Работа с ведущим форум-театра (модератором)




Задачи ведущего: провоцировать зрителя на обсуждение, начинать и вести дискуссию, контролировать ситуацию внутри группы.

Ведущий должен: владеть навыками тренерской деятельности и методикой форум-театра, информацией по проблемной теме форум- театра, быть лидером в группе по подготовке форум-театра, следить за работой внутри группы (подготовкой сценария; оценивать поведение участников группы в конкретных ситуациях).

Во время проведения форум-театра четко формулировать вопросы; провоцировать зрителей на размышление; принимать все мнения зрителей, не оценивать их и не критиковать; делать «СТОП», если этого не сделали зрители.

Роль актеров в форум-театре

Четко выдерживать статус героя, не изменять его во время замен. Четко формулировать свои мысли. Уметь импровизировать во время замен одного из героев. Владеть информацией о проблеме, поднимаемой в спектакле. Не комментировать действия зрителей, ведущего и других актеров. Всегда следовать поставленным целям. Хорошо знать текст спектакля, уметь быстро вернуться в любую мизансцену. Пройти стадии «вхождения в роль» для более детального вхождения в игровой образ. Быть эмоциональным, уметь «достучаться до сердец зрителя». Садиться на место зрителя, который выходит на замену. Активно участвовать в фазе разогрева. Уметь сдерживать не относящиеся к спектаклю эмоции. Уметь «выходить» из роли. Владеть методикой проведения форум-театра.

Фазы спектакля ФТ

1. Разогрев. Ведущий проводит и гры и телесные упражнения для раскрепощения актеров и зрителей (актеры обязательно участвуют в процессе разогрева). В результате происходит снятие мышечных зажимов, установление контактов между актерами и зрителем на вербальном и невербальном уровнях. Упражнения помогают зрителям быстрее войти в атмосферу театрального действия и не бояться стать его участником.

Упражнения проводятся в течение 15-20 минут в определенной последовательности и, усложняясь по содержанию и эмоциональности, вовлекают все большее число участников в действие. Все упражнения проводятся в кругу, поэтому и актеры и зрители могут познакомиться. Актеры должны быть активными, раскрепощенными, находчивыми и эмоциональными. Только так удается подготовить и «зарядить» зрителей-участников для работы в интерактивной технике «форум-театр». При этом нужно соблюдать безопасность, чтобы не возникло столкновений и агрессивного соперничества.

2. Действие. 5-10 минутная инсценировка спектакля, заканчивающаяся стоп-кадром. Перед этой фазой ведущий просит зрителя быть внимательными и не комментировать действие, не делать «стопов». После стоп-кадра, ведущий дает зрителям время обменяться чувствами, проанализировать увиденное, предсказать последствия поведения героев, затем происходит переход к следующей фазе — форуму.

3. Форум. Эта фаза является очень важной во всей интерактивной работе. Перед её началом ведущий сообщает зрителям о возможности делать «стопы» и заменять одного из актеров в любом месте спектакля. На этом этапе спектакль разыгрывается заново и зритель, видя моменты, где ситуацию можно было разрешить, делает «СТОП». После этого происходит неполная замена зрителями ролей актеров. Встраиваться в действие может только один зритель, первым сделавший «СТОП». Он может заменить только одного героя, будь то мужчина или женщина. Зритель может включаться в сцены спектакля постепенно, сначала проговаривая роль, а затем проигрывая ее. Это поддерживает и активизирует остальных участников к проигрыванию мизансцен, потому что именно через игру и собственные эмоциональные переживания можно достичь максимального психопрофилактического эффекта.

Главное в этой фазе – психологическая и эмоциональная поддержка со стороны ведущего, актеров и зрителей. Ни одно действие не критикуется, не осуждается, а поддерживается аплодисментами. Такая поддержка со стороны ведущего, и актеров дает возможность зрителям стать участниками и предложить большое количество вариантов разрешения ситуации. Ведь в «Форум-спектаклях» нет однозначных ответов на вопросы, как не может быть идеального варианта разрешения конфликтной ситуации.

Нужно обратить особое внимание на реакцию зрителей, не выходящих на сцену. Они могут разговаривать друг с другом, обсуждать варианты и даже мешать действию, но это является важным элементом интерактивной техники, так как показывает, насколько глубоко проблема задела зрителей, насколько она важна для них. Актерами при этом осуществляется особый прием. Подыгрывая и импровизируя вместе со зрителями, они в то же время не позволяют ситуации стать идеально разрешимой. Это дает возможность искать все новые и новые пути разрешения проблемы. Заменять можно всех героев кроме 100% угнетателя, т.к. если его заменить, вся суть инсценировки в дальнейших «СТОПах» теряется.

В любой момент по желанию зрителя, или сам ведущий, может прочитать мысли актера-героя. Для этого необходимо подойти к нему и положить руку на плечо. Мысли актера и его действия должны беспрекословно отвечать целям. Когда зритель делает «Стоп» он может «перемотать» с помощью ведущего действие назад на столько, на сколько ему необходимо для встраивания в спектакль и изменения ситуации.

Эта фаза спектакля может продолжаться несколько часов, ее продолжительность зависит от того, насколько будут интересны варианты решения проблем в каждой мизансцене. При этом особая роль принадлежит ведущему. Ему необходимо почувствовать и вовремя отреагировать на действие зрителей, если они стали неэффективными или повторяющимися, и тактично перейти к другой мизансцене или завершить спектакль.

4. Передача профилактической информации. Эта фаза не является отдельной, поскольку передача профилактической информации может осуществляться и во время спектакля, и по его завершении. Эту информацию может дать ведущий или специалист, присутствующий на спектакле. Наибольший эффект достигается, когда информация психопрофилактического плана исходит от самих зрителей. Кроме того, профилактическая информация может включаться в канву спектакля с помощью «подсадных уток» — актеров, находящихся среди зрителей или разъяснение ведущего после спорного момента.

5. Обратная связь. Обычно берется интервью у зрителей о спектакле, о тех переживаниях, которые они испытали, об изменении отношения к той проблеме, которая затронута в спектакле.

Примерные вопросы:

— что вы чувствовали после первого просмотра спектакля?

— что вы чувствовали по отношению к 100% угнетателю, угнетенному?

— что вы чувствовали заменяя актеров?

— что вы чувствовали, когда вам не удалось изменить ситуацию?

— может ли эта ситуация произойти в нашей жизни?

6. Обсуждение итогов спектакля актерами и специалистами. Важный момент здесь – выявление успешных или не успешных действий актеров. Обсуждаются те «открытия» зрителей, которые могут помочь успешно проводить спектакли по данному сценарию в дальнейшем. Происходит отбор лучших решений актеров и зрителей, но это не означает, что находки будут обязательно использованы в следующей работе. «Форум-театр» — это чаще всего импровизация зрителей, и всегда появляются новые и неожиданные повороты в решении проблем. Одинаковых спектаклей не бывает, повторяется только начальное действие.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: