Проблема разграничения языка и речи




 

Однако теоретическое обоснование этого положения дали Ф. де Соссюр и Л.В. Щерба. Швейцарский ученый, в частности, предложил различать язык (langue) и речь (parole). Хотя в своем существовании они взаимосвя­заны («Язык необходим, чтобы речь была понятна, речь необходима, чтобы установился язык»), однако все же не сводимы друг к другу и не могут рассматриваться в одной плоскости. «Это две вещи совершенно различные», - говорит Ф. де Соссюр. Язык про­тивостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному («Речь - это индивидуальный акт воли и понимания»). Поэтому он призывал разграничивать лингвистику языка (объектом которой является собственно язык) и лингвистику речи (изучающую особенности индивидуальной речи).

Творческое развитие основных положений теории Ф. де Соссюра содержится в статье Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языко­знании». Щерба предложил различать не два, а три аспекта языка речевую деятельность (т.е. процесс говорения и понимания), языко­вую систему (т.е. грамматику языка и его словарь) и языковой материал (т.е. совокупность всего говоримого и понимаемого в
акте общения, или, говоря языком современной лингвистики,- тексты). Несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен че­ловеческого языка, каждый из них имеет свои характеристики:

- язык - это средство общения, речь - это производимый этим средством вид общения, т.е. речь - это воплощение и реализация языка, который через речь выполняет свою коммуникативную функцию;

- язык абстрактен, формален, тогда как речь материальна, в ней конкретизируется все, что есть в языке, она состоит из артикули­руемых звуков, воспринимаемых слухом;

- язык стабилен, пассивен и статичен, речь же активна и ди­намична, для нее характерна высокая вариативность;

- язык является достоянием общества, в нем отражается «кар­тина мира» говорящего на нем народа, тогда как речь индивиду­альна, она отражает лишь опыт индивидуума;

- язык и речь имеют разную организацию: для языка харак­терна уровневая организация, для речи - линейная, речь представ­ляет собой последовательность слов, связанных в потоке, язык же вносит в эту последовательность иерархические отношения;

- язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтиче­ской) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которых в языке у них нет (ср. есенинские стихи: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»).

Понятия язык и речь соотносятся, таким образом, как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка). Если язык - это средство общения «в покое», то речь - это то же средст­во общения, но «в действии».

Язык и речь – это две части общего понятия речевой деятельности.

Язык - явление социальное по существу средство человеческого общения, предмет истории, достояние коллектива. Понятие язык объединяет в срезе данного времени все говоры, диалекты, разнообразия сословной, классовой речи. Язык существует вне зависимости от индивида, знания о языке мо получаем из грамматик, словарей, справочников.

Речь - система навыков общения посредством языка. В речи мы используем возможности языка в различных ситуациях общения. Речь индивидуальна, принадлежит каждому, включает бесконечное множество вариантов употреблений. Читаемый текст – это письменная фиксация речи. Речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения.

Контрольные вопросы:

1 Кто из ученых говорил о необходимости разграничить понятия язык и речь?

2 Как Фердинанд де Соссюр предложил разграничить понятия язык и речь?

3 Каким образом идеи Ф. де Соссюра нашли продолжение в учении Л.В.Щербы?

4 По каким параметрам язык противопоставляется речи?

 

Практические задания:

1 Грамматическое правило в учебники 5 класса – это пример языка или речи?

2 Из перечисленных ниже функций определите, какие из них являются функциями языка, а какие функциями речи?

Метаязыковая, кумулятивная, волюнтативная, коммуникативная, гносеологическая, эмотивная функция, магическая, когнитивная.

3 Из приведенных ниже характеристик выберите те, которые описывают речь:

Социальное, индивидуальное, случайное, виртуальное, актуальное, это -система, это – процесс, неизменное, реальное, переменное, это – инструмент, статичное, динамичное, синхроничное, диахроничное.

 

Виды речи

 

Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве.

Речевой акт есть проявление речевой деятельности. В речевом акте создается текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно — записанное или только произнесенное) “речевое произведение” любой протяженности — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается “внутренний текст”, т. е. речевое произведение, сложившееся “в уме”, но не воплотившееся устно или письменно.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т. п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.
Поскольку главная цель речевого общения – это обмен информацией, т. е. передача и восприятие смысла высказывания, человек всегда, как правило, стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс общения. Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека. Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Здесь языковые значения используются вне процесса реальной коммуникации. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большой скоростью и сама внутренняя речь различается степенью языковой оформленности в зависимости от условий.

Внешняя речь – это процесс речевой деятельности, включающей различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь – это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем, она может быть устной и письменной.

Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

По количеству участников речевого акта различают такие основные разновидности речи, как диалог, монолог и полилог.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку. Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации.

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой - исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи..

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи. Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

Полилог - разговор между несколькими участниками общения. Полилог в принципе не противопоставляется диалогу. Общее и главное для обоих понятий – меня, чередование говорящих и слушающих. Общие черты диалога – содержательная и конструктивная связанность реплик, спонтанность – ярко появляются и в полилоге. Однако формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна; она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности (напр., красноречивого молчания) некоторых из них.

Текст (от латинского texus - «ткань; сплетение, связь, сочетание») - объединенная смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.

Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору. Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом (для существования текста необходим читатель). Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определенных условиях стать отдельным текстом, например глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.

Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определенной коммуникативной цели, без такой цели текст не создается.

Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.

Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определенных принципов отбора языковых единиц.

В зависимости от той задачи, которую ставит перед собой говорящий, от назначения речи выделяют три коммуникативно –смысловых типа текстов:

описание;

повествование;

рассуждение.

Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта, явления путем перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Описание тесно связано с лицом, местом и условиями протекания действия. Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т.д. Оно всегда является компонентом словесно-художественной ткани произведения. Но, например, в репортаже и в публицистике вообще описание подчеркнуто документально, достоверно, подлинно, что обуславливает сдержанность и умеренность изобразительных средств. Разновидность описания в нехудожественной прозе – характеристика, частным случаем которой является техническое описание.

Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях, следующих друг за другом или обуславливающих друг друга. Повествование изображает динамические ситуации. Повествование раскрывает события, действия, явления, как объективно происходившие в прошлом. Повествование можно считать главной, основной частью авторской монологической речи в произведении. Оно может быть объективированном, нейтральным или, наоборот, пронизанным авторскими субъективными эмоциями.

Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения. С логической точки зрения – это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в последовательной форме и таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие. В.В. Одинцов различает две разновидности рассуждения, в первом из них понятия и суждения связываются между собой непосредственно, во втором рассуждения соотносятся с фактами и примерами. Сфера использования рассуждений – научная, научно-популярная речь, а также рассуждения широко встречается в художественной литературе, особенно в интеллектуальной и психологической прозе.

Если иметь в виду все многообразие текстов, то перечень типов текстов можно продолжить. Так, например, В.В.Одинцов добавляет сообщение как разновидность повествования (основная сфера – газетная речь) и определение (объяснение) как вариант повествования.

Контрольные вопросы:

1 Что такое речевой акт?

2 В чем разница между эксплицитным контекстом и имплицитным?

3 На чем основано разграничение внутренней и внешней речи?

4 Дайте характеристику диалога, монолога и полилога.

5 Что такое текст? Какие признаки текста вы знаете?

6 Как вы понимаете следующий термин «коммуникативно-смысловой тип речи»?

Практические задания:

1 Объясните лингвистические понятия экспликация и импликация. Приведите примеры.

2 Проанализируйте смену коммуникативно-смысловых видов речи в отрывке:

А) Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата во время опасности умалчивать и обходить те вещи, которые могли бы невыгодно действовать на дух товарищей. Дух русского солдата не основан так, как храбрость южных народов, - на скоро воспламеняемом и остывающем энтузиазме: его так же трудно разжечь, как и заставить пасть духом. Для него не нужны эффекты, речи, воинственные крики, песни и барабаны: для него нужны, напротив, спокойствие, порядок и отсутствие всего натянутого. В русском, настоящем русском солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желание отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют основные черты его характера. Я видел солдата, раненного в ногу, в первую минуту жалевшего только о пробитом новом полушубке; ездового, вылезающего из-под убитой под ним лошади и расстегивающего подпругу, чтобы взять седло. Кто не помнит случая при осаде Гергебиля, когда в лаборатории загорелась трубка начиненной бомбы, и фейерверкер двум солдатам велел взять бомбу и бежать бросить ее в обрыв, и как солдаты не бросили ее в ближайшем месте около палатки полковника, стоявшей над обрывом, а понесли дальше, чтобы не разбудить господ, которые почивали в палатке, и оба были разорваны на части.

(Л.Толстой. Рубка леса)

Б) Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, а в сумерках между деревьями прятались тени. (А.П.Чехов)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: