Онтогенез развития органа слуха.




ЛЕКЦИЯ № 2.

«Основные этапы эмбрианального развития уха».

 

 

Цели данной лекции:

Пренатальное развитие, в ходе которого происходит развертывание унаследо­ванного потенциала, является одним из самых ярких примеров процесса созрева­ния. Созревание будущего младенца в пренатальный период происходит в строго контролируемой среде - матке - и проходит ряд этапов в жестко заданной после­довательности. Но даже и в материнской утробе внешняя среда оказывает влияние на его развитие. Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде и, появившись на свет, пред­ставляет собой отнюдь не «чистый лист». Ожидания и опасения, достаток и лише­ния, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Несмотря на то что роды тоже представляют собой генетически запрог­раммированную последовательность событий, особенности появления на свет каж­дого конкретного ребенка определяются в значительной степени культурными, ис­торическими и семейными условиями.

После того как яйцеклетка соединится со сперматозоидом, ее называют зиго­той. Вслед за этим наступает терминальный период — время очень быстрого дробления зиготы и первичной организации клеток, — который продол­жается около 2-х недель.

За терминальным следует эмбриональный период, во время которо­го происходит структурное развитие зародыша, зани­мающее около 6 недель.

Наконец, начиная с 3-го меся­ца беременности и до родов идет фетальный период, в течение которого происходит созревание плода. Именно в этот промежуток времени начинают функционировать мышцы, органы и системы организма. Многие процессы, необходимые организму для того, чтобы выжить при рождении, развиваются на протяже­нии этого последнего периода пренатального развития.

Эмбриональный период. Эмбриональным называют период, продолжающий­ся с конца 2-й недели до конца эмбрионального периода, продолжающегося с конца 2-й недели до конца 2-го месяца, считая с момента зачатия. В это время пренатальное развитие начинается с соединения сперматозоида и яйцеклетки в верхней части фаллопиевой трубы. Затем оплодотворенная яйцеклетка, или зигота, в течение нескольких дней перемещается вниз по фаллопиевой трубе в направлении матки, одновременно дробясь. Процесс дробления продолжается приблизительно в течение недели — до тех пор, пока не образуется бластоциста. К этому моменту бластоциста уже достигла матки и в течение нескольких последующих дней имплантируется в ее стенку.

В это время одновременно протекают 2 очень важных процесса.

1. Из наружного слоя клеток об­разуются все те ткани и структуры, которые в оставшийся период беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а позднее — и плод.

2. Из зародыше­вого диска начинается развитие (по крайней мере, в общей форме) всех органов и характерных признаков самого эмбриона. В течение этого периода у крохотного заро­дыша появляются ручки, ножки, пальцы, лицо, сердце, которое уже бьется, мозг, легкие и другие важнейшие органы. К концу эмбрионального периода в зародыше уже вполне различимы черты, из всех живых существ присущие только человеку.

 

Стадии пренатального развития:

а - происходит первое дробление двуклеточного организма через несколько часов после оплодотворения.

б - терминальный период, 2 дня после зачатия; признаки дифференциации клеток пока отсутствуют. в — эмбрион в возрасте 21 дня. Виден примитивный спинной мозг.

г - четырехнедельный эмбрион. На фото видны голова, туловище и хвост. К этому времени сердце и не­рвная система уже начали функционировать.

д - пятинедельный эмбрион. По бокам туловища начинают формироваться руки и ноги, е — плод в возрасте 9 недель. На фото ясно различима пуповина, соединенная с плацентой. ж — шестнадцатинедельнын плод. Видна пуповина, соединенная с плацентой. Все внутренние органы уже сформированы, хотя еще не функционируют в полной мере.

з - двадцатинедельный плод. На этой стадии большинство внутренних органов начинают функциониро­вать, и плод уже способен «брыкаться», поворачивать голову и менять «выражение лица».

 

На протяжении всех 6 недель эмбрионального периода зародыш быстро растет, какие-то изменения происходят каждый день. Сразу после имплантации эмбриона клетки начинают дифференцироваться на 3 отдельных слоя (энто-, мезо- и эктодерма):

- из наружного слоя - эктодермы - впоследствии образуется кожа, органы чувств и нервная система;

-из среднего слоя - мезодермы - мышечная ткань, кровеносная и выдели­тельная системы;

-из внутреннего слоя -эндодермы - пищеварительная система, легкие, щитовидная железа, тимус и другие органы.

Одновременно начинают развиваться нервная трубка (которая впоследствии дифференцируется, образуя спинной и головной мозг).

К концу 4-й недели беременности, всего через 2 недели с начала эмбрионального периода, начинает биться сердце зародыша и функционировать, хотя и в самой примитивной форме, его нервная система. Серд­це и нервная система содействуют развитию эмбриона как целого организма. И все это происходит с зароды­шем, длина которого составляет всего 4 мм,

В течение 2-го месяца происходит быстрое разви­тие тех систем и органов, которые отличают человека от всех других существ. Из небольших зачатков ко­нечностей на туловище зародыша образуются руки и ноги. У месячного зародыша можно обнаружить глаза, которые выглядят расположенными по бокам головы; строение лица зародыша на протяжении 2-го месяца меняется практически ежедневно. Формируются и внутренние органы: легкие, пищеварительная и выделительная системы, хотя они пока еще не функционируют.

Именно в этот период велика вероятность выкидыша, или самопроизвольного аборта, возникновение различного рода патологий в развитии плода. Эмбрион получает питательные вещества через плаценту из организма матери, попадание в материнский организм токсичных веществ, неправильное (недостаточное) питание или плохое здоровье матери могут сказаться на развитии ребенка.

Эмбриональный период.

Показаны в натуральную величину размеры человеческого

эмбриона и плода в возрасте от 14 дней до 15 недель.

 

 

Онтогенез развития органа слуха.

Очень сложный по строению и функции слуховой анализатор человека произошел из очень просто устроенных образований у низших животных. Эти образования, имеющие различную форму, описаны под названием «слуховых щупалец» у медуз, «слуховых ямок» у кольчатых червей, «слуховых пузырьков» - у головоногих моллюсков.

У позвоночных животных слуховой аппарат расположен в перепончатом лабиринте, который является одновременно и органом равновесия. В результате усложнения слухового аппарата у позвоночных происходит дифференциация различных отделов лабиринта и развитие добавочных частей, служащих для передачи звуковых колебаний.

У человека зачаток слухового органа образуется на четвертой неделе развития зародыша в виде двух симметричных углублений эктодермы, в последующем превращающиеся в слуховые пузырьки, которые становятся зачатками внутреннего уха. В то же время среднее и наружнее ухо развивается из жаберной щели и ограничивающих ее жаберных дуг.

Рассмотрим более подробно происхождение отдельных составляющих органа слуха.

В ранней стадии внутриутробного развития в шейном отделе плода образуются щели, напоминающие жаберные дуги у рыб (с этим и связано их название).

Структуры наружнего и среднего уха образуются из разных жаберных дуг.

Производными первой жаберной дуги являются следующие структуры:

1. Наружный слуховой проход.

2. Барабанная перепонка.

3. Слуховая труба.

4. Барабанная полость.

5. Свод носоглотки.

6. Две слуховые косточи: молоточек, наковальня, мышца, напрягающая барабанную перепонку.

 

Наружный слуховой проход представляет собой в начале формирования слепой мешок мезодермальной ткани. Затем эта ткань истончается в дистальном отделе и образует фиброзный слой барабанной перепонки. Снаружи этот слой покрывается эктодермальным, а изнутри - эндодермальным эпителием, и к моменту рождения натянутая часть барабанной перепонки состоит уже из трех слоев. К концу внутриутробного периода образуется и расслабленная часть барабанной перепонки. Ее размеры становятся такими же, как у взрослого, но она располагается почти горизонтально.

Слуховая труба, барабанная полость и свод носоглотки (этот отдел является и началом пищеварительного тракта) также образуются из полости кармана первой жаберной дуги.

Одновременно происходит формирование двух слуховых косточек: молоточка, наковальни и мышцы, напрягающей барабанную перепонку, иннервируемую тройничным нервом.

 

Производными второй жаберной дуги являются:

1. Третья слуховая косточка – стремя.

2. Стременная мышца, иннервируемая лицевым нервом.

 

Стременная мышца закладывается раньше мышцы, напрягающей барабанную перепонку. Окончательное формирование поперечнополосатых мышечных волокон и связочного аппарата происходит уже к 4-му месяцу гестационного периода.

Далее в процессе роста туботимпанального пространства формируется слизистая оболочка, выстилающая изнутри барабанную полость. К концу гестационного периода происходит, таким образом, бурный рост всех элементов наружного и среднего уха, в результате чего к моменту рождения барабанная полость, слуховые косточки и их мышцы, а также слуховые трубы полностью сформированы, хотя их размеры и расположение будут несколько изменяться.

 

Внутреннее ухо начинает формироваться с 4-5-й недели внутриутробного развития, состоит из двух отделов:

1. Слухового - улитки (cochlea).

2. Вестибулярного, куда входят преддверие (vestibulum) и полукружные каналы (canales semicirculares).

 

В процессе формирования структур улитки сначала образуется основная мембрана (membrana basilaris), затем на ней появляются два эпителиальных валика, образующие опорные и волосковые клетки. Из поверхностного слоя валиков образуется также и покровная мембрана (membrana tectorid).

Развитие улитки у эмбриона человека происходит постепенно от ее основания к вершине, к 5 мес гестационного периода уже полностью развиты волосковые клетки основного базального завитка, затем среднего и верхушечного.

Так же происходит формирование перилимфатических пространств (лестниц) улитки.

Причем сначала образуется барабанная лестница, а несколько позднее - лестница преддверия. Параллельно развиваются улитковый проток и водопровод улитки. В целом к 5-му месяцу внутриутробного развития все эндо- и перилимфатические пространства оформлены, хотя еще заполнены мезенхимой.

Вестибулярный отдел филогенетически более древнее образование, чем орган слуха.

Полукружные каналы можно обнаружить уже у эмбриона длиной всего 10 мм; у зародыша перепончатый лабиринт почти полностью сформирован.

В пренатальном периоде наиболее интенсивно развивается периферический отдел вестибулярного анализатора.

Различные отделы вестибулярного аппарата развиваются не одновременно. Так, если рост латерального (горизонтального) и заднего (фронтального) полукружных каналов заканчивается к 7 мес гестационного периода, то переднего (сагиттального) канала - только к моменту рождения. Указанная особенность связана с тем, что передний канал наиболее важен для перехода тела ребенка в вертикальное положение.

Преддверие увеличивается в течение первых 5 мес гестации, а затем почти не изменяется до самого рождения.

Клеточные элементы вестибулярного узла формируются раньше кохлеарного. Во всех периодах гестации размеры вестибулярной части

значительно превосходят размеры кохлеарной. Движения плода вызывают раздражение вестибулярного нерва и его раннюю миелинизацию, поэтому вестибулярный аппарат начинает функционировать одним из первых среди рецепторных структур. Рост и дифференциация вестибулярного нерва, как и других проводниковых и центральных элементов вестибулярного аппарата, происходят вплоть до полового созревания.

Критическим периодом называют время, в течение которого тот или иной орган, структура или система организма наиболее чувствительны к определенному воздействию. На рис, 4-3 показаны критические периоды пренатального развития; особое внимание уделено тому, когда может быть нанесен наибольший вред опреде­ленным органам и системам.

 

Характер и зависимость специфических эффектов от времени воздействия тератогена в границах критического периода можно проиллюстрировать на примере последствий приема такого лекарственного препарата, как талидомид. Талидомид прописывали беременным женщинам в качестве легкого транквилизатора в 1959-1960 годах, в основном в Великобритании и Германии. Этот препарат помогал при бессоннице, тошноте, других утренних недомоганиях. В течение последующих двух лет около 10 тысяч детей родились с различными видами уродств, что было приписано воздействию талидомида. Тщательное исследование течения беремен­ности у матерей этих детей показало, что характер дефекта определялся тем, в ка­кой период беременности они принимали лекарство. Если мать принимала талидомид между 34-м и 38-м днем от последней менструации, ребенок рождался без ушей. Если препарат принимался между 38-м и 47-м днем беременности, у ребенка отсутствовали или были деформированы руки. При приеме талидомида между 40-м и 45-м днем беременности у ребенка наблюдались дефекты кишечного тракта или желчного пузыря; прием этого препарата между 42-м и 47-м днем приводил к отсут­ствию у ребенка ног или их деформации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: