Исполнительские стили ГХ




Лекция 2. Григорианское хоральное пение

Cantus choralis gregorianus (далее ГХ) – общее наименование монодических богослужений и песнопений католической церкви. В конце VI века в Риме впервые были сведены воедино и упорядочены различные церковные песнопения. Эту реформу совершил папа Грегорий I Великий (590-604) — отсюда более позднее название песнопений.

Грегорианский хорал — это пение, неразрывно связанное с церковным богослужением. Оно принципиально монодично — исполняется оно сольно или хором. Смысл монодии: «истина едина» как для одного человека, так и для всей общины.

 

Мелодика грегорианского хорала

Мелодика хорала изначально противоречива: текучесть, непрерывность мелодического целого находятся в единстве с относительной независимостью составляющих мелодию звуков.

Хорал — явление линеарное: каждый звук (продолжительный, самодовлеющий в данный момент) без остатка переливается в другой, а функционально логическая зависимость между ними проявляется лишь в мелодическом целом. Вместе с тем, единство прерывности (мелодия состоит из звуков-остановок) и непрерывности (развёртывание линии по горизонтали) является природной основой предрасположенности ГХ к полифонии.

Язык ГХ — латинский, а источники текстов — из Библии. ГХ — явление неоднородное. Оно включает в себя как простейшее псалмодирование, главным образом на одном звуке, так и более развитые мелодически, связанные с традицией гимнов, песнопения. В целом для ГХ характерна строгость, сдержанность мелодики, подчинение её тексту. Во всех случаях преобладают плавные поступенные ходы голоса. Движение голоса вверх уравновешивается последующим нисхождением и наоборот. Очень характерен поступенный подъём в начале (так называемый initium – ввод, начало), более или менее длительное пребывание на достигнутом уровне (tuba – труба, или tenor — равномерное движение) — псалмодированный тон, и заключение — спуск мелодии к исходному уровню. В середине напева (mediantis — находящийся по середине, или metrum — мера) — цезурный полукаданс, разделяющий целое на две симметрично уравновешенные половины и, как правило, совпадающий с высшей точкой напева.

Развитые формы ГХ представлены антифонной псалмодией, в которой исполнение каждой строфы псалма предваряется короткой мелодической фразой — антифоном (гр. antiphonos — звучащий в ответ, вторящий), который выполняет роль рефрена. Антифон — песнопение, исполняемое поочерёдно двумя хорами или солистом и хором. Антифонарий — собрание антифонов.

В некоторых антифонах мелодика достигает значительной сложности. Ещё большее мелодическое богатство отличает респонсорную псалмодию (лат. responso — отвечать, responsorium – ответная партия), где пение солиста чередуется с небольшими репликами хора.

Наибольшая свобода мелодического развития свойственна юбиляциям (лат. jubilatio – ликование), которые чаще всего появляются в песнопении Alleluiya (др. евр. хвалите Господа) из группы песнопений мессы проприум (лат. proprium – подобающий), причём, чаще всего на самом слове «аллелуйя».

 

Исполнительские стили ГХ

ГХ связан с текстом, и поэтому его ритм, свободный и нерегулярный, соответствует естественным ударениям прозаического текста. Так как ритмика точно не фиксировалась, большое значение приобретала вариантность: один и тот же напев исполнялся в различном римтмическом прочтении. В псалмодический моментах ритмик полностью определялась текстом. В мелодически более развитых окончаниях применялись установившиеся ритмические формулы, а в мелизматических распевах на один слог текста ритмическая структура подчинялась закономерностям мелодического развития.

В XII-XIII веках уже появилась возможность точной фиксации ритмики, однако традиция исполнения ГХ изменилась — оно стало более медленным и плавным, и даже стало называться cantus planus — плавное пение. Таким образом, ритмика ГХ делит его песнопение на три основных исполнительских стиля: силлабический, мелизматический и силлабо-мелизматический.

1. Силлабический — (от гр. syllabikos – слог, нота) слоговый (эквиритмическая организация музыкальной ткани — один слог-одна нота). Возможны небольшие эпизодические распевы, но не больше двух звуков на слог. Этот стиль обладает наиболее ясной структурой, строго соответствующей строению текста. Через него проходило развитие практически всех видов ГХ (псалмы, гимны, аллелуйя, респонсории, антифоны, секвенции и т. д.), многие из которых позднее обогащались мелизматикой. В свою очередь, мелизматические напевы путём слоговой подтекстовки становились силлабическими. Основной художественный принцип этого стиля — простота мелодизма, строгость попевок, ясность членения.

2. Мелизматический (от гр. melisma – песня, мелодия — мелодическое образование и даже законченное построение, исполняемое на один слог) — наиболее изысканный, искусный стиль пения, доступный только солистам (ансамблю солистов). Он связан с импровизационностью, которая в ГХ концентрируется в юбиляциях — заключительных распевах респонсориев и аллилуй. Этот стиль в грегорианской монодии достигает особенного расцвета в XI-XII веках.

3. Силлабо-мелизматический стиль в монодии возникает из соединения силлабики и мелизматики. Он представлен в антифонах, молитвах и секвенциях. Секвенция (от лат. sequor – следую, то, что идёт вслед) - жанр средневековой монодии, исполнявшийся в мессе после аллелуйи перед чтением евангелия. Возник в результате обычая расширять песнопения аллелуйя мелизматическим способом. Получившаяся юбиляция первоначально безтекстовая, а впоследствии с текстом, получила название sequenten jubilatio.

Секвенция — наиболее ранний и важнейший вид тропа. Троп — (лат. tropus — поворот, иносказание) в ГХ — вставки в канонизированный текст и напевы псалмов и хоралов. Сочинение тропов связано с обычаем, введённым в IX веке Ноткером Бальбулюсом (Ноткер Заика) — монахом Санкт-Галленского монастыря, который присоединил тексты к длинному мелизматическому пассажу (юбиляции), заключавшему Аллелуйю, чтобы облегчить его запоминание. Вообще, после того, как в VI-VIII веках репертуар ГХ был окончательно установлен и кодифицирован, наиболее важные из новосозданных песнопений стали называться тропами.

Dies irae – «День гнева» - секвенция, написанная в XIII веке монахом Фомой Челланским и включённая в состав проприя мессы.

 

Ладовая система ГХ

ГХ строго диатоничен. Любой из его напевов строится на одном из восьми церковных средневековых ладов — ладов октоиха. Однако, практически в каждом из ладов использовался главным образом гексахорд (hexa hordos — шесть струн), а в отдельных попевках часто отмечаются черты пентатоничности.

Исторически сложились три системы для обозначения этих ладов:

1. Нумерная, парная (наиболее древняя), в которой лады указываются латинизированными греческими числительными с попарным делением каждого на автентический и плагальный (autentikos – главный, основной; plagalis — боковой, косвенный, обозначавшийся приставкой hypo — снизу, под).

2. Нумерная простая — лады указываются римскими цифрами или латинскими числительными.

3. Номинативная — именная, дающаяся в терминах греческой муз. теории.

 

Нумерная парная Нумерная простая Номинативная
protus autenticus I primus tonus дорийский
protus plagalis II secunsus tonus гиподорийский
deuterius autenticus III tertius tonus фригийский
deuterius plagalis IV quartus tonus гипофригийский
tritus autenticus V quintus tonus лидийский
tritus plagalis VI sextus tonus гиполидийский
tetrardus autenticus VII septimus tonus миксолидийский
tetrardus plagalis VIII octavus tonus гипомиксолидийский

 

Основные ладовые категории церковных ладов:

finalis – конечный тон;

ambitus – объём напева, диапазон;

repercussa (или tuba, tenor) – в псалмодируемых мелодиях — господствующий тон, тон повторения, псалмодирования.

Соотношение этих ладовых категорий образует основу структуры каждого лада. Мелодические формулы этих ладов псалмодической мелодики (псалмовые тоны) включают в себя initium — начальную попевку, finalis – заключительную попевку, mediatio — серединный каданс и самый высокий тон.

В середине XVI века Глориано (1488-1563) в работе «Dodekachordon » теоретически обосновывает ещё четыре лада: IX – эолийский, X – гипоэолийский, XI — ионийский, XII — гипоионийский.

 

Гексахорды

Ладовые образования из шести ступеней. В ранней практике средневековые церковные лады применялись не полностью, а в виде шестиступенного звукоряда со следующей структурной формулой: тон-тон-полутон-тон-тон. При этом ступеням гексахорда Гвидо Аретинским (990-1050) были присвоены слоговые обозначения: ut – re – mi – fa – sol – la, являющимися первыми слогами строк церковного гимна «Ut quant laxis», написанного диаконом Павлом. Общий звукоряд системы, состоявший из семи гексахордов различной высоты, насчитывал 20 звуков от соль большой октавы до ми второй и подразделялся на четыре регистра: низший, низкий, высокий, наивысший. Звуки h и f, образующие тритон, в практике той эпохи в одном звукоряде не использовались, так как тритон считался очень неблагозвучным и его образно именовали «дьяволом в музыке».

Различались три вида гексахордов: натуральный (от c до a), hexachordum naturale; мягкий — hexachordum molle (f-d), где вместо h бралась b; твёрдый — hexachordum durum (g-e) с натуральной h. Таким образом, 7 гексахордов различной высоты делились на 3 твёрдых, 2 натуральных и 2 мягких. Выстраивается шкала из всех семи гексахордов, где в каждом гексахорде полутон находится между III и IV ступенями.

При этом в трёх твёрдых гексахордах звук h не смягчался и изображался как b quadratum, или b carre. В мягких он понижался и изображался как круглый (b rotundum, b molle).

 

Домашнее задание:

1. Сочинить, используя различные модусы, 3 хорала силлабического стиля и один хорал мелизматического на текст оффертория мессы.

2. Сочинить, используя любой модус (или несколько), секвенцию силлабо-мелизматического стиля на текст псалма 38, стих 13:
Exaudi orationem meam, Domine,
et deprecationem meam.
Auribus percipe lacrimas meas. Ne sileas.
(Перевод: Услышь слова мои, Господи, и молитвы мои. Взыскуй мои слёзы, не безмолвствуй).

3. Выучить гимн Ut quant laxis.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: