К концу занятия участники семинара




а) должны знать:

анатомию и физиологию мужских половых органов;

особенности полового созревания мальчиков, сроки и последовательность появления вторичных половых признаков;

анатомию женских половых органов;

сущность, механизм и физиологию менструального цикла;

особенности полового созревания девочек, сроки и последовательность появления вторичных половых признаков;

б) должны уметь:

оценить степень развития вторичных половых признаков у подростков;

оказывать консультативную помощь по вопросам полового созревания подростков.

Время занятия: 1 академический час.

Оснащение занятия: 1. ТСО: компьютер, проектор, экран;

2. Презентация PowerPoint.

Организационная структура занятия

Основные этапы занятия Методы обучения Время
1.1 Организационный момент: приветствие, создание рабочей атмосферы.   2 мин
1.2 Актуальность темы, сообщение плана и целей занятия.   3 мин
1.3 Изучение темы «Анатомия и физиология мужских и женских половых органов. Половое развитие подростков». Вопросы темы: 1. Введение. 2. Анатомия и физиология мужских половых органов. Половое развитие мальчика. 3. Анатомия и физиология женских половых органов. Половое развитие девочки. Лекция (презентация) 35 мин
1.4 Закрепление материала. (По выбору преподавателя) 3 мин
1.5 Подведение итогов занятия.   2 мин

 

 

1.1 Организационный момент

Необходимо уточнить у слушателей наличие вопросов по предыдущей теме занятия.

1.2 Актуальность темы

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека быстрым ростом и развитием. Среди этапов онтогенеза самыми важными являются внутриутробное развитие и детство. Процесс формирования полового фенотипа у ребенка совершается в течение всего периода роста и созревания организма, однако наиболее значимыми в этом отношении являются период формирования пола у плода, занимающий около 4 месяцев, и подростковый возраст. Половое созревание — чрезвычайно сложный процесс, для него характерны значимые изменения в физическом и нервно­психическом развитии. Знание происходящих изменений в организме поможет медицинским работникам объяснить подросткам биологические перемены в пубертате, помочь справиться с часто возникающими проблемами в этом возрасте.

1.3 Анатомия и физиология мужских и женских половых органов.
Половое развитие подростков

Введение

Часто приходится наблюдать, как разговорчивый, искренний и открытый ребенок вдруг становится резким, раздражительным, порой грубым. Происходит это обычно с 10–15­летними детьми. Меняется не только их поведение, но и внешность. Они быстро вытягиваются, худеют, становятся неуклюжими, лицо иногда покрывается прыщами. Именно с детьми такого возраста родители обращаются к врачу­педиатру по поводу головокружения, обмороков, болей в области сердца. При определенных ситуациях — и к психоневрологу.

Что с ребенком — недоумевают родители: влияет компания, не высыпается, мало отдыхает, заболел? Ребенок и сам не может понять того «нового», что так внезапно нахлынуло на него. Что происходит в организме в подростковом возрасте? Как помочь ребенку справиться с появившимися трудностями и проблемами?

В подростковом возрасте совершается переход от детства к юности. Для него характерны изменения как в физическом, так и в нервно­психическом развитии. В этом периоде наступает резкая гормональная перестройка организма: усиливается деятельность желез внутренней секреции — гипофиза, надпочечников, щитовидной железы, начинают усиленно функционировать половые железы.

Анатомия и физиология мужских половых органов.
Половое развитие мальчика

К мужским наружным половым органам относятся половой член и мошонка. К внутренним — яички и их придатки, семявыносящие и семявыбрасывающие протоки, семенные пузырьки, предстательная железа, бульбоуретральные железы. Внутренние и наружные половые органы, а также эндокринные железы у мужчин функционируют как единая система органов размножения и внутренней секреции.

Половой член состоит из передней свободной части — тела, которое заканчивается головкой, и задней части, прикрепленной к лобковым костям. Тело полового члена покрыто тонкой кожей. Кожа подвижна и свисает над головкой полового члена, образуя так называемую крайнюю плоть. У мужчин она чаще всего оттянута за головку полового члена, у мальчиков — закрывает ее. Тело полового члена состоит из двух пещеристых тел и одного непарного губчатого. Половой член способен при возбуждении увеличиваться и приобретать значительную плотность. Это состояние носит название эрекции, которая играет важную роль в выполнении половой функции. С помощью полового члена половые клетки вводятся во влагалище женщины.

Мошонка представляет собой кожно­мышечное образование, разделенное перегородкой на две половины, каждая из которых является вместилищем для яичка и придатка, мошоночного отдела семенного канатика.

Яичко — парная мужская половая железа овальной формы. Его длина 4–5 см, ширина 2–2,5 см, толщина 2,5–3 см. Масса яичка в среднем 15–25 г. Яичко имеет верхний и нижний концы, латеральную и медиальную поверхности, передний и задний края. К заднему краю яичка прилегает придаток, имеющий форму подковы. Он состоит из головки, тела и хвоста, который переходит в семявыводящий проток

Основная функция яичек — сперматогенез, т. е. образование мужских половых клеток. Они созревают к 15–16 годам. Количество сперматозоидов, выбрасываемых во время полового акта, велико: в 1 см3 семенной жидкости (сперме) их содержится около 60 млн. Установлено, что пол будущего ребенка зависит от особенностей сперматозоидов: наличие Y­хромосомы, заключенной в его гене, ведет к рождению мальчика, Х­хромосомы — девочки. Кроме выработки сперматозоидов, яички синтезируют мужские половые гормоныандрогены, основным из которых является тестостерон. Помимо андрогенов, в яичках образуются эстрогены, главным образом эстрадиол. Тестостерон оказывает влияние на общее состояние организма, в частности, способствует развитию вторичных половых признаков, а также участвует в поддержании процесса сперматогенеза. Состояние сперматогенеза зависит от концентрации андрогенов в тестикулярной ткани. Снижение образования тестостерона может быть одной из основных причин бесплодия у мужчин.

Окончательное созревание сперматозоидов происходит в придатке яичка. Под действием андрогенов в нем создается благоприятная среда для завершения их развития и дозревания. Процесс морфологического, биохимического и физиологического созревания сперматозоидов, обретающих способность двигаться и оплодотворять яйцеклетку, обычно происходит в течение 14 дней по мере продвижения сперматозоидов от головки до хвоста придатка. После созревания сперматозоиды накапливаются в хвосте придатка, который является для них хранилищем. Концентрация сперматозоидов в нем может в 10 раз превышать содержание их в нормальном эякуляте. При длительном половом воздержании в хвосте придатка могут обнаруживаться и старые, переродившиеся сперматозоиды.

Важную роль в половой деятельности мужчины играет предстательная железа. В древности ее называли «вторым сердцем» мужчины. Она представляет собой непарный железисто­мышечный орган массой 20–25 г, имеет дольчатое строение, по форме и величине напоминает каштан. Ее выводные протоки открываются непосредственно в заднем отделе мочеиспускательного канала. Предстательная железа выделяет секрет, который входит в состав спермы, определяет ее внешний вид и запах. В секрете простаты содержатся вещества, способствующие половому возбуждению и активации сперматозоидов.

Над предстательной железой располагаются семенные пузырьки — парные органы, имеющие удлиненно­грушевидную форму. Они вырабатывают секрет студенистой консистенции, который является основной (по объему) частью спермы, а также служит субстратом для сохранения сперматозоидов. Мелкие добавочные железы, расположенные по ходу мочеиспускательного канала, дополняют своим отделяемым состав спермы.

Семявыводящий проток, выходя из мошонки, проходит через паховый канал в брюшную полость и располагается у задненижней части мочевого пузыря, где соединяется с выводным протоком семенного пузырька, образуя семявыбрасывающий проток. Он пронизывает предстательную железу (простату) и открывается в мочеиспускательный канал.

Половые железы находятся в тесной функциональной взаимосвязи с другими эндокринными железами (передняя доля гипофиза, кора надпочечников) и центральной нервной системой.

В период полового созревания в организме мальчика происходит ряд физиологических, а также психо­эмоциональных изменений. Меняется тембр голоса. Голос иногда сбивается на фальцет — меняет свою высоту посередине слова или фразы. Причина этого заключается в том, что голосовые связки и хрящи гортани растут и изменяются. Мошонка, яички и половой член увеличиваются в размерах, на лобке и вокруг пениса начинают расти волосы. Отмечается рост волос в подмышечных впадинах. Волосы на ногах темнеют и становятся длиннее, на верхней губе и подбородке появляются более жесткие волоски — прообраз будущих усов и бороды. Волосы также могут начинать расти на груди, хотя обычно это происходит после 20 лет.

 

 

Последовательность появления половых признаков у мальчиков

10–11 лет — начало роста яичек и полового члена;

11–12 лет — увеличение простаты, рост гортани;

12–13 лет — значительный рост яичек и полового члена; рост волос на лобке;

13–14 лет — дальнейший рост яичек и полового члена, узлообразное уплотнение околососковой области, начало изменения голоса;

14–15 лет — рост волос в подмышечных впадинах, дальнейшее изменение голоса, появление волос на лице, пигментация мошонки, первая эякуляция;

15–16 лет — созревание сперматозоидов;

16–17 лет — оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по всему телу;

17–21 год — остановка роста скелета.

В период полового созревания мальчики быстро растут. В течение этого времени их рост увеличивается на 20 см. Это часто называют «скачком роста». За относительно короткое время мальчик может вырасти сразу на 5–8 см, и некоторое время ему будет казаться, что все его тело состоит только из рук и ног. Он становится угловатым, ему трудно управлять своим резко изменившимся, еще не привычным для него телом. В результате быстрого, но неравномерного роста отдельных частей тела подростки становятся неуклюжими, что вызывает у них беспокойство. В пубертате начинается формирование скелета по мужскому типу: активно развиваются мышцы, расширяется грудная клетка. Мальчики прибавляют в весе, при этом подкожно­жировой слой у них уменьшается. Повышенная деятельность желез внутренней секреции, которая отмечается на всем протяжении периода полового созревания, обусловливает усиленную секрецию сальных и потовых желез.

В период полового созревания мальчики могут задавать различные вопросы:

Почему у меня не начался период полового созревания?

Когда я перестану расти?

Почему одно яичко у меня ниже другого?

Почему создается впечатление, что у меня растет грудь?

Может ли сперма извергаться одновременно с мочой?

Любой из вопросов не должен оставаться без внимания. Ответы могу быть следующие.

Большинство ребят вступают в период полового созревания в возрасте от 10 до 14 лет. Однако может быть, как более раннее начало периода полового созревания, так и более позднее, вплоть до 17 лет.

Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности и в окончании роста. Как правило, рост прекращается у юношей в возрасте 19–21 года.

Почти у каждого мужчины левое яичко ниже правого.

В период полового созревания идет гормональная перестройка организма, поэтому возможно нагрубание в области сосков, сочетающееся с легкой болезненностью.

Извергаться сперма одновременно с мочой не может, так как во время эрекции полового члена клапан в его основании не позволяет моче и сперме выделяться одновременно.

Анатомия и физиология женских половых органов. Половое развитие девочки

Особенностью женского организма является постоянная закономерная смена физиологических процессов в репродуктивной системе.

В организме женщины она представлена взаимодействующими нейроэндокринными структурами и органами­мишенями (молочные железы, матка, влагалище). Последние обеспечивают возможность зачатия плода, его внутриутробное развитие и грудное вскармливание ребенка в начальном периоде его жизни. В отличие от других систем, репродуктивная система женщины достигает максимальной функциональной активности в возрасте 16–17 лет, когда ее организм готов к воспроизведению. Репродуктивная функция женщины угасает к 45 годам, гормональная функция — к 55 годам. Таким образом, продолжительность функциональной активности репродуктивной системы генетически закодирована на возраст, оптимальный для зачатия, вынашивания и вскармливания ребенка. На протяжении жизни женщины функциональное состояние органов репродуктивной системы претерпевает ряд закономерных преобразований. Это связано с гормонообразующей функцией яичников, которая достигает максимальной активности у женщин в период репродуктивного возраста. В детстве и климактерии (после наступления менопаузы) функциональная активность яичников низкая. Репродуктивный период охватывает возраст от завершения полового созревания и установления полноценного овуляторного менструального цикла до угасания менструальной функции. Нормальная продолжительность репродуктивного периода — от 18 до 45–49 лет. Данный период характеризуется ритмичным созреванием яйцеклеток и активной гормональной функцией системы «гипоталамус — гипофиз — яичники».

К органам, непосредственно обеспечивающим репродукцию, относятся влагалище, матка, маточные трубы, яичники.

Влагалище — эластичная мышечная трубка, соединяющая внутренние и наружные половые органы женщины, через которую происходит выделение менструальной крови и рождение ребенка.

Матка — мышечный орган, в котором развивается плод до своего рождения. Внутреннюю поверхность матки выстилает слизистая оболочка (эндометрий), обеспечивающая питание зародыша на ранней стадии беременности или отторгающаяся при менструации.

Маточные (фаллопиевы) трубы или яйцеводы — две трубки, по которым яйцеклетка (и оплодотворенная) перемещается из яичника в матку благодаря сокращениям мышечного слоя стенки трубы, движениям ресничек эпителия и слизи.

Яичники — парные женские эндокринные железы, в которых созревают яйцеклетки и вырабатываются гормоны — эстрогены и прогестерон.

Овуляция — процесс, разрыва доминантного фолликула в яичнике и выхода из него зрелой и готовой к оплодотворению яйцеклетки в трубу. Овуляция в норме происходит один раз в одном менструальном цикле. Возможно отсутствие овуляции при регулярном цикле или дефекты овуляции (преждевременная овуляция незрелой яйцеклеткой, поздняя овуляция, лютеинизация неовулировавшего фолликула).

Во время периода половой зрелости деятельность половых органов наиболее активна и характеризуется появлением периодических овуляторных менструальных циклов, сопровождающихся изменениями в органах генитального аппарата. Эти циклические изменения повторяются каждый месяц и охватывают не только половые органы, но и в некоторой степени весь организм.

Менструальный цикл представляет собой закономерно повторяющееся проявление деятельности системы «гипоталамус — гипофиз — яичники» и вызванные ею структурные и функциональные изменения репродуктивного тракта. Первый день менструации является началом цикла. Г. Селье (1960) определил менструальный цикл как совокупность циклических изменений в организме, обеспечивающих возможность наступления беременности.

Функционально менструальный цикл может быть разделен на 3 фазы: фолликулярную, овуляторную и лютеиновую. Длительность нормального менструального цикла в активный репродуктивный период жизни составляет в среднем 28 дней (21–35). Более длительные промежутки могут наблюдаться во время полового созревания и климакса.

Нейро­гуморальная регуляция менструальной функции

Регуляторный механизм менструального цикла осуществляется посредством взаимодействия пяти основных звеньев: центральной нервной системы, гипоталамуса, гипофиза, яичников, и основных органов — мишеней (матки, маточных труб, влагалища и молочных желез).

Гипоталамус Главенствующая роль в регуляции половой функции принадлежит некоторым его ядрам, представленным группой нейронов, вырабатывающих гипофизотропные нейрогормоны, стимулирующие продукцию основных гормонов аденогипофиза, в т. ч. гонадолиберина (Гн­РГ) и под его контролем обоих гонадотропинов (ФСГ и ЛГ), гормон (ФСГ), лютеинизирующий гормон (ЛГ), пролактин, а также тиреотропный гормон (ТТГ), регулятор гормональной функции щитовидной железы.

Яичники. Под влиянием гонадотропных гормонов в них созревают фолликулы с яйцеклетками. Фолликул является основной морфофункциональной единицей яичников. Примордиальные фолликулы образуются на пятом месяце антенатального развития плода и существуют несколько лет после менопаузы. До момента рождения в обоих яичниках содержится 300–500 тысяч примордиальных фолликулов, затем их количество прогрессивно уменьшается и к 40 годам составляет около 40–50 тысяч. За время всего репродуктивного периода созревает около 400 фолликулов с яйцеклетками, остальные подвергаются атрезии. Под действием гонадотропных гормонов гипоталамо­гипофизарной системы (ФСГ) происходит рост и развитие фолликулов. Во время роста их эпителий усиленно размножается, превращаясь в зернистый слой фолликула. Зернистые или гранулезные клетки выделяют секрет, фолликулярную жидкость и эстрогены. В процессе созревания стенки фолликула растягиваются, его диаметр достигает 20–24 мм, а яйцеклетка увеличивается до 100–180 мкм в диаметре. Такое состояние фолликула называется граафовым пузырьком или зрелым доминантным фолликулом. Процесс созревания фолликула длится 10–14 дней. Когда уровень эстрогенов достигает максимума, а ЛГ достигает пика, доминантный фолликул разрывается, т. е. происходит овуляция.

Маточные трубы. После разрыва фолликула яйцеклетка, окруженной тремя­четырьмя слоями эпителия, поступает в одну из труб, а по ней в полость матки. Если во время прохождения яйцеклетки по маточной трубе в ней находятся здоровые сперматозоиды, может произойти ее оплодотворение.

Матка. Эмбрион перемещается из трубы в матку и прикрепляется к ее слизистой оболочке (индация и имплантация в эндометрий), ставшей к этому времени под действием гормонов полнокровной и сочной, т. е. развивается беременность.

Если яйцеклетка не встретит мужскую половую клетку, она через 12–24 часа разрушается и выходит из организма через половые пути с менструальной кровью и слизистой оболочкой матки. Обычно в течение менструального цикла созревает один фолликул, остальные подвергаются атрезии. При этом фолликулярная жидкость рассасывается, полость фолликула заполняется соединительной тканью.

Лютеинизация — превращение фолликула после овуляции в желтое тело — основной источник прогестерона, протектора беременности (временная железа внутренней секреции). В желтом теле клетки зернистого слоя фолликула окрашиваются в желтый цвет вследствие накопления в них липохромного пигмента. Если оплодотворение не произошло, желтое тело существует 10–14 дней и подвергается регрессу, замещается бессосудистым рубцом, называемым белым телом.

Яичники продуцируют не только яйцеклетки, но и половые гормоны. В них происходит биосинтез трех групп стероидных гормонов: эстрогенов, гестагенов и андрогенов.

Эстрогены основные женские половые гормоны.Их синтез, согласно двухклеточной теории, происходит благодаря одновременному действию ЛГ и ФСГ. Текоциты под влиянием ЛГ синтезируют андрогены, которые затем поступают в гранулезные клетки, где под влиянием ФСГ превращаются в эстрогены. В небольшом количестве они образуются также в желтом теле и корковом веществе надпочечников. Главными эстрогенами яичников являются эстрадиол, эстрон и эстриол. Эстрогены стимулируют развитие вторичных половых признаков, вызывают гипертрофию и гиперплазию эндометрия и миометрия, улучшают кровоснабжение матки, способствуют развитию выводящей системы молочных желез и росту секреторного эпителия в молочных ходах.

Прогестерон является секретом лютеиновых клеток желтого тела. Его синтез происходит также в корковом веществе надпочечников. Он угнетает пролиферацию эндометрия, вызванную эстрогенами, способствует переходу слизистой оболочки матки в фазу секреции. В случае оплодотворения яйцеклетки угнетает овуляцию и противодействуют сокращениям матки.

Андрогены. Основной источник андрогенов у женщин — кора надпочечников, и в небольшом количеств они образуются в клетках внутренней оболочки фолликулов. Они стимулируют рост клитора, вызывают атрофию малых половых губ и гипертрофию больших.

На менструальную функцию влияют: деятельность центральной и вегетативной нервной системы, биологически активные вещества эпифиза, гормоны эндокринных желез (щитовидной, поджелудочной, надпочечника). Поскольку гормоны яичников в свою очередь влияют на центральную нервную систему, перед менструацией у женщины часто бывают раздражительность, сонливость, быстрая утомляемость, головные боли, т. е. предменструальный синдром.

Половое созревание является важнейшим этапом жизнедеятельности женского организма. Уже не ребенок, но еще и не женщина — так говорят о девочке, когда начинается пубертатный период. По времени он занимает около 10 лет, возрастными границами его считают 7(8)–17(18) лет. У девочки­подростка начинает меняться внешность. Резко возрастает длина тела, заметно удлиняются нижние конечности. После 13 лет растет преимущественно туловище. В этом периоде девочки обычно худые, что вызывает беспокойство родителей. Примерно с 14 лет начинает возрастать масса тела, но не так быстро как рост. По мере увеличения массы тела развивается подкожно­жировой слой на бедрах, ягодицах, животе (по женскому типу), который является дополнительным источником эстрогенов.

У девочек в возрасте 10 лет, как правило, начинают развиваться молочные железы, затем происходит оволосение наружных половых органов (в среднем в возрасте 12 лет). Рост волос начинается с больших половых губ, потом распространяется на весь лобок с верхней горизонтальной границей (женский тип оволосения). Приблизительно через полгода после появления волос на лобке начинается оволосение подмышечных ямок (в 10,5–14,5 лет). Порогом пубертатности у девочек является первая менструация (менархе), которая начинается в возрасте 11–14 лет, и возникает возможность наступления беременности.

 

Последовательность появления
признаков полового созревания у девочек

9–10 лет — рост костей таза, округление ягодиц, незначительное приподнятие сосков молочных желез;

10–11 лет — куполообразное приподнятие грудной железы (стадия «бутона»), появление волос на лобке;

11–12 лет — увеличение наружных и внутренних половых органов, изменение эпителия влагалища;

12–13 лет — развитие железистой ткани грудных желез и прилегающих к околососковому кружку участков, пигментация сосков, появление первых менструаций;

13–14 лет — рост волос в подмышечных впадинах, нерегулярные менструации;

14–15 лет — изменение формы ягодиц и таза;

15–16 лет — появление угрей, регулярные менструации;

16–17 лет — остановка роста скелета.

 

 

Нормальный менструальный цикл устанавливается не сразу. От первой менархе может пройти год, пока месячные станут регулярными. Месячные в период полового созревания отличаются от месячных зрелой женщины по регулярности, продолжительности, обильности.

Нарушения менструальной функции

Расстройства менструального цикла (МЦ) обычно вторичны, следствие генитальной или экстрагенитальной патологии, повреждающей звенья регуляции репродуктивной функции.

Основные типы нарушений МЦ:

Гипоменструальный синдром — уменьшение объема и продолжительности менструации до их прекращения.

Гиперменструальный синдром — увеличение объема и продолжительности менструации вплоть до кровотечений.

Болевой синдром овуляционный, предменструальный или дисменорея (болезненные менструации).

Эти типы нарушений могут проявляться как при сохраненном ритме менструаций, так и при нарушении цикла. Месячные бывают нерегулярными, если менархе наступает раньше других проявлений половой зрелости. В случае незрелой матки может нарушаться ее сократительная функция и способность к быстрому обновлению слизистой оболочки. Может также нарушаться и механизм свертывания крови, тогда кровотечения удлиняются до 8–10 дней и становятся обильными. Слишком скудные месячные обычно обусловлены нарушением в строении половых органов или недостаточной гормональной функцией.

Для диагностики нарушений МЦ проводятся исследования уровня половых гормонов в крови, УЗИ, у подростков редко применяются инструментальные и эндоскопические методы (биопсия эндометрия, гистеро­, лапароскопия), дополнительные (ЯМР, КТ, кариотипирование). У девочек­подростков оптимальна консервативная патогенетическая терапия, симптоматическая (спазмолитики, нестероидные противовоспалительные средства, аналгетики, кровоостанавливающие), в некоторых случаях — гормональное лечение под наблюдением специалистов.

Важно, чтобы девочки в период полового созревания понимали изменения, происходящие в их организме. Познание собственного организма и естественного биологического ритма возможности оплодотворения поможет им в будущем в планировании семьи, предупредит супружеские конфликты. В связи с этим важны беседы специалистов с девочками­подростками, так как обычно о биологических переменах в организме созревающей девочки матери говорят им кратко, почти не придавая значения, как воспринимается эта информация. Некоторые сведения девочки получают от своих сверстниц.

Несомненно, девочка нуждается в правильной и достаточной информации о месячных; она должна знать, когда нужно их ожидать, как поступать при их появлении, что делать при возможных недомоганиях.

Биологический смысл повторяющихся месячных, как правило, воспринимается подростками положительно. Девочки начинают гордиться своей женственностью, с достоинством сознают тот факт, что их организм уже способен дать жизнь другому существу.

Неустанная работа, ритм, красота процессов, происходящих в организме у женщины, — так можно трактовать месячные только тогда, когда знаешь их истинную причину и смысл. Эту истину о месячных девочка должна узнать, когда у нее появляются лишь первые признаки созревания. Ни в коем случае нельзя говорить девочке о месячных как о болезни, ибо они — признак здоровья. Тем более нельзя говорить о них как о чем­то гадком, постыдном.

Юноша также должен знать сущность процессов, происходящих в организме девушки во время менструального цикла. Понимание изменений, происходящих в организме девушки, поможет юноше сформировать правильное отношения к девочке — будущей женщине и матери.

Вопросы, которые часто задают девушки

1) Как я узнаю, когда у меня начнется менструация?

2) Во время менструации бывает боль?

3) Как узнать, когда будет следующая менструация?

4) Что делать, если менструация началась внезапно, в школе, когда ее не ждешь?

5) Бывает ли запах во время менструации?

6) В период полового созревания можно ли прибавить в весе?

7) Могут ли другие люди догадаться, что у меня менструация?

8) Можно ли заниматься во время менструации физкультурой, спортом?

9) Можно ли принимать душ во время менструации?

10) Какие гигиенические средства выбрать?

11) Что такое предменструальный синдром?

12) Бывает ли менструация у беременных женщин?

1.4 Закрепление материала

1.5 Подведение итогов занятия

При подведении итогов преподаватель останавливается на физиологии мужских и женских половых органов, обращает внимание на механизм регулирования менструального цикла, подчеркивает его значение в репродуктивной функции женщины.

Занятие 2

Репродуктивное здоровье мальчиков

Вид занятия: теоретическое занятие с элементами проблемного обучения.

Цель:

Обучающая: изучить заболевания мужской репродуктивной системы в различные возрастные периоды детства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: