Существует такое мнение, что с исчезновением какого-нибудь языка человечество теряет еще один способ видеть мир. Вы с этим согласны?




 

 

Знаковая природа языка

 

Как уже было сказано, язык является полифункциональной системой. В числе его базовых функций ведущее место принадлежит коммуникативной функции – быть основным средством человеческого общения, обмена мыслями, передачи информации от говорящего к слушающему.

В качестве носителя информации выступают слова, которые являются отражением того смысла, понятия, что имеется в сознании говорящего, и которые порой не имеют ничего общего с реальными вещами ти явлениями. Прямое «отражение» вещей может быть только в звукоподражаниях (ку-ку, хрю-хрю и т. п.), но незвукоподражательных слов намного больше в любом языке. Каким же определенные звуковые комплексы (дом, нос, брат, кот и т. п.) соответствуют определенным вещам и явлениям в нашем сознании?

Ответ на это мы находим в теории знака.

В процессе обмена информацией в человеческом обществе адресату сообщения предъявляются не предметы, о которых идет речь, служащие темой сообщения, а некие их заместители, вызывающие в сознании образ, представление или понятие об этих предметах, тогда, когда самих этих предметов поблизости нет. Адресату сообщения предъявляется не Л, о котором идет речь, а некое В, являющееся «представителем» этого А для сознания адресата. В, замещающее и представляющее А, мы и называем знаком.

«Знаковая ситуация» наличествует всякий раз, когда что-то стоит вместо чего-то другого. Эта формула универсальна, поэтому нуждается в уточнении. Знаки используются в процессе обмена информацией между людьми, процессе, который осуществляется его участниками сознательно, преднамеренно и целенаправленно. Поэтому тучи на небе можно в каком-то смысле назвать «представителем» приближающегося дождя, и они могут быть для человека своего рода «знаком». Но в этом случае нет ситуации общения: нет «отправителя сообщения», нет и «адресата», для которого сообщение предназначалось. Здесь поэтому правильнее говорить не о «знаке», а о признаке, или симптоме. Симптом хотя и позволяет наблюдателю делать определенные выводы, но вовсе не предназначен специально для получения таких выводов.

Знак же имеет место тогда, когда что-то (некое В) преднамеренно ставится кем-то вместо чего-то другого (вместо А) с целью информировать кого-то об этом А.

Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т. е. системами знаков и правил их употребления. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией (от др.-греч. sema 'знак'). Язык не составляет исключения из общего правила. Он тоже знаковая система. Но он — самая сложная из всех знаковых систем.Примерами относительно простых систем могут служить железнодорожный семафор, светофоры разных типов, дорожные знаки, информирующие водителей о тех или иных особенностях предстоящего отрезка пути либо предписывающие или запрещающие выполнение каких-то действий.

Что может стать знаком и выполнять функции знака? Свойства, обязательные для знака, можно свести к следующим пунктам:

1) Знак должен быть материальным, т. е. должен быть доступен чувственному восприятию. Все знаки обладают материальной, воспринимаемой органами чувств «формой». Ее иногда называют «означающим», или «экспонентом знака» (от лат. ехроnо 'выставляю напоказ'). В приведенных выше примерах экспоненты (поднятое или опущенное крыло семафора, красный, зеленый или желтый огонь светофора, то или иное изображение на куске жести) доступны зрительному восприятию.

2) Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак – член второй сигнальной системы. Материальный, чувственно воспринимаемый объект (или материальное «событие» — например, гудок в телефонной трубке) только в том случае является экспонентом какого-то знака, если с этим объектом связывается в сознании общающихся та или иная идея, то или иное «означаемое», или содержание знака.

3) Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой. Установленная для каждого данного знака связь между его экспонентом и содержанием является условной, основанной на сознательной договоренности. Она может быть чисто условной: например, связь между зеленым цветом и идеей 'путь свободен'. В других случаях связь между экспонентом и содержанием может быть в большей или меньшей степени мотивированной, внутренне обоснованной, в частности, если экспонент имеет черты сходства с обозначаемым предметом или явлением. Элементы такой изобразительной, наглядной мотивированное находим в некоторых дорожных знаках (например, изображение бегущих детей, зигзага дороги, поворота и т. д.).

4) Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных. Если сравнить кляксу и букву, материальная природа их одинакова и обе они доступны органам восприятия. Клякса ничего не значит, а буква значит, хотя и не имеет своего значения; а существует для того, чтобы, различаясь с о, у и т. п., различать стал от стол, стул и т. п. У буквы может быть существенно изменен ее материальный вид, например: а, а, А, А и т. д., но это то же самое, тогда как для кляксы изменения ее контуров приводят к тому, что это разные кляксы.

5) Знак и его содержание определяется местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков. Это свойство знака трактуется как противопоставленность другому или другим знакам в рамках данной системы. Противопоставленность предполагает чувственную различимость экспонентов (например, поднятое крыло — опущенное крыло семафора) и противоположность или, во всяком случае, различность содержания знаков (в нашем примере: 'путь открыт' — 'путь закрыт'). Из факта противопоставленности знаков вытекает, что не все материальные свойства экспонентов оказываются одинаково важными для осуществления их знаковой функции: в первую очередь важны именно те свойства, по которым эти экспоненты отличаются друг от друга, их «дифференциальные признаки». Некоторые же свойства оказываются и вовсе несущественными. Противопоставленность знаков ярко проявляется в случае так называемого н у л е в о г о экспонента, когда материальное, чувственно воспринимаемое отсутствие чего-либо (объекта, события) служит экспонентом знака, поскольку это отсутствие противопоставлено наличию какого-то объекта или события в качестве экспонента другого знака. Так, включение левой или правой «мигалки» является знаком поворота автомобиля соответственно налево или направо, а невключение «мигалки» есть нулевой экспонент, передающий содержание 'еду прямо'.

Что касается содержания знака, то его связь с обозначаемой знаком действительностью носит принципиально иной характер. Содержание знака есть отражение в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, причем отражение обобщенное и схематичное. Так, знак извилистой дороги (изображение зигзага) в каждом конкретном случае своего использования указывает на реальные извилины данной конкретной дороги, вообще же (потенциально) относится к любой извилистой дороге, к классу извилистых дорог, обозначает самый факт извилистости дороги как общую идею, в отвлечении от частного и конкретного. Этим содержанием знак обладает также и тогда, когда никакой извилистой дороги поблизости нет (например, в учебной таблице дорожных знаков).

 

Язык как система знаков

 

Знаки языка являются средоточием информации наделенные свойством коммуникативности, что свидетельствует об их социальной сущности: знаки возникают и существуют в обществе и для общества. Способность к обобщенному отражению многообразия явлений действительности, являющихся существенным свойством знаковых единиц, позволяет им выступать в качестве инструмента мышления и накопителя знаний. Включенность в систему, где осуществляется их функционирование, дает основания вслед за Ф. Де Соссюром определить язык как систему знаков, выражающих идеи. Будучи материальными носителями социальной информации, знаки служат заместителями реалий, о которых идет речь в процессе общения и познания действительности. Знак – это то, что употребляется вместо чего-то другого. Ситуация, которая при этом имеет место, называется знаковой ситуацией.

 

 

Ф. де Соссюр предлагает следующую трактовку языкового знака: треугольник со сторонами S1, S2 и R.

 
 

 


S1 – это означающее, то есть звуковой комплекс (жест, графический комплекс), который мы используем для обозначения понятия.

S2 – это означаемое, предмет, явление, который нам необходимо означить.

R – референт, человеческое сознание, в котором осуществляется соединение означающего и означаемого, где происходит обобщение всех сходных признаков предметов и явлений, для обозначение которых мы используем данное означаемое.

Ф. де Соссюр был одним из первых исследователей, четко осознавших, что язык имеет самые различные свойства, следовательно должен характе­ризоваться с разных сторон и, следовательно, может получать различные определения. Раскрывая положение о лингвистическом знаке, Соссюр утверждал, что «языковой знак произволен ». Основным доказательством этого, по мысли Соссюра, являются фонические различия между языками и сам факт существования различных языков. Слово «произвольный», по мнению Ф. де Соссюра, не должно пониматься как «любой» в том смысле, что означающее зависит от свободного выбора говорящего субъекта. Наоборот, он доказывает, что индивид не может внести ни малейшего изменения в знак, уже установив­шийся в языковом коллективе. Произвольность, немотивированность знака проявляется в том, что «означающее» немотивировано, то есть произвольно по отношению к означаемому, с которым у него нет в действительности никакой естественной связи».

Кроме принципа произвольности знака, Ф. де Соссюр выдвигал также второй принцип - принцип линейного характера означающего. «Означающее, - по мысли Соссюра, - являясь по своей природе воспринимаемым на слух, развертывается только во времени и характери­зуется заимствованными у времени признаками: а) оно обладает протяжен­ностью и б) эта протяженность имеет одно измерение: это - линия». Ведь в противоположность зрительным (визуальным) означающим, таким как морские сигналы и т.п., которые могут состоять одновременно из комбинаций в нескольких измерениях, акустические означающие располагают лишь одной линией - линией времени. Их элементы следуют один за другим, образуя цепь.

Соссюр устанавливает также следующее разграничение в лингвистическом знаке. Соссюр разграничивает значение и значимость (по-французски valeur). По Соссюру, «Для определения значимости ….. его надо сравнить с подобными ему значимостями» (Соссюр: 148). Речь идет о следующем. Французское слово mouton «баран, баранина» может совпадать по значению с русским словом «баран», но оно не имеет одинаковой с ним значимости. Так, говоря о приготовленном и поданном на стол куске мяса, русский скажет «баранина», а не «баран». Различие в значимости между «баран» и «mouton» связано с тем, что в русском языке есть наряду с ним другой термин, соответствующего которому нет во французском языке. Иными словами, место, занимаемое словом «mouton» в лексической системе французского языка, не соответствует месту, занимаемому словом «баран» в системе русской лексики (по-русски, жаркое из баранины; нельзя сказать - жаркое из барана).

С учетом сказанного различают знаки – информаторы (двусторонние знаки, несущие информацию) и субзнаки – дистинкторы, (односторонние единицы, выполняющие дистинктивную (различительную) функцию).

Примеры языковых знаков-информаторов названы выше: это морфемы, слова, словосочетания, предложения (последние иногда называют суперзнаками); примеры неязыковых знаков-информаторов многочислены: это знаки воинского различия, дорожные знаки, знаки азбуки Морзе, знаки-мигалки на машинах и т.п.

Помимо фонем, к субзнакам-дистинкторам (фигурам) относятся графемы, отражающие устроенность письменной формы речи. На неязыковом уровне требованиям фигур - субзнаков отвечают, например, цвет погон, место расположения нашивок, расположения на погонах звездочек, цвет, форма щитов и табличек в системе дорожных знаков и т.д.

Таким образом, мы окружены знаками, живем в мире знаков.

 

Контрольные вопросы

1 Что выступает в качестве носителя информации в процессе общения

2 Как называется наука о знаках?

3 Какими свойствами обладает знак?

4Что такое содержание знака?

5 Как трактует знак Фердинан де Соссюр?

6 Какие свойства языкового знака выделяет Ф.де Соссюр (произвольность и линейность)?

7 Что такое значимость языкового знака?

8 Чем отличаются знаки-информаторы и субзнаки-дистинкторы?

 

Практические задания

1 Раскройте знаковую сущность следующих предметов:

А) денежная купюра; б) военная униформа; в) светофор г) номерок за сдаваемую в гардероб верхнюю одежду

2 Что доказывает, что следующий пример надуман?

Юноша и девушка условились: если она придет в какое-то людное место и будет надушена духами «Сирень», то встреча назначена в парке, а если духами «Роза», то в кино. Они не хотели при посторонних назначать свидание...

3 Прокомментируйте пример с точки зрения теории знака:

Немецкие фашисты во время оккупации Дании заставили всех евреев носить на рукаве повязку с шестиугольной звездой. Стало ясно, что, как и в других странах, они готовят уничтожение евреев. Тогда король Дании и вся королевская семья надели такие нарукавные повязки. А завтра – их надел весь народ.

4 Заполните пробелы. Дайте классификацию представленных в тексте знаков на разных основаниях.

Мы живём в мире знаков

Звонит будильник – и мой приятель Саша вскакивает с постели, одевается. Если бы где-то застучал молоток или что-нибудь с грохотом упало, он бы проснулся, но потом снова заснул, ворча. А звук будильника – особый, у него есть значение: …... Саша завтракает. На банках, коробках цветные наклейки: они означают …. Звонит телефон: знак, что надо ….. Саше напоминают, что сегодня будут спортивные соревнования, пусть не забудет майку в синюю полоску – (зачем?)…... На улице Саша ждёт своего автобуса, смотрит на номера – знаки …... Едет; вдруг – стоп! Автобус останавливается. Авария? Нет, просто светофор красным огнем велит ….. На остановке входит военный, это видно по его форме. Погоны (знаки?) сообщают: он – ….. Из окна автобуса Саша видит: стоит молодой человек с букетом, ждет кого-то. Букет – знак? Печальный прохожий несёт венок с чёрными лентами – это, увы, тоже знак?. В автобус входит девочка, машет Саше рукой. Это знак: ….. Саша подмигивает ей и кивает головой на окно, чтобы она посмотрела: листочки уже на деревьях! ….. (что они значат?)!

У школы к Саше бросается приятель: «Сашка! Вот я тебе скажу…». И говорит, говорит, говорит... Сыплет словами (знаками?).

5 Продолжите ряд примеров нулевых знаков.

А) На кнопке лифта горит огонёк – он занят. А противоположное (лифт не занят, его можно вызвать) никак не обозначается. Б) На дверях магазина плакатик: «Обед». А потом его сняли, и покупатели пошли в магазин.

6 Подготовьте сообщения на следующие темы:

1 Культура как знаковая система.

2 Искусство как знаковая система особого рода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: