Тема: Теория привязанностей Дж. Боулби, М. Эйнсворт




Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования

Зачёт и педагогическая практика. Нужно будет разрабатывать методические приемы на разные темы для опрвозрастов.Каждое занятие расписываемся. Можно провести с группой, сотрудниками на работе итд.

Ключевые слова курса: преподавание, преподавание чего, преподавание кому.

Преподавание.

Психология как наука началась с 19 века, В. Вундт. Как практическая отрасль – с 20 века. Долгое времясчиталось, что если знаешь предмет, то уже можно преподавать. Но позднее выяснилось, что просто знаний предмета недостаточно для его преподавания. Появилась потребность в педагогике.

Вокруг нас мы имеем социальный опыт. Он находится вне человека – в фильмах, книгах и так далее. По отношению к нему это информация. Она находится во вне. При её изучении человек получает знания. Таким образом, педагогика – превращение социального опыта в индивидуальный опыт человека.

Знания – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное его отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, понятий и теорий. Знания – результат процесса познания.

Ян Амос Коменский – 1592-1670 – выпустил труд «великая дидактика» - как всех всему можно научить. В этой книге всё расписано, но для школы. В 1632 году он выпустил труд «Материнская школа», акцентировав этим особое внимание на важности воспитания.

Декарт: «верно определяйте слова – тогда вы наполовину освободите мир от неприятностей».

Основные термины:

Деятельность того, кто организует процесс – преподавание. Отсюда понятие «Преподаватель». В школе – учитель. Он учит. Деятельность того, кто получает знания – учение. Он ученик. Совместная их деятельность –обучение.

Педагогика в переводе с греческого – детоводство. До середины 20 века. Далее, благодаря работам Ананьева, стали интересоваться более старшими возрастами. Появилась андрогогика. В конце 20 века появилась акмеология – обеспечение высшего уровня профессионализма в той или иной области. Таким образом, педагогика. Отвечая за процесс передачи опыта, развилась вширь. Сегодня развивается тема обучения и воспитания, начиная сутроба матери.

Предмет педагогика -через процесс преподавания обеспечить развитие личности. Сегодня речь уже идёт об обеспечении САМОразвития личности. Таким образом, за историю развития педагогики, ответственность за этот процесс переместилась с преподавателя на обучаемого.

Мышление – решение тех или иных задач.

Перед тем, как заниматься педагогикой (да и любой деятельностью), необходимо определить цели – для чего я это делаю, как эти цели правильно сформулировать. Также ответить на вопрос «Чему я буду обучать », то есть подумать о содержании, наполнении своей педагогич. Деятельности. Сюда входит отбор, структурирование и предъявление выбранного содержания.

Далее возникает вопрос «Как?», под которым мы понимаем процесс усвоения. В связи с этим мы рассмотрим методы обучения и то, чем должен руководствоваться преподаватель при их выборе. Также обратим внимание на формы организации педагогической деятельности. Также мы выбираем средства для осуществления этой деятельности.

После этого возникает вопрос о контроле, оценке и отметке проведенной деят-ти.

Также один из важнейших вопросов – КОГО обучать? Это центральный момент всей системы образования.

Развитие профессионала – овладение определёнными приёмами.

21.09.2017

 

Задача, с которой встречается каждый преподаватель – проблема цели. Как надо формулировать цель, какими она должна обладать свойствами?

«Эпиграф».

Аристотель: Благо везде и всюду зависит от соблюдения 2 условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и отыскания конечных средств, ведущих к ней.

Нобель: распространение знания – распространение благополучия.

Ян Амос Каменский – для дидактической машины необходимо отыскание: 1. Твердо установленных целей, 2. Средства, точно приспособленные для достижения этих целей, 3. Твёрдое правило, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достичь цели.

Уровни задания целей:

1. Социально-экономический уровень. (Высокообразованная гармонически развитая личность)

Однако сегодня необходим человек, который способен самостоятельно ориентироваться в системе образования, ставить цели и так далее. Чтобы жить в современном обществе, необходимо учиться постоянно.

Сегодня Юнеско говорить: «Надо уметь учиться через всю жизнь». И ставят задачу перед системой образования: чтобы человек мог научиться познавать, действовать, жить в сотрудничестве, выживать.

Снижение уровня развития человека. Развитие человека стало падать, несмотря на повышение количества информации. Дети отдают предпчтение технике, а не родителям. Стали чаще обращаться к логопедам. Плохо развивается общение, как следствие – речь. Живая речь.

«Компьютерное слабоумие».

«Мы научились летать как птицы, плавать в воде, как рыбы. Осталось научиться жить на земле, как люди.

2. Уровни образования. (Дошкольное, Общее среднее – школа, Сузы, Высшее – бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура).

3. Конкретное Уч. Заведение

4. Цикл Учпрограмм

5. Конкретные уч программы

Характеристики, которыми должны обладать цели:

1. Иерархичность и редуцированность (должны быь выделены уровни и подуровни, чёткое понимание связей между ними.Также должна быть возможность перехода с одного уровня на другой.)

2. Инструментальность (формулировка цели через результат обучения, выраженные в качественных действиях обучающихся)

Величайшая цель образования – не знания, а действия.

3. Идентификация – возможность однозначно судить о достижении цели.

4. Возможность модификации цели (если цель не достигается большинством, то выявив причины, можно внести изменения.)

5. Спецификация – соответствие цели конкретным группам обучающихся, уровню их подготовленности.

 

28.09.17

Рассмотрим целеполагание на примере подготовки магистров.

Как должны формулироваться цели? Раньше цель формулировалась через овладение знаниями. «прочно усвоить…», «творчески подходить…», но что это означает? Непонятно. В 80 годы возникли тенденции, которые привели к обращению внимания на то, что цели должны формулироваться в составе действия. Такое действие называют умение. (Деятельность – действие – операция). Т. Е. что с полученным содержанием должен на выходе уметь делать человек?

Появились новые требования к формулировке цели. В 2003 г Россия подписала Болонское соглашение. Цели образования создаются на языке компетенций. Компетенция – то, что должен уметь делать обучающийся с информацией

Система образования центрирована на студенте. Решено, какая должна быть нагрузка, чтобы он на выходе умел решать задачи. Ввели термин «Зачетная ед.» - это единицы трудоемкости овладения тем или иным предметом. Трудоемкость студента. 1 з.е. = 36 ак. Часов.

Группы задач:

-универсальные – что должен уметь делать человек, который является современным специалистом с высшим образованием.

-Общепрофессиональные – те, которые характерны для конкретного направления (психологи, например).

-Профессиональные. – более менее конкретный психолог (вид деятельности).

На сегодняшний день выдвигаются следующие требования к формулировке целей:

· Чёткое указание умений и деятельности

· Указание конечного продукта этой деятельности

· Указание качественных показателей – условия, в которых эта деятельность должна происходить, временные показатели,

· Использование общепринятой в данной предметной области терминологии, чтобы все понимали, что необходимо.

План: 1. Тема, 2. Для кого. 3. Цель (что на выходе должны уметь слушатели со знаниями этой темы).

Какими основными видами деятельности должен обладать психолог?

-диагностика

-прогностика

-коррекция

-профилактика

-консультирование

-реабилитация

-формирование и развитие

-экспертиза, оценка

-организационно – управленческая деятельность

Объект этой деятельности – 1. Психологические процессы, свойства и состояния человека, их проявление в разных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества. 2. Среда, в которой это осуществляется – информационная, социальная, витальная. 3. Средства знаковые, символические, вещественные. Понятия, которыми надо обладать – норма, дефекты, идеал, воздействия. Это основания. 4. Сферы деятельности психолога –

Итак, компетенции:

Универсальные: Познавательные, личностные, коммуникативные.

· Способность и готовность осуществлять коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения в устной и письменной формах на государственном и иностранном языках.

· Способность использовать современную вычислительную технику и спец. Программное обеспечение в профессиональной деятельности.

· Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.

· Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.

Общепрофессиональные:

· Способность к самостоятельному поиску, систематизации и обобщению информации

· Постановке целей исследования

· Выбору оптимальных методов

· Способность к анализу и описанию психических процессов

· Осуществлять проф деятельность в соответствии с нравственными и этическими нормами, осн на толерантности

Профессиональные

· Способность и готовность к диагностике, коррекции и экспертизе псих св-в и состояний, процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим соцгуппам

· Способность прогнозировать изменения психики в норме и при деффектах

· Готовность модифицировать и адаптировать

· Способность решать управленческие задачи

· Способность и готовность к проектированию и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при постановке психологических кадров с учётом современных активных и интерактивных методов обучения, информационных технологий.

5.10.17

Цель формулируется в понятиях того, ЧТО должен уметь делать человек с той информацией, которую мы ему даем.

«Мои слушатели после овладения этим материалом смогут…..» - это может быть как практическое, так и исследовательское. Хотя бы одна цель.

Тема, адресат, цель, задачи.

Должна быть четко указана деятельность, ее конечный продукт и качество, использование терминологий

Цель – Диагностировать нарушения мышления. Но у кого, как и с пом чего???

Диагностировать всевозможные виды НМ у взрослых с помощью следующих методик:…тытыты…

Анализировать основные типы… на основе…

 

 

Тема: Теория привязанностей Дж. Боулби, М. Эйнсворт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: