Тема 8. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.




Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие). В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Правовое регулирование данных объектов осуществляется в соответствии с федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

 

План практического занятия

1. Понятие, цели создания и виды особо охраняемых природных территорий и объектов.

2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах.

3. Правовой режим государственных природных заповедников.

4. Правовой режим национальных и природных парков.

5. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов.

6. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Задачи

1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ приняло решение об изъятии из состава парка 1,9 тысяч га земель национального парка «Югыд ва» для золотодобычи. Минприроды России, допустив изменение площади и территориального расположения национального парка путем изъятия части территории для разработки золоторудного месторождения «Чудное», не обеспечило должную охрану, сохранение и передачу объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми» будущим поколениям, чем нарушило требования Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. На 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходила летом 2012 года в Санкт-Петербурге, ставился вопрос о переводе «Девственных лесов Коми» объекта в позорный список «Всемирное наследие под угрозой». Однако России, председательствовавшей в Комитете, удалось этого избежать. Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО и ранее неоднократно заявлял о том, что недопустимо изымать земли парка и вести золотодобычу в границах объекта всемирного природного наследия и что это является основанием для перевода объекта всемирного наследия в список «всемирное наследие под угрозой».

После неоднократных обращений в надзорные органы с требованием остановить незаконную деятельность по разведке и добыче золота на территории национального парка «Югыд ва» и восстановить целостность национального парка, представители Гринпис России обратились в Генеральную прокуратуру РФ с требованием признать незаконным решение Минприроды об изъятии земель национального парка «Югыд ва» для золотодобычи. Генеральная прокуратура признала незаконным решение Минприроды об изъятии земель национального парка «Югыд ва» для золотодобычи. Как следует из полученного Гринпис ответа из Генеральной прокуратуры, надзорный орган признал незаконным решение Минприроды об изъятии из состава парка 1,9 тысяч га земель для золотодобычи. Кроме того, было установлено, что деятельность компании ЗАО «Голд минералс» осуществляется с нарушениями действующего законодательства: ЗАО «Голд Минералс» осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без проекта предельно-допустимых выбросов и соответствующего разрешения. При наличии склада горюче-смазочных материалов объемом 125 куб. метров у предприятия отсутствовал план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории месторождения «Чудное».

Является ли признание Генеральной прокуратурой незаконным решения Минприроды об изъятии земель национального парка «Югыд ва» основанием для прекращения всех работ и восстановления первоначальных границ парка? Каким образом можно восстановить первоначальные границы парка?

2. Пятеро мужчин, двое из которых на момент совершения преступления являлись должностными лицами одного из контролирующих органов Республики Коми, под видом мероприятий по охране водных объектов рыбохозяйственного значения въехали на территорию национального парка «Югыд ва» и выловили на охраняемой территории 449 особей хариуса, относящегося к ценным видам рыб. Однако были остановлены представителями парка, которые совместно с сотрудниками ОВД по г. Вуктылу проводили мероприятия по государственному контролю, охране природных комплексов животного мира и рыбных запасов на реке Щугор Вуктыльского района.

Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством в данном случае?

3. Минрегионразвития РФ подготовил проект закона об Арктической зоне, в которую в том числе вошел весь Ямал и один город от Республики Коми – Воркута. Проект опубликован на официальном сайте министерства, которое станет главным координатором и уполномоченным федеральным органом в области развития Арктики. В проекте перечисляются основные пункты по развитию Арктики: создание благоприятного инвестиционного климата, реализация жилищной политики, обеспечение реальной доступности услуг здравоохранения и образования и решение экологических проблем региона и т.д. Для реализации этих целей предусмотрена государственная программа развития Арктической зоны, которая будет утверждаться президентом России сроком на восемь лет. Отдельные пункты относятся к реформе транспортной системы.

Объясните, почему в законопроекте введен запрет на полеты на малых высотах над заповедниками, заказниками, другими особо охраняемыми территориями, местами постоянного скопления животных и над путями их миграции, а также запрет на использование для передвижения по тундре и лесотундре за пределами дорог механизированного транспорта?

4. Т. на территории государственного природного зоологического заказника "Верховье Матырского водохранилища" произвел незаконную добычу 25 раков. Раки с частичными механическими повреждениями возвращены в среду обитания.

Какие нормы права нарушены в данном случае? Рассчитайте размер ущерба, причиненный данным правонарушением.

5.В юридическую клинику ГАОУ ВПО «Коми республиканская академия государственной службы и управления» обратился гражданин Петров, который сообщил следующее. Посещая знаменитый национальный парк Республики Коми «Югыд ва» летом 2011 года в качестве туриста, он столкнулся с тем, что пребывание на территории парка платное. Как объяснили Петрову, приказом директора ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» от 09.01.2011г. № 3 «Об утверждении услуг на 2011 год», согласованным с Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, определен Перечень платных услуг, предоставляемых Учреждением, и цены на платные услуги на 2011 год. В число услуг, оказываемых посетителям парка, включены услуги туристических стоянок с размещением палаточного лагеря стоимостью 500 рублей с человека в день. Плата непосредственно за посещение Национального парка с граждан не взимается. Виды платных услуг установлены на основании положения о ФГБУ НП «Югыд ва», их стоимость рассчитана, исходя из калькуляции затрат на оказание этих услуг. На территории парка бесплатные стоянки для организации палаточных лагерей не предусмотрены. Парк оказывает услуги туристических стоянок с размещением палаточного лагеря, которые оборудованы кострищем, навесом от дождя или беседкой, мусоросборником, спуском к воде, где это необходимо, в соответствии с имеющимися маршрутами. В Уставе ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» (п. 23) предусмотрено, что для достижения поставленных целей Учреждение вправе осуществлять приносящие доход виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ и Уставу. К ним, в частности, отнесены: реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках эколого-просветительской, рекреационной, научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, рекреационные услуги (посещение обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек).

Однако, по мнению Петрова, плата за посещение национального парка с граждан не должна взиматься.

Прав ли Петров? Составьте проект разъяснения по данному вопросу.

 

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды"// Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.

3. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об особо охраняемых природных территориях" // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, N 12, ст. 1024.

4. Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" // Собрание законодательства РФ, 27.02.1995, N 9, ст. 713

5. Постановление Правительства РФ от 24.12.2012 N 1391 "О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения" (вместе с "Положением о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения") // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 2), ст. 7946.

6. Постановление Правительства РФ от 26.09.2000 N 724 "Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам" // Собрание законодательства РФ, 02.10.2000, N 40, ст. 3972.

7. Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 N 2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» (вместе с "Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года") // Собрание законодательства РФ, 16.01.2012, N 3, ст. 452.

8. Постановление Правительства РК от 04.10.2010 N 330 (ред. от 20.12.2011) "Об утверждении Порядка определения особо охраняемых природных территорий местного значения" // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 08.10.2010, N 38, ст. 876.

9. Анисимов А.П., Доржи-Горяева Э.В., Чикильдина А.Ю. Современный взгляд на проблемы и перспективы землепользования в границах особо охраняемых природных территорий // Юрист. 2012. N 15. С. 24 - 29.

10. Иванова Е.Н. Значение государственного кадастрового учета особо охраняемых природных территорий // Экологическое право. 2011. N 6. С. 28 - 30.

11. Изъюров Е.Ю., Огродовая Л.Я. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях": опыт применения в Республике Коми // Экологическое право. 2011. N 4. С. 21 - 26.

12. Баскакова С.И., Лихачева Е.Ю. О законодательном регулировании особо охраняемых природных территорий // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 50 - 53.

13. Боголюбов С.А., Журавлева Л.В. Организация использования отдельно взятого объекта особо охраняемых природных территорий // Право и экономика. 2010. N 10. С. 40 - 43.

14. Галиновская Е.А. О правовых основах образования системы особо охраняемых природных территорий в России // Журнал российского права. 2010. N 5. С. 28 - 34.

15. Калинина Л.Е. Публичный и частный интерес пляжей // Право и экономика. 2012. N 12. С. 66 - 69.

16. Золотова О.А. Правовой режим земель охранных зон природных объектов и комплексов // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 68 - 78.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: