Перечень и стандарты практических умений.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Биология »

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 6

ТЕМА: Коллоквиум «Биология клетки. Организация наследственного материала и его реализация»

 

Красноярск

 

Занятие №6

1. Тема: «Биология клетки. Организация наследственного материала и его реализация»

2.Форма организации занятия: коллоквиум (семинарско-практическое занятие).

3. Значение изучаемой темы:

Данная тема имеет фундаментальное значение для изучения биологии. Целостное представление о клетке как структурно-функциональной и генетической единице живого, является важным моментом для понимания процессов, происходящих в живом организме, и имеет существенное значение для изучения человеческого организма в норме и при нарушении функционирования.

4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

а) способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1)

б) способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5)

 

обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

а) способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2)

б) способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9)

в) способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31)

г) способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32)

- учебная: в результате изучения темы обучающийся должен знать:

а) правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях с реактивами, приборами и животными

б) физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях

в) строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений

г) основные метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ

д) строение и функции наиболее важных химических соединений (нуклеиновых кислот, природных белков, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.)

е) законы генетики, её значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека

ж) основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов

з) теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, расспространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении

обучающийся должен уметь:

а) пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности

б) работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами)

обучающийся должен владеть:

а) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведений дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики

б) описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электроннограмм

в) базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет

г) навыками микроскопирования гистологических препаратов и электронных микрофотографий

5. План изучения темы:

 

ВАРИАНТ 1

Уважаемые студенты!

Оценка в баллах по каждому вопросу обозначена в конце группы однозначных заданий. Общая оценка складывается из суммы всех заработанных баллов.

Максимальное количество баллов – 47; за оценку «отлично» необходимо набрать - 47-42,5 баллов; на оценку «хорошо» - 42-37,5 баллов; на оценку «удовлетворительно» - 37-33; «неудовлетворительно» - ниже 33 баллов.

 

1. Дать расшифровку понятия:

1.1. Дискретность - это

1.2. Митохондрии - это

1.3. Кариограмма - это

1.4. Транскриптон - это

1.5. Энхансер - это

1,5

2. Дополнить:

2.1. Клетки размножаются……..

2.2. Эволюционно-значимые изменения генофонда - элементарное явление уровня организации….

2.3.Белки и мяРНК формируют комплекс….

1,5

3. Раскрыть и охарактеризовать:

3.1. Политения

3.2. Специальные включения

3.3. Этапы реализации наследственной информации (экспрессии гена) прокариот

4. Определить микропрепарат или электроннограмму, указать особенности строения и выполняемые функции объекта:

4.1. Препарат № 16

4.2. Электроннограмма № 6

5. Решить ситуационную задачу и обосновать ход решения:

5.1. Объясните, почему у зимних спящих сурков и зимующих летучих мышей число митохондрий в клетках сердечной мышцы резко снижено.

5.2. Определите направление синтеза и нуклеотидную последовательность каждой из двух дочерних нитей, которые возникнут при репликации приведённого ниже двухцепочечного фрагмента ДНК:

3/ - А-Г-Т-Ц-Т-Т-Г-Ц-А-5/

5/- Т-Ц-А-Г-А-А-Ц-Г-Т-3/

 

Перечень и стандарты практических умений.

1. Умение пользоваться учебной и научной литературой, сетью Интернет для получения профессиональной информации.

2. Умение описывать изучаемые микроскопические препараты.

7. Домашнее задание для уяснения темы занятия (согласно методическим указаниям для внеаудиторной работы по теме занятия)

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

- Обязательная

1. Биология в 2 кн. Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В.Н Ярыгина. М.: Высш. шк., 2005.

2. Руководство к практическим занятиям по биологии: учебное пособие / под ред. В.В. Маркина. М.: Медицина, 2006.

- Дополнительная

1. Общая и медицинская генетика: учебное пособие / ред. В.П. Щипков. М.: Академия, 2003.

2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика: учебник. М.: Медицина, 2003.

3. Бочков Н.П. Клиническая генетика: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004.

4. Северцов А.С. теория эволюции. М.: Владос, 2005.

5. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие. Новосибирск: Сибуниверизд., 2007.

6. Методические рекомендации для подготовки к курсовому экзамену по дисциплине «Биология с экологией» / сост. Т.Я. Орлянская, М.Н. Максимова, Л.С. Смирнова. Красноярск: тип. КрасГМА, 2007.

7. Григорьев А.И. Экология человека: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

8. Чернова Н.М. Общая экология: учебник. М.: Дрофа, 2004.

- Электронные ресурсы

1. Электронная библиотека по дисциплине Биология. М.: Русский врач, 2003.

2. ИБС КрасГМУ

3. БД MedArt

4. БД Медицина

5. БД Гении медицины

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: