БОЖЬИ КОРОВКИ

(пальчиковая игра)

 

Божьей коровки папа идёт,

Всеми пальцами правой

руки «шагать» по столу.

Следом за папой мама идёт,

Всеми пальцами левой

руки «шагать» по столу.

За мамой следом детишки идут,

А вслед за ними малышки бредут.

Всеми пальцами обеих

рук «шагать» по столу.

Красные юбочки носят они,

Две ладони соединить

лодочкой вверх дном.

Юбочки с точками чёрненькими.

Постучать указательными

пальцами по столу.

Папа семейку учиться ведёт,

А после школы домой заберёт.

Всеми пальцами обеих

рук «шагать» по столу.

 

ЗАРЯДКА ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ

(пальчиковая игра)

 

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

Сжимать и разжимать кулачки.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Выполнить круговые

движения кистями рук.

 

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ

(пальчиковая игра)

 

Мы капусту рубим, рубим.

Резкие движения прямыми

кистями рук вверх- вниз.

Мы морковку трём, трём.

Пальцы рук сжаты в кулаки,

движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим, солим.

Движение пальцев, имитирующих

посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём, жмём.

Интенсивное сжимание

пальцев рук в кулаки.

 

 

УТЯТА

(пальчиковая игра)

 

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвёртый – за водой.

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался,

Громко-громко запищал:

«Пи-пи-пи!» -

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сжимать пальцы рук в кулаки.

 

ПТИЧЕК СТАЙКА

(пальчиковая игра)

 

Пой-ка, подпевай-ка,

десять птичек – стайка.

- Эта птичка – соловей,

эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка,

серенькое пёрышко.

Эта – зяблик, это – стриж,

это – развесёлый чиж.

Ну, а это – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

 

Поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а на последней строке ритмично сжимать пальцы рук в кулаки.

 

МОЯ СЕМЬЯ

(пальчиковая игра)

 

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

 

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПРЯТКИ

(пальчиковая игра)

 

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

 

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчиков на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

(пальчиковая игра)

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

 

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

(пальчиковая игра)

 

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

 

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

ПО ГРИБЫ

(пальчиковая игра)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы грибы идём искать.

Ритмично сжимать пальцы в кулаки

и разжимать.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Поочерёдно загибать пальцы

начиная с мизинца.

 

 

* * *

(пальчиковая игра)

 

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветрок!
Здравствуй, маленькй дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю!

 

Поочерёдно загибать пальцы начиная с большого. С последней строки ритмично сжимать пальцы в кулаки.

СЕМЬЯ

(пальчиковая игра)

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Ну, а этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

 

Поочерёдно загибать пальцы начиная с большого. С последней строки ритмично сжимать пальцы в кулаки.

 

 

* * *

(пальчиковая игра)

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.
"Идём" по столу указательным

и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили,
"Лепим" комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили,
Крошащие движения всеми

пальцами.
С горки мы потом катались,

Ведём указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки.
А ещё в снегу валялись.
Кладём ладошки на стол то

одной стороной, то другой.
Все в снегу домой пришли.
Отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли.
Движения воображаемой

ложкой, руки под щёки.

 

 

* **


Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шуми!
Пальчики не разбуди.

Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора

* * *

Переборы пальчиков

У белого котенка мягкие лапки.
Но на каждой лапке коготки-царапки!

Поглаживаем пальчики, перебирая. Затем попеременно то мягкой кисточкой, то жесткой щеткой.

* * *

У меня пропали ручки. Спрятать за спину
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять! Показать

то же с глазками, ушками, носиком

* * *

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
А с этим пальцем что делал?

Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с

Игра-спектакль

Динь-динь-бом,
Динь-динь-бом --«позвенеть» у правого уха
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали. -- руку к левому уху
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали -- бежать пальцами по столу
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь -- спрятать руки под стол
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь. --погрозить пальчиком
Динь-бом, динь-бом.

* * *

Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора

* * *

Паучёк

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

* * *

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь гл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: