Старший дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
К семи годам должна быть развита способность, переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми, зависит, будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
Цель: развитие физических, коммуникативные качеств, укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательных упражнений,
Формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
Ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
Создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Воспитательные задачи:
Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня физической подготовленности, развития физических и коммуникативных качеств у детей;
Стабилизация эмоционального фона у детей;
Снижение заболеваемости;
Потребность в ведении здорового образа жизни.
Разделы программы:
1.Мышечно-суставная гимнастика — это предварительный комплекс упражнений, который подготавливает организм и позволяет в дальнейшем легче освоить основные упражнения стретчинга и йоги.
Задачи:
Развивать гибкость, делать тело человека сильным, красивым;
Разрабатывать и укреплять суставы, освобождать их от отложения солей;
Делать позвоночник более гибким;
Повышать жизненный тонус, улучшать настроение и давать прилив бодрости и активности,
2.Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений и шагов)
Задачи:Совершенствование хореографической подготовленности, "школы" движений, выработка выразительности и артистичности
3.Подвижные игры – это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Задачи:
Способствовать формированию быстроты, выносливости, координации движений.
Активизировать дыхание, кровообращение и обменные процессы.
Оказывать благотворное влияние на психическую деятельность.
4.Йога– метод оздоровительного воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.
Задача:
Оптимизация режима работы систем организма(дыхательной,нервной,периферической)
5.Стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определённых мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность.
Задачи:
Способствовать повышению двигательной активности;
Способствовать снижению мышечного напряжения, повышению эластичности мышц;
Улучшать настроение, поднимать самооценку, создавать ощущение комфорта и спокойствия в целом.
6.Дыхательные упражнения - комплекс упражнений позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода.
Задачи:
Способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок;
Содействовать снижения утомляемости и повышению концентрации внимания.
Способствовать повышению иммунитета.
Форма обучения:
Способ организации – группа, количественный состав до 15 человек. Деятельность проводится 2 раза в неделю продолжительностью 45 минут.
Структура занятия:
«Йогаластик» состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
I. Вводная часть (5-7 минут).
Осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.
В содержание вводной части входят: подвижные коммуникативные игры, специальные упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
II. Основная часть (20-25 минут).
В этой части используются упражнения суставной гимнастики, стретчинга, танцевальных элементов, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитываются физические и художественно-эстетические качества детей.
Подвижная игра – также составляющая основной части занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности предыдущих действий.
III. Заключительная часть (10-15 минут).
В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам деятельности. Выполняются упражнения на релаксацию и асан-йоги в игровой форме, дыхательная гимнастика, беседы о здоровье.
Основные педагогические принципы программы:
Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
Принцип постепенности. Предполагает постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок.
Принцип доступность. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
Принцип чередования нагрузки. Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления.
Принцип наглядности. Предполагает построения занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
Принцип сознательности и активности. Предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Учебно-тематический план программы:
№ п/п | Содержание работы | Количество часов | |
теория | практика | ||
Мышечно-суставная гимнастика | |||
Танцевальная азбука (разучивание танц. движений и шагов) | |||
Подвижные игры | |||
Йога | |||
Стретчинг | |||
Дыхательные упражнения | |||
Организация открытых уроков, праздников | |||
Итого на год: |
9.Общее время: 96