Глава 6 МЕБЕЛЬ В СТИЛЕ АРТ-ДЕКО




 

Представители стиля арт-деко игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов.

В производстве мебели использовались ценные и дорогие породы. В качестве материала для самой мебели служили дорогие породы светлой древесины, красное и черное дерево. Сидения украшали обивкой из дорогостоящей кожи, часто - экзотической выделки (например, змеиная кожа) (рисунок 33а).

Для отделки широко использовали слоновую кость, бронзу (рисунок 33б), кристаллы, мрамор, стекло (также технологические инновации - цветное стекло персикового цвета), экзотическую древесину. Активно применялись декоративные элементы в виде зигзагов, треугольников, окружностей, хромированные и бронзовые (рисунок 33в) ручки на деревянных мебельных фасадах и хромирование для всех видов домашнего оборудования.

 

Рисунок 33 - Отделка мебели в стиле арт-деко: а – светлое дерево с отделкой из кожи; б – отделка бронзой, растительный мотив;

в – бронзовая мебельная ручка [2]

 

Стиль арт-деко отражался в очертаниях мебели (см. рисунок 34): скругленные углы, строгие вертикальные линии, геометрические или обтекаемые формы. Излюбленными формами были геометрические орнаменты из шести-, восьмиугольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Кроме того, широко использовались растительные формы недавно распространенного модерна, различные цитаты из классицизма, а также заимствования из греческой, египетской, африканской и иных экзотических культур. Таким образом, в арт-деко можно выделить множество направлений: элегантно-классический, экспрессивно-экзотический, а также различные модернистские варианты.

Арт-деко начался с упоения роскошью и орнаментом, но впоследствии этот стиль изменил направление в сторону концепции функционального дизайна, впервые выдвинутой Баухаузом, и это произошло, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и привнесли свои идеи в американскую школу арт-деко. В 1930-40-х гг. США охватила мода на «модерн» в стиле арт-деко. Обтекаемые силуэты новой мебели, такой как в голливудских фильмах, пользовались огромной популярностью.

 

 

Рисунок 34 - Мебель в стиле арт-деко: а - светильник по рисункам Frank-Loyd [1]; б - модель тумбы-комода AD014 Art Deco Bow Front Cabinet in Macassar Ebony от фабрики Restall Brown & Clennell [17]; в, г – тумбочка Tournicol и журнальный столик, дизайнер Жак-Эмиль Рульманн, 1920-е гг. [7]; д - модель кровати Ardito Bed от фабрики Berdondini, дизайн Berdondini Antonio; е - модель кровати премиум-класса TONO от фабрики Smania; ж - модель стула Eleonora Arm-seat от фабрики Berdondini, дизайн Berdondini Antonio; з – модель кресла Dali от фабрики Andrew Martin, дизайн Waller Martin; и - модель кресла Cadillac chair от фабрики Andrew Martin, дизайн Waller Martin; к - модель кресла Raphael от фабрики Armani Casa, дизайн Armani Giorgio; л - модель кресла 24 Maggio от фабрики Berdondini, дизайн Berdondini Antonio [17]; м - кресло Hoffmann Josef [1]

 

Количество предметов ручной работы было ограничено, но простота, геометричность и орнаментальность стиля позволили открыть эпоху массового производства мебели. Был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий арт-деко, сделав их вполне доступными. Именно в эти годы были созданы практически все образцы мебели XX века. Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака. Возникла необходимость в многофункциональной мебели «чем компактнее, тем лучше». Ступенчатый силуэт, характерный для многих работ Франкла, прост и компактен. Прямоугольные очертания соотносятся с модернистскими направлениями, в то время как использование драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревцев.

В 1925 году американский дизайнер Марсель Лайош Брёйер (Бройер) (1902-1981), будучи членом Баухауза, создал первый обтекаемый стул из стальных трубок (см. рисунок 35). Находясь под впечатлением от руля своего велосипеда, Бройер первым применил стальные трубки в производстве мебели. Скорее это было кресло (под названием «Василий» в честь Василия Кандинского, преподавателя в Баухаузе), изготовленное из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины. Свободнонесущая конструкция кресла, делающая ненужными ножки, для того времени была революционной. Популярность этой формы, некогда считавшейся величайшим достижением конструкторов, привела к бесконечному ее повторению и копированию, поэтому сейчас она выглядит совершенно обыденно.

В некотором смысле, такое копирование вместе с подъёмом массового производства ознаменовало окончательный разрыв с традициями неповторимости и индивидуальности произведений арт-деко. К этому стилю стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. И стиль арт-деко незаметно исчез, уступив место «интернациональному» стилю. Вернулся он лишь спустя почти 30 лет.


 

Рисунок 35 – Мебель дизайнера Марсель Лайош Брёйер из полых металлических трубок: а – стул «Василий», 1925; б – стол В9, 1925; в – стул В5, 1928; г – столВ91, 1930 [18]




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: