Вопрос 28. По каким показателям и как проводится анализ объемов производства и себестоимости продукции звероводства




В звероводстве затраты на производство продукции осуществляются в течение года равномерно, поэтому нет необходимости разграничивать их в учете по смежным годам. Все расходы отчетного года, как правило, если хозяйство неспециализирующееся, включаются в состав себестоимости продукции текущего года. При этом все затраты учитывают в целом по подотрасли. Однако в специализированных зверохозяйствах учет затрат осуществляется по видам зверей с выделением в качестве объектов основного стада и молодняка зверей.

Бухгалтерский учет затрат и выхода продукции звероводства, кролиководства ведут на операционно-калькуляционном счете 20 «Основное производство», субсчет «Животноводство».

В звероводстве, как и в других подотраслях животноводства, производимые затраты неоднородны. Они включают различные виды конкретных материальных, денежных и трудовых затрат (корма, медикаменты, амортизация основных средств, расходы на оплату труда и т.п.).

Клеточное пушное звероводство (разведение пушных зверей в клетках) во всем мире является основным способом производства пушнины. Продукция отрасли - это ценная пушнина таких видов клеточных пушных зверей, как норка, лисица, песец, енотовидная собака, нутрия, а также шкурки кроликов. В общем поголовье пушных зверей преобладают норки, доля которых составляет 90%. Особенностью клеточного пушного звероводства являются сезонное (один раз в год) получение продукции и сезонный спрос на нее, исключение составляют нутрии и кролики.

Кролиководство является отраслью скороспелого продуктивного животноводства по производству дешевых шкурок, диетического мяса и пуха. При правильном выращивании (кормлении и содержании) от каждой крольчихи в год можно получить от 4 до 6 окролов, что даст 24-36 и более крольчат или шкурок и 60-90 килограммов мяса в живой массе.В основном мясо кроликов реализуется на городских рынках, и лишь небольшие объемы – через торговые организации. Объектами калькуляции в кролиководстве являются деловой приплод (приплод зверей, сохранившийся к концу года), прирост живой массы молодняка и живая масса кроликов. Себестоимость одной головы делового приплода определяется делением общей суммы затрат на содержание самок и самцов взрослых и молодняка до отсадки (за вычетом стоимости побочной продукции) на количество голов делового приплода. Затраты на выращивание молодняка после отсадки (за вычетом стоимости побочной продукции) составляют себестоимость прироста живой массы. Себестоимость живой массы кроликов слагается из стоимости поголовья, имевшегося в хозяйстве на начало года, стоимости приплода и прироста молодняка, полученных в текущем году. Себестоимость одного центнера живой массы кроликов исчисляется делением их стоимости на количество центнеров живой массы кроликов (реализованных, забитых на мясо и оставленных на конец года). Для составления расчета используются данные аналитического учета к счету 11 «Животные на выращивании и откорме».Себестоимость одной головы приплода зверей при рождении определяется в размере 50% плановой себестоимости одной головы молодняка к моменту отсадки. Себестоимость одной головы делового молодняка текущего года по всем видам зверей определяется делением суммы затрат, учтенных по основному стаду зверей и молодняка рождения отчетного года (за вычетом стоимости побочной продукции), на фактическое количество голов делового приплода. Молодняк, родившийся в первой половине года (за исключением соболя, бобра и нутрии), полностью развивается до конца года и переводится в основное стадо. Поэтому затраты по содержанию основного стада и молодняка норки, песца и лисицы учитываются на одном аналитическом счете, а соболя, бобра и нутрии - на отдельных счетах.

Вопрос 48. Приведите пример использования маржинального анализа затрат при обосновании управленческого решения о выборе между собственным производством или приобретением кормов, семян, полуфабрикатов

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей - издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе эффективнее управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

- определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

- установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

- точнее оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и отдельных сегментов предприятия;

- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

В маржинальном анализе можно выделить два основных этапа, рассматриваемых в процессе изучения темы:

1) Расчет порога рентабельности (точки безубыточности) предприятия;

2) Маржинальный анализ результативности операционной деятельности.

Так как методика маржинального анализа, как уже было замечено, базируется на изучении соотношения между издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, то прежде рассмотрим данные понятия и возникающие между ними взаимосвязи более подробно [11,c.96].

Маржа покрытия (маржинальная прибыль) - разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию - очень ценный показатель при анализе финансовых результатов.

Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.

Выручка = Постоянные расходы + Переменные расходы + Прибыль,

Из формулы (1) видно, что:

Маржинальная прибыль = Выручка - Переменные расходы = Постоянные расходы +Прибыль.

Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности.

Анализ безубыточности начинается с расчета маржинальной прибыли предприятия. Маржа покрытия (маржинальная прибыль) представляет собой разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию:

Маржинальная прибыль = Выручка - Переменные расходы = Постоянные расходы +Прибыль.

Таким образом, на рассматриваемом предприятии маржа покрытия рассчитывается следующим образом:

МП=486986-265400,4=176933,6+44652=221585,6 тыс. руб.

Маржинальная прибыль достаточно велика. Это говорит о том, что предприятие способно покрыть постоянные затраты и получить положительный результат реализации производственной деятельности.

Так же важно проанализировать маржу покрытия на единицу продукции:

МП ед. =pi - bi=27500-14987,106=12512,894 руб.

Предприятие имеет только один вид производимой продукции - 1м2 – и каждая дополнительная единица товара приносит организации 12512,894 руб. маржинальной прибыли, являющейся источником генерирования прибыли.

Далее на основе рассчитанного маржинального дохода определим аналитическим способом критический объем продаж в количественном и стоимостном выражении:

Таким образом, объем реализации продукции и выполненных СМР не может быть меньше 14,2 тыс. м2 или 388865, 05 тыс. руб., в противном случае организация не сможет покрыть своих постоянных издержек и получить прибыль от реализации производственной деятельности.

Для оценки реального положения предприятия на рассматриваемый период времени используют разницу между общим объемом проданной продукции и ее критическим объемом (в точке безубыточности), что принято называть запасом финансовой прочности (ЗФП). Этот показатель рассчитывается как в стоимостном, так и в количественном выражении, а так же в виде удельного веса:

ЗФПN = Вобщ – Вт.б.= 486986-388865,05=98120,95 тыс. руб.

ЗФПq = Qобщ – Qт.б.= 17708,582-14200=3508,582 м2

dЗФПN =

dЗФПq =

Таким образом, можно увидеть, что запас финансовой прочности очень мал и предприятие находится не так далеко от точки безубыточности. То есть у организации при принятии верных управленческих решений есть возможность реализовать свой потенциал и сделать свою производственную деятельность более эффективной и прибыльной, увеличив запас финансовой прочности как в стоимостном, так и в количественном выражении. Есть несколько возможных вариантов решения рассматриваемой проблемы. Во-первых, изменить положение критического объема производства, снизив его уровень при сохранении фактических финансовых показателей организации. Во-вторых, при сохранении существующего критического уровня объемов производства принять решение об увеличении фактических объемов производства в стоимостном и количественном выражении.

Для того, чтобы иметь возможность оказывать влияние на критический объем производства, оставляя его на прежнем уровне или снижая, необходимо иметь представление о факторах, на него влияющих. Итак, проанализируем количественное влияние факторов на уровень критического объема производства.

Влияние каждого фактора на изменение критического объема продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или плановыми показателями) можно определить с помощью метода цепных подстановок следующим образом («отч» - показатели отчетного периода, «пред» - показатели предыдущего периода):

Расчет влияния на qкр изменения постоянных расходов (Sпост):

∆ qкр. Sпост = =

5. Расчет влияния на qкр. изменения переменных расходов (Sперем):

∆ qкр. Sперем = )= =176933,6* )= 4,42 тыс. руб.

6. Расчет влияния на qкр. изменения цены (р):

∆ qкр. p = )=

)= -5,49 тыс. руб.

Далее проверяются расчеты влияния факторов:

∆ qкр. = ∆ qкр. Sпост + ∆ qкр.Sперем + ∆ qкр.p=6,7+4,42-5,49=5,63 тыс. руб.

Таким образом, исходя из проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что увеличение уровня критического объема реализации продукции и выполненных СМР происходит в основном за счет постоянных и переменных затрат. Критический объем производства увеличился на 5, 63 тыс. руб. за счет влияния следующих факторов:

1) Изменение величины постоянных затрат способствовало увеличению объема реализации на 6,7 тыс.руб.

2) Изменение величины переменных затрат способствовало увеличению объема реализации на 4,42 тыс.руб.

3) Изменение стоимости 1 м2 способствовало снижению объема реализации на 5,49 тыс.руб.

Итак, для изменения уровня критического объема производства необходимо снизить уровень постоянных и переменных затрат. Из анализа стало понятно, что уровень постоянных и переменных затрат очень высок, но для большей наглядности необходимо сравнить величину постоянных и переменных затрат с их критической суммой.

Итак, предельный уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом:

Sпост. кр. = Рn * (р - S’пер.кр.)=17708,582*(27500-14987,106)=221585,609 тыс. руб.

∆= Sпост. кр. - Sпост.= 221585,609-176933,6=44652 тыс. руб.

DSпост = Sпост /Sпост. кр. = 176933,6/221585,609=0,8

Исходя из сделанных расчетов, можно подвести итог о том, уровень постоянных затрат очень высок и приближается к предельному. Запас роста постоянных затрат до критического уровня составляет всего 44652 тыс. руб. Если рассматривать долю постоянных затрат в объеме их критической величины в отчетном периоде, то она равна 80 %, то есть запас роста равен 20%, после чего маржинальный доход не сможет покрывать постоянные затраты и организация будет иметь проблемы с финансовым состоянием.

Теперь рассмотрим критический уровень переменных затрат на единицу продукции при заданном объеме продаж, цене и сумме постоянных затрат (Sпост), который определяется следующим образом:

∆= S’перем. кр. – S’перем.= 27499,64-14987,1=12512,5 руб.

DSперем = S’перем. / S’перем. кр. = 14987,1/27499,64=0,54

Положение с уровнем переменных затрат намного лучше, так как возможность их роста до критического уровня составляет 12512,5 руб., то есть уровень переменных затрат находится далеко от предельного и имеет запас в случае непредвиденного роста. Обо всем сказанном свидетельствует и доля переменных затрат на единицу продукции в величине переменных затрат на единицу продукции критического уровня, которая составляет 54%.

Однако, негативное влияние на уровень критического объема реализации продукции и выполненных СМР требует поиска путей сокращения постоянных и переменных затрат. Факторы, влияющие на полную себестоимость продукции, а соответственно на постоянные и переменные затраты, были рассмотрены при проведении факторного анализа полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР. На этой основе в выводах и предложениях в дальнейшем будут предложены варианты управленческих решений по снижению уровня критического объема реализации и уровня полной себестоимости продукции.

Кроме того, важно рассчитать критический уровень цены, который определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

Таким образом, стоимость 1 м2 равна критическому уровню цены, что говорит о том, что организация не использует потенциальную возможность получения прибыли за счет повышения уровня цен. Хотя, это может быть обусловлено рыночным уровнем цен, при котором единственной конкурентоспособной стоимостью 1 м2 является критический уровень цены.

Все рассмотренные показатели, такие, как объем реализации, себестоимость и цена продукции, в итоге оказывают влияние на прибыль предприятия. Рассмотрим количественное влияние этих факторов на прибыль ОАО ПСК «Строитель Астрахани» в отчетном периоде методом цепной подстановки, при следующей факторной модели:

П=Q*(P-S),

где П- прибыль предприятия, руб.

P – стоимость единицы продукции, руб.

S – себестоимость единицы продукции, руб.

Q – объем производства в количественном выражении, м2.

П0=Q0*(P0-S0)=12008,583*(24000-20622)=40564993,37 руб.

Пq=Q1*(P0-S0)=17708,582*(24000-20622)=59819590 руб.

Пp=Q1*(P1-S0)=17708,582*(27500-20622)=121799627 руб.

Пs=Q1*(P1-S1)=17708,582*(27500-24978,51)=44652012,43 руб.

Влияние изменения объема реализации на уровень прибыли:

∆ Пq = Пq - П0=59819590-40564993,37=19254596,63 руб.

Влияние изменения стоимости единицы продукции на уровень прибыли:

∆ Пp = Пp – Пq= 121799627-59819590=61980037 руб.

Влияние изменения себестоимости продукции на уровень прибыли:

∆ Пs = Пs – Пp= 44652012,43-121799627= -77147614,6 руб.

Общее влияние факторов на уровень прибыли организации:

∆ П = ∆ Пp + ∆ Пq +∆ Пs = 4087019,03 руб., что равно абсолютному отклонению.

Таким образом, прибыль предприятия увеличилась на 4087019,03 руб. за счет влияния на нее рассмотренных факторов. Важно отметить, что прибыль могла бы увеличиться еще больше, если бы не негативное влияние полной себестоимости, уменьшившей показатель результативности на 77147614,6 руб.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: