Семейное неблагополучие.




Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Если попытаться квалифицировать семьи "трудных" подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей. Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном времяпрепровождении

Воспитание правовой культуры – это комплексное направление учебно-воспитательного процесса, которое сочетает в себе элементы политического, правового и нравственного образования.

Большое значение для воспитания политической и правовой культуры, гражданского патриотизма имеет воспитание чувства гордости за успехи развития нашей страны: признание Казахстана мировым сообществом. В этих целях предполагается внедрение новых педагогических технологий в области прав человека, основ демократии, развитие системы детского и молодежного самоуправления, создание общественного республиканского молодежного самоуправления и реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществление правового просвещения населения, профилактики и предупреждении употребления алкоголя, курения и наркомании среди детей и подростков, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Отмечено в комплексной программе воспитания на 2006 – 2011 годы.

Дети являются высшей ценностью каждого государства. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены различным влияниям. Постоянный прогрессирующий рост правонарушений и преступности среди несовершеннолетних требует поиска и применения неотложных и результативных мер.

Практика показывает, что увеличилось число правонарушений совершаемых подростками и детьми из благополучных семей, где родители, заботясь о материальных благах не уделяют должного внимания духовному развитию их детей, практически не общаются с ними, не доходят до их внутренних проблем и противоречий.

И эта задача на сегодняшний день возложена на школу. Именно школа, составляя социальный паспорт проводит планомерную и системную работу по изучению контингента учащихся, контингента микрорайона. Воспитательные функции школы прежде всего направлена на развитие личности физически и морально здоровой, умеющей реализовать свои интеллектуальные способности, воспитание законопослушной личности.

В Законе РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9.07.2004 года в главе 1 статье 1 даны основные понятия безнадзорность – социальное явление, характеризующее отсутствие надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующих совершению ими правонарушений. Беспризорность, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, неблагополучная семья, воспитание несовершеннолетнего, социальная реабилитация и другие категории, с которыми мы ежедневно проводим работу в условиях общеобразовательной школы.

Как обозначено в статье 12 данного Закона: «органы образования в пределах своей компетенции 2) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; 3) выявляет и ведут учет несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам учебные заведения; 4) разрабатывают и внедряют в практику работы организации образования программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, привитие им основ нравственности, здорового образа жизни; 6) участвуют в выявлении несовершеннолетних с девиантным поведением, неблагополучных семей, постановки их на учет в органы внутренних дел и проведении с ними индивидуальной профилактической работы. По реализации данного Закона в СОШ № 5 проводится определенная планомерная работа, которая в системе включает деятельность всей воспитательной, психологической, социальной службы, школьного инспектора, родительской общественности.

Особую роль в работе по профилактике правонарушений среди подростков играет консультативный орган- Совет профилактики, основными задачами которого является: предупреждение преступлений и правонарушений, повышение уровня правосознания и правовой культуры учащихся, осуществление систематического контроля за соблюдением законности и правопорядка в школе. Совет профилактики в школе проводится каждую вторую субботу месяца, хотя по необходимости консультации для подростков либо по совершению факта правонарушений проводится два раза в месяц. На заседаниях Совета профилактики утверждается и рассматривается банк данных учащихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в ОДН, анализируется состояние правонарушений и дисциплина в школе в целом и на уроках. Совет профилактике не ограничивает свою функцию лишь заседаниями, а выходит в классы с профилактическими беседами по разным тематикам. Например, в первой четверти с 1 по 9 классы проводятся лекции и беседы, 15-минутки по «телефонному терроризму», приводятся статьи Закона за данный вид правонарушений, во 2-ой четверти члены Совета профилактики выходят в классы с профилактикой «религиозного экстремизма», в 3-ей четверти по «лексической норме» учеников. На общешкольных линейках систематически подаются огласке факты правонарушений в школе, нарушение общественного порядка, проводятся профилактические беседы по бродяжничеству и попрошайничеству детей и подростков. Совет профилактики проводит консультации для родителей, детей и педагогов. Не секрет, что порой классным руководителем и учителем-предметником не хватает теоретических знаний и методических подходов в организации деятельности с учащимися «группы риска». Воспитательная служба школы серьезно строит работу методического объединения классных руководителей. На заседании методического объединения проводится обмен опытом наиболее активных педагогов, классов. В 2007-2008 учебном году в школе запущен проект «Школа без правонарушений», целью которого является снижение уровня правонарушений в школе и рост теоретических и научных знаний педагогов. Работая в проекте, педагоги изучили ряд проблем и вопросов воспитания личности несовершеннолетних, сделали большой акцент на психодиагностике и раннем выявлении девиантного поведения детей, отметили огромную роль психологической службы. Ведь практика всегда должна быть основана на теории, нам просто необходимо в системе работать с научно-методической литературой так как меняется экономическая формация, семейного воспитания и ценности в воспитании духовно-нравственной сферы подрастающего поколения.

В этом учебном году в школе будет практиковаться «профилактический четверг», у заместителя директора по воспитательной работе, когда в течение дня все учащиеся, состоящие на учете ВШК и ОДН будут иметь возможность приходить в кабинет ЗДВР с целью отчитаться, либо с просьбой о помощи, либо показать свои успехи за неделю. Эта форма дает свои результаты. На сегодняшний день мы практически полностью информированы о занятости подростков вне школы, их интересах и заслуживаем доверия у наших ребят и их родителей, что является очень важным. В журнале завуча по воспитательной работе ведутся записи всех бесед, консультаций и отчетов с учащимися и родителями. Всего за 1-ю четверть текущего учебного года проведено более 40 бесед и консультаций только у директора школы, такой же консультативный день обозначен у психолога и социального педагога.

Важным этапом в реализации Закона по профилактике правонарушений является работа общественных воспитателей, чей опыт также рассматривается на Совете профилактики и МО классных руководителей. Совместно с общественными воспитателями и классными руководителями проводятся рейды в вечернее и дневное время по квартирам учащихся, состоящих на учете ВШК и ОДН, рейды с целью проверки занятости подростков во внеурочное время. Заместители директора по воспитательной работе, социальный педагог, школьный инспектор совместно с родительской общественностью проводит рейды по микрорайону, местам отрицательного влияния, питейным заведениям.

В последнее время отслеживается рост положительной мотивации родительской общественности к школе. Большой процент родителей по результатам анкет признается в недостаточном контакте с детьми, в недостатке знаний психологии и возрастных особенностей своих детей. Ведь основой родительского авторитета является моральный облик родителей, высоконравственное поведение на работе и в быту.

Школа часто выполняет функции не только консультанта, но и воспитания «нерадивых» родителей, защитой подростков от определенной категории пап и мам, поиском мест безопасности для детей. Наряду с контингентом неблагополучных родителей, часто школу беспокоят родители весьма успешные в бизнесе и карьере, потакая капризам детей, беспечно относятся к их проступкам, грубости и хулиганству, обвиняя в этом лишь педагогов и угрожая жалобами в вышестоящие организации. Для того, чтобы воспитательный процесс был результативным, необходимо каждому классному руководителю и администрации школы четко знать своих учеников, быть в курсе всего, что происходит в классе и в школе, изучить круг общения подростков. Практически на каждое родительское собрание классные руководители приглашают психологов, заместителей директора, директора школы с целью обеспечения единый требований школы и семьи, родители должны знать «Устав школы», «Правила для учащихся», обсуждать их с детьми и добиваться выполнения этих правил.

Единство усилий и семьи, школы и общественности неотъемлемое требование педагогики. Поэтому в нашей школе поддерживается тесная связь с родителями, работают родительские комитеты, комиссия по всеобучу, родительские лектории, Совет профилактики и центр правовых знаний. Специально для родителей оформляются стенды, выставки и буклеты.

Наша с вами задача ежедневно, ежечасно требовательно относится к себе и другим, не быть равнодушным к своей работе, руководящему составу школы владеть всей ситуацией, которая складывается среди подростков в течение учебного года и уже со второго полугодия начинать компанию по летнему отдыху и занятости. Подойти к этому вопросу неформально, а досконально продумав, и спроектировать всю деятельность в летний период, прогнозируя новый учебный год.

Благодаря такой работе школа достигнет определенных результатов по организации летнего отдыха и по профилактической работе с трудными подростками, успешной профориентацией учащихся.

Необходимо правильно реагировать на поведение подростка и тем самым брать ситуацию под свой контроль, восстанавливая порядок. В подростковом возрасте заметно увеличивается число сложных ситуаций, которые приобретают конфликтный характер. Для подростка важно быть принятым группой сверстников. Подростки часто конфликтуют между собой в связи с разными статусами, проявляемыми в межличностных отношениях. В работе с подростками необходимо отмечать положительный результат и стимулировать ребят, придавая значения их стараниям.

Список литературы:

1. Лукач Радомир. Методология права. М., 1981. С. 302.

2. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: