Формы организации труда в природе




Труд — один из основных методов экологического образования дошкольников

3.4.1. Воспитательно-образовательное значение труда в природе. Экологический подход к организации труда

3.4.2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда

3.4.3. Виды труда в природе

3.4.4. Формы организации труда в природе

3.4.5. Методика организации труда в разных возрастных группах

3.4.6. Дежурство в уголке природы

3.4.7. Содержание труда в природе

 

Воспитательно-образовательное значение труда в природе.

Экологический подход к организации труда

Труд – это физические и умственные способности, усилия людей, которые могут употребляться на производство товаров и услуг (общее определение)

Петровский В.А. отмечает, что детей воспитывает не сам труд, а деятельно-опосредованное общение ребенка со взрослым, т.е. доминирует не деятельность труда, производство услуг и товаров, а идея близости со взрослым. Поэтому вводится новый термин ДЕЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ (психология)

 

Педагогика определяет труд как целесообразную деятельность человека, требующую умственных и физических усилий, направленную на видоизменение и приспособление предметов природы для своих потребностей.

 

Исследователи, занимавшиеся трудовым воспитанием:

Нечаева В.Г.

Бурре Р.С.

Логинова В.Н.

Эльконин Д.Б.

Куликова Т.А.

Шатова Л.Г.

Петровский В.А.

 

(«Мир природы и ребенок» под ред.П.Г. Саморуковой)

Значение труда в природе

  • В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней
  • У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней
  • Труд в природе расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания
  • Дети узнают о роли человека в управлении природой
  • У детей в процессе труда в природе формируются знания о растениях, о животных
  • Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, пытливости, вызывает интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда
  • Формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д.
  • Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития
  • Удовлетворяются эстетические потребности детей

 

Экологический подход к организации труда

Заключается в том, что надо рассматривать его как процесс создания или поддержания условий для животных и других обитателей уголка природы. В центре внимания должны быть растения, животные, за которыми осуществляется уход: их состояние, самочувствие, условия, в которых они живут.

 

Труд в природе – это прежде всего гуманное отношение ко всему живому, это понимание благополучного/ неблагополучного состояния обитателей уголка природы, это сочувствие и жалость, это желание, чтобы всем было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия по уходу за предметами труда.

 

Таким образом, труд состоит из этапов:

  1. Наблюдение и осмотр (проявления самочувствия, состояния, недостающих условий для полноценной жизни и определение необходимых трудовых операций)
  2. Трудовые действия в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре
  3. Заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды для живых объектов.

 

Педагогические и гигиенические требования к организации труда

Педагогические требования

1. трудом не наказывают

2. Организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными, растениями, выращивание растений на участке (вызывает у детей интерес и желание)\

3. необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями

4. осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения

5. деятельность детей должна систематически усложняться

6. регулярная трудовая деятельность

 

Гигиенические требования

1) Труд детей в природе должен быть посильным

2) Обеспечение правильной позой детей в труде

 

Виды труда в природе

  1. Труд по выращиванию растений (посадка, прополка, полив)
  2. По содержанию животных (кормление, купание, уборка клетки)
  3. Сезонный труд (уборка листьев, снега, отведение ручейков)
  4. С/х труд по обработке продуктов (переборка крупы)

 

Формы организации труда в природе

Форма организации труда Младш.гр. Средняя гр. Старш.гр. Подгот.гр.
1.Индивидуальные поручения а) кратковремен. б) длительные Легкие кратковременные многократно повторяющиеся. Содержат 1-2 трудовых операции. Выполняются совместно с воспитателем (насыпать зернышки в кормушку) Учитываем желание детей. Могут носить длительный характер (2-3 дня) содержат 2-3 трудовых операции Поручения переносятся на вторую половину дня или назначаются в помощь дежурным. Поручения становятся длительными (1 нед.-1 мес.). Сопровождаются ведением календарей наблюдений. Используются коллективные поручения. Могут носить общественный характер (поможем дворнику)
2. трудовые занятия Цель: первично- ориентировочная Проводится 1 раз в месяц 1 раз в 10 дней
Сопровождается ведением календарей наблюдений
3. коллективный труд а) общий б) совместный Зачатки коллективного труда Со второй половины года появляется общий труд, участвуют несколько детей или вся группа. Каждый ребенок получает задание, а результат труда общий (каждый протирает свое комнатное растение) Общий труд становится регулярным. Часто используются бригадный, звеньевой метод. В звене дети самостоятельно распределяют обязанности, ставят трудовые задачи, определяют конечный результат Общий вид труда + совместный труд, где используется конвеерный метод. Дети делают одно дело, но включаются в него последовательно
4. Дежурство по уголку природы Индивидуальные поручения Вводится дежурство: знакомство с тем, где лежит оборудование, знакомство с обитателями уголка природы, создаются модели последовательности ухода. Дети обучаются, как правильно ухаживать. Дежурство назначают накануне, чтобы ребенок смог подготовиться. Количество дежурных зависит от количества объектов в живом уголке Дежурство бригадой, где дети сами распределяют обязанности и планируют работу
               

 

В. Н. Логинова, Н.И. Крылова (авторы программы «Детский сад – дом радости»)

предлагают новую высшую форму организации труда – по собственной инициативе

 

Структура трудового процесса (по пальцам руки)

1) Замысел (что будем делать?) /мизинец/

2) Из чего? (материал) / безымянный палец/

3) Чем? (оборудование) / средний палец/

4) Как? (порядок действий) / указательный палец/

5) Что получим? (результат) / большой палец/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: