Выручка от реализации продукции (работ, услуг)




Финансовые ресурсы предприятия

1. Понятие, источники образования и направления использования финансовых ресурсов.

2. Затраты предприятия

3. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

4. Прибыль предприятия

5. Распределение и использование прибыли, показатели рентабельности

 

1. Понятие, источники образования и направления использования финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, имеющиеся в его распоряжении и предназначенные для осуществления текущих и капитальных затрат на производство.

Финансовые ресурсы образуются за счет целого ряда источников, например по форме права собственности различают две крупные группы источников: собственные и заемные (чужие).

 

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставной капитал.

Уставной капитал – это совокупность вкладов учредителей в имущество предприятия при его создании для обеспечения уставной деятельности.

Действующими нормативными актами установлены минимальные размеры уставного капитала: для открытых акционерных обществ, предприятий с иностранными инвестициями, государственных и муниципальных предприятий – 1000 кратный размер минимальной месячной оплаты труда; для предприятий других организационно-правовых форм – 100 кратный размер минимальной месячной оплаты труда.

В процессе деятельности предприятия источниками финансовых ресурсов являются:

· прибыль;

· амортизационные отчисления;

· кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия;

· средства, полученные от продажи своих ценных бумаг;

· паевые взносы членов трудового коллектива;

· кредит и займы;

· целевые и другие поступления денежных средств.

 

Финансовые ресурсы предприятия используются по следующим направлениям:

- текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

- капитальные вложения, связанные с созданием или приобретением основных средств, нематериальных активов и техническим обновлением предприятия;

- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;

- налоговые платежи в бюджеты разных уровней, взносы во внебюджетные фонды;

- образование различных денежных фондов и резервов;

- благотворительные цели.

Затраты предприятия

 

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на производство и реализацию продукции, на простое и расширенное воспроизводство основных и оборотных средств, на социальное развитие коллектива.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятия занимают затраты на производство и реализацию продукции, которые оставляют полную (коммерческую) себестоимость продукции.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. На ее основе определяются прибыль и рентабельность и она используется при обосновании уровня цен на отдельные виды продукции.

Т.о. издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию.

Короче: Себестоимость — совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются по различным признакам.

Ø Расходы предприятия в соответствии с их экономическим содержанием группируются по следующим элементам:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов – остатки сырья, используемые в дальнейшем, но не при производстве данного продукта;; отражается стоимость приобретаемых со стороны для производства сырья и материалов, комплектующих изделий полуфабрикатов, топлива и энергии используемых как на технические цели, так и на обслуживание производства);

2) затраты на оплату труда;(расходы на оплату труда основных и вспомогательных рабочих, включая премии за производственные результаты, затраты на оплату труда не состоящих в штате работников, занятых в основной деятельности)

3) отчисления на социальные нужды; (обязательные отчисления в Пенсионный фонд – 28%, в фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%, в фонд социального страхования – 4%, все вместе ЕСН)

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты. (налоги, сборы, платежи по кредитам в пределах установленных ставок, оплата услуг связи и пр.)

Конкретный перечень затрат по каждому указанному элементу приведен в Положении о составе затрат.

Группировка затрат по экономическим элементам является единой для всех отраслей народного хозяйства и показывает, что именно израсходовано на производство продукции, состав и структуру общих расходов.

Позволяет определить затраты в целом по предприятию.

Ø Для определения себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.

Классификация затрат по статьям калькуляции осуществляется по месту их возникновения и назначению.

Конкретный перечень статей калькуляции зависит от отраслевой принадлежности предприятия, а типовую группировку затрат по статьям калькуляции можно представить в следующем виде:

1. Сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов).

2. Покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

3. Топливо на технологические цели.

4. Энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Итог первых одиннадцати статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех двенадцати статей – полную (коммерческую) себестоимость продукции.

Помимо указанных группировок затраты на производство классифицируются по ряду других признаков.

Ø По экономической роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и материалы, топливо, энергия и т. д.

Накладные расходы – это затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управлением им. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Ø По способу включения в себестоимость продукции различают прямые и косвенные расходы.

Прямые – связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость.

Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно (условно): общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные и другие.

Ø По составу затраты бывают одноэлементные и комплексные.

Одноэлементными называют затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и др.

Комплексным и называются затраты, состоящие из нескольких элементов: общепроизводственные, общехозяйственные расходы, затраты на ремонт и др.

Ø Затраты предприятия по их отношению к объему производства подразделяются на переменные (условно-переменные) и постоянные (условно-постоянные).

К переменным относятся затраты, изменяющиеся пропорционально объему производства. К ним могут быть отнесены прямые материальные затраты, заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.

К постоянным относятся расходы, которые остаются стабильными при изменении объема производства продукции: административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, арендная плата и другие общехозяйственные расходы.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

 

Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

Выручка от реализации продукции – сумма денежных средств, полученных за поставку продукции потребителю (покупателю). Она является главным источником средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий.

Кроме выручки от реализации продукции предприятие может получать выручку от прочей реализации (продажа основных средств, материалов и иного имущества).

На размер выручки влияют объем реализуемой продукции, ее ассортимент, качество, уровень цен, ритмичность отгрузки, формы расчетов и др.

В настоящее время для составления финансовой отчетности выручка определяется по моменту отгрузки и предъявления платежных документов покупателю или транспортной организации.

При объявлении учетной политики предприятие может выбрать метод определения выручки по моменту оплаты отгруженной продукции только для целей налогообложения.

При определении выручки по мере оплаты продукции прибыль от реализации будет меньше, чем при исчислении по моменту отгрузки, если имеет место задержка оплаты. Определение выручки по отгрузке при последующей оплате принесет больше начисленной прибыли, что может привести к дефициту реальных финансовых ресурсов, так как признание отгруженной, но еще не оплаченной продукции, реализованной для целей налогообложения, означает объявление прибыли и влечет за собой уплату налогов на прибыль, НДС и других платежей.

В международной практике, как правило, используется метод определения выручки по отгрузке продукции. Считается, что данные по реализации и финансовым результатам по мере оплаты по счетам нарушают основной принцип учета – сопоставимость объема выручки и затрат на изготовление продукции.

Прибыль предприятия

Прибыль — форма денежных накоплений, экономическая категория, характеризующая финансовый результат хозяйственной деятельности. Прибыль, отражаемая в балансе предприятия за отчетный период, называется балансовая прибыль.

Балансовая прибыль складывается из 3 элементов:

1. Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг определяется по формуле

  (4.1)

где Вб.н. — выручка от реализации продукции без НДС, акцизов;

С/С — себестоимость.

2. Прибыль (убыток) от реализации имущества определяется по формуле

  (4.2)

где Вр.им. — выручка от реализации имущества (без НДС); ОС — остаточная стоимость имущества.

3. Внереализационные доходы и убытки (ВДУ).

К внереализационным доходам относят:

o доходы от долевого участия в деятельности других П/П;

o дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;

o доходы от сдачи имущества в аренду;

o присужденные или признанные должникам штрафы, пени, неустойки;

o положительные курсовые разницы по валютным счетам и т. д.

К внереализационным убыткам относят:

o судебные издержки;

o присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки;

o некомпенсируемые потери от стихийных бедствий

o убытки от хищений;

o отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и т. д.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) определяется по формуле

  (4.3)

Для оценки эффективности производства недостаточно знать абсолютный размер прибыли. Необходимо знать, при какой величине затрат получена эта прибыль. Для этого используют показатель общая рентабельность определяется по формуле

  (4.4)

где Пб — балансовая прибыль; З — затраты на производство.

Рентабельность продукции определяется по формуле

  Р=П: С (4.5)

П — прибыль чистая от производства и реализации продукции; С — себестоимость реализованной продукции.

Показатель рентабельности продукции находит применение при оценке целесообразности выпуска того или иного вида продукции, а также при регулировании цен на продукцию.

Рентабельность производства обпределяется по формуле

Р=П: Сим

П - прибыль чистая, Сим-стоимость имущества, с помощью которого осуществляется производство

Порог рентабельности — ситуация, при которой предприятие не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Он определяется по формуле

  (4.6)

где Зпост — постоянные затраты; Зпер — переменные затраты; Вр — выручка от реализации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: