СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК




ОСНОВНОЙ ЗАКОН (КОНСТИТУЦИЯ)

 

Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года

и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года

 

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Глава 1. О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик

Глава 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

Глава 3. О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 5. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6. О Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик

Глава 7. О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик

Глава 9. Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10. О союзных республиках

Глава 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик

 

Со времени образования советских республик, государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма, национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.

Здесь, в лагере социализма, взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.

Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности, путем совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком, оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий всё более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.

Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов.

Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападение империалистов всего мира, внутренних и внешних; только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.

Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов.

Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании Союза Советских Социалистических Республик, служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободноговыхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как

существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

 

Глава первая. О предметах ведения верховных органов власти СССР

 

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;

б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних и внутренних займов СССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

е) ратификация международных договоров;

ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

к) организация и руководство Вооруженными СССР;

л) утверждение единого Государственного бюджета СССР, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;

м) установление единой денежной и кредитной системы;

н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории СССР;

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

р) установление основных законов о труде;

с) установление общих начал в области народного просвещения;

т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер и весов;

ф) организация общесоюзной статистики;

х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными

республиками.

2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению съезда Советов СССР.

 

Глава вторая. О суверенных правах союзных республик и о союзном

гражданстве

 

3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно; СССР охраняет суверенные права союзных республик.

4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

5. Союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции.

6. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно для изменения, ограничения или отмены статьи 4 требуется согласие всех республик, входящих в СССР.

7. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

 

Глава третья. О съезде Советов СССР

 

8. Верховным органом власти СССР является съезд Советов, а в период между съездами Советов — Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей.

9. Съезд Советов СССР составляется из представителей городских Советов и Советов городских поселений по расчету1 депутат на 25.000 избирателей и представителей губернских съездов Советов — по расчету 1 депутат на 125.000 жителей.

10. Делегаты на съезд Советов СССР избираются на губернских съездах Советов. В тех республиках, где нет губернских объединений, делегаты избираются непосредственно на съезде Советов данной республики.

11. Очередные съезды Советов Союза ССР созываются Центральным Исполнительным Комитетом СССР один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом СССР по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей, или же по требованию двух союзных республик.

12. При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок съезда Советов СССР, Центральному Исполнительному Комитету СССР предоставляется право отсрочки созыва съезда.

 

Глава четвертая. О Центральном Исполнительном Комитете СССР

 

13. Центральный Исполнительный Комитет СССР состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей.

14. Съезд Советов СССР избирает Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, всего в составе 414 членов.

15. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских республик – по 5 представителей от каждой, и из представителей автономных областей РСФСР – по одному представителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждается съездом Советов СССР.

16. Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривают все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума ЦИК и Совета Народных Комиссаров СССР, от отдельных народных комиссариатов Союза, центральных исполнительных комитетов союзных республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей.

17. ЦИК СССР издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению СССР и определяет круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР.

18. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов СССР, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР.

19. Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые Центральным Исполнительным Комитетом, обязательны к непосредственному исполнению на всей территории СССР.

20. ЦИК СССР имеет право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК СССР, а также съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик и других органов власти на территории СССР.

21. Очередные сессии ЦИК СССР созываются Президиумом ЦИК три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума ЦИК, по требованию Президиума Союзного Совета или Президиума Совета Национальностей, а также по требованию ЦИК одной из союзных республик.

22. Законопроекты, восходящие на рассмотрение ЦИК СССР, получают силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей, и публикуются от имени ЦИК СССР.

25. Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки их сессий и руководства работой последних выбирают свои Президиумы, в составе по 7-ми членов каждый.

26. В период между сессиями ЦИК СССР высшим органом власти является Президиум ЦИК СССР, образуемый Центральным Исполнительным Комитетом в количестве 21 члена, в число которых входят в полном составе Президиумы Союзного Совета и Совета Национальностей.

Для образования Президиума ЦИК и Совета Народных Комиссаров СССР (ст. 26 и 37 настоящей Конституции) устраивается совместное заседание Союзного Совета и Совета Национальностей. Голосование на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей производится отдельно Союзным Советом и Советом Национальностей.

27. Центральный Исполнительный Комитет избирает по числу союзных республик четырех председателей ЦИК СССР из состава членов Президиума ЦИК СССР.

28. ЦИК СССР ответственен перед съездом Советов СССР.

Глава пятая. О Президиуме ЦИК СССР

 

29. Президиум ЦИК СССР в период между сессиями ЦИК СССР является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР.

30. Президиум ЦИК СССР наблюдает за проведением в жизнь Конституции СССР и исполнением всех постановлений съезда Советов и Центрального Исполнительного Комитета СССР всеми органами власти.

31. Президиум ЦИК СССР имеет право приостанавливать и отменять постановления Совета Народных Комиссаров и отдельных народных комиссариатов СССР, а также центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик.

32. Президиум ЦИК СССР имеет право приостанавливать постановления съездов советов союзных республик, с последующим внесением этих постановлений на рассмотрение и утверждение Центрального Исполнительного Комитета СССР.

33. Президиум ЦИК СССР издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом Народных Комиссаров, отдельными ведомствами СССР, центральными исполнительными комитетами союзных республик, их президиумами и другими органами власти.

35. Президиум ЦИК СССР разрешает вопросы о взаимоотношениях между Советом Народных Комиссаров СССР и народными комиссариатами СССР, с одной стороны, и центральными исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами — с другой.

36. Президиум ЦИК СССР ответственен перед Центральным Исполнительным Комитетом СССР.

 

Глава шестая. О Совете Народных Комиссаров СССР

 

37. Совет Народных Комиссаров СССР является исполнительным и

распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета СССР и образуется Центральным Исполнительным Комитетом СССР в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров СССР;

заместителей Председателя;

народного комиссара по иностранным делам;

народного комиссара по военным и морским делам;

народного комиссара внешней торговли;

народного комиссара путей сообщения;

народного комиссара почт и телеграфов;

народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции;

председателя Высшего Совета Народного Хозяйства;

народного комиссара труда;

народного комиссара продовольствия;

народного комиссара финансов.

38. СНК СССР, в пределах предоставленных ему Центральным Исполнительным Комитетом СССР прав и на основании Положения о Совете

Народных Комиссаров СССР, издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории СССР.

39. СНК СССР рассматривает декреты и постановления, вносимые как отдельными народными комиссариатами СССР, так и центральными исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами.

40. СНК СССР во всей своей работе ответственен перед Центральным Исполнительным Комитетом СССР и его Президиумом.

41. Постановления и распоряжения СНК СССР могут быть приостанавливаемы и отменяемы Центральным Исполнительным

Комитетом СССР и его Президиумом.

42. Центральные исполнительные комитеты союзных республик и их президиумы опротестовывают декреты и постановления СНК СССР в Президиум ЦИК СССР, не приостанавливая их исполнения.

 

Глава седьмая. О Верховном Суде СССР

 

43. В целях утверждения революционной законности на территории СССР при Центральном Исполнительном Комитете СССР учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:

а) дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;

б) рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом СССР по представлению прокурора Верховного Суда СССР постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;

в) дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;

г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик

действует в составе:

а) пленарного заседания Верховного Суда СССР;

б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда СССР;

в) военной и военно-транспортной коллегий.

45. Верховный Суд СССР образуется из 11-ти членов, в том числе председателя и его заместителя, 4-х председателей верховных судов союзных республик и одного представителя Объединенного Государственного Политического Управления СССР, причем председатель, его заместитель и остальные пять членов назначаются Президиумом ЦИК СССР.

46. Прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель назначаются

Президиумом ЦИК СССР. На обязанности прокурора Верховного Суда СССР лежит дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда СССР, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда СССР, опротестование их в Президиум ЦИК СССР.

47. Право направления указанных в ст. 43 вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда СССР может иметь место исключительно по инициативе ЦИК СССР, его Президиума, прокурора Верховного Суда СССР, прокуроров союзных республик и Объединенного Государственного Политического Управления СССР.

48. Пленарные заседания Верховного Суда СССР образуют специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:

а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и

б) дел персональной подсудности членов ЦИК и СНК СССР.

Принятие Верховным Судом СССР к своему производству этих дел может иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям ЦИК СССР или его Президиума.

 

Глава восьмая. О народных комиссариатах СССР

 

49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями

государственного управления, входящими в круг ведения СНК СССР,

образуется 10 народных комиссариатов, указанных в ст. 37 настоящей Конституции, действующих на основе Положений о народных комиссариатах, утвержденных Центральным Исполнительным Комитетом СССР.

50. Народные комиссариаты СССР делятсяна:

а) общесоюзные народные комиссариаты — единые для всего СССР;

б) объединенные народные комиссариаты СССР.

51. Общесоюзными народными комиссариатамиСССР являются народные комиссариаты:

по иностранным делам;

по военным и морским делам;

внешней торговли;

путей сообщения;

почт и телеграфов.

52. Объединенными народными комиссариатами СССР являются народные комиссариаты:

Высший Совет Народного Хозяйства;

продовольствия;

труда;

финансов и

рабоче-крестьянской инспекции.

53. Общесоюзные народные комиссариаты СССР имеют при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных.

54. Органами объединенных народных комиссариатов СССР, осуществляющими на территории союзных республик их задания, являются одноименные народные комиссариаты этих республик.

55. Во главе народных комиссариатов СССР стоят члены Совета Народных Комиссаров — народные комиссары СССР.

56. При каждом народном комиссаре под его председательством образуется коллегия, члены которой назначаются Советом Народных Комиссаров СССР.

57. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия с решением народного комиссара, коллегия или отдельные ее члены, не приостанавливая исполнения решения, могут обжаловать его в Совет Народных Комиссаров СССР.

58. Распоряжение отдельных народных комиссариатов СССР могут быть отменяемы Президиумом Центрального Исполнительного Комитета и Советом

Народных Комиссаров СССР.

59. Распоряжения народных комиссариатов СССР могут быть приостанавливаемы центральными исполнительными комитетами или президиумами центральных исполнительных комитетов союзных республик при явном несоответствии данного распоряжения Союзной Конституции,

законодательству Союза или законодательству союзной республики. О

приостановке распоряжения центральные исполнительные комитеты или

президиумы центральных исполнительных комитетов союзных республик

немедленно сообщают Совету Народных Комиссаров СССР и соответствующему народному комиссару СССР.

60. Народные комиссары СССР ответственны перед Советом Народных Комиссаров, Центральным Исполнительным Комитетом СССР и его Президиумом.

 

Глава девятая. Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

 

61. В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом, учреждается при СНК СССР Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ), председатель которого входит в СНК СССР с правом совещательного голоса.

62. ОГПУ СССР руководит работой местных органов Государственного Политического Управления (ГПУ) через своих уполномоченных при советах народных комиссаров союзных республик, действующих на основании специального положения, утвержденного в законодательном порядке.

63. Надзор за закономерностью действий ОГПУ СССР осуществляется прокурором Верховного Суда СССР на основе специального постановления Центрального Исполнительного Комитета СССР.

Глава десятая. О союзных республиках

 

64. В пределах территории каждой союзной республики верховным органом власти последней является съезд советов республики, а в промежутках между съездами — ее Центральный исполнительный комитет.

65. Взаимоотношения между верховными органами власти союзных

республик и верховными органами власти СССР устанавливаются настоящей

Конституцией.

66. Центральные исполнительные комитеты союзных республик избирают из своей среды президиумы, которые в период между сессиями центральных исполнительных комитетов являются высшими органами власти.

67. Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои исполнительные органы — советы народных комиссаров в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров;

заместителей Председателя;

председателя Высшего Совета Народного Хозяйства;

народного комиссара земледелия;

народного комиссара финансов;

народного комиссара продовольствия;

народного комиссара труда;

народного комиссара внутренних дел;

народного комиссара юстиции;

народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции;

народного комиссара просвещения;

народного комиссара здравоохранения;

народного комиссара социального обеспечения,

а также с правом совещательного или решающего голоса по решению центральных исполнительных комитетов союзных республик, уполномоченных народных комиссаров СССР по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.

68. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты

продовольствия, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов СССР.

69. Право амнистии, а равно право помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик, сохраняется за центральными исполнительными комитетами этих республик.

 

Глава одиннадцатая. О гербе, флаге и столице СССР

 

70. Государственный герб СССР состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на шести языках, упомянутых в ст. 34: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Наверху герба имеется пятиконечная звезда.

71. Государственный флаг СССР состоит из красного или алого полотнища, с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2.

72. Столицею СССР является город Москва.

 

31 января 1924 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: