Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного




Традиционный подход Компетентностный подход
Цель обучения · Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования Цель обучения · Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)  
Формула результата образования · «Знаю, что» Формула результата образования · «Знаю, как»
Характер образовательного процесса · Репродуктивный Характер образовательного процесса · Продуктивный
Доминирующий компонент процесса · Контроль Доминирующий компонент процесса · Практика и самостоятельная работа
Характер контрольных процессов · Статистические методы оценки учебных достижений Характер контрольных процессов · Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

Рассмотрев таблицу, можно сделать вывод о том, что компетентностный подход в образовании в большей степени соответствует социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса на современном этапе.

Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: “Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось”.

Компетентностный подход раскрывает другое высказывание – древняя китайская мудрость: “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”.

При компетентностном подходе в обучении решается много проблем: мы как бы ненавязчиво учим детей: искать сведения, выигрышно компоновать материал, оформлять его и защищать. При этом ученик из просто ленивого или послушного становится компетентным специалистом, который знает не только, «что» надо сделать, но и «как» сделать, чтобы было грамотно и интересно. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Не надо менять программы и учебно–методические комплекты, не надо менять типы и структурные этапы урока. Изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения. Для совершенствования процессов формирования ключевых компетенций необходимо использовать методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения школьниками умениями самоорганизации учебной деятельности. Следует напомнить, что компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Эффективные методы обучения

В связи с этим наиболее эффективными в работе являются активные методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, учебно – исследовательские, игровые, а также вовлечение учащихся в практическую деятельность, групповая и парная работы. Всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. Проектная деятельность на уроке может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для формирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога.“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”.

Технология компетентностного подхода в обучении предполагает реализацию личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении школьников. И только используя личностно – ориентированный подход в работе с детьми можно получить какой – либо результат.
Деятельностный подход тесно связан с формированием ключевых компетенций, то есть готовностью учащихся использовать полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. При работе со школьниками необходимо доводить эту деятельность до автоматизма.
Все мы сталкиваемся с тем, что материала в учебнике много, всего не успеть. Это дает возможность педагогу, а иногда и ребенку выбрать задание по силам и по собственному выбору. Необходимо учить детей оценивать уровень сложности задания с тем, чтобы он реально определял свои силы и возможности, при этом развивая в себе навыки самоорганизации.

Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Работа в группе или парах способствует развитию коммуникативных компетенций.

70 % урока дети должны работать самостоятельно. Самый продуктивный урок, это урок, где учителя мало. Проблемные ситуации, обучение через деятельность, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля.

Назову лишь некоторые принципы работы по формированию ключевых компетенций, лежащих в основе развития самостоятельности учащихся:
• не стоит «стелить соломку» на каждом шагу ребёнка, можно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути их преодоления;
• не «натаскивать», давая знания в готовом виде, а вооружать приёмами познания;
• заботясь о развитии детей, не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных знаний и умений; учитель, обладающий информационной компетентностью, всегда сумеет «разбудить» познавательную активность и самостоятельность детей.
В конце каждого урока следует проводить рефлексию, причем вопросы, задаваемые учителем, должны быть направлены на саморазвитие ученика, на умение дать самооценку своей работе. “Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?”

ВЫВОД. Ребенок учится с увлечением тогда, когда занятия интересуют его лично. Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. И этому способствует компетентностный подход в обучении. Ондаёт:

· Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает;

· Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем;

· Подготовку учащихся к жизни в современном обществе;

· Повышает степень мотивации учения;

· Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: