Показатели экономической эффективности




1)Показатель эффективности использования материальных ресурсов. Снижение материалоемкости продукции – одно из главных направлений повышения эффективности в промышленности и строительстве, так как затраты на материалы составляют более половины затрат на производство продукции этих отраслей.это достигается внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми.

2) Показатель эффективности использования основных производственных фондов.К основным производственным фондам относятся: средства труда (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые участвуют в производстве. 3)Важнейшими направлениями повышения эффективности использования основных фондов являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования.

4) Показателем эффективности капитальных вложений. оптимальный срок окупаемости капитальных вложений не должен превышать двух лет.

5) Показателем, характеризующим эффективность деятельности персонала. Повышение производительности труда зависит от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в необходимом количестве материалов.

Показатели социальной эффективности: -повышение научно-технического уровня управления; -уровень интеграции процессов управления; -повышение квалификации менеджеров; -повышение уровня обоснованности принимаемых решений; -формирование организационной культуры; -управляемость системы; -удовлетворенность трудом; -завоевание общественного доверия; -усиление социальной ответственности организации; -экологические последствия.

В настоящее время наиболее широкое применение получили следующие формы оценки деятельности менеджера: анкетирование, психологический аудит, собеседование, графологический анализ, изучение кадровых документов, оценочные испытания.

17. К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента.

Классическое направление менеджмента включало в себя три области: – научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт); – административный менеджмент - функция планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

– концепция бюрократических организаций разделение собственности и управления.

Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

1)школы «научного менеджмента» Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911). Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером АнриФайолем(1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента.

2)Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

14 принципов: дисциплина, порядок, справедлиость, стабильность, инициатива и т.д.

3) Школа «человеческих отношений». уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм.начало положил Элтон Мэйо(1880–1945); который пришел к сенсационному исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда. Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970).

4) школа науки управления сформировалась в 50-е гг. XX в., основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают углубление, понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. Развитие количественных метадов в помощь руководителей принимающим решение в сложных ситуациях.

Появление менеджмента связано со следующими основными условиями: -развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики; -появлением крупных корпораций; -попытками предпринимателей воспользоваться преимуществами техники; -желанием группы любознательных людей создать самые эффективные способы выполнения работы.

 

18. Французский инженер и предприниматель Анри Файоль {1841-1925) создал так называемую административную теорию управления. Он утверждал: управлять — значит вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов. Управление, по его мнению, включает такие виды деятельности: техническую, коммерческую, финансовую, защитную, бухгалтерскую и административную.

Его теория состоит из двух частей:

— функций управления, которые отвечают на вопрос, что делает руководитель (он выделяет всего пять функций: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль). Функции до сих пор считаются основными в менеджменте. Он положил начало структурно-функциональному подходу в управлении. Существовавшую до него линейную структуру управления он дополнил функциональными службами.

14 принципов управления Файоля.

1. Разделение труда. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. Где даются полномочия – там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым между фирмой и ее работниками соглашениям. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного, непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая для достижения одной цели.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании.

7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату.

8. Централизация.централизация является естественным порядком вещей.

9. Скалярная цепь. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная с лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена.

10. Порядок. Место для всего, и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз - это сила.

 

 

19. Первым, кто продемонстрировал достоинства идеальной бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия»).
Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:
1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.
2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.
3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления.правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.
4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.

Для Вебера бюрократия реализовывала идеальную административную систему и не была подвержена неэффективности: Она превосходит любую другую форму по своей точности, стабильности, строгости дисциплины и надежности. Она, наконец, непревзойденна как в своей эффективности, так и в масштабах операций и действий и формально способна к использованию для решения всех видов административных задач.

Вебер предвидел неизбежность распространения организаций крупного масштаба. Рост больших предприятий требовал модернизации в администрации. В представлении Вебера, капитализм играл главную роль в развитии бюрократии.

20. Дуглас МакГрегор, предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”. Согласно теории “Х”: 1. Люди изначально не любят трудиться. 2. У людей нет честолюбия,. 3. Больше всего люди хотят защищенности. 4. Чтобы заставить людей трудиться.

На основе таких исходных предположений, автократ, структурирует работу подчиненных, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу, плотно руководит всей работой в пределах его компетенции.

Представления демократичного руководителя.МакГрегор назвал их теорией “Y”: 1. Труд - процесс естественный. 2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль. 3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели. 4. Способность к творческому решению проблем

демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, избегает навязывать свою волю подчиненным.

Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Руководитель обычно ждет когда работа будет выполнена до конца что бы провести ее оценку, действует как связующее звено, заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы.

Главная отличительная черта теории «Z» — обоснование коллективистских принципов мотивации. мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. предприятия как одной большой семьи, одного рода. отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям.

Модель Оучиодна из лучших моделей организации: наем пожизненный, оценка продвижения качественная и медленная, карьера с широкой специализацией, механизм контроля неформальный, принятие решение – групповое и консенсусное, ответственность – групповая, интерес к человеку – широкий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: