Сенсорное и интеллектуальное развитие




Разные слабослышащие дети имеют различные степени снижения слуха. Одни дети реагируют только на голос разговорной громкости у самого уха, не умея при этом повторить сказанного слова; другие воспринимают разговорную речь на значительном расстоянии (более 6 м), но при этом не слышат шепота.

За период дошкольного детства слуховое восприятие слабослышащих детей (даже без специального обучения) значительно развивается. В возрасте от 1 года до 2 лет дают реакции на голос разговорной громкости у ушной раковины только 6,6% детей. В возрасте 6 – 7 лет дают реакции 66,7% детей. Та же тенденция наблюдается у необученных слабослышащих детей при восприятии ими шепота. В возрасте 1 – 2 лет реагируют на шепот только в 2% случаев; в дальнейшем количество детей, четко ощущающих или воспринимающих шепот (шепотную речь), неуклонно растет.

Важным является тот факт, что многие слабослышащие дети, имея существенные остатки слуха, долгое время не умеют ими пользоваться. Они не реагируют на обращенную речь, не понимают ее и потому часто производят впечатление глухих. В то же время другие слабослышащие дети с такой же потерей слуха могут хорошо пользоваться сохранным слухом и с его помощью накапливают большой словарь. Такая разница в уровне слухового восприятия у слабослышащих детей обусловлена многими причинами, в число которых входят условия жизни ребенка, особенности его психофизического развития и многое другое.

Есть категория слабослышащих детей, имеющих значительные остатки слуха; в быту, в общении эти дети производят впечатление нормально слышащих. В то же время они не воспринимают шепот, что обусловливает дефекты речевого развития. Часто таких слабослышащих квалифицируют или как детей с нарушениями речи при нормальном слухе, или как умственно отсталых, или как детей, имеющих задержку психофизического развития при сохранном слухе (более подробно об этом будет сказано дальше).

Раннее развитие сенсорики и интеллекта

В связи с тем что реакции на звуковые раздражители развиваются у слабослышащих детей сравнительно поздно, в младенчестве и преддошкольном возрасте слабослышащие не отличаются от глухих. Так же как и у глухих, у многих слабослышащих детей, получивших поражение слуха в очень раннем возрасте, имеется задержка развития прямостояния. Так же как и глухие, они позднее слышащих оказываются в состоянии воспринимать дальнее пространство, имеют задержку в развитии хватания и предметных действий.

Слуховое восприятие младенца, даже при нормальном слухе, характеризуется довольно высокими порогами. Поэтому даже не очень значительная потеря слуха приводит к тому, что у ребенка ее формируется зрительно-слуховой поиск невидимого предмета, локализация звука в пространстве.

Не воспринимается таким ребенком и голос матери. В результате у него, как и у глухого, образуется дефицит общения.

Развитие предметных действий, подражания, функциональное использование предметов, овладение соотносящими действиями и т. п. не отличаются от того, что имеет место у глухих детей.

Сенсорное и интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте

До 4 лет в развитии глухих и слабослышащих детей существенных различий не наблюдается.

Однако после 4 лет мы наблюдаем появление у слабослышащих некоторых преимуществ перед глухими детьми. Эти преимущества выражаются прежде всего в том, что при решении сенсорных и интеллектуальных задач слабослышащие пользуется более высокими способами ориентировки, нежели глухие. Более ярко это проявляется у детей старше 5 лет.

Особенно важно отметить, что различия между глухими и слабослышащими детьми проявляются, как правило, не на простых заданиях, требующих различения свойств предметов или подбора по образцу, а на тех заданиях, которые предъявляют более серьезные требования к наличию представлений, к пространственным ориентировкам, к процессу обобщения. Среди этих заданий можно назвать такие, как складывание разрезной картинки, нахождение места в сериационном ряду, прохождение.лабиринта, предметные группировки.

Показательным является тот факт, что у слабослышащих детей старше 4 лет в ряде случаев мы наблюдаем наличие предметного рисунка. У слабослышащих детей старше 5 лет предметный рисунок, как правило, имеется.

Развитие моторики

У слабослышащих детей, имеющих рано приобретенное или врожденное поражение слуха и нарушение вестибулярного аппарата, статические и локомоторные функции часто отстают в своем развитии. Процент детей, которые позже начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, среди слабослышащих тот же, что и среди глухих детей. Компенсация задержки развития происходит в те же самые сроки, что и у глухих, т. е. к 1 году 2 мес. – 1 году 4 мес.

В преддошкольном возрасте слабослышащие дети также во многих случаях сохраняют неустойчивость; сохранение равновесия дается им с трудом.

Среди слабослышащих имеется значительное количество детей с последствиями резус-конфликта. У таких детей моторные нарушения бывают выражены сильнее и иногда сохраняются на протяжении всего дошкольного детства, даже в тех случаях, когда они не являются грубыми и не лишают ребенка возможности свободно передвигаться, играть, осуществлять самообслуживание.

В дошкольный период развития слабослышащие дети, не имеющие резус-конфликта, как правило, выглядят моторно сохранными. Недостатки в координации движений, в развитии мелкой моторики не бросаются в глаза, хотя и могут быть обнаружены при внимательном наблюдении или в процессе совместной деятельности с ребенком.

Развитие игры

Кардинальных различий в развитии игры у глухих и слабослышащих детей не наблюдается.

Слабослышащие дети с нормальным интеллектом во всех возрастах проявляют интерес к игрушкам. Стойкость интереса находится в связи с возрастными особенностями детей. Все дети пользуются игрушками адекватно.

Тенденция возрастного развития выражается в наличии в игре детей элементов сюжета.

Элементы сюжета появляются в игре уже у части детей старше 3 лет. У детей старше 4 лет элементы сюжета наблюдаются больше, чем в половине случаев.

У необученных слабослышащих, имеющих небольшое снижение слуха и овладевших речью (хотя бы с фонетическими и грамматическими искажениями), к концу дошкольного периода можно наблюдать сюжетную игру.

Поведение

У слабослышащих, как и у глухих детей, на протяжении дошкольного детства возрастает устойчивость внимания при выполнении обоих видов деятельности.

Однако и среди слабослышащих мы встречаем таких детей, которые обнаруживают устойчивость внимания при выполнении какого-либо одного из видов деятельности.

К 5 годам мы не встречаем детей (при отсутствии дополнительных нарушений), у которых внимание оказывалось бы неустойчивым по отношению к обоим видам деятельности.

Способность концентрировать и переключать внимание развивается на протяжении дошкольного периода.

Большинство слабослышащих детей легко вступает в контакт со взрослыми. Возрастные различия в этом плане не являются существенными. С возрастом уменьшается количество детей, порывающих контакт, не умеющих сохранять его достаточно длительное время.

Постепенно развивается умение активно поддерживать контакт со взрослым.

Даже самые маленькие дети реагируют на замечания взрослого.

У детей обнаруживается все возрастающая готовность, желание, умение исправить свое поведение в соответствии с замечанием взрослого. К концу дошкольного возраста большинство слабослышащих детей правильно реагируют на замечания взрослого и исправляют поведение.

Характерно, что у подавляющего большинства слабослышащих детей наблюдается реакция на одобрение.

С возрастом у слабослышащих детей увеличивается способность к самостоятельной оценке неуспешности своих действий и осуществлению соответствующих исправлений. Однако такая оценка может вести к отказу от выполнения соответствующей деятельности.

В. Оглохшие дети

Эта категория детей является весьма разнородной. В данной работе мы будем говорить только о тех детях, которые потеряли слух к моменту, когда уже в той или иной степени владели речью (как минимум, имели простую фразу типа «Мама, дай собачку», «Катя упала» и т. п. При этом у детей могло быть много фонетических искажений, присущих данному возрасту в норме).

В большинстве случаев сразу после потери слуха дети ощущают себя полностью глухими, мир звуков для них перестает существовать. В дальнейшем часть детей, оказавшихся слабослышащими, начинает учиться пользоваться своим сохранившимся слухом.

Первый период после потери слуха – самое тяжелое время и для ребенка, и для его родителей. Резко меняется поведение оглохшего ребенка. Одни дети становятся расторможенными, капризными, временами даже агрессивными. Другие уходят в себя, избегают общения с окружающими, с трудом или совсем не устанавливают контакт с детьми и взрослыми. В этих состояниях дети не выполняют требований взрослых, не принимают заданий, предложенных в самых интересных формах, фактически оказываются вне обследования. Если такие состояния продолжаются длительное время, то дети забывают речь и со временем ее теряют. Из-за особенностей поведения такие оглохшие дошкольники не овладевают способами речевого общения с окружающими слышащими детьми.

В редких случаях описанное выше тяжелое состояние длится недолго. Обычно это относится к детям старшего дошкольного возраста. Такие оглохшие дошкольники обычно обнаруживают в процессе обследования высокие уровни сенсорного и интеллектуального развития и наличие фразовой речи. Иногда речь оказывается еще полностью сохранной; в других случаях наблюдаются некоторые фонетические дефекты и грамматические искажения. Чаще всего такие оглохшие дошкольники начинают понимать с губ родителей элементарную обращенную речь. На этот процесс протекает значительно быстрее в тех случаях, когда дети теряют слух в старшем дошкольном возрасте (в 5 – 7 лет).

Как правило, оглохшие дети теряют речь постепенно. После потери слуха у детей могут некоторое время сохраняться активный лепет, отдельные слова в искаженной форме, фразы с грамматическими и фонетическими искажениями; у многих речь становится смазанной. Существенное значение при этом имеют время и степень потери слуха, уровень развития речи.

Если слух потерян в раннем дошкольном возрасте, то речь может распасться очень быстро; в дальнейшем ее приходится формировать заново. Однако при своевременном оказании необходимой помощи родителям ребенка или непосредственно самому ребенку его речь может быть не только сохранена, но и полноценно развиваться в дальнейшем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: