Тема 4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.




Одна из первых попыток совершенствования механизма управления охраной окружающей среды была предпринята ЦК КПСС и Правительст­вом СССР на основе принятого 7 января 1988 г. постановления “О коренной перестройке дела охраны природы в стране”. Оно предусматривало совершенствование экономического механизма, который бы обеспечивал эффективное использование и охрану при­родных богатств страны. Этим документом предписывалась необ­ходимость «решительного перехода от преимущественно админи­стративных к преимущественно экономическим методам управле­ния природоохранной деятельностью».

Под экономическим механизмом понимается совокупность предусмотренных законодательством экономичес­ких мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Основные положения экономико-правового регулирования охраны окружающей среды закреплены в законе “Об охране окружающей среды” (глава IV).

Статья 14 Закона «Об охране окружающей среды» перечисляет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды:

1. разработка государственных прогнозов социально - экономического развития на основе экологических прогнозов;

2. разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

3. разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

4. установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

5. установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

6. проведение экономической оценки природных объектов и природно - антропогенных объектов;

7. проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

8. предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9. поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

10. возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

11. иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Плата за природопользование является основным элементом экономико-правового механизма охраны окружающей природной среды и включает в себя две основные категории платежей:

- плата за природные ресурсы;

- плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды вредного воздействия.

Сущность экологического страхования заключается в том, что оно является:

— гарантом права лиц, потерпевших ущерб в результате аварии на потенциально опасном объекте, на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу;

— средством защиты имущественных интересов владельцев источников повышенной опасности в связи с предъявлением им претензий лицами, потерпевшими ущерб в результате аварии;

— средством предотвращения банкротство предприятия в случае крупной аварии,

— фактором, способствующим предотвращению возникновения аварий, повышению безопасности потенциально опасных объектов — аудиторские проверки, превентивные мероприятия, финансирование производства безопасной и экологически чистой технологии из фонда экологического страхования и т.д.).

Основные функции экологического страхования — превентивная и компенсационная.

Превентивная — реализуется путем отчисления части страховых платежей страхователям на превентивные меры по снижению рисков (вероятности наступления страховых случаев и минимизации ожидаемых ущербов);

Компенсационная — реализуется путем компенсации (полной или частичной) убытков, причиняемых третьим лицам (страхователю, выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая;

Страховщик по договору экологического страхования возмещает причиненный окружающей среде вред в установленном в договоре объеме (лимит страховой ответственности).

План практического занятия

1. Понятие экономико-правового механизма, его задачи и роль в области охраны окружающей среды.

2. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

3. Планирование и финансирование охраны окружающей среды.

4. Нормирование и стандартизация в сфере охраны окружающей среды.

5. Плата за природопользование.

6. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности

7. Экологическое страхование.

Задачи.

1. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Управление) в ходе проведения проверки было выявлено несоблюдение открытым акционерным обществом "Мохтикнефть" (далее - Общество) природоохранного законодательства. Оно заключалось в факте хранения бурового шлама, образовавшегося при бурении скважин в 2008 году и во втором квартале 2010 года, в трех шламовых амбарах, при этом плата за негативное воздействие на окружающую среду обществом была внесена однократно, соответственно в 2008 и 2010 годах.

Согласно представленным Обществом в Управление расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за период со второго квартала 2009 года по второй квартал 2010 года буровой шлам на хранении не находился, плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносилась. На конец четвертого квартала 2010 года буровой шлам в количестве 2855 куб. метров (5076,19 тонны) хранился в шламовых амбарах, однако в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2010 года общество не отразило факт хранения бурового шлама и не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за названный период.

В связи с этим Управление обязало общество устранить допущенные нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды путем внесения платы за размещение (хранение) отходов (бурового шлама) за указанные периоды.

Общество посчитало достаточным однократное внесение платы за хранение отходов за тот период, в котором они образовались и были помещены в шламовые амбары.

Кто прав в данной ситуации? Со ссылкой на действующее законодательство представьте аргументы со стороны Управления и со стороны Общества.

2. Ж. выловил раков в количестве 495 особей. Раки в его присутствии и в присутствии двух понятых были выпущены в естественную водную среду обитания.

Какие нормы права нарушены в данном случае? Рассчитайте ущерб, который причинил Ж.

3. Товарищество собственников жилья «Виноградная 5» обратилось с письменным заявлением в Управление Роспотребнадзора по республике Коми с жалобой на то, что при вывозе мусора с контейнерной площадки, установленной на дворовой территории жилого многоквартирного дома, допускаются следующие нарушения. Мусор из контейнеров попадает на асфальт перед подъездами, затем его лопатами собирают в машину, при этом часть мусора остается на земле. В связи с этим в воздухе стоит зловоние, летают мухи, велика вероятность появления мышей и крыс. Кроме того, находящиеся рядом организации постоянно выбрасывают свой мусор в контейнеры ТСЖ.

По результатам административного расследования, проведенного на основании заявления от 27.03.2012г., было установлено, что на контейнерной площадке на территории дома № 5 по улице Виноградной г. Сыктывкара установлены контейнеры в количестве 5 штук. Металлические мусоросборники находятся в удовлетворительном техническом состоянии, покрашены в зеленый цвет, имеются надписи, определяющие принадлежность мусоросборников к обслуживающей организации. Расстояние от места установки контейнеров до жилого дома 10 метров. Места временного хранения отходов на жилой территории не согласовано с Администрацией МО ГО «Сыктывкар», Управлением Роспотребнадзора по РК.

Как защитить права граждан? Какие нарушения законодательства имеют место в данном случае? Какое решение примет Управление Роспотребнадзора по республике Коми?

4. Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления индивидуальным предпринимателем С., который осуществляет торгово-закупочную деятельность: мелкооптовую торговлю промтоварами. В процессе осуществления торгово-закупочной деятельности образуются отходы производства и потребления: картонные коробки, бытовые отходы.

Проверкой, проведенной Ухтинским городским комитетом по охране окружающей среды 28.01.2008 г., было установлено, что индивидуальным предпринимателем не разработан и не согласован в установленном законом порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 28.02.2008 г. С. был привлечен к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В этой связи прокуратурой было направлено исковое заявление в суд с тем, чтобы обязать индивидуального предпринимателя С. в срок до 01.10.2008 года разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обладает ли такими полномочиями прокуратура? Какое решение должен принять суд? Изменилось ли решение суда, если бы исковое заявление поступило в декабре 2009 года?

 

 

Рекомендованная литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды"// Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.

3. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.09.2012) // Собрание законодательства РФ, N 26, 29.06.1998, ст. 3009.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.06.2012) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, N 50, ст. 5278.

8. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, N 23, ст. 2381.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

10. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране атмосферного воздуха" // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2222.

11. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 07.05.2013) "О недрах" // Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, N 10, ст. 823.

12. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О животном мире" // Собрание законодательства РФ, 24.04.1995, N 17, ст. 1462.

13. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.06.2013) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // Российская газета, N 6, 12.01.1993.

14. Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4194.

15. Постановление Правительства РФ от 17.04.2013 N 347 "Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий" // Собрание законодательства РФ, 22.04.2013, N 16, ст. 1974

16. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 30.04.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 07.09.1992, N 10, ст. 726

17. Постановление Правительства РФ от 26.09.2000 N 724 "Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам" // Собрание законодательства РФ, 02.10.2000, N 40, ст. 3972.

18. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 05.06.2013) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" // Собрание законодательства РФ, 13.03.2000, N 11, ст. 1180.

19. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 (ред. от 08.06.2011) "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4088.

20. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 N 2552-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 07.01.2013, N 1, ст. 71.

21. Приказ Минприроды РФ от 31.12.2010 N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.02.2011 N 19753) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 10, 07.03.2011.

22. Приказ Минприроды РФ от 08.12.2011 N 948 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.01.2012 N 23030) // Российская газета, N 20, 01.02.2012.

23. Приказ МПР России от 28.04.2008 N 107 (ред. от 12.12.2012) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2008 N 11775) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 26, 30.06.2008.

24. Типовое Положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ (утв. Минприроды РФ 03.12.1992г. № 04-04/72-6132, Российской государственной страховой компанией 20.11.1992г. № 22).

25. Васильев Н.А. Некоторые вопросы применения института обязательного экологического страхования на территории Российской Федерации // Законодательство и экономика, 2009, N 1.

26. Горбачева С.С. Обязательное страхование ответственности: необходимость или дополнительное бремя для судовладельцев? // Транспортное право. 2012. N 4. С. 22 - 24.

27. Юсупов Т.З. Экологический аудит: понятие, значение и содержание // "Юрист", N 4, 2004.

28. Гогаева М.Т. Совершенствование правовых основ экологического аудита как необходимого элемента механизма принятия экологически значимых решений // Экологическое право. 2010. N 5. С. 18 - 25.

29. Дудиков М.В. Аудит недропользования как инструмент реализации экологических требований // Юрист. 2012. N 5. С. 8 - 12.

30. Ялбулганов А.А. Право на благоприятную окружающую среду: экономико-правовой механизм обеспечения // Известия вузов. Правоведение. 2009. N 5. С. 24 - 43.

31. Максимова Ю.Г. Создание системы экологического нормирования в условиях развития экологического законодательства Российской Федерации // Экологическое право. 2012. N 6. С. 18 - 21

32. Хлуденева Н.И. Система природоохранного нормирования в России: направления модернизации // Журнал российского права. 2011. N 12. С. 39 - 44.

33. Федонина Ю. Арифметика охраны окружающей среды // ЭЖ-Юрист. 2013. N 4. С. 9.

34. Ямалетдинов Р.Р. Модель правового регулирования нормирования изъятия полезных ископаемых в Российской Федерации // Экологическое право. 2011. N 5. С. 13 - 16.

35. Игнатьева И.А. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования и инструменты "зеленой" экономики: точки пересечения в праве // Экологическое право. 2012. N 4. С. 37 - 42.

36. Ермолина М.А. Принцип платности природопользования и проблемы правоприменения // Правовые вопросы строительства. 2012. N 1. С. 12 - 15.

37. Шаврина Е.В. Правовое обеспечение учета публичных экологических интересов при инвестиционном проектировании // Экологическое право. 2011. N 2. С. 24 - 28.

38. Семенова Е. Дым Отечества: перспективы экологического законодательства // ЭЖ-Юрист. 2013. N 22. С. 11.

39. Хлуденева Н.И. Правовое обеспечение экономического стимулирования в области охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2013. N 2. С. 5 - 13.

40. Марьин Е.В. Финансирование охраны окружающей среды и рационального природопользования: бюджетно-правовые и налоговые механизмы // Финансовое право. 2012. N 6. С. 5 - 9.

41. Кощеев С.А. О легитимности форм платы за негативное воздействие на окружающую среду // Журнал российского права. 2011. N 2. С. 119 - 124.

42. Суткевич Е.А. Правовая природа платежей за пользование недрами в Российской Федерации // Реформы и право. 2012. N 3. С. 50 - 57.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: