Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников ДПС ГИБДД.




Деятельность сотрудников ОВД связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой ответственностью за результаты выполнения служебных задач. Только подготовленность сотрудников, раскрытие их потенциальных возможностей могут обеспечить успешность деятельности в экстремальных условиях. По мнению В.Н. Смирнова [15], психологическая подготовка в органах внутренних дел является составной частью профессиональной подготовки и видоизменяется в соответствии с этапами службы сотрудников. Она входит в структуру первоначальной подготовки, систему служебной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В связи с профессиональной направленностью психологической подготовки в органах внутренних дел на практике чаще используется термин «профессионально-психологическая подготовка».

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия имеет ряд особенностей, вытекающих из содержания их деятельности и необходимых для развития у сотрудников особенностей личности, обусловливающих психологическую готовность к применению оружия. Ситуация вооруженного противоборства с преступником включает в себя следующие стороны:

- юридический анализ ситуации;

- наличие навыков владения оружием;

- психологическую готовность к применению оружия.

Вместе с тем в опасной ситуации, если она непосредственно не угрожает жизни и здоровью людей и не требует немедленного применения оружия, существует возможность разрешить ситуацию мирным путем. В таком случае значительная роль принадлежит:

- моральным качествам сотрудника милиции и его желанию разрешить конфликт без применения оружия;

- способности установить коммуникативный контакт с правонарушителем, умению договориться и разрешить конфликтную ситуацию;

- умению сотрудника полиции оставаться в состоянии высокой мобилизации, выдержанным и уверенным в себе.

Помимо перечисленных способностей, сотрудник ОВД должен быть в любой момент готов к решительным действиям и постоянно помнить о личной безопасности.

Как свидетельствует проведенный нами анализ литературных источников, ряд исследователей[16] находят, что психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел направлена на формирование следующих основных компонентов: развитых психологических качеств, умения учитывать психологические аспекты при выполнении профессиональных действий, психологической устойчивости. Данной точки зрения придерживается также А.И. Папкин, который делает основной акцент на развитие познавательных, эмоциональных, морально-психологических, волевых и коммуникативных качеств, а также формирование психологических навыков безопасной деятельности.

Решение задач психологической подготовки наиболее эффективно достигается путем проведения тренингов[17]. Тренинг позволяет значительным образом влиять на глубинные структуры личности, добиваться большого научающего эффекта. Действенность проведения тренинговых занятий заключается еще и в том, что у сотрудника милиции формируются навыки эффективного профессионального поведения. Повышается его психологическая готовность к действиям в подобных ситуациях и снижается вероятность нанесения ущерба своему здоровью и психическому состоянию.

При планировании программы психологической подготовки сотрудников полиции с помощью социально-психологического тренинга необходимо, по мнению В.Н. Смирнова[18], учитывать специфику подразделения, с которым будет проводиться подготовка. С учетом целей и задач психологической подготовки к применению огнестрельного оружия выбираются упражнения, направленные на изучение возможных экстремальных ситуаций, формирование конструктивного поведения в конфликтных условиях и психологической устойчивости к стресс-факторам с учетом их возникновения в ситуации потенциального вооруженного конфликта. При этом принимается во внимание анализ реальных случаев применения оружия сотрудниками подразделений, с которыми проводится психологическая подготовка.

Задачу формирования поведения сотрудника в ситуации применения оружия можно решить путем репетиции поведения, состоящей из ролевого проигрывания сложных ситуаций, имеющих место в служебной деятельности[19]. При этом члены группы, знающие друг друга на протяжении нескольких лет, принимая участие в разрешении заданной ситуации, показывают свои способы и модели поведения, а затем обсуждают, насколько схожи они с реальным поведением сотрудников в процессе несения службы.

В процессе ролевой игры участники демонстрируют, как правило, имеющиеся знания и поведенческие навыки. Помимо этого, существует возможность попробовать новые варианты поведения и отследить их эффективность, получить обратную связь, проанализировать эффективность своего поведения, изменить его и проверить новый способ на практике. В.Н. Смирнов (2003) и А.М. Столяренко (1987) рекомендуют тему практической части занятия раскрывать при помощи вводных, составленных с учетом специфики службы и реальных ситуаций, возникающих в процессе работы, и на практике отрабатывать модели действий в наиболее типичных ситуациях применения оружия. Во время тренинга, как правило, рассматриваются несколько вариантов поведения, выбирается наиболее оптимальный, который проигрывается в ролях для закрепления нового опыта. Подобные упражнения способствуют выработке желательного и адаптивного поведения. При выполнении профессиональных задач сотрудниками милиции имеет существенное значение соблюдение правил личной и групповой безопасности. Профессионально-психологическая подготовленность к деятельности и мастерство невозможны без соблюдения правил безопасной деятельности. Это особенно важно в экстремальных условиях, когда от безопасности одного зависит безопасность, а значит, и выполнение задачи подразделения в целом.

Существуют ряд ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение. Как правило, это ситуации, связанные с повышенной ответственностью, риском для жизни, необходимостью принятия решений в условиях дефицита времени, с конфликтным взаимодействием с вышестоящими руководителями и подчиненными[20].

Исходя из положения о том, что применение оружия сотрудниками полиции является экстремальным видом деятельности, полагаю, что тренинговые программы подготовки к деятельности в экстремальных условиях (на основе изученной литературы и с учетом специфики деятельности) можно взять за основу при составлении программы тренинговых занятий подготовки к применению огнестрельного оружия.

Психологическая готовность является динамическим явлением и способна изменяться при изменении ее компонентов. Для изучения компонентов, влияющих на готовность к правомерному применению и использованию огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел, были использованы следующие методы исследования: беседа, экспертный опрос, тесты[21].

В то же время роль огневой подготовки в деле повышения профессиональной подготовки работников МВД не является чем-то принципиально новым, однако, решение проблемы обучения умелому владению боевым оружием в условиях усиления преступности в стране требуют тщательного анализа противоречий между содержанием профессиональной деятельности и методикой огневой подготовки. Исходя из этого проблема повышения боевой подготовленности сотрудников органов внутренних дел средствами огневой подготовки продолжает быть актуальной, так как оперативная обстановка и неблагоприятный прогноз развития преступности в стране требуют осуществления решительных, адекватных, жестких мер со стороны всех ветвей власти для решения одной из наиболее приоритетных задач государства -обуздания вала криминального насилия и организованной преступности, которая становится одним из наиболее опасных факторов, осложняющих оперативную обстановку. Доля ее в общей структуре преступности ежегодно растет. Число зарегистрированных преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами, поданным статистики, увеличилось за последние семь лет в 8,5 раза.

Широкое применение и использование огнестрельного оружия в качестве аргумента при охране правопорядка предъявляет повышенные требования к огневой подготовленности личного состава, на что неоднократно обращалось внимание руководством МВД России. Однако предпринимаемые меры следует считать недостаточными, поскольку огневая подготовленность работников милиции все еще находится не на должном уровне

В результате обобщения связанных между собой многочисленных теоретических и методологических направлений, ретроспективного анализа эволюции теории и практики огневой подготовки, на основании экспериментальных исследований и обобщения опыта специалистов-практиков, а также собственного многолетнего опыта работы в качестве командира мотострелкового взвода, начальника физической подготовки и спорта мотострелкового полка, учебного полка специального назначения, преподавателя по огневой, физической подготовке в различных вузах МО и МВД России была сформулирована рабочая гипотеза исследования, которая заключалась в предположении, что эффективность обучения сотрудников теории и практике стрельбе из личного оружия возможна, если будет:

ü разработана и научно обоснована концепция организации обучения стрельбе из личного оружия, основанная на взаимосвязи психологических, дидактических и психофизиологических закономерностей формирования знаний, умений и навыков стрельбы, содержащая основные идеи, принципы, требования к обучению сотрудников ОВД огневой подготовке;

ü разработана модель содержания обучения стрельбе из личного оружия, учитывающая взаимосвязь цели, задач, последовательности, преемственности формирования у сотрудников умений и навыков на разных этапах обучения;

ü разработана педагогическая система организации огневой подготовки, обоснованная результатами обобщения связанных между собой многочисленными теоретическими и методологическими направлениями, включающая в себя цель, содержание, учебно-материальную базу, требования к личности сотрудника ОВД, а также правовые и нравственные регуляторы деятельности, психологическую устойчивость и самооценку профессиональных качеств.

Вывод по 3 главе: сегодня в условиях повышенных требований к сотрудникам ГИБДД, общая и особенно специальная физическая подготовленность в совокупности с умением самостоятельно принимать адекватные ситуации, решения, специальные и подручные средства, огнестрельное оружие, умением взаимодействия в составе служебного наряда является одним из важных критериев общей профессиональной подготовленности. Можно сделать вывод о том, что для качественного выполнения своих служебных обязанностей сотрудник ГИБДД в области боевой подготовки должен обладать определенным комплексом знаний, умений и навыков, позволяющим эффективно решать оперативно-служебные и служебно-боевые задачи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: