Источник: Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования: уч. пос.- М.: КНОРУС, 2013.




16» МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


 

 


Иногда различают структуру общей методики и описание специ­альной методики.

Специальные методики могут входить в разные исследователь­ские схемы. Такой показатель, как кожно-гальваническая реакция (КГР), использовался в психологии в существенно отличающихся друг от друга исследовательских схемах и в разных предметных областях; при идентификации разных видов напряженности (операциональной и эмоциональной).

* * *

Для выделения переменных при реализации экспериментального метода используют разные методики (в том числе и психологические). Наблюдение и измерение переменных выступают как условия реа­лизации экспериментального метода, если имеются в виду методики как способы получения психологических показателей.

Тот же статус методик для выделения переменных в психодиа­гностике. Однако психодиагностика как метод построения психоло­гического исследования с иными целями (чем проверка причинных гипотез) основана на иных нормативах, чем эксперимент. Психологи­ческое наблюдение, психологическое измерение и психодиагностика как особые типы организации исследования имеют в психологии свою историю становления.

I

ВОПРОС. Какие требования предъявляются к научному исследова­нию?

Ответ. Основными требованиями являются:

1. Определение и обоснование научной проблемы объекта и пред­мета исследования.

2. Формулировка темы исследования (ее доступность, актуаль­ность, теоретическая и практическая значимость).

3. Разработка общей структуры, ее частей и плана исследования.

4. Определение того, что уже известно по данной проблеме.

5. Составление общего проспекта исходя из структуры и плана ис­следования.

6. Составление библиографии и историографии проблемы иссле­дования.

7. Анализ источников, их классификация.

8. Определение понятийно-категориального аппарата.

9. Обобщение совокупности научных фактов.

10. Формулировка общих и частных выводов.

11. Подготовка общего заключения по результатам исследования.

Оформление понятийного аппарата научной работы зависит от ее вида, что наглядно показал А.Ф. Ануфриев на следующей схеме:

Научное исследование Диагностическое обследование
вариант 1 вариант 2
актуальность актуальность актуальность
объект объект объект
предмет предмет предмет
проблема цель цель
гипотеза гипотеза
задачи задачи задачи
методика методика методика (программа исследо­вания)
новизна результатов новизна результатов диагностическое заключение
практическая практическая практическая значимость
значимость значимость  

 

Если речь идет о диагностическом обследовании, то в научном ап­паратеотсутствует гипотеза, а также новизна результатов. Если же вы­полняется научное исследование, то нужно выбрать вариант оформле­ния егопонятийного аппарата — с проблемой или целью исследования

* * *

Любое исследование начинается с определения цели исследования, выявления проблемы.

Цель исследования — это то, что мы хотим получить при проведе­нии исследования, некоторый образ будущего.

Проблема исследования — это такой вопрос, который стоит на гра­нице известного и неизвестного. Поставить проблему — значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание по­казало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это противоречивая ситу­ация, требующая разрешения, что хорошо показывает А.Ф. Ануфриев на примерах диссертационных работ в своей книге «Научное исследо­вание» (М., 2002).

СИТУАЦИЯ. Недостаточность знаний, информации, противоречи­вость научных представлений создают условия для формулирования на­учной проблемы.

Вопрос. Что предполагает постановка научной проблемы?

Решение. Постановка научной проблемы предполагает:




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: