Примерный перечень вопросов к зачетам (экзаменам) по всему курсу




5.1. Примерный перечень вопросов к зачету по разделу «Общая физиология»

1. Физиология, этапы развития. Вклад отечественных ученых. Значение физиологии для теории и практики физической культуры.

2. Физиология возбудимых тканей. Природа возникновения биопотенциалов. Потенциал действия.

3. Физиология возбудимых тканей. Параметры возбудимости, признаки возбуждения. Проведение возбуждения по нервам и мышцам. Синапс, строение, свойства.

4. Система крови, состав и функции. Кровь как внутренняя среда организма.

5. Плазма крови, состав. Физико-химические свойства крови (осмотическое, онкотическое давление, рн, вязкость) и их изменения при физической деятельности.

6. Эритроциты, количество, разновидности, функции, изменения при физической деятельности.

7. Лейкоциты, количество, разновидности, функции, изменения при физической деятельности.

8. Особенности строения и функции сердца. Свойства сердечной мышцы.

9. Электрические явления в сердце. ЭКГ и ее основные показатели, изменения при физической деятельности.

10. ЧСС в покое и при физической деятельности. Методики исследования.

11. Показатели сердечной деятельности. Систолический, резервный, остаточный объем крови в желудочках. Минутный объем крови, изменения при физической деятельности.

12. Фазы и периоды деятельности сердца. Изменения при физической деятельности.

13. Артериальное давление и факторы его определяющие. Методики измерения АД и его изменения при физических нагрузках.

14. Давление крови и скорость кровотока в разных отделах сосудистой системы. Объемная и линейная скорость кровотока.

15. Регуляция деятельности сердца и просвета сосудов.

16. Дыхание, определение, этапы, функции дыхания.

17. Механизмы вдоха и выдоха. Плевральное дыхание. Газообмен в легких.

18. Показатели дыхания. Частота, минутный объем, глубина дыхания в состоянии покоя и их изменения при физической деятельности.

19. Легочные объемы и емкость. Определение и величины. Методы исследования ЖЭЛ, изменения при физической деятельности.

20. Регуляция дыхания. Структура и функции дыхательного центра. Рефлексогенные зоны.

21. Физиология пищеварения. Особенности строения и функции пищеварения.

22. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменения при физической деятельности.

23. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Роль поджелудочной железы и желчи в пищеварении.

24. Основной обмен энергии. Методы его определения. Изменения основного обмена в процессе тренировки.

25. Белковые обмен в организме, его регуляция. Биологическая ценность белков. Азотистый баланс.

26. Углеводный обмен в организме, его регуляция. Значение углеводов при мышечной деятельности.

27. Обмен липидов в организме. Значение жиров в энергообеспечении двигательной деятельности.

28. Особенности строения и функции почек. Механизм мочеобразования. Влияние мышечной работы на мочеобразование.

29. Теплообразование (механизмы) и теплоотдача (способы). Особенности терморегуляции при мышечной деятельности.

30. Гуморальная регуляция функций организма. Состав и функции эндокринной системы. Общение свойства гормонов.

31. Гипофиз, особенности строения. Гормоны гипофиза, их влияние на рост, жизнедеятельность организма.

32. Надпочечники, особенности строения и функции. Гормоны коркового и мозгового вещества надпочечников. Их роль при мышечной работе и в повышении устойчивости к неблагоприятным воздействиям.

33. Функции гормонов щитовидной железы. Роль желез внутренней секреции в двигательной деятельности.

34. Функциональная организация скелетных мышц. Функции структур мышечного волокна.

35. Механизм мышечного сокращения. КПД мышечного сокращения. Энергетика мышечного сокращения. Закон «средних нагрузок».

36. Режимы сокращения мышцы. Морфофункциональные проявления мышечной силы. Электромиограмма.

37. Основные функции и методы исследования ЦНС. Основные функции и типы нейронов.

38. Особенности проведения возбуждения через нервные центры.

39. Значение процессов торможения в нервной деятельности. Тормозные синапсы и тормозные нервные клетки.

40.Пресинаптическое и постсинаптическое торможение. Процессы иррадиации и концентрации возбуждения. Доминанта.

41. Рефлекторное кольцевое и программное управление движений. Роль различных отделов ЦНС в регуляции познотонических реакций.

42. Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений. Функции коры больших полушарий головного мозга.

43. Общее свойство и значение сенсорных систем.

44. Зрительная сенсорная система. Строение и функции периферического, проводящего, коркового отдела зрительной сенсорной системы.

45. Особенности светопроведения (рефлекация) и светопреломления (механизм аккомодации). Фоторецепция (функции палочек и колбочек), Острота зрения. Поле зрения. Методики исследования.

46. Слуховая сенсорная система. Особенности строения и функции различных отделов.

47. Механизм звуковосприятия. Различение звука по силе и частоте. Биноуральный слух.

48. Вестибулярная сенсорная система. Особенности строения и функции различных отделов. Вестибулярные рефлексы. Функциональная устойчивость и методы исследования вестибулярной сенсорной системы.

49. Функциональная организация двигательной сенсорной системы. Разновидности и функции проприорецепторов. Кинестетическая чувствительность. Значение сенсорных систем в паспорте.

50. Условия образования и разновидности условных рефлексов. Внешнее (безусловное) и внутреннее (условное) торможение условных рефлексов.

51. Типы ВНД, значение в паспорте.

52. Динамический стереотип, его роль в обучении. Первая и вторая сигнальная система.

 

5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену по разделу «Общая и спортивная физиология»

1. Истрия, предмет, основные проблемы спортивной физиологии. Вклад отечественных ученых (И.М. Сеченов, Л.А. Орбели, А.Н. Крестовников, Н.В. Зимкин) в развитии спортивной физиологии.

2. Классификация физических упражнений по физиологическому принципу. Значение для практики спорта.

3. Физиологические (функциональные) резервы организма. Классификация. Эшелоны резервов, механизмы мобилизации.

4. Физиологическая характеристика нестандартных (ситуационных) физических упражнений.

5. Физиологическая характеристика стереотипных ациклических упражнений (с примерами из разных видов спорта).

6. Физиологические изменения в организме при выполнении динамической работы различной мощности.

7. Физиологическая характеристика поз и мышечного тонуса.

8. Физиологическая характеристика статических усилий. Особенности кровообращения, дыхания (феномен Лингарда-Верещагина).

9. Работоспособность, понятия, разновидности, фазы. Функциональное состояние.

10. Предстартовые и стартовые реакции. Разновидности, механизмы возникновения. Коррекция неблагоприятных видов предстартовых реакций.

11. Процессы врабатывания при мышечной деятельности. Значение, разновидности.

12. Устойчивое состояние, значение, разновидности (истинное и кажущееся), физиологическая характеристика «мертвой точки» и «второго дыхания».

13. Утомление, определение, теории, значение для спортивной практики. Проявление утомления при разных видах мышечной деятельности.

14. Восстановление, особенности восстановления (аэробной тип энерго-обмена, фазовость, гетерохронность и т.п.).

15. Формы проявления и механизм быстроты. Физиологические основы тренировки силы.

16. Формы проявления и механизмы формирования силы. Физиологические основы тренировки силы.

17. Формы проявления и механизмы выносливости. Физиологические основы тренировки выносливости.

18. Общая физическая работоспособность и ее значение при занятиях различными видами спорта. Методы оценки (степ-тест, PWC).

19. Тренированность. Общее представление, показатели тренированности.

20. Перетренированность, перенапряжение. Признаки, показатели, условия возникновения, профилактика.

21. Предутомление, хроническое утомление, преутомление, признаки, условия возникновения, профилактика.

22. Недостаточность двигательной активности (гипокинезия) и мышечных усилий (гиподинамия) и их влияние на двигательные и вегетативные функции.

23. Физиологические особенности мышечной работы человека в условиях высокой и низкой температуры окружающей среды.

24. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам, стадии адаптации и индивидуальные типы адаптации.

25. Потребление кислорода в состоянии покоя и при работе. Кислородный запрос и кислородный долг при разных видах мышечной деятельности. МПК.

26. Аэробные возможности организма, факторы их определяющие. Методы оценки и изменения в процессе тренировки.

27. Анаэробные возможности организма, факторы, их определяющие. Методы оценки и изменения под влиянием спортивной тренировки.

28. Двигательный навык. Физиологические механизмы и стадии формирования двигательных навыков.

29. Кровь как внутренняя среда организма. Состав, объем и функции крови. Перераспределение крови при мышечной работе.

30. Эритроциты, их количество в крови человека и функции. Изменение количества эритроцитов при мышечной деятельности и при пребывании в высокогорье.

31. Лейкоциты, их количество в крови человека и функции. Разновидности лейкоцитов и их изменения при мышечной работе.

32. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия сердца.

33. Электрические явления в сердечной мышце. Электрокардиограмма и ее основные показатели. Изменение этих показателей электрокардиограммы при мышечной деятельности.

34. Систолический, резервный и остаточный объем крови в желудочках. Минутный объем крови. Изменение этих показателей под влиянием мышечной деятельности.

35. Артериальное давление и факторы его определяющие. Методики измерения артериального давления и его изменения при физических нагрузках.

36. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и просвета сосудов.

37. Минутный объем, частота и глубина дыхания в состоянии покоя и их изменения при динамической и статической работе.

38. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

39. Общая емкость легких. Жизненная емкость легких (дыхательный объем, резервные объемы вдоха и выдоха). Изменения ЖЭЛ в процессе тренировки.

40. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Роль поджелудочной железы и желчи.

41. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменения пищеварения при мышечной деятельности.

42. Основной обмен энергии, методы его определения. Изменение основного обмена в процессе тренировки.

43. Расход энергии в состоянии покоя и при разных видах спортивной и трудовой деятельности.

44. Функции почек. Механизм мочеобразования. Влияние мышечной работы на мочеобразование.

45. Физиологические механизмы теплообразования и теплоотдачи. Особенности теплорегуляции при мышечной деятельности.

46. Гормоны гипофизаи их значение для роста, жизнедеятельности организма и при стрессовых ситуациях.

47. Гормоны щитовидной железы. Их значение для роста и развития организма.

48. Гормоны мозгового и коркового слоев надпочечников. Их роль при мышечной деятельности и в повышении устойчивости к неблагоприятным воздействиям.

49. Гормоны поджелудочной железы, их значение в углеводном обмене и жировом обмене.

50. Электрические процессы в мышце в состоянии покоя и при возбуждении. Методы регистрации электрических потенциалов мышц. Электромиограмма.

51. Механизмы мышечного сокращения. Одиночное и тетаническое сокращение мышечных волокон. Сокращение целой мышцы.

52. Нервная клетка и ее функции, разновидности нервных клеток (афферентные, вставочные, эфферентные). Рефлекс, рефлекторная дуга, обратные связи.

53. Особенности проведения нервных импульсов через синапсы (одностороннее проведение, замедление, суммация, трансформация ритма и т.д.).

54. Процессы торможения в центральной нервной системе. Тормозные нервные клетки, их роль в координации мышц-антагонистов, в избирательном приеме афферентной импульсации.

55. Функции спинного и продолговатого мозга, их роль в регуляции тонуса мышц и элементарных двигательных рефлексов.

56. Средний мозг, его значение для регуляции мышечного тонуса. Статокинетические и статические рефлексы.

57. Кора больших полушарий головного мозга, особенности ее строения, функции и методы исследования. Электроэнцефалограмма.

58. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, его роль в регуляции деятельности сердца и пищеварительных органов.

59. Симпатический отдел вегетативной нервной системы, его роль в регуляции различных функций органов. Влияние симпатических нервов на работоспособность скелетных мышц.

60. Условные и безусловные рефлексы. Виды условных рефлексов, их значение в спорте. Условные рефлексы второй сигнальной системы у человека.

61. Формирование динамических стереотипов в процессе тренировки и их роль при занятиях разными видами спорта. Значение типологических особенностей человека при занятиях спортом.

62. Фоторецепторы сетчатой оболочки глаза (палочки и колбочки) и их функции. Адаптация глаза к свету и темноте. Цветоразличение.

63. Аккомодация глаза. Острота и поле зрения, их значение при некоторых видах спортивной деятельности.

64. Вестибулярная сенсорная система. Строение и функции преддверия и полукружных каналов, значение их функций при спортивной деятельности.

65. Функции наружного, среднего и внутреннего уха. Значение слуховой сенсорной системы при спортивной деятельности.

66. Двигательная сенсорная система, ее строение и функции проприорецепторов. Значение двигательной сенсорной системы при занятиях физическими упражнениям.

 

5.3. Примерный перечень вопросов к зачету по разделу «Физиологические основы возрастной физиологии и управления состоянием здоровья»

1. Пищеварение, выделение и эндокринная система организма детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Обмен веществ, энергии и терморегуляция у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Центральная нервная система, высшая нервная деятельность и сенсорные системы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Особенности адаптации к физическим нагрузкам вегетативных и регуляторных систем у людей зрелого и пожилого возраста.

5. Особенности реакции вегетативных систем на физические нагрузки у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

6. Особенности формирования физических качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

7. Реакция вегетативных систем и энергообеспечения у детей дошкольного и младшего школьного возраста при физических нагрузках.

8. Развитие двигательных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

9. Кровь, кровообращение и дыхание у детей среднего и старшего школьного возраста.

10. Совершенствование центральной регуляции движения у детей среднего и старшего школьного возраста.

11. Обмен веществ, энергии и терморегуляция у детей среднего и старшего школьного возраста.

12. Влияние систематических физических нагрузок на развитие функций и работоспособность детей дошкольного и младшего школьного возраста.

13. Центральная нервная система, высшая нервная деятельность и сенсорные системы у детей среднего и старшего школьного возраста.

14. Влияние спортивной тренировки на развитие функций и динамику работоспособности у детей среднего и старшего школьного возраста.

15. Развитие физических качеств у детей среднего и старшего школьного возраста.

16. Пищеварение, выделение, эндокринная система у детей среднего и старшего школьного возраста.

17. Основные понятия и методические основы спортивного отбора и прогнозирования функциональных возможностей в спорте.

18. Физиологические особенности спортивного отбора и прогнозирования.

19. Роль наследственных свойств и факторов среды в развитии спортивных возможностей человека. Методы исследования наследственных свойств организма.

20. Периодизация и гетерохронность функционального развития в онтогенезе.

21. Значение тренировки в реализации спортивных возможностей организма.

22. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.

23. Биологический и паспортный возраст. Акселерация (эпохальная и индивидуальная).

24. Сенситивные периоды в процессе индивидуального развития. Системогенез.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: