ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ




Создание и совершенствование системы государственности является одной из важнейших и актуальнейших задач современного демократического правового социального государства.

Каждое государство по-своему решает данную задачу, и к настоящему времени в этой сфере накоплен видный опыт.

Результатом его систематизации и осмысления стала разработка классификации форм правления.

В современномгосударствоведении различают две формы правления:

· монархию

· республику.

 

Отличительным критерием такой градации является характер замещения поста главы государства, предельный срок пребывания в этой должности, а также наличие и характер политической ответственности.

В монархиях глава государства получает власть по наследству, он несменяем и неподотчетен в своей деятельности никому.

В республиках глава государства — президент — избирается путем всенародного голосования на определенный срок наряду с парламентом, несет политическую и в определенных случаях юридическую ответственность.

В свою очередь, и монархии, и республики в зависимости от количества и статуса избранных непосредственно народоморганов власти, положения правительства в системе власти и механизма его ответственности, особенностей механизма «сдержек и противовесов», имеют внутреннюю классификацию,делятся на

абсолютные,

дуалистические

парламентские монархии;

 

республики —

на президентские,

парламентские

и смешанные.

 

Одна из важнейших проблем властных отношений – это предотвращение злоупотребления властью. Ш.Монтескье, французский философ-просветитель писал, что политическая свобода может быть выявлена лишь там, где нет злоупотребления властью. Именно он и стал основоположником теории разделения властей, полагая, что общество в состоянии проконтролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные ее части противопоставлены друг другу.

Смысл теории разделения властей – разделение власти на три главные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых достаточно независима друг от друга, и в то же время они постоянно взаимодействуют между собой в процессе формирования и осуществления государственной политики.

Российская Федерация, сравнительно недавно ставшая на путь демократических преобразований, выбрала наиболеесложный с точки зрения взаимодействия органов государственной власти тип смешанной республики.

 

Такая республиканская форма стала политическим «открытием» Франции после череды переворотов в системе власти, которая продолжалась более полутора веков.

 

Смешанную республику предпочитают сегодня молодые демократии, которые недавно избавились от тоталитарных (авторитарных) политических режимов.

Граждане этих государств, активно внедряя в политическую практику народное представительство (парламент), в то же время нуждаются в объективном, сильном, не зависимом ни от какой ветви власти главе государства, который бы гарантировал неприкосновенность и сохранность народного суверенитета, целостность страны и стабильность демократических преобразований.

 

В России процесс развития системы государственной власти, упорядочения взаимоотношений между ее ключевыми органами пока далек от завершения.

Вот почему научное осмысление институциализации власти в России является не столько теоретическим, сколько практическим вопросом становления национальной государственности.

 

Решение данного вопроса немыслимо вне международного контекста, компаративного анализа генезиса и статуса аналогичных институтов как в развитых, так и в развивающихся демократиях современности.

Вот почему, исследуя особенности статуса каждого института государственной власти в России, необходимо активно задействовать международный опыт в данной сфере.

 

Институт президента как главы государства (лат. praesidens — сидящий впереди) впервые возник в СШАв качестве реакции на кризис монаршей власти.

 

Так, первый президент США Дж. Вашингтон (1788—1797) в период войны за независимость британских колоний первоначально был «президентом Континентального конгресса», т.е. председателем съезда представителей, восставших против британской короны штатов.

 

Лишь в процессе разработки конституции 1787 г. титул «президент» был отделен от возглавляемого им органа (Конгресса) и приурочен к государству в целом.

 

Любопытно, что институт президентства возник на волне кризиса легитимности монархии.

Так, Вашингтон отверг предложение стать монархом созданного американского государства, указав, что король Англии «царствует, но не правит» и его личность не популярна, а новой стране необходим сильный глава, легитимизированный непосредственно народом и реально способный управлять.

 

За более чем двухсотлетнюю историю своего развития институт президента по-разному эволюционировал в различных республиках. Вот почему место президента в системе разделения государственной власти неодинаково в различных странах.

Вместе с тем общим аспектом статуса президента во всех республиках является статус главы государства.

Этот статус далеко не всегда провозглашается в основном законе страны.

 

Так, в России, Венгрии, Италии «президент является главой государства»;

в США, где «исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки», является главой исполнительной ветви власти, не имеет дополнительного наименования «глава государства», хотя исполняет его функции;

во Франции Президент Республики также не имеет дополнительного наименования «глава государства» (в конституции отсутствует и термин «глава исполнительной власти», хотя есть «премьер-министр»).

 

Однако большинство исследователей и практиков-конституционалистов сходятся во мнении, что президент любой страны фактически является главой государства, ее высшим должностным лицом, которое призвано:

· обеспечивать конституционный порядок, устойчивость и преемственность государственной власти;

· представлять интересы государства на высшем международном уровне;

· быть официальным символом государства;

· взаимодействовать с законодательной, представительной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти;

· конституционным путем обеспечивать разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

 

Президент республики — это единоличный орган государственной власти.

 

Он может советоваться при принятии решения с различными государственными органами и институтами гражданского общества, однако решения в рамках своей компетенции он принимает самостоятельно и несет за них персональную политическую (а иногда и юридическую) ответственность.

 

Указанные функции конкретизируются, дополняются, или, наоборот, секвестируются в зависимости от типа республики, исторических традиций, политической культуры.

Так, в парламентских республиках глава государства характеризуется как «слабый» и его функции на практике сводятся к представительству (президент ФРГ, Италии).

Однако если государство избирает тип президентской (США, латиноамериканские страны) либо смешанной (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента.

Вместе с тем у главы государства всегда остаются не раскрытые в конституции полномочия, что позволяет в чрезвычайных и военных ситуациях, а также при реальной угрозе конституционного переворота реализовать даже «слабому» президенту свой властный потенциал.

 

В парламентских республиках (Италия, ФРГ) «слабый» президент в соответствии с конституцией имеет право распустить парламент, хотя никогда данным правом не пользовался.

 

В Советском Союзе на основании Закона СССР от 14.03.1990 № 1360—1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» Съезд народных депутатов СССР избрал Президентом СССР М. С. Горбачева.

 

В России должность президента была учреждена общенародным референдумом в апреле 1991 г. Конституция РСФСР, принятая Верховным Советом РСФСР 12.04.1978, определяла статус Президента как «высшего должностного лица» и «главы исполнительной власти».

 

С 1991 до 1993 г. Россия как-бы дрейфовала к президентской форме республиканского устройства, характеристикой которой является отсутствие дуализма исполнительной власти (президент совмещает статус и главы государства, и главы правительства), а также отсутствие политической ответственности парламента перед президентом (парламент может выразить президенту импичмент, а президент не имеет права распустить парламент).

 

Однако противостояние исполнительной власти РФ в лице президента Б. Н. Ельцина и законодательной — Верховного Совета РФ в октябре 1993 г. закончилось не в пользу парламента.

Конституция РФ 12 декабря 1993 г. лаконично закрепила за президентом статус «главы государства»(ст. 80).

Это особое положение в системе государственной власти предполагает наличие у Президента РФ большого объема собственных полномочий и комплекс разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с другими ветвями власти.

 

Конституция РФ не содержит четкой классификации функций и полномочий Президента РФ.

Для удобства осмысления статуса Президента РФ можно выделить несколько его базовых функций и групп полномочий:

1) спектр функций главы государства;

2) полномочия в отношениях с парламентом;

3) полномочия в отношениях с исполнительной властью;

4) полномочия в отношениях с судебной властью.

 

В ст. 80 изложены следующие основные функции Президента РФ как главы государства:

1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

 

Каждая из указанных функций реализуется в совокупности полномочий. Далеко не все президентские полномочия прописаны в Конституции РФ, что является нормой с точки зрения конституционно-правового регулирования института президента в зарубежной практике.

 

Ниже рассмотрим конкретизацию указанных функции главы государства.

Функция гаранта Конституции предполагает обеспечение российским Президентом выполнения всеми органами государственной власти и управления, государственными учреждениями и организациями своих конституционно-правовых обязанностей.

Реализация данной функции предполагает полномочия Президента:

1) обращаться к любому федеральному органу власти либо органу власти субъекта РФ с предложением привести изданные им правовые акты или действия в соответствие с конституционными нормами;

2) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России, нарушения прав и свобод граждан. Такие акты субъектов РФ (например, постановления глав республик и губернаторов иных субъектов РФ) приостанавливаются до решения вопроса соответствующим судом;

3) применять на законной основе принудительные меры, если на территории государства возникает угроза его территориальной целостности и безопасности, нарушения прав человека (объявление выговоров губернаторам отдельных субъектов РФ за неудовлетворительную работу по обеспечению законности в ходе избирательных кампаний, роспуск при определенных условиях законодательного представительного органа субъекта РФ, отрешение от должности главы субъекта РФ);

4) разрабатывать и предлагать законы, восполнять законодательные пробелы своими указами в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (военнослужащих, многодетных семей, малообеспеченных и т.д.);

5) принимать лиц в гражданство Российской Федерации, давать разрешение на выход из российского гражданства;

6) предоставлять лицам без гражданства, а также иностранным гражданам право убежища в России;

7) осуществлять помилование (с помощью специальных комиссий по помилованию, созданных в соответствии с указом Президента в каждом субъекте РФ);

8) присваивать высшие воинские и почетные звания РФ:

9) учреждать некоторые награды (например, орден Мужества, орден Святого Андрея Первозванного), награждать орденами и медалями РФ;

10) назначать всероссийский референдум (однако инициировать его вправе только граждане Российской Федерации численностью не менее чем 2 млн., имеющие право на участие в референдуме (ст. 14 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «0 референдуме Российской Федерации»).

 

Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент РФ не просто может, но и обязан реализовывать не только вышеуказанные, но и иные полномочия, нераскрытые в Конституции РФ.

Такая дискреционная деятельность российского Президента не является нарушением принципов правового демократического социального государства, если она, конечно, не продиктована диктаторскими амбициями, не влечет за собой массовое нарушение прав и свобод граждан, какую-либо дискриминацию, узурпацию государственной власти, не лишает граждан права обжалования действий Президента в судебном порядке.

В мировой конституционной практике такой модус статуса президента, как «гарант Конституции»», встречается нечасто.

Клише «гарант конституции» было политическим «изобретением» маршала де Голля — выдающегося государственного деятеля Франции, основателя Пятой французской республики (1959 г.).

Именно как гарант конституции этот французский Президент обеспечил стабильность основ государственного строя в своей республике, которая к тому времени переживала сильный политический кризис (за период с 1795 по 1958 г. Франция испытала четыре конституционных переворота, в рамках данной формы правления существенно меняя элементы механизма сдержек и противовесов).

Кроме Президента РФ гарантом конституции является, например, Президент Франции, который осуществляет эту функцию уже более полувека.

Все это позволяет утверждать, что сильная президентская власть совсем не обязательно перерастает в диктатуру, а скорее, наоборот, способствует стабилизации основ конституционного строя, когда это необходимо.

 

В рамках функции по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности российский Президент правомочен и обязан идентифицировать угрозу и предпринять соответствующие меры по ее ликвидации.

 

Данная функция конкретизируется следующими полномочиями;

• введение военного положения. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент издает указ о введении военного положения. Тогда наступает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод граждан («комендантский час») и некоторые аспекты военного управления;

• введение чрезвычайного положения. Причинами такого положения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» являются массовые нарушения общественного порядка, стихийные бедствия и катастрофы. Чрезвычайное положение может вводиться как на территории государства в целом, так и на территории его части. В условиях чрезвычайного положения действующие органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления наделяются дополнительными полномочиями. Кроме того, могут создаваться новые органы, часть полномочий может передаваться «силовикам». Ограничиваются некоторые личные (досмотр транспортного средства, личный досмотр, ограничение свободы передвижения и т.д.) и политические права граждан (запрет выборов, демонстраций, введение цензуры и др.).

 

В случае введения военного и чрезвычайного положения Президент РФ обязан немедленно сообщить об этом обеим палатам российского парламента.

Соответствующий указ Президента подлежит обязательному утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ — верхней палатой парламента.

Если такой указ не утверждается, он теряет свою силу.

Если при введении военного или чрезвычайного положения российский Президент обязан взаимодействовать с парламентом, то идентификация иных опасностей и рисков для российской государственности составляют исключительную прерогативу главы государства.

При этом Президент действует исходя из собственного восприятия своих «охранительных» обязанностей либо обращается к помощи Конституционного Суда РФ за толкованием отдельных статей Основного закона. 

 

Например, в 2000 г. В. В. Путин, вступив в должность Президента РФ, указал в своих первых официальных выступлениях, что политическая и юридическая суверенность республик, входящих в состав РФ, является реальной угрозой целостности государства.

Он обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой проверить на конституционность ряд правовых норм, которые на тот момент являлись юридической основой концепции республиканского суверенитета (федеративный договор, межреспубликанские договоры о сотрудничестве, провозглашавшие суверенитет сторон и т.д.).

И только после соответствующих разъяснений Конституционного Суда РФ, подтвердивших правоту В. В. Путина, он начал поэтапные реформы по укреплению российской государственности.

Осуществление полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами государства.

Данное комплексное полномочие Президента реализуется посредством:

1) утверждения военной доктрины Российской Федерации по обеспечению военной безопасности страны;

2) назначения и освобождения высшего командования Вооруженных Сил России;

3) руководство Советом Безопасности РФ (данный совещательный орган при Президенте РФ решает основные вопросы внутренней безопасности государства, разрабатывает и руководит мероприятиями по ликвидации внутренних угроз государства).

 

В рамках обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Президент РФ осуществляет согласительные процедуры и другие меры, способствующие координации действий

· как по горизонтали (между органами государственной власти на федеральном уровне, между органами власти на уровне субъекта Федерации),

· так и по вертикали (между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ).

 

Формами осуществления таких полномочий являются устные согласительные встречи оппонентов с участием Президента либо письменные консультации, когда глава государства отвечает на письменные запросы соответствующих органов власти.

Таким образом, российский Президент реализует своего рода внешний арбитраж, хотя Конституция РФ официально не называет его «арбитром» в отличие от ряда стран (Франция и др.).

 

Функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики Президент РФ должен осуществлятьв соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ).

Эта очень емкая функция Президента РФ включает массу полномочий, таких как:

• обращение с ежегодными посланиями Федеральному Собранию Российской Федерации;

• внесение тематических законопроектов в Госдуму Федерального Собрания РФ;

• промульгация (подписание и обнародование в установленном порядке) федеральных законов;

• подписание от имени России международных договоров, вступление в международные организации;

• подписание от имени России ратификационных грамот после принятия парламентом закона о ратификации международного договора;

• принятие верительных и отзывных грамот аккредитованных при Президенте РФ дипломатических представителей.

 

С руководством внешней политикой непосредственно связана представительская функция Президента РФ. Она осуществляется им единолично

· как внутри (направление своих полномочных представителей в федеральные округа и субъекты РФ, палаты российского парламента),

· так и вне страны (ведение переговоров с главами государств, назначение послов и представителей в другие государства).

 

При этом Президент РФ может дезавуировать (объявить недействительными) любые международные обязательства России, принятые должностными лицами от имени России без его поручения.

 

Спектр президентских полномочий по взаимодействию с парламентом достаточно широк.

Так, в отношении нижней палаты российского парламента, Госдумы Федерального собрания РФ Президент РФ:

1) назначает дату очередных выборов в Госдуму Федерального Собрания РФ;

2) имеет право субъекта законодательной инициативы по всем вопросам (в отличие, например, от депутата Госдумы или члена Совета Федерации российского парламента, которые не могут предложить внесение поправки в Конституцию РФ);

3) промульгирует закон. Данная процедура включает подписание принятого и одобренного российским парламентом закона в течение 14 дней с момента внесения на рассмотрение Президенту, а также официальное опубликование текста закона. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ согласно ст. 4 в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ;

4) имеет право отлагательного вето (ст. 107 Конституции РФ). Президент РФ вправе не подписать закон как по причине его содержания, так и по причине нарушения установленного порядка его принятия. Вето Президента может быть преодолено парламентом путем повторного принятия и одобрения закона квалифицированным большинством голосов (две трети парламентариев);

5) использует согласительные процедуры с парламентскими комитетами, комиссиями и фракциями по вопросам содержания отдельного закона;

6) распускает Госдуму в двух предусмотренных Конституцией случаях: если палата дважды выразила вотум недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117); если палата трижды отклонила представленные Президентом кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111).

 

В российской государственной практике Госдума выносила вотум недоверия Правительству лишь однажды, в 1995 г. Однако данная процедура не была реализована. После череды взаимных уступок Президента и Госдумы палата не стала подтверждать свое недоверие Правительству, а Председатель Правительства в свою очередь отозвал постановку вопроса о доверии перед Госдумой, чтобы исключить возможность ее роспуска.

Госдума не может быть распущена Президентом:

а) в течение одного года после ее избрания;

б) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации (именно с момента официального выдвижения обвинения, а не с момента создания Госдумой специальной комиссии);

в) в течение полугодадо окончания срока полномочий Президента РФ;

г) в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории России.

 

При роспуске палаты Президент РФ назначает новые выборы, чтобы новая Госдума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска предыдущей.

Роспуск нижней палаты парламента предусмотрен во Франции, однако лишь после обязательных консультаций с премьер-министром и председателями палат парламента;

 

7) представляет Госдуме на утверждение кандидатуры Председателя Правительства РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Председателя Центрального банка РФ.

 

Во взаимодействии с верхней палатой российского парламента — Советом Федерации Федерального Собрания РФ Президент:

1.) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. Верховного Суда РФ, заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

2.) представляет Совету Федерации кандидатуру Генпрокурора и вносит предложение о его освобождении от должности;

3.) в обязательном порядке уведомляет Совет Федерации о введении чрезвычайного или военного положения.

 

Пожалуй, самое важное координационное полномочие российского Президента с обеими палатами парламента связано с законотворческой деятельностью.

Так, в каждой палате парламента ежедневно присутствуют полномочные представители Президента. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Госдумы внесенные Президентом законопроекты, а также разъясняют парламентариям причины отклонения Президентом принятых законов.

 

Полномочия Президента РФ по отношению к исполнительной власти основываются на безусловном приоритете главы государства. Это дает основание некоторым исследователям считать его фактическим главой Правительства РФ. Так, Президент России:

• назначает с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ, а затем и членов Правительства;

• освобождает от должности Председателя Правительства и министров (на это согласие Госдумы не требуется);

• единолично принимает решение об отставке Правительства РФ;

• имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

• определяет своим указом систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;

• осуществляет непосредственное руководство некоторыми министерствами, агентствами и службами (в области обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции и др.);

• вправе отменить постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции, федеральным законам и указам Президента;

• вправе отрешать от должности глав субъектов РФ по основанию «утрата доверия Президента».

 

Поскольку в России нет поста вице-президента, в отсутствие главы государства ряд его обязанностей временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Госдуму, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

В то же время за ним сохраняется такое важное президентское право, как отлагательное вето.

Все это свидетельствует о прочной, генетически возникшей взаимосвязи президента и исполнительной власти, которая проявляется во всех непарламентских государствах и в большинстве случаев служит залогом эффективной работы власти.

 

По вопросам своей деятельности Президент РФ издает нормативные и ненормативные правовые акты, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие и не нуждаются в одобрении иными органами государственной власти.

Указ Президента — это нормативный правовой акт, который относится к неопределенному кругу физических и юридических лиц и действует долгое время (на практике бывают указы ненормативного характера, которые касаются правоприменения, например о назначении определенного лица на определенную должность).

Распоряжение Президента РФ — это акт правоприменительного, индивидуального, организационно-распорядительного характера.

 

Хотя акты Президента РФ не называются в Конституции РФ подзаконными, на практике они носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В то же время президентские акты не могут быть отменены никаким законом.

Несоответствие акта Президента РФ конституционно-правовым нормам устанавливает Конституционный Суд РФ, а затем отменяет сам Президент.

 

Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» с учетом изменений, внесенных Указом Президента от 02.02.2013 № 88 акты Президента РФ подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их подписания в «Российской газете», Собрании законодательства РФ и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает ФСО России.

Официальным опубликованием актов Президента РФ считается первая публикация их полных текстов в названных изданиях или первое размещение (опубликование) на интернет-порталеwww.pravo.gov.ru.

 

Официальными являются также тексты актов Президента РФ.распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации “Система”» ФСО России, а также органами государственной охраны.

 

Важную роль в инициировании государственной политики играют также ежегодные послания Президента РФ российскому парламенту. Они не имеют юридической силы, однако содержат основные направления и приоритеты государственной политики на текущий год.

 

Возможность издавать собственные правовые акты определяет функциональную силу президента.

Так, в парламентских республиках (Италия, ФРГ и др.) все акты, изданные президентом, обязательно нуждаются в одобрении парламента. В президентских и смешанных республиках, где власть главы государства более обширна, его акты, как правило, носят самостоятельный характер.

 

Вместе с тем для обеспечения согласованности деятельности главы государства и правительства при проведении в жизнь тех или иных политических решений в ряде республик смешанного типа предусмотрен институт контрасигнатуры. Он был изобретен во Франции в 1962 г. после введения прямых выборов президента и стал там серьезным элементом системы сдержек и противовесов между президентом, с одной стороны, и премьер-министром — с другой.

 

Контрасигнатура означает, что важные указы и декреты Президента Франции приобретают юридическую силу только после их подписи премьер-министром.

Это препятствует возникновению ситуации, когда президент и премьер-министр будут вести постоянную борьбу за ведущую роль в определении государственной политики.

Российская конституция контрасигнатуры не предусматривает, и ее внедрение вряд ли представляется целесообразным ввиду статусной «слабости» российского Правительства.

 

Для реализации своих обширных конституционных полномочий Президент РФ формирует государственные органы и структуры консультативного и обеспечивающего характера и руководит их работой.

Такими госорганами в настоящее время являются:

· Государственный совет РФ,

· Совет Безопасности РФ,

· Администрация Президента РФ.

 

Государственный совет РФ — это важнейший совещательный, консультативный орган при Президенте РФ, сформированный в соответствии с Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации».

 

Председателем Государственного совета РФ является Президент РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 10.08.2012 № 1153 «О внесении изменения в Положение о Государственном совете Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1602, и о признании утратившим силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2008 года № 992» членами Государственного совета являются

· председатели палат Федерального Собрания РФ,

· руководители парламентских фракций в Госдуме,

· полномочные представители Президента РФ в федеральных округах,

· высшие должностные лица субъектов РФ — главы республик, губернаторы областей, мэры городов федерального значения.

 

В составе Государственного совета РФ формируется Президиум, который состоит из семи членов, назначаемых Президентом РФ.

Раз в полгода состав Президиума обновляется.

Государственный совет РФ работает в режиме регулярных заседаний (иногда выездных), на которых обсуждаются важнейшие вопросы государственной политики, и представляет соответствующие рекомендации главе государства.

 

Нынешняя российская Конституция, принятая в 1993 г., не содержит упоминания о государственном совете, однако данный орган имеет глубокие исторические корни в национальной государственности.

 

Впервые Государственный совет был учрежден в 1810 г.

Его создание стало результатом демократических уступок российского императора Александра I, который вместо парламента решил сформировать высший совещательный представительный орган.

Члены Государственного совета назначались лично Императором и были подконтрольны исключительно ему.

Государственный совет играл весомую государственно-политическую роль.

К его консультативной помощи государь прибегал практически во всех важных политических вопросах.

В апреле 1906 г. именно Государственный совет стал реальным противовесом «бунтарской» Государственной думе, получив право законодательной инициативы:

любой законопроект, принятый Думой, в обязательном порядке рассматривался Государственным советом и лишь после этого поступал на подпись царю.

 

Исторический конструктивизм взаимоотношений главы Российского государства с Государственным советом РФ, а также высокоэффективная работа данного органа в настоящее время позволяют говорить о его большом политическом будущем в системе государственной власти РФ.

 

Другой совещательный орган при Президенте РФ - Совет Безопасности РФ — играет важную роль при выработке и принятии Главой государства решений в сфере обеспечения безопасности страны, а также по вопросам внешней политики.

Поскольку безопасность современного государства имеет много модусов, данный консультативный орган призван не только содействовать реализации статуса Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил РФ, но и обеспечивать необходимые условия для реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

 

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с зашитой конституц<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: