Россия и арт-деко сегодня




В целом, в нашей стране стиль арт-деко не был столь широко известен как в Европе и США. Но считается, что архитектура эпохи Сталина была одной из попыток создать арт-деко в России. В период 1920-30-х гг. арт-деко оставил на память о себе великолепные интерьеры московского метрополитена, остатки довоенной роскоши ВДНХ и фарфор Ленинградского фарфорового завода, а послевоенные «сталинские высотки» стали символом страны. Последним крупным проектом, относящимся к стилю арт-деко в СССР, стала первая очередь Ленинградского метрополитена.

В 60-е годы, когда на Западе возродился интерес к арт деко, в СССР возродилось использование художниками визуального ряда, рассчитанного на небуквальное восприятие. В период оттепели 1959-1962 гг. художники и декораторы заложили новую волну декоративности, привнеся в него кубизм, конструктивизм и орнаментальность.

Безусловно, стиль получил у нас весьма своеобразное преломление. Но «национальный» характер арт-деко четко просматривается и в культуре других стран. За всем этим многообразием нетрудно разглядеть главное в искусстве тех лет - воплощение мифа о новом Золотом веке, выраженное современными художественными приемами.

Сегодня «артдеко» продолжает традиции русского модерна в ромбиках, прямоугольниках, извилистых линиях, необычных сочетаниях (несочетаемых) материалов, подчеркнутой декоративности и контрасте цветовой гаммы. Стиль «артдеко» стал доступен среднему русскому классу и востребованным не только в изысканных интерьерах, но в архитектуре малых форм, одежде, аксессуарах, ювелирных украшениях.

19 декабря 2014 года на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям арт-деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле арт-деко. Среди экспонатов (рисунок 28) - статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

 

Рисунок 28 - Экспозиция московского музея арт-деко [16]


Глава 5 АРТ-ДЕКО В моде

 

Значительное влияние стиль арт-деко оказал и на моду. Свое влияние на развитие стиля арт-деко в моде Европы оказали гастроли Русского балета Дягилева с его яркими костюмами, а также показы модной одежды от Поля Пуаре. Период 1920-х гг. знаменит новой концепцией женского тела – стройной, спортивно-подтянутой и узкобедрой фигурки Garconne (рисунок 29а). Длинный шарф, стрижка «паж», короткая юбка (рисунок 29б), узор клавиш в дизайне дамской обуви – вот приметы этого стиля в моде 1930-х гг.

 

 

Рисунок 29 – Мода арт-деко: а - мода 1920-х гг. - «Золотой закат Европы» [1, 2];

б - мода 1930-х гг.[2, 17]

 

Арт деко породил символическую связку - женщина и автомобиль как символ прогресса и новых социальных реалий. Образ «женщины за рулем» стал использоваться рекламистами практически сразу же после создания автомобиля. Но женский образ в этих плакатах мало отличался от традиционной «рекламной женщины» - красивой, кокетливой, как бы играющей с мужской игрушкой, усевшейся невзначай на мужское место. Впервые образ «женщина в автомобиле» был заявлен как символ прогресса, равноправия полов в плакатах художницы Тамары де Лемпицки в 20-е годы (см. рисунок 30а), а сохранился он в таком качестве вплоть до сегодняшнего дня. В частности, образ молодой женщины за рулем кабриолета был использован советским художником Ю. Пименовым в его широко известной картине 1937 г. «Новая Москва». В альбомы искусства арт-деко вошла обложка журнала «Вог» 1925 г. работы художника Жоржа Лепапа с идеальным образом «эмансипе» эпохи арт-деко (рисунок 30б).

 

 

 

Рисунок 30 - Образ женщины за рулем: а - Tamara-Lyampitska, автопортрет «Женщина в зеленом Bugatti», 1929 [10]; б - Лепап Ж. Обложка журнала «Вог» с рекламой «оптического платья» от Сони Делоне. США, 1925 г. [3]; в – вдохновляющий арт-деко [16]


 

Рисунок 31 - Женщины в стиле арт-деко: а - Tamara-Lyampitska, «Девушка в перчатках» [10]; б - «На террасе» [2]

 

В России в 1930-1950-х гг. во времена существования «советского арт-деко» появилась «пышная, вызывающая декоративность набивных ситцевых тканей», украшенных, тем не менее, советской агитационной атрибутикой (серп и молот, рабочий и колхозница).

Возрождение интереса к арт-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации арт-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

В конце XX столетия в дизайне и моде (рисунок 32) возрождаются смелые контрасты обобщенной, геометризованной формы и яркого цвета, открытые стилем арт-деко.

 

 

Рисунок 32 - Современная одежда арт-деко [2]




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: