Составляющие стиля арт-деко




 

Мастера арт-деко и в Европе, и в Америке не входили в единое сообщество и работали самостоятельно. Движение считалось эклектичным, сложившимся под влиянием различных источников:

- новаторский модерн (стиль ар-нуво):

- абстракционизм и мода на экзотику;

- элементы ампира;

- «Венский сецессион» раннего периода (Венские мастерские) (см. рисунок 3в);

- функциональный индустриальный (технический) дизайн;

- художественная школа Баухауз (см. рисунок 3б);

- русский конструктивизм;

- примитивное искусство Африки, Индии, древнего Египта и Месопотамии (см. рисунок 3а), индейцев Центральной Америки;

- древнегреческое искусство (период архаики) - наименее натуралистичное из всех;

- «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже - эскизы костюмов и декораций работы Леона Бакста;

- гранёные, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма;

- колористическая палитра фовизма;

- строгие формы неоклассицизма: Буле и Карла Шинкеля;

- декоративное искусство 1920-х гг. Австрии, Германии, Голландии, Италии, Чехословакии, скандинавских стран и Франции;

- экспрессионизм; эпоха джаза;

- растительные и животные мотивы и формы; тропическая растительность; зиккураты; кристаллы; колористическая чёрно-белая гамма клавиш рояля, мотив Солнца;

- гибкие и атлетичные формы женщин-спортсменок, которых стало очень много; острые углы коротких стрижек у представительниц клубной жизни флэпперов;

- технологические достижения «века машин» такие как радио, машины, лайнеры и небоскребы.

 

Таким образом, арт-деко сочетал в себе одновременно строгость неоклассицизма и обтекаемость, элементов кубизма и экспрессионизма, выразительные формы «технического дизайна» и примитивные формы экзотических культур, монументальные тяжелые формы и грациозность, изощренное украшательство и элегантность. Таким образом, различные сочетания этих характеристик дали возможность выделить в арт-деко множество направлений: элегантно-классический, экспрессивно-экзотический, а также различные модернистские варианты. Но в любом случае, каждая составляющая «коктейля» арт-деко была актуальна для людей 1920-х гг., переживших страшную войну, осознавших, что возврата к прежнему миру уже не будет, увидевших, что мир гораздо шири разнообразнее, чем им казалось прежде.

В целом стиль арт-деко можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода модерна или как переходный стиль от модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля».

С искусством модерна рубежа XIX-XX веков стиль арт-деко объединяет желание многих художников (исполняющих волю богатых заказчиков) создать иллюзию благополучия и «роскошной жизни» в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами. Но за два десятилетия существования арт-деко выработал собственный характер, отчетливо видный при сравнении с ар-нуво (новаторский модерн).

Оба стиля по-своему противостояли прагматизму и культивировали изысканность. Но методы борьбы были совсем разные:

1. Ар-нуво создавал новое искусство. Арт-деко соединял все, что нравилось его авторам - восточную экзотику, экзотические мотивы ацтеков, майя и древних египтян (после находок древних городов в лесах Мексики и открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона), исторические темы, новую технику, дорогие материалы и современное искусство, особенно кубизм.

2. В ар-нуво, при всей рафинированности, формы рождались органическим путем на основании функции. Для арт-деко главным было украшение.

3. Художники и архитекторы модерна придавали своим работам сложную внутреннюю символику. Арт-деко принципиально искал внешнего эффекта.

4. Ар-нуво претендовал на универсальность. В особняках модерна все - от плана до дверной ручки - нужно было выдержать в едином стиле. Арт-деко мог удовлетвориться фрагментарностью. Мастеров арт-деко устраивала возможность украсить фасад стилизованными эмблемами.


 

Рисунок 3 - Направления, повлиявшие на стиль арт-деко: а – искусство древнего Египта и Месопотамии; б - художественная школа Баухауз;

в - «Венский сецессион» раннего периода

 

У ар-нуво и арт-деко был очень разный «почерк» (см. рисунок 4):

1. Для модерна характерна тянущаяся, изогнутая, вьющаяся линия. Для деко - ломаная линия, любовь к многогранникам, ступенчатым завершениям, странным, как бы «припухшим» кривым.

2. В модерне чаще использовались растительные мотивы - изображения цветов. Арт-деко больше любил животных (начиная экзотическими попугаями и обезьянами и заканчивая мчащимися оленями и лошадями, наполненными энергией и движением). Кроме того, деко нравился вид новейшей техники: машин или аэропланов.

3. Ар-нуво предпочитал сдержанные цвета - различные оттенки кремового, серого, голубого, фиолетового. Арт-деко любил цвета интенсивные - белый с черным, золотой и золотисто-коричневый - и яркие вкрапления красного, зеленого, синего, сверкавшие, как драгоценные камни.


Рисунок 4 – Интерьеры в различных стилях: а - в стиле ар-нуво;

б, в - в стиле арт-деко [2]

 

4. В модерне часто сочетались темный металл и светлое дерево. Для арт-деко характерны блестящие сталь, латунь и темное дерево, причем с инкрустациями.

5. В ар-нуво господствовала керамика - от настенных плиток до великолепных фризов из майолики. Арт-деко обожал контраст сверкающей поверхности полированного металла и изысканной фактуры редких пород камня или дерева.

 

Арт-деко в Америке

 

Только к 1928 г. направление арт-деко достигло Американских берегов, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne - американизированное ответвление арт-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Принципы, обозначенные в качестве ключевого замысла на парижской выставке (произведения нового искусства не должны иметь ничего общего с прежними стилями, художники и дизайнеры должны творить нечто новаторское, вдохновлённое прогрессом, энергией и индустриализацией), были очень близки американцам, жаждавшим эмансипироваться от Старого Света и перекроить облик своих городов на принципиально новый лад. Почерпнув главные концепты с выставки в Париже, они принялись за переделку своих мегаполисов. Им помогало то, что США были самой динамично развивающейся в вопросах технического прогресса страной, и это пропитало весь американский арт-деко.

Арт-деко и в США начался с упоения роскошью и орнаментом, но впоследствии этот стиль изменил направление в сторону концепции функционального дизайна, впервые выдвинутой Баухаузом, и это произошло, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и привнесли свои идеи в американскую школу арт-деко. В 1930-40-х гг. США охватила мода на модерн в стиле арт-деко. Обтекаемые силуэты новой мебели, такой как в голливудских фильмах, пользовались огромной популярностью. Количество предметов ручной работы было ограничено, но был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий арт-деко.

У некоторых искусствоведов на Западе возникло несколько снобистское отношение к американскому арт-деко. Это связано с тем, что этот стиль процветал в Америке и доказал, что кое в чем Новый Свет может превзойти «старую» Европу и, в том числе, Францию, претендовавшую на роль лидерства в этом направлении. Коктейли, джаз и арт-деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, охватившее Америку, не видевшую разрушений и жертв Первой мировой войны. И хотя Европу вскоре настигли новые политические и военные конфликты, а Америку – Великая депрессия, арт-деко в Америке стойко противостоял пессимизму.

 

Однако Великую депрессию (или Великий кризис) можно считать началом конца арт-деко. Немалую роль в этом сыграл и подъём массового производства, когда к этому стилю стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. И хотя никто не препятствовал дизайнерам и далее активно использовать наработанные принципы формообразования, изменение социальной ситуации и суровые реалии предвоенного мира медленно сводило «стиль звезд» на «нет». Окончательно его «добило» и охладило пыл богатых американцев вступление США во Вторую мировую войну.

Лишь в колониальных странах, таких как Индия, арт-деко не исчезал до 1960-х гг. и стал воротами к модернизму.

 

Возвращение арт-деко

 

В 1960-е гг. снова возник интерес к арт-деко. В частности, под арт-деко стали стилизовать рекламные плакаты престижных светских мероприятий, художественных выставок (см. рисунок 5). Период золотого заката Европы по-прежнему притягивает людей атмосферой функциональной элегантности, оптимистичной веры в прогресс и красоту, в возможность их единения. Стиль все еще жизнеспособен, в том числе и в рекламе.

С возвращением и популяризацией стиля арт-деко в Европе в 1960-х гг. профессиональные дизайнеры внесли поправку в идеологию стиля. Уже в 1950-е гг. в результате социально-экономического развития образовалось «общество потребления». Европейцы и американцы стремились к эстетизации повседневной жизни и комфорту. Активное внедрение новых технологий в быт людей, переход в разряд серийной продукции тех предметов, которые еще десять лет назад были предметами роскоши (например, автомобили) - все это требовало художественного освоения новых технических реалий.


Рисунок 5 - Плакат художественной выставки, США, Э. Роббинс, 1960 [3]

 

Возрождение интереса к арт-деко в 1980-х гг. было связано, в основном, с графическим дизайном. А новый период популярности этого стиля пришелся на 1990-е гг. XX столетия, его стало принято воспринимать как буржуазный стиль, способный подчеркнуть уровень благосостояния своего владельца.

Но на любом этапе популярности арт-деко порвать все связи с прошлым, конечно, не получилось. Арт-деко частенько оглядывался на ар-нуво, брал из него некоторые элементы и смотрел на них под новым углом: индустриальный стук железа о камень превращал плавные растительные орнаменты ар-нуво в угловатые линии и геометрические формы, а нежные тонкие образы – в раздутые кузнечными мехами орнаменты. Арт-деко сохранил декоративность ар-нуво, но облачил её в иную форму. Так родилось искусство, в котором господствовали одновременно две тенденции. С одной стороны - элегантность, упрощенность и аристократизм. С другой стороны - «энергетические» построения (зигзаги, молнии, вспышки света, треугольники, ромбы, растянутые эллипсы), т.е. всё то, что помогало отразить ощущение энергии и напора, движения и скорости. Казалось, что вокруг некоторых произведений арт-деко «свистит ветер».

В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах арт-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма. В центр своей концепции арт-деко поставил комфорт повседневной жизни. А для этого окружавшие человека вещи должны быть функциональны. Форма же, во-первых, должна соответствовать функции, а, во-вторых, отражать основную черту современного мира - стремительность изменений, их новизну. Так как целевой аудиторией арт-деко была, прежде всего, денежная элита, окончательно пришедшая на смену наследственной аристократии, то форма должна была соответствовать вкусам этого социального слоя, состоявшего из открытых изменениям людей, склонных, однако, не столько к красоте, сколько к красивости.

Арт-деко стал ребёнком ар-нуво и конструктивизма и начал более демократично и широко использовать элементы всех сложивших этот стиль источников.. То есть он стремился к максимальной функциональности (выбор для архитектуры надёжных, прочных и долговечных материалов - камень, бетон, нержавеющую сталь, латунь, бронзу), но не мог устоять перед искушением декора (причудливые орнаменты, дорогие редкие породы мрамора и дерева для внутреннего убранства, декорация фасадов одновременно сдержанно и ярко символичными и абстрактными рельефами и барельефами). Так в искусстве арт-деко продолжаются излюбленные темы и мотивы модерна (стиля ар-нуво) - извилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, изображение фантастических существ и томных бледных женщин с распущенными волосами, формы волны, раковины, лебединых шей, драконов и павлинов. При этом во всем чувствуется устремленность к использованию геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета.

 

Сфера влияния арт-деко

 

Хотя арт-деко был на пике популярности всего малый промежуток времени 1930-40-е гг., он сформировал сам образ жизни людей в мирное время между двумя войнами, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. Во власти арт-деко находилась индустрия развлечений и сферы искусства.

Арт-деко был столь популярен, что применялся во всех сферах (см. рисунок 6): в промышленном дизайне (дизайн автомобилей, мотоциклов, паровозов и др.), дизайне технических устройств (радио, телефонов и музыкальных автоматов) и часов, в дизайне мебели (элементы интерьера из сварной стали), кухонной посуды, курительных и питейных аксессуаров, фарфора, текстиля (новые рисунки тканей), в дизайне ювелирных изделий (в т.ч. из алюминия) и узорах драгоценных украшений, в дизайне уличных фонарей (появился неоновый свет).

В 1930-е арт-деко широко использовался в архитектуре и дизайне интерьеров общественных зданиий и сооружений, небоскребов и частных вилл, вокзалов и лекционных залов (Радио-сити), доходных домов и кинотеатров, океанских лайнеров («Иль де Франс», «Нормандия», «Титаник») и парков развлечений. Сильное влияние арт-деко оказал на моду, графику и кинематограф, проявившись в скульптурах, картинах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях.


 

Рисунок 6 - Примеры стиля арт-деко: а - паровоз PRR S1, 1937 [4]; б - мотоцикл Нenderson, 1936 [1]; в - автомобиль Pontiac, 1938 [5]; г - радиоприёмник Philips 930A, 1931 [4]; д - настольная зажигалка Ronson, 1925 [5]; е, ж - интерьеры круизного лайнера «Титаник» [6]; з – витраж [2]; и - сливочник, худ. А.В. Воробьевский [1]; к - сервиз «Златоглавая Москва», 1966 [1]; л – плакат [4]; м - обложка журнала [5]; н - «Эйфелева башня», Rober Delone [1]




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: