Новый уровень государственно-административного управления




 

Поиск форм и методов упорядочения вертикали исполнительной власти привел политическое руководство страны к идее создания семи федеральных округов и реорганизации института полномочных представителей президента в регионах РФ. Придание статуса федерального округа семи крупным межрегиональным образованиям завершило процесс формирования нового уровня государственно-административного управления, приближения федеральной власти к потребностям и интересам регионов.

Ниже приводятся перечень федеральных округов и их состав (утвержден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г., № 849).

Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.

Центр федерального округа — г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Нижний Новгород.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Екатеринбург.

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Хабаровск.

Изменение в структуре управления страной обусловило очередную реорганизацию Института полномочных представителей Президента в субъектах Федерации. Созданный в 1993 г., он мыслился как временная структура для обеспечения вертикали исполнительной власти. Но эта структура и должности полномочных представителей Президента остались и тогда, когда были избраны везде главы исполнительной власти (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), не допускают развития «президентской» вертикали власти на территориях своих республик).

Полпреды, реализуя полномочия, данные им по Положению «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 696) дублировали исполнительную власть или осуществляли контрольно-надзорные функции, или просто информировали Президента — в зависимости от личностных черт полпреда, его отношений с местной властью.

Административно-территориальное деление Российской Федерации

 

Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «В целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений» институт полпредов Президента в регионах преобразован в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Утверждено новое Положение.

Статус полпреда в федеральном округе определен как статус федерального государственного служащего в составе Администрации Президента. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации, подчиняется непосредственно Президенту и подотчетен ему, назначается на срок, определяемый Президентом, но не превышающий срока исполнения Президентом своих полномочий.

Основными задачами полномочного представителя являются:

1. Организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации.

2. Организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти.

3. Обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации.

4. Представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

1. Обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе.

2. Анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения.

3. Организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями.

4. Разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.

5. Согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти.

6. Организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федераций, за реализацией федеральных программ в федеральном округе.

7. Согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа.

8. Принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа.

9. Организует по поручению Президента Российской Федерации проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа.

Новая административная реформа вносит серьезные изменения в государственное устройство. Идет выстраивание вертикали власти от Президента через полномочных представителей в округах к территориальным органам, чтобы иметь возможность контролировать, как реализуются функции, принадлежащие Центру.

Реформа возвращает глав администрации субъектов РФ на уровень их компетенции.

Новые полномочия Президента РФ, данные ему совокупностью новых правовых актов (май — июль 2000 г.), федеральными законами об изменениях и дополнениях, внесенных в законы об общих принципах организации государственной власти в субъектах РФ и местного самоуправления, выстраивают вертикаль исполнительной власти, подчиненной напрямую Президенту РФ (табл. 16.1). Дальнейшее развитие структуры управления страной может идти по двум сценариям: либо признание вертикали президентской власти и легитимация президентской республики с соответствующими изменениями Конституции РФ, либо сбалансирование президентской ветви власти с параллельной, но не совпадающей вертикалью правительственной административной власти.

Огромный объем задач и функций, возлагаемых на полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, предполагает доскональное знание вопросов межрегиональных связей, статистики валютного налогового контроля, таможенных проблем, информации о состоянии дел в федеральных органах исполнительной власти, властных структурах субъектов РФ, которых, как известно, немало. Полномочия требуют юридических знаний и профессионального управленческого опыта, что, несомненно, приведет к увеличению штата аппарата полномочного представителя, а значит, удорожанию содержания госаппарата в стране.

Административные реформы Президента РФ В.В. Путина меняют кардинально систему государственного управления в ее институциональной, нормативно-правовой, функционально-структурной, коммуникационной подсистемах. Как ответ на это, 28 июня 2000 г. Государственная Дума приняла постановление об обращении к Президенту о необходимости создания представительного рабочего органа по подготовке поправок к Конституции.

 

Таблица 16.1. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и размещение территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

 

Федеральные органы исполнительной власти Характеристика федеральных исполнительной власти и их территориальных органов
   
МПР России ГТК России     Имеют территориальные органы межрегионального уровня, наделенные правоприменительными функциями и полномочиями по управлению деятельностью нижестоящих территориальных структур этих органов. Территориальные органы обеспечивают взаимодействие с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах

Продолжение табл. 16.1

 

   
МАЛ России МПТР России МНС России Минкультуры России Минфедерации России Минтранс России Минтруд России Минэнерго России Минфин России (органы страхового надзора) ФКЦБ России Роскартография Росземкадастр Росгидромет Росрезерв Госгортехнадзор России Госатомнадзор России Минатом России Минздрав России Минимущество России Минобразование России Минпромнауки России МПС России Минсвязи России Минсельхоз России Минфин России (органы Федерального казначейства аппаратов и контрольно-ревизионные управления) Минэкономразвития России Госкомспорт России Госкомрыболовство России Госстандарт России Госкомстат России Госстрой России ФЭК России Росархив ФСФО России Росавиакосмос Росбоеприпасы РАВ РАСУ Россудостроение Роспатент Имеют территориальные органы межрегионального и иного уровня, которые размещаются во всех центрах или в части центров федеральных округов На территориальные органы возлагаются сводно-аналитические, информационные, контрольные функции и ответственность за обеспечение взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах   Федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы которых имеют обособленную сферу ведения, а также федеральные органы исполнительной власти, не имеющие территориальных органов Взаимодействие этих федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных осуществляется на уровне подразделений центральных аппаратов и руководства органов

 

Вопросы для самоконтроля и размышления

 

1. Какие задачи и функции призвана обеспечить администрация субъектов РФ?

2. Какими моделями представлена структура администрации в различных субъектах РФ?

3. Усматриваете ли вы двусмысленность статусного положения высшего должностного лица субъекта РФ и какие решения можете предложить?

4. Какие меры предусмотрены ФЗ №106 по восстановлению правопорядка в нормотворческой сфере? Разделяете ли вы позицию федерального законодателя?

5. В чем, на ваш взгляд, суть административной реформы по созданию федеральных округов?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: