Занятие 33. семинар – 2 часа.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и виды судебных экспертиз.
2. Подготовка материалов для назначения судебных экспертиз.
3. Тактические приемы и условия получения образцов для экспертного исследования.
4. Требования, предъявляемые к образцам для экспертного исследования. Круг лиц, правомочных получать образцы для экспертного исследования
5. Возможности использования специальных знаний для розыска; скрывшегося преступника; установления и доказывания обстоятельств преступления; обстоятельств по гражданским делам.
Методические рекомендации
Специальные знания используются в судопроизводстве в двух формах – процессуальной и непроцессуальной.
Получение образцов для сравнительного исследования это следственное действие, в ходе которого получают объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения.
При изучении названной темы необходимо обратить внимание на: понятие получения образцов для сравнительного исследования; виды образцов; классификацию; особенности получения.
Судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее в проведении исследования, осуществляемого сведущим лицом по заданию следователя или суда в предусмотренном уголовно-процессуальным законом порядке, представленных ему объектов и других материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной законом форме.
Изучая тему, назначение и производство судебных экспертиз, следует обратить внимание на: виды судебных экспертиз в зависимости от объектов исследования и отрасли знания; подготовку материалов для экспертизы; основные требования, предъявляемые к заключению эксперта; учреждения, производящие экспертные исследования; значение заключения эксперта для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Темы рефератов:
1. Роль судебных экспертиз в установлении обстоятельств совершенного преступления.
2. Определение вида, количества и способа получения образцов для сравнительного исследования.
3. Виды выводов эксперта и их значение в расследовании преступлений.
4. Развитие и практическое использование новых нетрадиционных экспертиз.
Занятие 34. Практическое – 2 часа.
Контрольные вопросы:
1.Виды образцов для экспертного исследования. Процессуальные и тактические особенности их получения.
2.Тактика использования помощи специалистов при производстве следственных действий.
3. Соблюдение законности при получении образцов для экспертного исследования.
Практическое задание:
Студенты назначают экспертизы по следам и предметам, изъятым на занятиях при проведении следственных действий (осмотр места происшествия на открытой местности, в квартире, обыск, следственный эксперимент и т.д.)
Раздел 5. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ (КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА)
Тема 24. Общие положения криминалистической методики
Занятие 35. семинар – 2 часа.
Контрольные вопросы:
1. Понятие, сущность и предмет методики расследования преступлений отдельных видов и групп, ее связь с другими разделами науки криминалистики.
2. Структура криминалистической методики, общие положения и частные методики.
3. Понятие и содержание обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
4. Понятие, сущность и значение криминалистической характеристики преступлений.
5. Следственная ситуация и ее значение при разработке приемов и рекомендаций криминалистической методики
Методические рекомендации по всему разделу:
Студентам необходимо уяснить, что криминалистическая методика является заключительным разделом криминалистики и изучает закономерности по организации расследования, раскрытия и предотвращения преступлений в целях выработки научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективному проведению следствия.
Криминалистическая методика состоит из двух частей: общих положений и частных методик расследования преступлений. Общие положения представляют собой теоретические основы криминалистической методики, которые охватывают фундаментальные вопросы данного раздела, а частные методики расследования преступлений представляют собой научно обоснованные руководства по наиболее целесообразной организации расследования преступлений отдельных видов или групп преступлений.
Источниками криминалистической методики являются:
1.Нормы уголовного и уголовно-процессуального права;
2.Практика раскрытия, расследования и предотвращения преступлений;
3.Научные знания первых трех (четырех) разделов криминалистики и других отраслей наук (например, логики, психологии, судебной медицины и судебной психиатрии и др.).
Студентам необходимо разобраться в принципах, учитываемых при разработке частных криминалистических методик: строгое соблюдение законности; плановость расследования; этапность методик расследования; оперативность и быстрота; сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; использование данных криминалистической характеристики преступлений и др.
Разумеется, каждое преступление отличается от другого преступления такого же вида в силу определенной специфики: способа совершения, участников, места, времени, последствий и т.д. Вместе с тем, при всем различии, разработана структура методики расследования, применима к каждому совершенному деянию, включающая следующее:
1) Криминалистическую характеристику конкретного вида преступления;
2) Особенности возбуждения уголовного дела;
3) Обстоятельства, подлежащие установлению, характерные для данного конкретного преступления;
4) Типичные следственные ситуации и основные направления их разрешения;
5) Особенности тактики проведения отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий первоначального и последующего этапов расследования;
6) Организация взаимодействия с органом дознания при расследовании преступлений конкретного вида;
7) Использование технических средств и специальных знаний
8) Особенности установления вреда;
9) Особенности использования помощи общественности в расследовании и предупреждении преступлений данного вида;
10) Выявлении условий, способствующих совершению преступлений и принятие мер к их устранению