Справка о внедрении рекомендаций выпускной квалификационной работы




ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

 

ВКР

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

направления 540400 –Социально-экономическое образование

по программе экономическое образование

 

   

 

 


 

 

Настоящие методические рекомендации дополняют и развивают сложившийся в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (БГПУ) порядок подготовки и защиты выпускных квалификационны работ.

В них сформулированы основные требования к выпускным квалификационным работе бакалавров экономики, определены цели, задачи и формы выполнения выпускной квалификационной работы; приведены рекомендации по выбору темы работы, этапам ее выполнения, объему, структуре, оформлению и рецензированию и процедуре защиты выпускной квалификационной работы.

 

Методические указания разработаны на основе следующих документов

 

1 Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-I, в посл. ред. федеральных законов от 20.04.2007 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед, обновление 20.04.2007.

2 О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. №125-ФЗ, в поел. ред. от 20.04.2007 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 20.04.2007.

3 Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление № 264. Утверж. 2001-05-04. - М.: Правительство РФ, 2001.

4 О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию [Электронный ресурс]: Приказ № 4482. 2003-12-04. - Введ. 2004-01-01. - М.: Минобрнауки России, 2003. (https://www.edu.ru/db/mo/Data/d_03/4482.html).

5 Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров [Электронный ресурс]: Приказ № 62 2006-22-03. -М.: Минобрнауки России 2006. (https://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/m62.html).

6 Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов [Электронный ресурс]: Приложение к Приказу Минобразования России № 65. 2005-10-03. - М.: Минобрнауки России 2005. (https://www.library.ru/help/docs/nl7430/diplom.doc).

7 Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации: Утверждено Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 [Текст] // Российская газ. - 2003. 15 мая.

8 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]: ГОСТ 7.1-2003. - Введ. 2004-07-01. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. -55 с.

9 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]: ГОСТ 7.32-2001. - Введ. 2002-07-01. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 19 с.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: направление 540400 - «Социально-экономическое образование», Степень (квалификация) - бакалавр социально-экономического образования. - М.: Мин-во образования РФ, 2004.

 

 

1. Общие положения

 

На Социально-гуманитарном факультете БГПУ выполнение и защита выпускной квалификационной работы наряду с итоговым экзаменом являются обязательным завершающим этапом учебного процесса.

Выпускникам выдаются дипломы на основании решения аттестационной (экзаменационной) комиссии по результатам итоговой аттестации, важнейшей составной частью которой является защита выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) - завершенная научно-практическая работа по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки бакалавра при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа является самостоятельной работой студентов.

Если итоговый экзамен направлен на выявление теоретической подготовленности студентов к решению педагогических, воспитательных, экономических, управленческих, организационных, маркетинговых и других профессиональных задач, то выполнение и защита выпускной квалификационной работы демонстрируют компетентность бакалавра в решении конкретных задач в сфере будущей профессиональной деятельности.

В рамках избранной темы выпускная квалификационная работа бакалавра (в отличие от соответствующих работ специалиста и магистра) должна быть посвящена решению, как правило, какой-либо одной актуальной, но сравнительно узкой теоретической или практической педагогической, экономической, управленческой, кадровой, финансовой, маркетинговой, организационной и др. проблеме.

В основе выпускной квалификационной работы бакалавра могут лежать те курсовые работы, которые были выполнены студентом за время обучения.

Как уже отмечалось, важнейшие отличия между курсовыми работами и выпускными квалификационными работами бакалавров, состоят, прежде всего, в разном наполнении содержания каждой из этих работ. При одинаковой тематике различия между ними могут возникать вследствие постепенного развития содержания каждой из названных работ (например, путем насыщения их все новой информацией) как в «горизонтальном», так и в «вертикальном» направлениях.

Развитие выпускной квалификационной работы по горизонтали предполагает:

- рассмотрение более широкого круга вопросов, касающихся разрабатываемой проблемы;

- больший охват и более полную характеристику в выпускной квалификационной работе объектов (элементов) рассматриваемой системы;

- написание более обстоятельного аналитического обзора выполненных исследований, обобщающих теоретический и практический опыт решения данной проблемы (по материалам все возрастающего числа отечественных и зарубежных литературных источников) и т.д.

В свою очередь, развитие выпускной квалификационной работы по вертикали предполагает:

- последовательное решение на разных образовательных уровнях составных частей какой-либо сложной расчетно-аналитической или исследовательской задачи;

- последовательное решение на разных образовательных уровнях технолого-педагогических или теоретико-педагогических задач

- последовательное углубление, детализацию и конкретизацию выполняемых расчетов;

- более масштабное использование в работе компьютерной техники, решение с ее помощью разнообразных оптимизационных задач;

- обязательное постепенное появление в работе элементов, имеющих научную новизну;

- получение все более обоснованных и однозначно трактуемых результатов в виде выводов и предложений по совершенствованию решения рассматриваемой проблемы в хозяйствующих субъектах, которые, по мере вертикального развития темы, становятся пригодными для внедрения в практику не только на исследуемом, но и на других предприятиях (организациях, фирмах), в первую очередь родственного или смежного профиля.

 

2. Цель, задачи и формы выполнения выпускной квалификационной работы

 

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы в БГПУ им.М.Акмуллы, - обязательная составная часть процесса итоговой аттестации бакалавров, завершающегося выдачей выпускникам дипломов о высшем профессиональном образовании.

Выпускная квалификационная работа является самостоятельной работой студентов, в которой роль руководителя заключается в консультировании студентов по отдельным аспектам ее выполнения в пределах числа учебных часов, предусмотренных для выполнения соответствующей работы стандартом данного направления.

Целью выполнения выпускной квалификационной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических профессиональных знаний и навыков студентов, полученных ими в процессе обучения.

Достижению этой цели должны быть подчинены задачам, решаемым студентом в выпускной квалификационной работе. Между тем во всех случаях (вне зависимости от конкретных уровней, направлений и специальностей обучения) при выполнении выпускной квалификационной работы студент обязан продемонстрировать способность и умение решать следующие задачи:

- правильно применять теоретические положения изученных ранее научных дисциплин;

- знать и уметь применять современные методы психолого-педагогического анализа;

- знать и уметь применять современные методы анализа (включая экономико-математическое моделирование);

- грамотно выполнять финансово-экономические и другие расчеты, используя для этого современные компьютерные средства;

- знать и уметь обосновывать целесообразность внедрения на предприятии (организации, фирме и т.п.) передовых достижений современной экономико-управленческой науки и практики;

- уметь (в письменном виде и устном выступлении) четко и логично формулировать свои мысли, предложения, рекомендации.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы на заданную тему необходима обязательная конкретизация перечисленных задач, которые должен уметь решать студент, применительно к избранной теме исследования. Кроме того, эти задачи будут конкретизироваться не только в зависимости от темы выпускной квалификационной работы, но и от выбранной формы ее выполнения. Дело в том, что выбор формы, в которой студент намечает выполнять выпускную квалификационную работу, в свою очередь, будет определять содержание квалификационного исследования, а значит, и соответствующую ему тематику.

Согласно нормативным документам, выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для степени бакалавр - в форме бакалаврской работы.

Бакалаврская работа - самостоятельная работа, содержащая теоретическое и / или экспериментальное исследование; управленческое, экономическое, социально-экономическое, технологическое решение отдельных (частных) задач, отражающих требования Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к подготовке выпускников по соответствующему направлению. Бакалаврская работа может основываться на обобщении выполненных выпускниками курсовых работ и проектов.

 

3. Направление 540402 - «Экономика»

 

Выпускник, получающий степень (квалификация) бакалавра социально-экономического образования, должен быть готов к осуществлению обучения и воспитания с учетом специфики преподаваемого предмета; к широкой профессиональной деятельности, требующей общих социально-экономических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории, основ обществознания, экономики и права в образовательных учреждениях, а также к продолжению научного образования по одному из избранных профилей; способствовать социализации и формированию общей культуры личности; владеть теоретическими знаниями и разнообразными методами, приемами и средствами обучения, обеспечивающими уровень подготовки обучающихся, соответствующей требованиям государственного образовательного стандарта; способствовать осознанному выбору учащимися последующих образовательных программ; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка, осуществлять связь с родителями (или лицами их заменяющими), выполнять правила и нормы, обеспечивающие охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. Бакалавр социально-экономического образования должен знать структуру системы образования, функции и взаимосвязь образовательных учреждений различных видов и уровней, основные нормативные и законодательные акты, регистрирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных и воспитательных учреждений.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Бакалавр экономического образования также должен быть подготовлен к профессиональной работе в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, к работе на преподавательских и административных должностях в средних общепрофессиональных и профессиональных учебных заведениях, в государственных органах федерального и муниципального уровней на должностях, требующих базового высшего экономического образования. Выпускная квалификационная работа бакалавра экономического образования «представляет законченную разработку актуальной педагогической или экономической проблемы и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин» (п. 7.2.2 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ 25.04.2000 г.).

 

4 Выбор темы выпускной квалификационном работы

 

Являясь заключительным этапом подготовки бакалавров и магистров экономики, а также дипломированных специалистов – экономистов, выпускная квалификационная работа должна подтвердить готовность выпускника самостоятельно решать конкретные профессиональные практические и научные задачи с использованием современных методов исследования. В этой связи важная роль надлежит правильному выбору темы выпускной квалификационной работы.

Выбор темы работы осуществляется выпускником, исходя из уровня понимания и осознания ее актуальности для современной науки и практики. Она должна соответствовать основным сферам и направлениям будущей деятельности выпускника, а также выполняемым им функциям на предприятиях (организациях, фирмах, банках, образовательных учреждениях, и т.д.).

Функции, которые предстоит исполнять выпускникам в образовательных учреждениях, на предприятиях (организациях, фирмах, учреждениях, банках и т.д.), в соответствии с требованиями указанного квалификационного справочника в значительной мере учтены в перечнях тем выпускных квалификационных работ.

Поэтому перечни тем выпускных квалификационных работ следует рассматривать в качестве основных документов, ориентирующих студентов при выборе конкретной темы. Сложенный порядок не исключает возможности утверждения инициативных тем, предлагаемых самими студентами (по согласованию с базовым вузом), если такие темы в большей мере соответствуют их профессиональным интересам. То же относится к темам выпускных квалификационных работ, которые могут быть предложены конкретными предприятиям (организациями, фирмами, предпринимателями без образована юридического липа и т.п.), заинтересованными в решении силами студентов важных практических задач.

В случаях предложения собственной инициативной темы выпускной квалификационной работы студент должен обосновать целесообразность ее разработки и в установленном порядке получить ее утверждение вузом.

Все темы выпускных квалификационных работ, имеющие прикладной характер, выполняются на реальных данных предприятий (организаций, фирм, учреждений, банков, предпринимателей без образования юридического лица и т.д.) либо па конкретной статистической, технико-экономической, финансовой и иной информации, полученной из литературных и иных источников, включая компьютерную сеть Internet. В исключительных случаях при выполнении выпускной квалификационной работы может быть допущено использование условных примеров.

В случаях, если выпускная квалификационная работа имеет теоретический характер и посвящена решению научной задачи, ее основным содержанием может быть развитие положений, ранее выдвинутых той или иной научной школой. Цель подобных исследований заключается в решении и развитии частных теоретических вопросов обычно в рамках уже достаточно апробированной научной концепции. Информационной базой для таких работ могут служить монографии, публикации умных журналах и других изданиях, включая сеть Internet.

Журнал «Бухгалтерский учет» познакомит студента / выпускника с самыми последними новостями по бухгалтерскому учету, налогообложению и законодательству для бухгалтера. В нем публикуются актуальные материалы по МСФО; практические материалы, обеспечивают корректные взаимоотношения с налоговыми органами; разъяснения и советы лучших специалистов-практиков и разработчиков нормативных актов.

Для подготовки ВКР академический абитуриент имеет возможность использовать информационные материалы их журналов, как: («Страховое дело», «Экономист», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономическая наука современной Росси», «Экономика и управление» и др. В ТКДБ имеются библиографические справочники и словари.

При изучении специальной (научной) литературы необходимо обращаться к различным словарям, энциклопедиям и справочникам в целях выяснения смысла специальных понятий и терминов, конспектируя те из них, которые в дальнейшем будут используемы в тексте работы и при составлении глоссария.

 

4 Этапы выполнения выпускной квалификационной работы

 

Процесс выполнения выпускной квалификационной работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов, перечень которых (в порядке выполнения) представлен ниже.

1 Выбор темы.

2 Формирование структуры работы.

3 Составление календарного графика выполнения выпускной квалификационной работ учетом анализа информации о возможности получения необходимых законодательных и других нормативных документов, литературы по теме работы, первичной информации о результатах деятельности исследуемого предприятия, использования ресурсов сети Internet и т.п.

4 Сбор, анализ и обобщение информационных материалов по выбранной теме, в том числе первичной информации о фининансово-экономической, управленческой, технической и информации по исследуемому предприятию.

5 Формулирование по результатам анализа основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.

6 Письменное изложение текста выпускной квалификационной работы и представление руководителю ее первого варианта.

Опыт свидетельствует, что наиболее уязвимыми местами у многих студентов являются:

- нарушения правил оформления, особенно при составлении списка использованных источников (документов и литературы);

- бессистемность изложения материала; слабость доказательств и неубедительность выводов; злоупотребление цитатами и выдержками из книг в ущерб изложению самостоятельных рассуждений и взглядов самого автора выпускной квалификационной работы;

- расплывчатость заключения работы.

Именно на эти ошибки: следует обращать особое внимание при подготовке чернового варианта работы.

7 Доработка первого варианта выпускной квалификационной работы с учетом замечаний руководителя.

8 Чистовое оформление выпускной квалификационной работы, списка использованных источников, глоссария и приложений.

9 Подготовка доклада для защиты выпускной квалификационной работы на заседании аттестационной комиссии.

10 Подготовка демонстрационных плакатов (или так называемого «раздаточного материала», включающего в себя в сброшюрованном виде компьютерные распечатки (формата А4) схем, графиков, диаграмм, таблиц, рисунков и т.п.).

11 Направление выпускной квалификационной работы на рецензирование (если это
необходимо).

12 Получение допуска к защите и отзыва на выпускную квалификационную работу.

 

6 Требования к объему, структуре и содержанию работы

Выпускная квалификационная работа должна характеризоваться:

- четкой целевой направленностью;

- логической последовательностью изложения материала;

- краткостью и точностью формулировок;

- конкретностью изложения результатов работы;

- доказательностью выводов и обоснованностью рекомендации;

- грамотный оформлением.

Объем выпускной квалификационной работы (без приложений) составляет для бакалавров 50-60 страниц выровненного «по ширине» компьютерного текста, для магистров, дипломированных специалистов - менеджеров, экономистов, маркетологов и специалистов по налогообложению - 90-110 страниц. Текст набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman - обычный, размер - 14 пунктов, междустрочный интервал - полуторный, верхнее и нижнее поля - 2,0 см, левое поле - 2,0 см и правое — 1,0 см; абзац должен быть равен 1,5 см.

Выпускная квалификационная работа бакалавров, специалистов и магистров должна содержать следующие структурные составляющие:

- титульный лист;

- задание на выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

- результаты нормоконтроля ВКР (магистерской диссертации);

- отзыв научного руководителя;

- содержание(или оглавление)работы;

- введение;

-основную часть (разделы, главы, параграфы);

- заключение;

- глоссарий;

- список использованных источников (нормативных актов, научных, учебных и прочих публикаций);

- список сокращений;

- приложения;

- дневник работы над ВКР;

- электронная презентация.

Титульный лист и задание на выполнение выпускной квалификационной работы заполняются в соответствии с типовыми формами, выдаваемыми студентам на СГФ. Образцы их приводятся в приложениях.

Результаты нормоконтроля ВКР фиксируются на бланках (форма 3 - для бакалаврской работы), представленных в приложении Г и прикладываются к чистовому варианту работы в соответствии с получаемым уровнем образования.

В отзыве руководителя дается критическая оценка выполненной академическим абитуриентом выпускной квалификационной работы, указываются ее достоинства и недостатки. Формы этого отзыва приведены в приложении Д.

Оглавление (содержание) включает в себя заголовки всех разделов (глав, параграфов и т.д.), содержащихся в выпускной квалификационной работе. Обязательное требование - дословное повторение в заголовках оглавления (содержания) названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности. Пример оглавлений (содержаний) для выпускных квалификационных работ бакалавра экономики приводятся в приложении А.

Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная квалификационная работа. При этом обосновывается актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы со ссылками на специальную литературу, зарубежный и отечественный опыт; определяется цель работы и совокупность задач, которые следует решить для раскрытия выбранной темы; указывается объект исследования (предприятие, его цех, иное структурное подразделение, организация, фирма, учреждение, банк и т.п.); описывается информация, на базе которой выполнена квалификационная работа, методы ее сбора и обработки. Объем введения для выпускной квалификационной работы бакалавра - 2-4 страниц.

Основная часть выпускной квалификационной работы бакалавров, как правило, состоит из двух глав (разделов) каждая из которых может в свою очередь делиться на 2-4 параграфа.

Первая глава основной части – теоретическая. Она содержит литературный обзор и посвящена раскрытию общеэкономических и общеуправленческих вопросов избранной темы выпускной квалификационной работы. На основе изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, а также дается их критическая оценка с позиций студента. Здесь же обосновываются методические приемы и техника выполнения исследования.

Вторая глава (практическая) основной части посвящается практическим аспектам решения избранной темы. С использованием методов, изученных в процессе обучения, в ней анализируется информация об экономическом состоянии объекта исследования, финансово-экономических результата: то деятельности. эффективности применяемой на нем системы менеджмента и др. Результат: анализа служат базой для разработки и обоснования в выпускной квалификационной работе конкретных предложений для улучшения экономического состояния объекта исследования и совершенствования системы менеджмента. Здесь же (при необходимости) выполняются расчеты (по общепринятым или усовершенствованным самим академическим абитуриентом методикам) экономического эффекта или экономической эффективности мер, предлагаемых в выпускной квалификационной работе; обосновываются научная, экономическая, социальная и другие ценности полученных результатов.

Вариантом второй главы основной части может быть анализ информации, полученный в ходе реальных исследованиях, полученных в ходе педагогической практики в образовательном учреждении. В этом случае во второй главе должны быть рассмотрены и изложены следующие аспекты:

1. Анализ исходного состояния исследуемого объекта (с описанием полученных результатов в процессе исследования и выводами но ним);

2. Описание существующих форм, методов и педагогических технологий решения проблемы исследования, а также свои предложения по решению обозначенной проблемы в образовательном процессе на основе вышеизложенных;

3. Психолого-педагогическое обоснование целесообразности применения предложенных способов решения проблемы;

4. Раскрытие научной и практической ценности проведенного педагогического исследования и/или полученных результатов.

Суммарный объем двух глав (разделов) основной части выпускной квалификационной работа бакалавра экономики - 40-50 страниц.

В заключении, объем которого для выпускной квалификационной работы бакалавра не должен превышать 3-5 страниц (для специалистов и магистров - 5-7 страниц), логически последовательно излагаются основные теоретические и практические выводы и предложения, полученные в ходе проведенного исследования. Выводы и предложения (которые часто пишутся в форме тезисов с нумерацией отдельных пунктов) должны быть краткими и четкими, давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности полученных студентом результатов.

В СГФ при выполнении всех письменных работ предусмотрено составление глоссария, он является обязательным компонентом учебно-научных и творческих работ студентов.

Глоссарий - толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов.

Используя в тексте выпускных квалификационных работ термины, уместно применяя и правильно раскрывая их содержание, автор показывает степень включенности в сферу профессии и готовность к профессиональной и научной деятельности.

В глоссарий включаются основные профессиональные термины (а также их английские либо латинские аналоги, в необходимых случаях аналоги на других языках), факты, персоналии, важнейшие даты. Формулировка понятий глоссария должна соответствовать формулировкам в различных словарях, энциклопедиях, справочниках и в документах законодательного характера.

Опыт аттестации ВКР показывает, что глоссарий бакалаврской работы должен содержать 15-20 основных понятий и терминов.

Список сокращений, если он окажется необходимым в выпускной квалификационной работе должен включать в себя расшифровку наиболее часто сокращаемых наименований документов, научно-исследовательских институтов, предприятий, акционерных обществ, понятий, слов и т.д.

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при написании выпускной квалификационной работы.

Список использованных источников содержит библиографическое описание законодательных и нормативных материалов, учебников, учебных и методических пособий, монографий, других научных трудов, статей из журналов и иных периодических изданий и информационных материалов, использованных студентом при написании выпускной квалификационной работы. В списке использованных источников выпускных квалификационных работ бакалавров экономики следует привести и примерно 30-50 наименований опубликованных источников.

В приложениях следует приводить различные вспомогательные материалы (выдержки из официальных и справочных документов, инструкции, описания общепринятых методик, вспомогательные расчеты, формы отчетности, распечатки ЭВМ и т.п.). С одной стороны, они призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, с другой - разгружать его от второстепенной информации. Все материалы, помещаемые в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения.

 

7. Требования к оформлению работы

 

Важное требование, предъявляемое к выпускной квалификационной работе, - ее грамотное написание, тщательное редактирование и правильное оформление. Унифицированные требования, предъявляемые к оформлению выпускных квалификационных работ, представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1 - Унифицированные требования к оформлению выпускных квалификационных работ

 

№ п/п Объект унификации Параметры унификации
Бакалаврская работа
  Формат листа бумаги А4
  Размер шрифта 14 пунктов
  Название шрифта Times New Roman
  Междустрочный интервал Полуторный
  Кол-во строк на странице 28-30 строк (1800 печатных знаков)
  Абзац 1,25 см (5 знаков)
  Поля (мм) Левое, верхнее и нижнее – 20, правое – 10
  Общий объем без приложений 50-60 стр. машинописного текста
  Объем введения 2-4 стр. машинописного текста
  Объем основной части 40-50 стр. машинописного текста
  Объем заключения 3-5 стр. машинописного текста (примерно равен объему введения)
  Нумерация страниц Сквозная, в нижней части листа, посередине. На титульном листе номер страницы не проставляется
  Последовательность приведения структурных частей работы Титульный лист. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы. Список использованных источников. Список сокращений. Приложения
  Оформление структурных частей работы Каждая структурная часть начинается с первой страницы. Наименования приводятся с абзаца с прописной (заглавной буквы). Точка в конце наименования не ставится
  Структура основной части 2 главы, соразмерные по объему: 1 «Теоретическая глава» 2 «Практическая глава»
  Наличие глоссария Обязательно. 15-20 понятий.
  Состав списка использованных источников 30-50 библиографических описаний документальных и литературных источников
  Наличие приложений Обязательно
  Оформление содержания (оглавления) Содержание (оглавление) включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, глоссария, приложений с указанием страниц начала каждой части

 

Правила оформления выпускных квалификационных отличаются от правил оформления курсовых работ. Дело в том, что выпускная квалификационная работа, как и курсовая, выполняется с элементами научного, исследования. Поэтому к ней предъявляются те же требования по оформлению, что и к любым научно-исследовательским работам. Оформление же последних регламентируют правила, установленные действующими государственными стандартами, по информации, библиографическому и издательскому делу.

Изложенные требования к оформлению выпускной квалификационной работы следует строго соблюдать уже на этапе подготовки «чернового» варианта выпускной квалификационной работы. После подготовки «чистового» варианта необходимо еще раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверить логику работы - насколько точен смысл абзацев и отдельных предложении, соответствует ли содержание глав их заголовкам.

Затем следует проверить, нет ли, в работе пробелов в изложении и аргументации, устранить стилистические погрешности, обязательно проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления, обратить внимание па написание числительных и т.д. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательный вариант работы.

Тщательная и грамотная отработка текста выпускной квалификационной работы свидетельствуют об ответственности автора за представляемый материал, его уважении к научному руководителю, рецензенту и членам аттестационной комиссии, оценивающим работу. Окончательно оформленная выпускная квалификационная работа должна быть сброшюрована.

Наряду с оформленной и сброшюрованной выпускной квалификационной работой студент представляет па защиту (с обязательной собственной подписью и подписью научного руководителя) тщательно оформленные, демонстрационные плакаты (или сброшюрованный «раздаточный материал», экземпляры которого передаются каждому члену аттестационной комиссии) и электронную презентацию.

Назначение демонстрационных плакатов и «раздаточного материала» - акцентировать внимание членов аттестационной комиссии и присутствующих на результатах, полученных студентом при выполнении выпускной квалификационной работы. Вместе с тем, как свидетельствует практика, наличие демонстрационных плакатов или «раздаточного материала»; помогает студентам во время защиты более конкретно и связанно изложить содержательную часть своего до-глада.

Демонстрационные плакаты (формат А4) и «раздаточный материал» (формат А4) должны быть тщательно оформлены. На них отображаются схемы, графики, диаграммы, таблицы и другие данные, характеризующие, результаты выпускной квалификационной работы. При этом содержание демонстрационных плакатов и «раздаточного материала» должно быть органически связано с содержанием выпускной квалификационной работы.

Все выносимые студентом на защиту, демонстрационные плакаты (в уменьшенном виде) и компьютерные распечатки материалов из «раздаточного материала» обязательно должны присутствовать (дублироваться) и соответствующих разделах выпускной квалификационной работы.

Не допускается представление на защиту квалификационной работы демонстрационных плакатов и «раздаточного материала» по своему содержанию не связанных непосредственно с текстом доклада, а как бы оживляющих и украшающих доклад или свидетельствующих о широте кругозора студента.

Также не допускается представление на защиту демонстрационных плакатов и информации в «раздаточном материале», на которые студент не делает ссылок в докладе.

В большинстве случаев для иллюстрации результатов выполненной вып<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: