Кафедра материаловедения и технологии художественных изделий




ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

Кафедра материаловедения и технологии художественных изделий

Реферат

По дисциплине: Архитектурные стили

 

Тема: Применение филиграни/скани

Выполнила: студентка гр. ТХОа-14 Гизатуллина К.Р.

(подпись)

Проверил: доцент Коляда Е.М.

(подпись)

 

 

Санкт-Петербург


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

АМВРОСИЙ.. 4

МАЛАНЧУК ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА.. 5

ПРИЛОЖЕНИЕ. 8

ВЫВОД.. 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ САЙТОВ. 11


ВВЕДЕНИЕ

Есть разные виды обработки металлов: ковка, гравировка, литье и многое другое. Меня заинтересовала филигрань своим изяществом, красотой, тонкостью работы. Используя эту технику мастера делают не менее филигранную работу, чем знаменитый Фаберже... В реферате по дисциплине "Введение в направление" я рассмотрела технику работы со сканью, в этой работе я изучу работы двух мастеров, которые использовали в своей деятельности скань.

АМВРОСИЙ

Амвро́сий (умер ок. 1494 года) — русский художник, мастер ювелирного искусства и резьбы по дереву, жил и работал в XV веке. Одним из первых стал оставлять на своих работах подпись, что помогло в последующем идентифицировать его работы.

Амвросий был монахом и предполагается, что он происходит из дворянского рода Кучецких. Большую часть своей жизни он провёл в Троице-Сергиевом монастыре, где и умер около 1494 года в должности казначея.

Амвросий одним из первых стал оставлять на своих работах подпись, что помогло в последующем идентифицировать его работы. Бесспорными работами Амвросия являются:

  • резной, оправленный в золото складень, 1450 год;
  • складень, 1456 год;
  • ковчег-мощевик, 1463 год;
  • золотой литургический сосуд-дискос со звездицей;
  • два напрестольных креста;
  • деревянная панагия.

Все работы Амвросия хранятся в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Ювелирные работы Амвросия выполнены в технике литья, гравировки и скани. В своих работах он сочетал резьбу по дереву и ювелирные приёмы, а также вводил в сканый узор цветную мастику, которая заполняла узор. Эта техника очень похожа на технику перегородчатой эмалировки. Также он использовал технику прорезного рельефа на золотом фоне. В основном же Амвросий следует в своём творчестве «рублевским» традициям того времени.

Амвросий соединил в своих работах западные навыки с традиционно русским орнаментом и оказал огромное влияние на развитие искусства XV—XVI века. Амвросий создал так называемую «школу Амвросия», традициям которой следовали не только резчики в Троице-Сергиевом монастыре, но и мастера за его пределами.


 

МАЛАНЧУК ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Известный современный художник-ювелир Маланчук Юлия[1], продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.

Самой известной работой художника-ювелира Маланчук Юлии является созданная ею для фильма Сергея Бондарчука реплика знаменитой Шапки Мономаха (ныне хранится в собрании музея Мосфильма). Богато украшенная сканью, зернью, чеканкой, камнями-стразами, сотворенная руками художницы копия драгоценной шапки — символа царской власти, применялась в съемках фильмов «Борис Годунов» и «Иван Васильевич меняет профессию». Эта работа Юлии Маланчук заслужила большое восхищение специалистов не только киностудии «Мосфильм», художника по костюмам Мосфильма Лидии Нови и всего Художественного Совета Комбината прикладного искусства, но и музейных специалистов - заведующей отдела благородных металлов Государственного Исторического музея М.М. Постниковой-Лосевой, которая предложила взять реплику Шапки Мономаха работы Юлии Маланчук в собрание ГИМа. Однако Лидия Нови в этой ситуации добилась официального решения о создании на киностудии своего, мосфильмовского музея для хранения подобного ценного реквизита.
Ещё девочкой Юлия Маланчук решила стать ювелиром. В 1952 г.(окончила в 1955 г.) поступила в Школу художественных ремесел на филигранное отделение. Среди преподавателей Ю. Н. Маланчук запомнила имена мастеров, которые помогли окрепнуть в стремлении стать серебряных дел мастером — мастер производственного отделения Л. А. Борисова (из села Красное-на-Волге, с Х1Хв. и до наших дней знаменитый центр ювелирного производства), И. С. Шмелев (мастер ювелирного дела), Е. И. Виноградова, Д. А. Бетоньян. Дипломной работой стал кубок, посвященный советскому балету, исполненный в технике скани со вставками с многоцветной эмалью по скани с изображениями на тему балетов «Золушка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот». Работая (с 1955 по 1958 гг.) в артели «Московский ювелир», принимала участие в профессиональных конкурсах, делала авторские произведения, сотрудничала с другими художниками. Ваза для цветов из стекла (автор эскиза З. М. Зенкова) была обрамлена сканным узором, исполненным Ю. Н. Маланчук. Она демонстрировалась на Всемирной выставке в Монреале (1958 г.), в настоящее время хранится в музее Декоративно-прикладного искусства. В сотрудничестве с О.Дворяткиной был сделан кубок из скани с вставками из черни на тему канала Волго-Дон (музей ДПНИ).. Большое влияние на формирование творчества оказала учёба в Московском Высшем Художественно-промышленном училище (быв. Строгановское), знакомство с замечательными преподавателями и знатоками ювелирного дела А. В. Флеровым, Ф. Я. Мишуковым. По окончании (1965) поступила на работу в Научно-исследовательский институт художественной промышленности в лабораторию металла, где работали прекрасные мастера-ювелиры, заслуженные художники России М.Тоне, З.Зенкова, Д.Чирков, искусствовед П.Уткин. В 1971 г. перешла в Комбинат прикладного искусства, который возглавляла заслуженный художник России А. Я. Степанова, главным художником была В.Лыжина. С 1961 г. постоянно участвует в московских, союзных, зональных, республиканских, осенних, весенних выставках. В 1977 г. стала членом Союза Художников. Интересной работой стало сотрудничество с Мосфильмом. Были сделаны ювелирные изделия для фильмов «Черная стрела», «Визит вежливости». Особое значение имело сотрудничество с С.Бондарчуком, для фильма которого «Борис Годунов» Ю. Н. Маланчук сделала (в 1986 г.) копию знаменитой Шапки Мономаха (к. Х111-н. Х1Увв.), являющейся шедевром мирового ювелирного искусства (хранится в Государственной Оружейной Палате). Увидев её в 15-летнем возрасте, Ю.Маланчук дала слово повторить это уникальное произведение и пройдя долгий, трудный путь поисков, трудов она воплотила свою мечту(итог ее работы можно посмотреть на рис. 1. в приложении)


Ювелирные произведения Ю. Н. Маланчук высоко оцениваются специалистами, они имеют индиви
дуальный подчерк, оригинальны, художественны по дизайну и всегда превосходно исполнены. Достоинством работ является глубокое знание и творческое осмысление наследия прошлого, умение почувствовать и передать современный ритм, моду, стилистику.Художник широко и очень эффектно использует древнюю технику. Ювелирная скань, зернь, филигрань делают её работы очень современными и в то же время они кажутся пришедшими из глубины веков. Известно, что техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности исполнения и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер плотно наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом одинаковые по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нём, после чего направляют на них струю пламени. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Если шариков требуется большое количество, то зернь получают иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. От старого русского слова «скать», то есть «ссучивать», «свивать» нити, технический прием, блестяще освоенный Юлией Маланчук, получил в Древней Руси название «скань», а выполненные им изделия называют «скаными». Более широко известно в быту западноевропейское обозначение того же приема - филигрань. Скань художник делает из «чистоты», то есть из чистых, или высокопробных, золота и серебра, которые благодаря полному отсутствию или очень малому количеству примесей настолько мягки, что способны вытягиваться в особенно тонкую проволоку. Работы Ю. Н. Маланчук хранятся в лучших музейных собраниях — Государственном историческом,Декоративно-прикладного искусства, музее Мосфильма, Современного искусства в Сергиевом Посаде, частных коллекциях России и других стран. Они отмечены дипломами — ВВЦ в 2001 г., выставки «Деловая женщина — бизнес, творчество»; в 2004 г. в музее декоративно-прикладного искусства диплом советско-американской выставки «Две столицы». Москва-Вашингтон" (каталог). Многие работых удожницы также опубликованы в книгах. В настоящее время Ю. Н. Маланчук продолжает творчески работать, свою профессию она передала сыновьям Артуру, Андрею, так что мы стали свидетелями рождения новой династии ювелиров Маланчук.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Рис. 1. Шапка Мономаха. Ю.Н. Маланчук

Рис.2. Свадебный гарнитур работы Юлии Маланчук.Зернь, скань

Рис. 3. Работа художника-ювелира Юлии Маланчук

Рис.4. Работа художника-ювелира Юлии Маланчук


ВЫВОД

К сожалению, я не нашла работы русского художника Амвросия, но я с интересом изучила и рассмотрела работы ювелира Маланчук Ю.Н.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ САЙТОВ

· https://ru.wikipedia.org/wiki/Амвросий_(русский_резчик_и_ювелир)

· https://sivero.livejournal.com/2357.html

· https://ru.wikipedia.org/wiki /Скань


[1] Маланчук (урожд. Мурашкина) Юлия Николаевна (р. 5.09.1936 г.) ]].— художник декоративно-прикладного искусства, ювелир, член Союза художников России, МОСХа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: