Органум леониновского периода




Непараллельный органум

Параллельный органум IX века относится к гетерофоническому складу (ленточный параллелизм).

Первые образцы непараллельного органума содержатся в трактате средневекового музыкального теоретика Псевдо-Хукбальда (кон. IX века). Голоса в таком органуме расходились из унисона в кварту или квинту и потом двигались параллельно.

Особенности раннего непараллельного органума:

  1. Непараллельное движение возникает преимущественно в начале и в конце построений. В общем преобладает параллельное движение.
  2. Одна из первых форм непараллельного голосоведения – косвенное (1 голос стоит на месте, другой двигается), реже – противоположное. Т.о. формируются все три основных типа голосоведения: параллельное, косвенное, противоположное.
  3. Помимо консонансов (ч.1, ч.4, ч.5, ч.8) в косвенном движении появляются и другие интервалы (секунда, терция, секста…).
  4. Ритмические расхождения голосов практически отсутствуют (моноритмичность).
  5. Мелодия делилась на построения, оканчивающиеся каденциями: ч.4 – ч.1 или ч.5 – ч.8

 

Классический свободный органум

Дальнейшее развитие органума связано с Гвидо Аретинским. Он внедряет:

a) противоположное движение голосов;

b) распевы одного голоса на выдержанном тоне другого в каденциях;

c) перекрещивание vox printipalis и органальных голосов.

 

Особенности классического свободного органума:

  1. Свободный переход от одного типа голосоведения к другому.
  2. Наличие скачков.
  3. Мелодия vox organalis в результате свободного голосоведения сильно отличается от мелодии vox printipalis (шире диапазон, богаче интонационное развитие).
  4. Vox printipalis окончательно перемещается в нижний голос.
  5. В теории музыки появляется идея взаимодополнения голосов (движение в противоположные стороны).
  6. Силлабическая ритмика (моноритмия), только в каденциях допускаются распевы на выдержанном финалисе главного голоса.

 

Мелизматический органум (кон. XI – 1 пол. XII в.)

 

  1. Силлабо-мелизматический органум.

В XI веке возрос интерес к аллилуйям (грегорианским напевам с наиболее развитым мелизматическим стилем). Большинство известных нам произведений этого времени – аллилуйи. В них каждому тону мелизматического распева в хоральном голосе соответствует тон органального голоса – мелодическая силлабика nota contra notam, или двойная мелизма. Органальный голос подстраивался согласно строгим нормам соединения голосов (только консонансы) и получался зачастую трудноисполнимым (скачки, диапазон, мелодическая линия). Предположительно исполнялся с инструментальной поддержкой.

 

  1. Мелизматический органум кон. XI - 1я треть XII в.

Дальнейшее развитие органума было направлено в сторону увеличения распевов отдельных слогов, постепенного отхода от строгой привязанности к тонам vox printipalis, от движения nota contra notam.

Первоначально на некоторые слоги в органальном голосе появлялись короткие распевы (2-4 звука), что сочеталось со в целом силлабическим соединением голосов. Постепенно число распевов, как и количество звуков в них (до 12 звуков на 1 слог), возрастало. Мелодика органального голоса становится более пластичной, вокальной.

Но, при всей свободе, vox organalis строго ориентирован на хорал, выступающий фундаментом для орнаментики верхнего голоса. Начало верхнего голоса отталкивается от инициума нижнего, каденции в конце каждой фразы происходят либо в октаву, либо в унисон.

Именно в этот период зарождается искусство мелодического творчества и его основные приемы: варьирование, обновление, прорастание.

Возможно различное соотношение хорального и органального голосов:

- vox organalis с поддержкой хора, когда на задержанный тон хорала разворачивается длительный распев второго голоса;

- одновременное движение тонов обоих голосов силлабического типа;

- при относительно развитом мелодическом движении хорального голоса и коротких распевах в органальном – полимелодическое двухголосие или мелосная полифония.

Главные признаки мелизматического стиля:

a) Построение музыкальной композиции на основе свободных поэтических текстов тропов;

b) двухголосное письмо с мелизматическим, импровизационным vox organalis;

c) характер мелизматического распева – легкий, летучий, чисто вокальный;

d) свободная грегорианская ритмика с 3-5 звуковыми лигатурами;

e) респонсорное строение композиции – хоровая монофония и полифония ансамбля солистов.

Трехголосный органум

Принцип аналогичен двухголосному органуму. Третий голос добавляется не как удвоение, а в качестве свободного голоса. Оба свободных (органальных) голоса строго соотносятся с заданным cantus prius factus (хоральный голос). Таким образом, трехголосие составлялось из 2 пар голосов: vox printipalis – верхний (второй органальный), vox printipalis – vox organalis (собственно органальный). Соотношение двух органальных голосов во внимание не принималось.

Правила соединения 3 голосов:

a) пары голосов при совместном звучании должны давать совершенные консонансы;

b) наряду с косвенным и противоположным движением использовалось параллельное, и оно предпочиталось в моменты наиболее значимые либо в мелодии хорала, либо в его тексте;

c) голоса располагались в узком однородном певческом диапазоне с максимальным удалением на ч.8.

 

 

Органум леониновского периода

Плотность двухголосия в мелизматическом органуме часто менялась: иногда приоритет за органальным голосом, а хоральный «растягивается» на большие промежутки; в других случаях движение голосов более равноправно (полимелодическое).

В органумах середины XII века происходит четкое разделение приемов ведения голосов. Протяженность разделов на выдержанном тоне хорала возрастает. Эти разделы приобретают большую самостоятельность и практически занимают основное место в органумах. Органум на выдержанном тоне хорала получает название halteton-письмо.

В органумах леониновского периода чередование halteton разделов и разделов, где vox printipalis мелодически движутся, становится благодаря яркой контрастности основным принципом формообразования.

Разделы nota contra notam (силлабические) ритмизовались в модальной ритмике. Они получили название дискант. Дискант – всегда часть органума, целиком в дискантной технике органумы не писались никогда.

Леониновский органум – завершение развития мелизматического распева и двухголосия. Следующий этап – перотиновский – связан с развитием многоголосия (3-4 голоса).

Леонин активно использует в соединении голосов не только совершенные консонансы (симфонии), но и терции и сексты. Диссонансы практически отсутствуют, преобладает противоположное движение.

 

Кондукт

От лат. Conductum – образовывать, сжато излагать. К первой половине XII века – жанр обработок гимнов и секвенций (песнопения силлабического или силлабо-мелизматического стиля на латинские религиозные тексты).

В середине XII века происходит жанровая дифференциация по исполнительскому стилю. За кондуктами закрепляется в дискантовый стиль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: