Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Экономический факультет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методология научного исследования |
Methodology of Scientific Research Язык(и) обучения __ русский |
Трудоёмкость 4 зачётных единиц
Регистрационный номер
рабочей программы:
/ | / | МФ12-05 |
Санкт-Петербург
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины.
Целью курса является ознакомление магистрантов с последовательностью описания содержательной части научного исследования. В процессе изучения данной дисциплины обучаемые должны овладеть терминологией и характеристиками основ научного познания, методологией и технологией исследовательской деятельности, приобрести навыки проведения самостоятельной исследовательской работы, уметь анализировать на конкретном теоретическом и эмпирическом материале инновационный характер идей в своей отрасли экономического знания.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты).
Знание основ философии, истории и философии науки (направление: экономика), общей экономической теории, истории экономической (финансовой) мысли.
1.3.Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
ОКМ-2 Готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач. ОКМ-3 Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности. П-2 Способен анализировать и использовать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов. П-3Способен разработать и обосновать финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления и методики их расчета. П-19 Способен осуществить сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задачи исследования.
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся
– знать основные методологические подходы к научному исследованию;
– иметь представления о методах и инструментах проведения научного исследования;
– знать специфику научно-теоретического и прикладного анализа;
–уметь использовать основные технические приемы исследовательской работы и демонстрировать навыки формализации ее результатов.
1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий:
обсуждение результатов, полученных в процессе самостоятельной подготовки по темам семинарских занятий – 12 часов:
1.6. Организация учебных занятий
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Код компетенции | Аудиторная учебная работа обучающихся | Самостоятельная работа | Объём активных и интерактивных форм учебных занятий | Трудоёмкость | |||||||||||||||||
лекции | семинары | консультации | практические занятия | лабораторные работы | контрольные работы | коллоквиумы | текущий контроль | промежуточная аттестация | под руководством преподавателя | в присутствии преподавателя | .с исп.метод.материалов | текущий контроль | промежуточная аттестация | ||||||||
М I М II | |||||||||||||||||||||
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
1.7. Структура и содержание учебных занятий
Модуль I. Методология науки (экономики).
Тема 1. Основы научного познания
Лекция 1. Теоретические и эмпирические методы познания.
Философское ядро познания. Что такое методология. Диалектика взаимодействия позитивного и нормативного подходов к построению экономической наукРеализм и номинализм. Ценности и оценки. Информация, знание, данные.Типология изучаемых фактов.
Семинарское занятие: Рационалистическая, эмпирическая и позитивистская картина мира. Три типа парадигм научных исследований.
Тема 2. Экономические теории. Формирование современных школ и направлений в экономике.
Лекция 2. Природа и функции научной теории. Язык теоретических конструктов. Научная гипотеза. Эмпирическая схема объекта исследования. Валидность теории и статистических наблюдений. Верификация и фальсификация теории. Проблема теоретической и практической значимости проведенного исследования.
Семинарское занятие: Влияние методологии позитивизма на развитие экономической мысли.
Лекция 3. Статистические основы экономической (финансовой) науки.
Статистический инструментарий. Статистические показатели. Финансовая отчетность как способ статистических наблюдений. Использование нормального распределения и закона больших чисел в финансии и страховании. Статистика и модели рисков.
Семинарское занятие: Статистический аппарат экономического исследования как источник для анализа и как доказательство истины.
Модуль II. Методы научного исследования и познания экономических закономерностей.
Тема 1-2. Абстрактно-теоретическая и предметно-теоретическая модель предмета исследования
Лекция 1. Методы исследования в финансовых науках.
Методы группировки. Методы статистической обработки. Экономико-математические методы. Методы моделирования. Частные методики науке. Явные и неявные ценностные предпосылки в методах научного исследования.
Семинарское занятие: Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в финансовых вычислениях.
Лекция 2. Виды эмпирических научных исследований.
Описательное и аналитическое научное исследование. Сплошное и выборочное исследование. Мониторинг. Философско-методологические вопросы эмпирического экономического исследования. Влияние информационных технологий на проводимое исследование.
Семинарское занятие: Программа научного исследования.
Общее представление о программе. Теоретико-методологическая часть исследования. Формулировка и обоснование проблемы исследования. Цели и задачи исследования. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ основных понятий. Выдвижение гипотез. Эмпирическая интерпретация понятий. Расчетная и методическая часть исследования. Научная новизна. Личный вклад автора.
Раздел 2. Обеспечение учебных занятий
2.1. Методическое обеспечение
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы.
Мультимедийные презентации, раздаточный материал: анкеты, тесты и др.
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы
Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы:
- Философское ядро познания.
- Что такое методология.
- Диалектика взаимодействия позитивного и нормативного подходов к построению экономической науки.
- Реализм и номинализм.
- Ценности и оценки.
- Информация, знание, данные.
- Типология изучаемых фактов.
- Природа и функции научной теории.
- Язык теоретических конструктов.
- Научная гипотеза.
- Эмпирическая схема объекта исследования.
- Валидность теории и статистических наблюдений.
- Верификация и фальсификация теории.
- Проблема теоретической и практической значимости проведенного исследования. Статистический инструментарий.
- Статистические показатели.
- Финансовая отчетность как способ статистических наблюдений.
- Использование нормального распределения и закона больших чисел в финансии и страховании.
18. Статистика и модели рисков.
19. Методы группировки.
20. Методы статистической обработки.
21. Экономико-математические методы. Методы моделирования.
22. Частные методики науке.
- Явные и неявные ценностные предпосылки в методах научного исследования. Описательное и аналитическое научное исследование.
- Сплошное и выборочное исследование.
- Мониторинг.
- Философско-методологические вопросы эмпирического экономического исследования.
- Влияние информационных технологий на проводимое исследование.
- Общее представление о программе исследования.
- Теоретико-методологическая часть исследования.
- Формулировка и обоснование проблемы исследования.
- Цели и задачи исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Логический анализ основных понятий.
- Выдвижение гипотез. Эмпирическая интерпретация понятий.
- Расчетная и методическая часть исследования.
- Научная новизна.
- Личный вклад автора
2.1.3.Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания.
Текущий контроль успеваемости осуществляется на семинарских занятиях, методом подготовки студентами докладов, эссе и научных сообщений.
Текущая аттестация проводится в письменной форме, объемом не более 2 страниц (формат А 4).В структурном отношении работа должна состоять из освещения одного вопроса. Вопросы даются преподавателем, из списка вопросов к самостоятельным занятиям.
Критерии оценивания выполненной работы: выполненное задание оценивается в диапазоне от 2 до 5 баллов.
5 баллов выставляется, если письменный ответ на вопрос полностью раскрывал содержание проблемы; 4 – если ответ в целом раскрывал содержание проблемы, но дан недостаточно полно, содержал небольшие неточности;
3 – если ответ по большей части раскрывал содержание проблемы, но не являлся в достаточной степени полным, содержание не полной мере соответствовало существу вопроса, в нем допущены искажения в передаче фактических данных и неточности в использовании терминов и определений, нарушена логическая стройность, приводятся неаргументированные суждения и необоснованные выводы, присутствуют отступления от ясности, точности и грамотности изложения;
2 – если в ответе допущены значительные пробелы в освещении вопроса, имеются грубые ошибки, бессвязность изложения или же работа не выполнена студентом к положенному сроку. Текущая аттестация учитывается на экзамене путем добавления одного балла к экзаменационной оценке (для успешно прошедших аттестацию) и вычитания одного балла (для не прошедших аттестацию).
Форма текущей аттестации – письменная.
Элементы методики | |
1. Вид экзаменационного задания | Задание состоит из одного открытого вопроса. |
2. Количество вариантов заданий | Количество вариантов определяется программой курса, материалами лекции и рекомендованной учебной и дополнительной литературой |
3. Требования к содержанию и оформлению ответов | К ответам студентов предъявляются следующие требования: 1) понимание вопроса, соответствие содержания ответа вопросу; 2) полное раскрытие содержания вопроса (в пределах программы, материалов лекции и рекомендованной учебной и дополнительной литературы) 3) точность в изложении фактических данных; 4) аргументированность суждений и обоснованность выводов; 5) использование необходимых терминов и понятий; 6) логическая стройность ответа; 7) ясность, точность и грамотность изложения. |
4. Правила проведения экзамена. | Зачет начинается для всех одновременно, проводится без перерыва, возможность выхода не предусматривается, замена варианта не допускается, опоздание расценивается как неявка |
5 Время проведения экзамена. | два академических часа (90 минут) |
6.Использование технических средств | Использование технических средств не допускается |
7.Использование дополнительных источников информации | Использование дополнительных источников информации не допускается |
8.Критерии оценки экзаменационных заданий | Вопросы экзаменационного задания оцениваются в диапазоне от 0 до 4 баллов. 4 балла выставляется, если ответ на вопрос полностью соответствовал требованиям, указанным в п. 3 настоящей методики; 3 – если ответ в целом соответствовал требованиям, указанным в п. 3 настоящей методики, но дан недостаточно полно, содержит небольшие неточности; 2 – если ответ по большей части соответствует требованиям, указанным в п. 3 настоящей методики, но не является в достаточной степени полным, содержание не полной мере соответствует вопросу, в нем допущены искажения в передаче фактических данных и неточности в использовании терминов и определений, нарушена логическая стройность, приводятся неаргументированные суждения и необоснованные выводы, присутствуют отступления от ясности, точности и грамотности изложения; 1 – если в ответе допущены значительные пробелы в освещении вопроса, имеются грубые ошибки, бессвязность изложения; 0 - если в ответе не обнаружено понимания вопроса или ответ отсутствует. |
9. Критерии выставления оценки за экзамен (зачет) | Итоговая оценка выставляется следующим образом. Если оценка хотя бы за один из вопросов равна 0, то итоговой оценкой является «неудовлетворительно» («незачет»). В противном случае, оценки за оба вопроса суммируются. При выставлении итогового количества баллов учитывается работа на семинарах и результаты контрольных тестовых работ. Если конечная сумма больше или равна 3 («удовлетворительно», «посредственно»), то выставляется соответствующая оценка (при проведении зачета итоговой оценкой является «зачет»). В противном случае, итоговой оценкой является «незачет». |
10. Форма пересдачи зачета | Первая пересдача проводится в такой же форме, форма проведения второй устанавливается комиссией. |
11. Критерии выставления итоговой оценки по дисциплине | Оценка за экзамен является итоговой оценкой по дисциплине. |
12. Сроки и форма доведения методики до студентов | Доводится в устной форме на первом занятии, следующем после утверждения методики, студенты оповещаются о возможности ознакомления с методикой на кафедре и, при наличии технической возможности, на сайте кафедры. |
2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы).
Вопросы для проведения текущего контроля:
1. Основы научного познания.
2. Теоретические и эмпирические методы познания.
3. Рационалистическая, эмпирическая и позитивистская картина мира.
4. Экономические теории. Формирование современных школ и направлений
в экономике.
5. Три типа парадигм научных исследований
6. Влияние методологии позитивизма на развитие экономической мысли.
7. Статистический аппарат экономического исследования как источник для
анализа и как доказательство истины.
8. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности»
в финансовых вычислениях.
9. Методы научного исследования и познания экономических закономерностей.
10. Абстрактно-теоретическая и предметно-теоретическая модель предметаисследования.
11. Методы исследования в финансовых науках.
12. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности»
в финансовых вычислениях.
13. Виды эмпирических научных исследований.
14. Программа научного исследования.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
1. Философское ядро познания.
2. Что такое методология.
3. Диалектика взаимодействия позитивного и нормативного подходов
к построению экономической науки.
4. Реализм и номинализм.
5. Ценности и оценки.
6. Информация, знание, данные.
7. Типология изучаемых фактов.
8. Природа и функции научной теории.
9. Язык теоретических конструктов.
10. Научная гипотеза.
11. Эмпирическая схема объекта исследования.
12. Валидность теории и статистических наблюдений.
13. Верификация и фальсификация теории.
14. Проблема теоретической и практической значимости проведенного
исследования. Статистический инструментарий.
15. Статистические показатели.
16. Финансовая отчетность как способ статистических наблюдений.
17. Использование нормального распределения и закона больших чисел в
финансии и страховании.
18. Статистика и модели рисков.
19. Методы группировки.
20. Методы статистической обработки.
21. Экономико-математические методы. Методы моделирования.
22. Частные методики науке.
- Явные и неявные ценностные предпосылки в методах научного исследования.
- Сплошное и выборочное исследование.
- Мониторинг.
- Философско-методологические вопросы эмпирического экономического исследования.
- Влияние информационных технологий на проводимое исследование.
- Общее представление о программе исследования.
- Теоретико-методологическая часть исследования.
- Формулировка и обоснование проблемы исследования.
- Цели и задачи исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Логический анализ основных понятий.
- Выдвижение гипотез. Эмпирическая интерпретация понятий.
- Расчетная и методическая часть исследования.
- Научная новизна.
- Личный вклад автора
- Критерии достоверности проведенного исследования
- Описательное и аналитическое научное исследование.
40.Степень разработанности исследуемой проблемы.
2.2. Кадровое обеспечение
2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины.
К чтению лекций допускаются преподаватели, прошедшие обучение по соответствующим программам повышения квалификации и/или имеющие ученую степень, соответствующую профилю дисциплины. К проведению семинаров должны привлекаться преподаватели, имеющие базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом Учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал должен иметь соответствующее образование и навыки работы.
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса
Для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса применяется анкетирование в соответствии с методикой и графиком, утвержденными в установленном порядке на экономическом факультете.
2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.
2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
Стандартно оборудованные лекционные аудитории. Для проведения отдельных занятий (по заявке) - выделение компьютерного класса, а также аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование.
2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования.
Рабочие места преподавателя и студентов должны быть оснащены оборудованием не ниже: Pentium IV-800/ОЗУ-256 Мб / Video-32 Мб / Sound card – 16bit /Headphones / HDD 80 Гб / СD-ROM – 48x / Network adapter – 10/100/ Мбс / SVGA – 19”.При использовании электронных учебных пособий каждый обучающийся во время занятий и самостоятельной подготовки должен быть обеспечен рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет и корпоративную сеть факультета.
2.3.3. Требования к специализированному оборудованию-нет
2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению - нет
2.3.5. Требования к перечню и объёму расходных материалов.
Фломастеры цветные, губки, бумага формата А4, канцелярские товары, картриджи принтеров, диски, флеш-накопители и др. в объёме, необходимом для организации и проведения занятий, по заявкам преподавателей, подаваемым в установленные сроки.
2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины
2.4.1. Список обязательной литературы:
1. Благих И.А., Любимов Г.П., Морев А.А. История и философия науки (направление: экономика). Учебно-методическое пособие. СПб.: ЭФ СПбГУ. 2010.
3.Канке В.А. Философия экономической науки. Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2007.
4.Орехов А.М. Методы экономических исследований. М.: Инфра-М. 2009.
5.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
6.J.Marchal. Cors d”Economie politigue. Paris.2011.
7.Финансовый мир.Вып.1./СПбГУ; Экон. фак.; под ред. В.В.Иванова, В.В. Ковалева.- М.: Проспект, 2002.
Бучило Н. Ф. История и философия науки. М., 2010.
Канке В.А. Философия экономической науки. Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2007.
Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.
Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988.
Краснов Л. В. Концепции современного естествознания. СПб., 2009..
2.4.2. Список дополнительной литературы:
1. Очерки по истории финансовой науки: Санкт-Петербургский университет/ под ред. В.В. Ковалева.- М.: Проспект,2009.
2. Буайе, Р. Теория регуляции: критический анализ, М.:РГГУ, 1997. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
3. В.И. Добреньков, А.И.Кравченко. Методология и методика социологического исследования. М: МГУ,2009. Канке В.А. Философия экономической науки. Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2007.
4. Орехов А.М. Методы экономических исследований. М.: Инфра-М. 2009.
5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
6. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.
7. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988.
8. Краснов Л. В. Концепции современного естествознания. СПб., 2009.
9. Clapham J. Economic History as a Discipline // Encyclopedia of the Social Sciences. New York. 2010.Vol. V.
10. Hicks J. A Theory of Economic History. London. Oxford Univ. Press.2009.North D. The State of Economic History // The American Economic Review. 2007.Vol. 40. May. №2, Р,86-91.
11. Les bienfaits de la macroéconomie, Conférence du Centre Cournot sous la présidence de Robert Solow et de Jean-Louis Beffa, Paris, 2-3 decembre 2010.
2.4.3. Перечень иных информационных источников
- https://www.lib.pu.ru/
- https://www.jstor.org/
- https://www.lib.yincl.pu.ru/
- https://www2.lse.ac.uk/BJS/
- https://www.tandf.co.uk/journals/titles/1350178x.asp
- https://hope.dukejournals.org/
- https://www.aeaweb.profit/org/jep/index.php
- https://www.aeaweb.org/aer/index.php
- https://www.wiley.com/bw/journal.asp?ref=0002-9246
10.https://www.aeaweb.org/jep/index.phphttps://www.jstor.org/
Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы
Фамилия, имя, отчество | Учёная степень | Учёное звание | Должность | Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон) |
Благих Иван Алексеевич | д.э.н. | проф. | Профессор кафедры истории экономики и экономической мысли | echist@econ.pu.ru тел.273-52-25 |
В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ проведена двухуровневая экспертиза:
первый уровень (оценка качества содержания рабочей программы и применяемых педагогических технологий) | ||||
Наименование кафедры | Дата заседания | № протокола | ||
Кафедра истории экономики и экономической мысли | 21 марта 2012г. | №7 | ||
Другая кафедра факультета | ||||
второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы) | ||||
Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом | ||||
должностное лицо | дата приказа | № приказа | ||
Уполномоченный орган (должностное лицо) | Дата принятия решения | № документа | ||
Иные документы об оценке качества рабочей программы
Документ об оценке качества | Дата документа | № документа |
Утверждение рабочей программы
Уполномоченный орган (должностное лицо) | Дата принятия решения | № документа |
Внесение изменений в рабочую программу
Уполномоченный орган (должностное лицо) | Дата принятия решения | № документа |