Проблемы фонетического яруса языка




 

Характеристика звуков человеческого языка связана с особенностями артикуляции - работы органов речи, направленной на производство звуков. Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга различной активностью разных органов речи и различным соединением движений разных органов речи.

Речевой аппарат – условное название, которое объединяет органы, участвующие в образовании звуков: 1) источник струи воздуха; 2) гортань; 3) надставная труба.

Артикуляция – это процесс, в котором мы выделяем три этапа:

- приступ (или экскурсия) звука, когда органы «выходят» на работу;

- средняя часть (или выдержка), означает, что органы установились для данной артикуляции;

- отступ (или рекурсия), органы возвращаются в нерабочее состояние.

Фазовый характер артикуляции объясняет наличие дифтонгов и взаимодействие звуков в потоке речи, так как экскурсия и рекурсия звуков накладываются друг на друга.

Как правило, классифицируются типовые звуки речи по принципам, пригодных для большинства языков (речевой аппарат одинаков у всех народов).

Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Совокупность гласных в системе языка – вокализм. Выды­хаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных состоит в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В ар­тикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутости языка вперед или назад (это зависит от того, какая часть спинки языка приподнимается к небу); 3) участие в артикуляции губ (лабиализованные или нелабиализованные); 4) положение мягкого неба.

По степени подъема языка гласные делятся на: 1) гласные нижнего подъема – язык занимает максимально низкое положение в по­лости рта, раствор рта широкий, например [а] в русском; 2) гласные верхнего подъема - язык занимает самое высокое положение в полости рта, раствор рта узкий, в некоторых языках эти гласные называют узкими [и], [у], [ы]; 3) гласные среднего подъема, со средним положением языка в полости рта [е], [о].

Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, [и], [е]; 2) глас­ные заднего ряда, язык перемещается назад, рус. [у], [о]; 3) гласные среднего ряда, язык вытянут вдоль полости рта, рус. [ы], [а]. В некоторых языках (например, в тюркских) выделя­ются только два ряда - передний и задний.

По участию губ в артикуляции (лат. labialis 'губной') глас­ные делятся на две группы: 1) лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор [о], [у]; 2) не­лабиализованные, т.е. неогубленные, рус. [и], [е], [а], [ы].

По положению мягкого неба гласные могут быть: 1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и за­крывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные; 2) но­совые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португаль­ском, французском языках.

В некоторых языках мира учитываются также такие характери­стики гласных, как длительность, это дол­гие и краткие гласные (есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдол­гие и краткие). Долгота гласных в не­которых языках семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. os 'кость' и o:s 'рот', populus 'народ' npo.pulus 'толпа').

С точки зрения однородности артикуляции гласные подразде­ляются на дифтонги (< греч. diphthongos 'двугласный') и моно­фтонги (< греч. monos 'один' и phthongos 'звук'). Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикуляторным движением. В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходя­щие дифтонги. Восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого сло­гообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг [ue] fuente 'источник'). Нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немец­кий дифтонг au: Maus 'мышь'). Восходяще-нисходящий (или ис­тинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково уда­рных гласных (ср. латышский дифтонг [au] tauta 'народ').

Монофтонг - это гласный, характеризующийся артику­ляционной и акустической однородностью, органы речи при арти­куляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции.

От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно не­однородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступаю­щий в качестве переходного (ср., например, [о] склонный к [у] в слове дом).

Таблица Классификация гласных

 

Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума. Согласные не являются слогообразующими («со-гласный», т.е. встречаю­щийся вместе с гласным). Только со­норные, обладают слоговостью, например, в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова бобр, мудр, ржав, льстить. Артикуляционная класси­фикация согласных строится на основе следующих признаков: 1) поведение голосовых связок; 2) положение активного действую­щего органа, образующего преграду; 3) способ образования пре­грады и ее место; 4) положение мягкого неба.

В зависимости от степени участия голосовых связок при обра­зовании согласных они делятся на звонкие и глухие. В большинстве артикуляционных классификаций при­водится акустический признак - степень участия шума при образо­вании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо -голоса и шума) и сонорные (< лат. sonorus 'звучный'), образуе­мые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.

В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где воз­никает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.

Губные согласные - это звуки, в которых преграда обеспечивается губами (губно-губные согласные, рус. [п], [б],[м]), или губами и зубами (губно-зубные согласные, рус.[в], [ф]).

В язычных согласных язык артикулирует к верхним зубам, альвеолам, разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спин­ки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязы­чные и заднеязычные согласные.

В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные (< лат. apex 'верхушка'), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. [t], [d]); дор­сальные (< лат. dorsum 'спина'), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. [т], [д]); какуминальные (< лат. саситеп 'острый конец, вершина'), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка; рет­рофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. [р]).

В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создает­ся сближением средней части спинки языка с твердым небом (рус. [j]).

При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. [к], [г], [х]).

Увулярные согласные (< лат. uvula 'язычок') - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове Buch или парижское произношение звука [r]).

Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. pharynx 'зев') - это согласные, в которых шумообразующая преграда созда­ется путем сужения глотки (в укр. и чешкс. яз).

Ларингальные или гортанные согласные (< греч. larynx 'гортань') - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (в арабск).

В зависимости от способа образования согласного, т.е. от того, каков характер преграды, преодолеваемой воздухом, и способ ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые и дрожащие.

При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы. В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на

взрывные, в кото­рых смычка раскрывается мгновенно [п], [д],

аффрикаты (< лат. affricata 'притертая'), в которых смычка раскрывается, при этом после смычки следует щелевая фаза, и сохраняется сужение [ч], [ц];

носовые, в которых смы­чка образуется полным замыканием ротовой полости и одновре­менным опусканием небной занавески, воздух сво­бодно протекает в носовую полость [н], [м]. Среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом (а[бб]ат, о[тт]уда).

щелевые, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. [с], [з], [ш], [ж],[ф]), В зависимости от того, где образуется щель - в сре­динной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зу­бами) - различают срединные согласные (рус. [с],[з],[x]) и бо­ковые (рус. [л]).

дрожащие - происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. [р).

В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной занавески) при произношении согласных различают ртовые (все русские согласные, кроме м,н); и носовые(рус. м, н) согласные.

Наряду с основной артикуляцией в языках имеется дополнительная. Палатализация - это наложение йотовой артикуляции на основную путем подъема средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед. Так, все согласные подразде­ляются на мягкие (или палатальные < лат. palatum 'небо') и твер­дые. При произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация (< лат. velum 'завеса').

Таблица Классификация согласных

 

 

Слог. С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная еди­ница речевого потока (Л.В. Бондарко) или минимальная артикуля­ционная единица речи (Ю.С. Маслов), произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения» (Л.В.Щерба). Это экспираторная тео­рия слога.

Сонорная теория основана на акустических критериях. При акустическом подходе слог определя­ют как волну нарастания и ослабления звучности, как отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучнос­тью» (Р.И. Аванесов).

Согласно динамической теории, слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (Л.Л. Касаткин).

Чаще всего слогообра­зующим звуком является гласный. Он образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются соглас­ные. Однако существуют языки (например, сербский, хорватский, македонский, чешский), в которых в роли слогообразующего могут выступать и согласные, но только сонорные (ср. сх. врх 'верх', мак. врба 'верба', чеш. vlk 'волк'). В русском языке в потоке речи со­норные также могут иногда приобретать слоговость в позиции конца или начала слова при беглом произношении (ср. смотр, театр, рдеть, рты).

Если элементы слога обо­значить латинскими буквами С - consonans 'согласный', V - vocalis 'гласный', то структуру слога можно представить следующим об­разом: CV (мо-ло-ко), CVV (лау-ра), V (у-жас), С VC (о-вес), VC (ар-ка), CVVC (нем. Maus 'мышь'), CCVVV (вьетнам. ngoäi 'снаружи'): в двух последних случаях один гласный, а именно [а], составляет ядро, а другие периферию и т.д.

В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог, различают открытые (ма-ма) и закрытые слоги (у-тес). Учитывается качество звука, с которого начинается слог, они подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: бар-кас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетае­мости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех соглас­ных типа встреча и невозможность подобных сочетаний во фран­цузском языке), есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия остро­вов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков более типичны закрытые слоги (тип CVC)

Фонетическое членение речи. Наша речь представляет собой поток звуков, и при членении этого речевого потока выделяются звук, слог, фонетиче­ское слово, фонетическая синтагма (или речевой такт) и фраза, выделение их происходит на разных основаниях - фо­нетических, функциональных, смысловых и интонационных.

Фонетическое слово - это отрезок речевой цепи, объединен­ный одним ударением. Это чаще всего сочетание знаменательного слова с примыкающим к нему служебным (ср. сон ли, на гору, чтобы прочитать). Есть языки, где в этот отре­зок могут входить три и более знаменательных слова (ср. франц. Elle est heureuse 'она счастлива').

Фонетическая синтагма - это отрезок речевой цепи, объеди­ненный интонационно-смысловым единством входящих в него зна­менательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу (ср. Завтра вечером \ туристская группа \ в полном составе \ воз­вращается на базу). В семантическом плане синтагма - отрезок осмысленно расчлененной речи, в противном случае речь теряет свою информативность (ср. нарушение смысла выска­зывания при ином его членении на синтагмы: Завтра \ вечером ту­ристская группа в полном \ составе возвращается на \ базу).

Фраза - это отрезок речевой цепи, заключенный между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризу­ющийся синтаксической связанностью. Фраза как фонетическая единица может состоять из одного или нескольких предложений. Фраза распадается на такты – часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением. Такты объединены наиболее сильной точкой – ударным слогом. Разграничиваются минимумом интенсивности.

Ударение - это выделение слога в слове с помощью фонетиче­ских средств. В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:

силой голоса: это ударение называется силовым или динамическим (напри­мер, в чешском или в тюркских языках);

высотой тона (ударный слог выделяется интонационно, на­пример, повышением основного тона): это ударение называется тоновым или музыкальным (например, в китайском языке); музы­кальное ударение может быть политоническим, так как удар­ный слог может иметь разные интонации, например, восходящую или нисходящую;

долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не уси­ливается): это ударение называется долготным или количествен­ным (например, в новогреческом).

В мире существуют языки (в частности, палеоазиат­ские), в которых ударение вообще не отмечено.

Кроме фонетических типов ударения, различаются структурные типы. В зависимости от расположения ударения в слоговой струк­туре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке). Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во француз­ском языке, например, оно находится на последнем слоге, в польс­ком - на предпоследнем, в чешском - на первом).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение -это ударение, которое способно перемещаться в разных словофор­мах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме, ср., например, ударение в слове вода: ед.ч. им.п. вода, вин.п. воду, мн.ч. им.п. воды и т.д. Неподвижное ударение - это постоянное ударе­ние, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, ср. ед.ч. им.п. книга, вин.п. книгу, мн.ч. им.п. книги и т.д.; в английском языке, например, ударение неподвижное: место ударе­ния в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.

Каждое знаменательное сло­во имеет свое ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, части­цы, артикли и т.д.) лишены ударения. Эти безударные служебные слова называются клитиками, среди которых различаются прокли­тики и энклитики. Проклитики (< греч. proklinö 'наклоняю впе­ред') - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным спереди (ср. рус. по долам, по горам). Энклитики (< греч. enklinö 'склоняюсь') - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным сзади (ср. рус. сходил бы, что же). Однако иногда в пото­ке речи эти служебные слова (обычно проклитики) могут «перетя­гивать» ударение на себя (ср. рус. по воду, на слово).

Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и от­дельности слова путем выделения его интонационного центра. Кро­ме того, выделяют также словоразличительную функцию, когда ударение служит для различения слов или форм слова (например, рус. за­мок - замок) или экспрес­сивную, когда с помощью ударения (в частности, растягивания уда­рного гласного) создается эмоционально-экспрессивная окрашен­ность слова. В языках со связанным ударением оно выполняет разграничительную функцию, отмечая границы слов.

Интонация - это ритмико-мелодическая сторона ре­чи, являющаяся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:

мелодика речи (основной компонент интонации), она осу­ществляется повышением и понижением голоса во фразе, организует ее, расчленяя на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;

ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов.

интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или сла­бость произнесения высказывания;

темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени.

тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки.

Контрольные вопросы:

1 Что такое звук как акустическое и артикуляторное явление?

2 Каковы особенности процесса артикуляции?

3 По каким критериям строится классификация гласных звуков языка?

4 Что такое подъем и ряд в классификации гласных?

5 На основе каких артикуляционных характеристик сделана классификация согласных звуков?

6 Что такое дополнительная артикуляция?

7 В чем разница между экспираторной, сонорной и динамической теорий слога? На каких критериях они основаны?

8 Какие типы слогов существуют?

9 На какие отрезки членится речевой поток?

10 Какими средствами происходит выделение ударного слога?

11 Каковы структурные типы ударения?

12 Какие функции выполняет ударение?

13 Какие элементы включает в себя интонация?

 

 

Практические задания:

1 На примере акцента в речи русскоговорящих, когда они говорят на казахском языке, объясните особенности артикуляционной базы русского языка.

2 Объясните на примерах особенности артикуляционной базы казахского языка.

3 Объясните, что такое какуминальные звуки. Приведите примеры на изучаемых языках.

4 Определите, работой каких органов различаются звуки:

а) [ п-б-м ]; б) [ т-д-н ]; в) [ ш-ж-р ].

5 Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) шумный, губно-зубной, щелевой звонкий, мягкий;

б) шумный, заднеязычный, щелевой глухой, твердый;

в) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый;

г) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий;

д) шумный, переднеязычный, небный, фрикативный, звонкий;

е) сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-боковой, мягкий;

ж) сонорный, переднеязычный, небный, дрожащий, мягкий;

з) сонорный, губно-губной, носовой, мягкий;

и) шумный, переднеязычный, зубной, аффриката, глухой.

6 Определите гласные звуки по следующим признакам:

а)заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

б)переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

в)среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

г)переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

д)среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

е)переднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.

7 В результате какой работы голосовых связок образуется шепот? Почему международный профессиональный союз переводчиков запрещает работодателю использовать в работе переводчика шепотный синхрон?

8 Как объяснить изменение [м > б], [н < д] в произношении при насморке? ("у беня дасборг" вместо "у меня насморк").

9 Вы поперхнулись, разговаривая во время еды. Какой орган речи "повинен" в этом?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: