Практико-обобщающий этап.




На третьем этапе осуществлялись обобщение и описание результатов исследовательской работы, систематизация и анализ результатов исследования, соотнесение предполагаемого и реального результатов реализации исследования, формулирование выводов и подготовка рекомендаций, оформление работы и подготовка презентации исследования.


Основная часть.

Цель исследования: путем теоретического анализа источников по проблеме и практических результатов исследования выявить, есть ли взаимосвязь между ведущим темпераментом личности и успешностью выполнения ЕГЭ? Если да, то можно ли предотвратить неприятности и построить подготовку к ЕГЭ с учетом темперамента?

Гипотеза: если заранее знать особенности своего темперамента, его влияние на учебно-познавательную деятельность, его достоинства и недостатки, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно повысить результативность сдачи ЕГЭ, снизив стрессовую составляющую экзамена.

Задачи работы:

1. Изучить исторические и научно-физиологические точки зрения по вопросу «темперамент».

2. Определить темперамент учащихся 11к класса, используя методики А.Беляева, Г. Айзенка, В.М. Русалова.

3. Путем сопоставления результатов тестов, результатов наблюдений и научных точек зрения выявить характерные черты, присущие людям с различным темпераментом.

4. Провести сравнение между результатами ГИА за 9-й класс и типами темперамента личности. Выявить, есть ли закономерности в возникновении трудностей.

5. Составить рекомендации по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуально – типологических особенностей и ведущего темперамента учащихся.

Объектом исследования является система подготовки к ЕГЭ в 11к классе.

Для проведения исследования мной выбраны следующие методы:

I. Методы сбора информации:

1. Анализ источников информации по вопросу исследования. Выявление основных черт каждого из типов темперамента.

2. Анкетирование - социологический метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей с целью получения информации об изучаемом явлении. Объекты анкетирования – учащиеся 11к класса (21 человек), учитель русского языка.

3. Тестирование учащихся 11к класса с использованием методик: «Формула темперамента» А.Белова (интерактивный тест, состоящий из 4-х групп вопросов, позволяющий определить процентное соотношение черт темперамента, присущих одному человеку); «Определение типа темперамента» Г. Айзенка (опросник из 57 вопросов, позволяющий выявить ведущий тип темперамента, а также эмоциональную устойчивость, склонность к экстраверсии или интраверсии), «Опросник структуры темперамента» В.Русалова (опросник из 105 вопросов, для диагностики свойств предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента).

4. Интервьюирование (устный опрос) педагогов школы.

5. Сопоставительный анализ результатов тестирования и результатов государственной итоговой аттестации по новой форме за 9 класс.

II. Методы обработки и анализа данных:

1. Составление сводных таблиц статистических данных.

2. Построение диаграмм и графиков по данным тестирования.

Анализ источников информации по теме исследования:

Темперамент (лат. temperamenty) - соразмерность, «соотношение частей»; это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. [1]

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента обратимся к истории.

Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа [2], который считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:

· если преобладает кровь («сангвис» по латыни), то темперамент сангвистический, т.е. энергичный, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности неудачи.

· если преобладает желчь («холе»), то темперамент холерический - раздражительный, возбудимый, несдержанный, с быстрой сменной настроения.

· если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям.

· если преобладает черная желчь («меланхоле»), то это меланхолик - болезненно застенчивый и впечатлительный, склонный к грусти, робости, замкнутости, быстро утомляется.

Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) разделял темперамент человека на два типа:

· Темперамент чувства: это сангвиник (человек веселого нрава) и его противоположность - меланхолик (человек мрачного нрава).

· Темперамент деятельности: это холерик (человек вспыльчивый) и флегматикт (человек хладнокровный).

В начале ХХ века возникла конституционная теория темперамента Кречмера и Шелдона - суть которой заключается в установлении связи темперамента с телосложением человека.

Академик И.П.Павлов [2] изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от нервной системы. Он выделил 4 основных типа:

· «Безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной
системы), соответствует темпераменту холерика.

· «Живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы), соответствует темпераменту сангвиника.

· «Спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы), соответствует темпераменту флегматика.

· «Слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы), что соответствует темпераменту меланхолика.

Следует отметить, что нет деления темпераментов на «плохие» и «хорошие». Каждый из типов темперамента обладает определенными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях могут сыграть положительную роль. При этом надо иметь ввиду, что в чистом виде типы темперамента не существует.

Изучив различные источники информации, я выявил основные характерологические черты личности, присущие представителям того или иного темперамента:

Сангвиник - человек с уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, жизнерадостен, характеризуется высокой сопротивляемостью к трудностям жизни, адаптивностью к ситуации. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладает повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.[3]

Позитивные черты Негативные черты
Высокая адаптивность, приспособляемость Тяготится однообразием
Общительность Недостаточная глубина
Высокая стрессоустойчивость Недостаточная настойчи­вость
Быстрая реакция, включение в новый вид деятельности Деятелен только при наличии интересного дела
Уравновешенность. Недостаточно усидчив
Жизнерадостность  
Гибкость ума  

Холерик - неуравновешенный, отличается повышенной возбудимостью (чем резко отличается от сангвиника). Быстрый, страстный, целеустремленный, инициативный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов. На внешние раздражители реагирует реагирует очень быстро, часто необдуманно, несдержанно. Замедленный и спокойный темп работы холерикам несвойствен.

Позитивные черты Негативные черты
Высокая активность, энергичность Вспыльчивость, обидчивость
Инициативность Неустойчивость в поведении
Решительность Цикличность в работе и настроении
Целеустремленность Торопливость
Познавательная активность. Негативно реагирует на критику
Уверенность. Раздражительность
Увлеченность делом. Высокая утомляемость

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, ранимостью. Замкнут, тревожен, неуверен в себе, нерешителен, трудно сближается с людьми. Стремиться быть в «тени». Отличается повышенной утомляемостью. Болезненно и долго переживает неудачи. Боится перемен. Любит налаженный ритм деятельности. Осторожен и предусмотрителен в принятии решений.

 

Позитивные черты Негативные черты
Высокая чувствительность Ранимость, мнительность
Осторожность Низкая активность
Склонность к творчеству Замкнутость, неуверенность
Внимательный собеседник Пасует перед трудностями
Исполнительность Зависимость от внешних раздражителей
  Склонность к депрессии

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Медлительный, терпеливый, миролюбивый, стабильный. Ему природой предназначено быть создателем, хранителем, опорой жизни. При больших неприятностях остается спокойным. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивается. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпением, выдержкой, самообладанием. Упорен и настойчив в достижении намеченной цели. Старательно и пунктуально выполняет задания в среднем темпе. Усидчив, умеет долго сохранять значительное напряжение.

Позитивные черты Негативные черты
Высокая работоспособность Лень
Настойчивость Инертность
Стрессоустойчивость Медлительность
Уравновешенность Требуется время для переключения внимания
Самообладание, терпение  
Усидчивость  

Проанализировав характерные черты, присущие людям с различным типом преобладающего темперамента, можно отметить следующее:

· У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Каждый тип темперамента имеет достоинства. И даже негативные характерологические черты, которые приведены выше, в определенных условиях могут обернуться положительной стороной. Люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники - для организаторской деятельности («политики»), меланхолики - для творческой деятельности в науки и искусстве («мыслители»), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»).

· Правильно организованный процесс воспитания и самоконтроля дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку творческому; флегматику, как выдержанному; сангвинику, как человеку с гибким умом и высокой работоспособностью; холерику, как решительному и целеустремленному.

· «Чистые» типы темперамента встречаются редко, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

· Тип темперамента как таковой не может оказывать влияние на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. Можно установить закономерность в возникновении трудностей.

· Соответственно, можно предположить, что для учащихся с различным типом темперамента необходимо по-разному строить систему психолого-педагогической подготовки к ЕГЭ, так как каждый из них ведет себя в стрессовой ситуации по-разному.

Для выявления возможных закономерностей и проведения сравнения между результатами ГИА за 9-й класс и типами темперамента личности было проведено тестирование и анкетирование учащихся 11к класса.

Испытуемым был предложен ряд методик: А. Белов «Формула темперамента», Г. Айзенк «Каков ваш темперамент?», В.М. Русалов «Структура вашего темперамента» [4]. Результаты диагностики представлены в сводных таблицах, диаграммах и графиках (приложение).

При определении процентного соотношения типов темперамента, присущих конкретному человеку, (по методике А.Белова) выяснилось, что в нашем классе 18% учащихся с преобладающим темпераментом холерика, 36% - сангвиника, 27% - флегматика, 23% - меланхолика. Кроме того, у 4-х учащихся процентное соотношение между темпераментами примерно равное (темперамент ярко не выражен).

Для подтверждения результатов мной была использована методика «Каков ваш темперамент?» Г. Айзенка, позволяющая выявить ведущий тип темперамента, а также эмоциональную устойчивость, склонность к экстраверсии или интраверсии. По результатам тестирования выяснилось, что в нашем классе 41% интравертов, 59% - экстравертов. Эмоционально устойчивы – 54%, неустойчивы – 46%. Распределение по ведущему типу темперамента в основном совпало с результатами предыдущей диагностики: холериков – 18%, сангвиников – 41%, флегматиков – 18%, меланхоликов – 23%. Небольшие расхождения связаны с тем, что у некоторых учащихся результат пограничный (между сангвиником и флегматиком). [5]

Можно предположить, что наибольшие трудности ждут на ЕГЭ представителей неуравновешенного, эмоционально-неустойчивого темперамента – меланхоликов и холериков (к которым отношусь и я).

Чтобы подтвердить либо опровергнуть это предположение, мной было проведено соответствие между результатами экзамена по новой форме за 9 класс и ведущим типом темперамента.

 

ФИО учащихся Ведущий тип темперамента Эмоциональная устойчивость Экстроверсия /интроверсия Годовая оценка по РЯ Результат ГИА
1. Горбатова Сангвиник + Экстроверт    
2. Губин Сангвиник + Экстроверт    
3. Жернакова Сангвиник + Экстроверт    
4. Идылбаева Флегматик + Интраверт    
5. Карандашов Флегматик + Интраверт    
6. Катаргулова Флегматик + Интраверт    
7. Конушбаев Сангвиник + Экстроверт    
8. Краковяк Холерик - Экстроверт    
9. Кузанкин Сангвиник - флегматик + Экстроверт    
10. Лопатин Сангвиник + Экстроверт    
11. Мельничук Меланхолик - Интраверт    
12. Павлова Сангвиник + Экстроверт    
13. Погульский Флегматик + Интраверт    
14. Потрикеев Меланхолик - Интраверт    
15. Ридько Сангвиник + Экстроверт    
16. Саляхова Меланхолик - Интраверт    
17. Сафин Меланхолик - Интраверт    
18. Саяпов Сангвиник + Экстроверт    
19. Тарасов Меланхолик - Интраверт    
20. Фадеева Холерик - Экстроверт    
21. Чернышов Холерик - Экстроверт    
22. Шевчук Холерик - Экстроверт    

Анализируя данные таблицы, можно отметить следующее:

· Все учащиеся нашего класса, имеющие ярко выраженный темперамент холерика (4 человека), сдали экзамен ниже своих возможностей.

· Из 5-ти человек с темпераментом меланхолика 3 человека сдали экзамен ниже годовой оценки, 2 человека – в соответствии с годовой оценкой.

· Из 4-х человек с темпераментом флегматика 2 человека сдали экзамен в соответствии с годовой оценкой, 2 человека – выше, чем итоговая оценка.

· Из 9 сангвиников 3 человека сдали экзамен ниже своих возможностей, 2 – в соответствии со своими возможностями, 4 человека – выше, чем итоговые оценки по предмету.

Чистоте эксперимента мешает то, что нет возможности с минимальной погрешностью определить, насколько качественно готовились к экзаменам мои одноклассники. Возможно, что низкий результат некоторых из них связан с тем, что они просто не учили программный материал. Этот вопрос выявлялся мной через анкетирование (достоверность которого на совести респондентов). По данным анкет, из 10-ти человек, получивших низкую оценку на экзамене, серьезно готовились к экзамену 5 человек, 2 – повторяли основные темы, 3 человека – понадеялись на свои знания и не занимались специальной подготовкой.

Считаю необходимым упомянуть о том, что наша учительница русского языка, Белогурова Е. Ф., по результатам теста обладает уравновешенным флегматическим темпераментом. Вероятно, что система подготовки к экзамену, которую она применяет, больше всего подходит флегматикам.

По данным анкетирования одноклассников выяснилось следующее:

· Большинство учащихся-холериков отмечают, что во время экзамена их раздражала незнакомая обстановка, однообразная деятельность, видимая легкость и унаваемость задания. Они признают, что оказались не готовы объективно оценить свои силы. Многие отметили, что покинули ППЭ намного раньше окончания экзамена.

· Ученики с меланхолическим темпераментом среди основных трудностей отмечают страх перед ограниченностью времени, стеснение задать вопрос незнакомому организатору по оформлению работы. Они признают, что много времени потратили на то, чтобы справиться с волнением, что им до конца так и не удалось.

· Одноклассники с флегматическим темпераментом больше всего опасались нехватки времени, но отмечают, что им быстро удалось справиться с волнением.

· Сангвиники отмечают, что не испытывали особого страха перед экзаменом, так как были уверены в себе. На экзамене им помогло то, что они пропускали непонятные задания, возвращаясь к ним в конце. Среди трудностей отмечают недостаток одобрения со стороны экзаменатора, однообразие тестовых заданий.

Конечно, нельзя делать скоропалительные выводы о том, что сангвиники и флегматики идеальны для сдачи ЕГЭ, тогда как холерики и меланхолики запрограммированы на неуспех. Все зависит от правильно организованной системы подготовки, от того, насколько школьник может нивелировать проблемы и опираться на сильные стороны своего темперамента.

Следующая задача исследования - составление рекомендаций по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся. [8-9]

Темперамент Слабые стороны темперамента Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ
Сангвиник Потребность в поощрении, общественном признании. Опора на то, что лучшее общественное признание – высокий рейтинг по результатам ЕГЭ. Использование таких средств педагогического воздействия, как легкая ирония, остроумие.
Тяготится однообразием, рутинностью. Задача учителя - нацелить на преодоление рутинности. Показать, что ЕГЭ может быть интересным (прояви терпение в части А, а потом получи удовольствие от выполнения частей Б и С). Учить не отступать перед трудностями, даже если не интересно.
Стремление к частой смене видов деятельности. При подготовке можно применять различные роли: консультанта, помощника учителя и т.д. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.
Некоторая беспечность. Упражнения, развивающие терпение, требующие сосредоточенности, кропотливости. Воспитание ответственности за результат.
Недостаточная аккуратность. При проверке работ обращать внимание на качество оформления, настаивать на переделывании небрежной работы. Не допускать снисходительность к небрежности.
Холерик Повышенная возбудимость, неуравновешенность. Тренинг по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Учение без мучения». Спокойное предъявление требований, без уговоров. Уместны шутки, юмор. Больше тренировочных упражнений. Учить не обращать внимание на внешние раздражители.
Цикличность деятельности (напор – спад). Применение энергетических и релаксационных пауз (научить использовать их самостоятельно). Режим труда и отдыха.
Торопливость Развивать умение планировать свою деятельность, сделать акцент на навыках самоконтроля. Преодолевать стремление отвечать на вопросы невпопад – тесты с несколькими вариантами ответов. Учить сосредотачиваться на конкретном задании, отвлекаясь от остальных.
Флегматик Медлительность. Тренинг по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Быль о поисках времени». Учить работать в постоянном темпе, развивать навык контроля времени. Не проявлять недовольство его нерасторопностью.
Лень. Режим дня. Мотивация успехом.
Сложность переключения. Учить пропускать задания, переключаясь на следующее. Вооружить всеми возможными способами действий.
Меланхолик Ранимость психики Недопустимость резкого тона, невнимательности к душевным переживаниям. Дополнительные беседы накануне экзамена, чтобы избежать срыва.
Повышенная утомляемость Щадящий режим и принцип постепенности. Приемы релаксации. Комфортное место для занятий.
Неуверенность в себе Тренинг по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Путь к вершине». Приемы повышения самооценки. Развитие самоконтроля учебных действий. Больше тренировок для минимизации волнения.
Боязнь нового   Использовать упражнения, позволяющие отвлечься от внешних раздражителей, снижающие тревожность.

Таблица №2.

Тип темперамента Сильные стороны темперамента, на которые необходимо опираться при подготовке к ЕГЭ Педагогические средства воздействия
Сангвиник Высокий темп умственной работоспособности. Максимальная поддержка стремления к выполнению большего объема заданий.
Жажда нового. Использование задач творческого и частично-поискового характера (части В и С).
Быстрая реакция. Разнообразие тренировочных заданий.
Легкое переключение с одного вида деятельности на другой. Учить пропускать задания, которые изначально вызывают затруднения, возвращаться к ним после выполнения более простых заданий.
Способность к преодолению высоких нагрузок. Занятия в интенсивном режиме.
Холерик Инициативность.     Не препятствовать активности, а стремиться так организовать учебный процесс, чтобы его активность нашла полезное применение.
Быстрая реакция. Интеллектуальная активность. Акцент на задачах творческого и частично-поискового характера (части В и С).
Целеустремленность и честолюбие Использовать положительные стороны этих качеств в подготовительной работе.
Флегматик Терпение и упорство. Акцент на пунктуальности и качестве выполнения заданий.
Выдержка и самообладание. Индивидуальный стиль деятельности.
Рассудительность Упражнения, требующие доказательства выбора решения. Структурирование материала.
Стрессоустойчивость Акцент на этом качестве.
Меланхолик Высокая обучаемость. Акцент на задачах творческого и частично-поискового характера (части В и С).
Осторожность Делать акцент на развитом чувстве самоконтроля и самопроверки.
Приспособленность к монотонной работе Большое количество тренировочных заданий, что снизит страх перед новизной экзамена.

Заключение.

В результате исследования получены следующие результаты:

1. В результате начального этапа исследования были структурированы основные теории, сформулирована первоначальная гипотеза, составлен план исследования, определен основной инструментарий для его проведения.

2. В результате практико-накопительного этапа исследования были обобщены основные характерологические черты личности, присущие представителям того или иного темперамента; доказана первоначальная гипотеза о том, что если заранее знать особенности своего темперамента, его влияние на учебно-познавательную деятельность, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно повысить результативность сдачи ЕГЭ, снизив стрессовую составляющую экзамена.

3. В результате практико-обобщающего этапа были обобщены результаты исследовательской работы, систематизированы результаты исследования, соотнесены предполагаемые и реальные результаты исследования, сформулированы выводы и подготовлены рекомендации по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся.

На основании исследования я пришел к следующим выводам:

1. «Чистые» типы темперамента встречаются редко, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. Тип темперамента не может оказывать влияние на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

2. Представители неуравновешенного, эмоционально-неустойчивого темперамента – меланхолики и холерики – чаще испытывают трудности психологического характера при сдаче ЕГЭ, чем представители устойчивых типов – флегматики и сангвиники.

3. В то же время, нельзя делать скоропалительные выводы о том, что сангвиники и флегматики идеальны для сдачи ЕГЭ, тогда как холерики и меланхолики запрограммированы на неуспех. Все зависит от правильно организованной системы подготовки, от того, насколько школьник может нивелировать проблемы и опираться на сильные стороны своего темперамента.

4. Система подготовки к ЕГЭ учащихся, имеющих различный темперамент, должна строиться с учетом их особенностей, что будет способствовать повышению результата.


Список использованных информационных ресурсов:

1. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984.

2. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995.

3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. От темперамента - к характеру и типологии личности. М.: ВЛАДОС, 2000 г.

4. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. М.: ВЛАДОС, 2001 г.

5. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Смысл, 2005.

6. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека // Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1990.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

8. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность, Москва, "Наука", 1984.

9. Корнеева Е.Н. Почему они такие разные? Темперамент вашего ребенка. М.: 2007.


 

Приложения.

Диагностика А. Белова «Формула темперамента».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: