ГЛАВА 2. Основные противоречия профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД.




На количество ДТП влияют различные обстоятельства: дисциплина дорожного движения, качество подготовки и воспитания водительских кадров, конструкция и техническое состояние транспортных средств, содержание улиц и дорог и др. Но как бы ни были совершенны улицы и дороги, технические средства организации и регулирования дорожного движения, а также транспортные средства, безопасность общественных отношений в области дорожного движения во многом зависит от эффективности действующего законодательства, строгого соблюдения ПДД[5].

На эффективное применение различных мер административного принуждения как всей полиции, так и ГИБДД, существенное влияние оказывает отсутствие достаточно разработанного понятийного аппарата, касающегося административно-юрисдикционной деятельности, административного правонарушения и ответственности. В области дорожного движения, исполнения административных наказаний, механизма правового регулирования, как представляется, составляет важную юридическую проблему и требует дальнейшего научного осмысления[6].

Деятельность ГИБДД требует от личного состава высокой профессиональной подготовки, составной частью которой является боевая подготовка, направленная на воспитание работников в духе преданности Родине, верности служебному долгу, строгого соблюдения присяги, уставов и приказов, на формирование высоких морально-этических и психологических качеств, умения быстро ориентироваться в сложной обстановке. Кроме того, необходима подготовка требовательных, дисциплинированных, подтянутых в строевом отношении специалистов, уверенно владеющих табельным оружием, средствами индивидуальной защиты, способных успешно решать служебно-боевые задачи[7].

По итогам мониторинга населения, проведенного в 2007 г. ВНИИ МВД РФ, среди всех подразделений органов внутренних дел больше всего граждане России не удовлетворены деятельностью сотрудников ГИБДД (35%). Причем количество неудовлетворительных оценок населения по сравнению с предыдущим годом возросло на 5%. По мнению опрошенных нами руководителей ряда подразделений ГИБДД МВД, УВД, ГУВД субъектов РФ, данный факт во многом вызван рядом причин: формальным подходом сотрудников ГИБДД к участникам дорожного движения из-за существующей негативной системы оценки деятельности подразделений и сотрудников ДПС (31%), профессиональной деформацией некоторых сотрудников ДПС, низким уровнем правосознания сотрудников (45%), неэффективной системой пропаганды безопасности дорожного движения среди граждан (20%), а также недостаточным уровнем профессиональной психологической подготовленности сотрудников ДПС к их профессиональному взаимодействию с водителями и пешеходами (51%).

В условиях продолжающегося роста дорожно-транспортного травматизма игнорирование вопросов продуктивного взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения просто недопустимо.

На современном этапе сложившаяся практика взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения требует коренного переосмысления на всех уровнях, как со стороны руководства МВД, сотрудников ДПС, так и со стороны самих водителей и пешеходов.

Именно от умения сотрудников ДПС видеть в участниках дорожного движения своих союзников, устанавливать с ними психологический контакт, актуализировать у них положительные мотивы сопричастности общему делу безопасности дорожного движения, проявлять к ним внимание и заботу, ориентируя их на общесоциальные цели профессиональной деятельности, зависит в конечном итоге не только уровень взаимодоверия между сотрудниками ДПС и гражданами, но и эффективная профилактика дорожно-транспортного травматизма[8].

Одним из средств совершенствования взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками дорожного движения[9] является знание и эффективное применение сотрудниками ДПС психологических механизмов продуктивного взаимодействия с гражданами, которые при учете их личностных особенностей способствуют нивелированию формального подхода к участникам дорожного движения, максимально обеспечивая объективность и непредвзятость в решениях сотрудников ДПС, соблюдая законные права и интересы граждан. В связи с этим исследование теоретических и практических аспектов профессионального взаимодействия сотрудников ДПС с водителями и пешеходами отвечает насущным потребностям сегодняшнего времени.

Так как административная практика сотрудников подразделений ГИБДД объективно определяет напряженный и конфликтный характер взаимоотношений сотрудников ДПС с гражданами, а также часто порождает обоснованные жалобы с их стороны, важное значение приобретает умение сотрудников ДПС своевременно распознавать возникновение конфликтной ситуации с участниками дорожного движения, подбирать оптимальные стратегии для их конструктивного разрешения с целью достижения взаимопонимания в вопросах совершенствования безопасности дорожного движения.

Основная же масса сотрудников придерживаются в отношении участников дорожного движения стратегий, опосредованных неэффективными методами психологического воздействия либо даже использованием открытых угроз. В частности, при разрешении конфликтов на дорогах сотрудниками применяются такие стратегии, как переговорно-манипулятивная, манипулятивная, конфронтационная, нормативно-конфронтационная и конфронтационно-манипулятивная.

Современная кризисная ситуация, затронувшая социальную, экономическую, политическую, духовно-нравственную и другие сферы жизни российского общества, предъявляет ряд новых требований к профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, в том числе и сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Устранение правонарушений и наведение порядка, дисциплины на магистралях, дорогах и улицах города и всей страны – основные задачи ГИБДД, выполнение которых на высоком уровне качества зависит от профессиональной готовности ее работников.

Специфика деятельности ГИБДД, ее задачи, роль в системе МВД России выдвигают на первый план требования, в первую очередь, к личности самого сотрудника ГИБДД, наличию у него определенных базовых профессиональных качеств и компетенций, являющихся показателями высокой профессиональной компетентности, что помогает успешно преодолеть трудности служебной деятельности.

В учебных заведениях МВД России первостепенное значение отводится формированию концептуального уровня интеллекта, что достигается введением в образовательный процесс соответствующих дисциплин. В результате чего общество получает выпускника с узкой профессиональной направленностью, который относительно удачно выполняет поставленные перед ним задачи в своей области специализации. Однако в современных условиях этого недостаточно. В комплексе действий по совершенствованию профессиональной подготовки работников ГИБДД особое место должно отводиться проблеме воспитания личности.

Однако анализ литературных источников показывает, что проблема сохранения собственного здоровья не ставится на первое место, так как считается, что все работники органов внутренних дел изначально отличаются достаточно высокими показателями здоровья (об этом можно судить по записям в их личных медицинских картах).

Например, длительная работа в летнее жаркое время способствует снижению артериального давления, истощению сердечной мышцы, неврозам, нарушению функции почек, снижению аппетита и работоспособности.

Шум от автотранспорта, который практически всегда превышает предельно допустимый уровень (90 – 100 дБ при допустимом – 80 дБ) может спровоцировать раздражительность, повышенную утомляемость, головные боли, сердечно-сосудистые заболевания, язвенную болезнь, гастрит, эндокринные расстройства (усиление активности щитовидной железы, нарушение обмена веществ). Длительное воздействие электромагнитных полей промышленной частоты, источниками которых служат ЛЭП, приводит к расстройствам, субъективно выражающимся жалобами на головную боль в височной и затылочной области, вялостью, расстройством сна, снижением памяти, повышенной раздражительностью, апатией, болью в области сердца. Пыль, содержащая токсические вещества (например, известь, соли тяжелых металлов), может проникать в кожу и в отверстия сальных и потовых желез, вызывая воспалительные процессы в виде язвенных дерматитов, экзем. Негативное влияние оказывает на глаза табачная пыль, приводя к развитию конъюнктивитов.

Доказано, что автомобильный транспорт, численность которого возрастает уже в геометрической прогрессии, становится доминантой антропогенного влияния на биосферу и самого человека, как ее части, оказывая мощное шумовое, химическое, тепловое, электромагнитное и вибрационное воздействия, которые выражаются в загрязнении окружающей среды, увеличении заболеваний и снижении продолжительности жизни людей. Уже не одно десятилетие содержание вредных соединений в воздухе населенных пунктов и вблизи магистральных автомобильных дорог России в десятки раз превышает утвержденные предельно допустимые концентрации (ПДК). Современное общество столкнулось с новым специфическим техногенным кризисом. Так, угарный газ, концентрация которого составляет вблизи автотрасс 0,8 – 0,9 ПДК, может вызвать у сотрудников ГИБДД головные боли, головокружение, усталость, снижение концентрации внимания, тошноту, побледнение кожи, сердцебиение, шум в ушах, а соединения свинца (94 – 129 ПДК (в крови)) – развитие анемии, нарушение функционирования центральной нервной системы (снижение умственных способностей, агрессивность в поведении), обмена веществ, желудочно-кишечные расстройства, угнетение выработки половых гормонов, параличи, при этом высока степень летального исхода.

Вывод по 2 главе: деятельность сотрудников ОВД связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой ответственностью за результаты выполнения служебных задач. Только подготовленность сотрудников, раскрытие их потенциальных возможностей могут обеспечить успешность деятельности в экстремальных условиях. Тем не менее, как показывает практика, с течением времени несения службы начинают проявляться субъективные ощущения нездоровья, которые подтверждаются медицинскими обследованиями. Это обусловлено влиянием ряда негативных факторов различной природы (химической, физической, биологической и др.) на состояние сотрудников ГИБДД, которые не только снижают потенциал их жизненной активности, но и оказывают отрицательное воздействие на работоспособность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: