Тема 5.1 Предмет, задачи, методы и современные проблемы педагогической психологии (лек. – 2 ч.)
Лекция:
Место педагогической психологии в системе наук о человеке.
Предмет, объект, задачи педагогической психологии.
Структура педагогической психологии.
Методы педагогической психологии: организационные, сбора первичной информации, обработки данных, воздействия, активного обучения (Н.И. Шевандрин). Психолого-педагогический формирующий эксперимент.
Современные проблемы педагогической психологии
Выставка литературы [1.6][1.10][1.12][1.16]
Тема 5.2 Психологические теории научения (лек. – 2 ч.)
Лекция:
Теории обучения: общие, теории среднего уровня, личностно-деятельностный подход. Характеристика общедидактического этапа развития науки (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев). Оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль психологии (Э. Мейман, Д. Сели, А. Бине, Т. Симон, Дж. М. Болдуин, П. П. Блонский, А. П. Нечаев, В. Н. Бехтерев, А. Ф. Лазур-ский).
Процесс обучения: сущность, принципы, механизмы.
Понятие о научении. Виды научения.
Современные концепции обучения. Разработка теоретических основ педагогической пси-хологии (Л. И. Божович, Е. А. Климов, Н. С. Лейтес, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, А. В. Запорожец). Вклад белорусских психологов в разработку актуальных проблем педагогической психологии (50 – 90 гг.).
Педагогические технологии обучения: понятие, традиционные технологии обучения (объяснительно-иллюстративное).
Инновационные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, Дальтон-план, французские мастерские, проблемное обучение, модульное обучение и т.д.
Развивающее обучение Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Основные характеристики учебной деятельности. Характеристика структурных компо-нентов учебной деятельности и факторы, их определяющие.
Предмет, средства и способы учебной деятельности.
Учебная мотивация как специфический вид мотивации.
Общая характеристика усвоения.
Навык, этапы и способы его формирования.
Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.
Схемы-опоры
Таблица «Современные концепции обучения»
[1.6] [1.10][1.12][1.16]
Тема 5.3 Психологическая сущность воспитания (лек. - 2 ч.)
Лекция:
Определение понятия психологии воспитания и его развитие.
Основные цели и задачи психологии воспитания. Подходы к психологическим аспектам воспитания в современных теоретических концепциях. Условия развития личности. Средства воспитания, их классификация. Институты воспитания.
Воспитание личности в коллективе, в деятельности.
Стили воспитания. Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь.
Перспективы развития психологии воспитания.
[1.6][1.10][1.12][1.16]
Экзаменационные вопросы
Предмет, объект, задачи и структура педагогической психологии
Понятие о научении. Виды научения
Основные характеристики, предмет, средства и способы учебной деятельности
Психологическая сущность воспитания
Современные проблемы педагогической психологии
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний.
Проблема сензитивных периодов. Суть проблемы состоит в том, что не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец; в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны, наступают в разное время и протекают по-разному.
Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в конкретном сензитивном периоде.
Проблема связи между сознательно организуемым педагогическим воздействием и психологическим развитием ребенка. Данная проблема связана с решением следующих вопросов. Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка? Всякое ли обучение является развивающим? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка?
Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста. Педагогическая психология призвана дать ответ на такие вопросы, как одинаковы ли интеллектуальное и личностное развитие для всех детей, как оптимально использовать эти возможности, как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие.
Проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть проблемы заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и зависит от них.
Проблема генотипической и средовой обусловленности развития ребенка. В обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда (раздельно или совместно) воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка.
Проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать: в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению, в смысле личного уровня развития, в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.
Проблема педагогической запущенности ребенка, под которой подразумевается его неспособность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали.
Проблема обеспечения индивидуализации обучения. Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.
Проблема социальной адаптации и реабилитации. Педагогическая психология призвана определить условия приспособления детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях.
Проблема одаренности детей. Педагогическая психология призвана решить вопросы, касающиеся выявления и обучения одаренных детей].