Раздел: Физиологические механизмы поведения человека




Словарь физиологических терминов.

Активация реакции - совокупность электрографических признаков, сопутствующих повышению уровня бодрствования, например, при пробуждении. На ЭЭГ - явление десинхронизации, смена волновых характеристик глубоких стадий сна характеристиками поверхностных стадий.

Амнезия - полная или частичная утрата памяти под влиянием чрезвычайных физических или химических воздействий на мозг. Ретроградная - страдает память на события, предшествовавшие воздействию. Антероградная -страдает память на события, следующие за воздействием. В основе амнезии лежат нарушения формирования, закрепления (консолидации) или воспроизведения временных связей.

Акцептор результата действия (АРД) - стадия функциональной системы, возникающая после стадии принятия решения; обладает свойством предвидения будущего результата; является материалистической основой цели поведения. Проявляется в виде биохимических механизмов памяти нейронов о будущем результате и реверберации возбуждения в структурах ЦНС, участвующих в организации поведения. В АРД после достижения результата происходит сличение параметров ожидаемого с параметрами реального результата.

Архитектоника функциональной системы (ФС) - общее строение, универсальные узловые механизмы любой ФС. Классификация узловых механизмов ФС поведения включает: 1) афферентный синтез; 2) принятие решения; 3) акцептор результата действия; 4) эфферентный синтез; 5) результат действия; 6) оценка достигнутого результата.

Афферентация - поток нервных импульсов, поступающих от экстеро - и интерорецепторов в ЦНС. Виды: прямая, обратная, обстановочная, пусковая.

Афферентация пряма я - сенсорная информация о внешней и внутренней среде, на основе анализа которой формируется адекватное поведение

Афферентация обратная - информация о параметрах полезного приспособительного результата. В центре регуляции сопоставляется с параметрами АРД для оценки результата действия и коррекции поведения;

Афферентация обстановочная - компонент афферентного синтеза, информация о факторах внешней и внутренней среды, составляющих конкретную обстановку, на фоне которой развертывается приспособительная деятельность. Позволяет оценить возможность и способы удовлетворения доминирующей потребности.

Афферентация пусковая - компонент афферентного синтеза, реализующий уже сформированную предпусковую интеграцию возбуждений в поведенческий акт, приурочивая его к определенному месту и времени. Обычно пусковым раздражителем служит результат деятельности предыдущего поведенческого акта, а также время.

Афферентный синтез - процесс сопоставления, отбора и объединения (синтеза) разнообразных по значимости афферентных потоков возбуждений; начальный этап развертывания функциональной системы поведения; составляет основную часть латентного периода реакции. В результате из множества внешних и внутренних раздражителей отбирается главное, определяется цель поведения. В афферентном синтезе участвуют 4 вида возбуждений (информации): доминирующая мотивация; обстановочная афферентация; память; пусковой стимул.

Внешнее звено саморегуляции - этап регуляции гомеостатической функции с помощью поведения

Внутреннее звено саморегуляции - этап регуляции результата гомеостатической ФС системы с помощью внутренних ресурсов и вегетативных механизмов организма.

Внимание - сосредоточенность, избирательная направленность познавательной деятельности на определенный объект, значимый в данный момент. Функция внимания развивается в фило- и онтогенезе на базе врожденного ориентировочного рефлекса, направленного на создание в организме условий для восприятия изменений во внешней среде. Объем внимания характеризуется количеством элементов, воспринимаемых одновременно, одинаково, четко и ясно. Устойчивость внимания -это способность длительно сосредоточиться на одном предмете или на одной работе.

Временная связь - связь между структурами нервной системы, образуемая при сближении во времени действий двух раздражителей, воспринимаемых этими структурами. В основе условного рефлекса лежит временная связь, при образовании которой раздражителю, вызывающему биологически существенную для организма деятельность, предшествует стимул, не имевший ранее отношение к ней.

Вторая сигнальная система - присущая только человеку система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Высшая нервная деятельность - (ВНД) нейрофизиологические механизмы психических функций, отражающих внешний мир (процессов опознания сигналов, их фиксации в памяти и т.д.), а также механизмы реализации поведения. В ее основе лежит взаимодействие безусловных и условных рефлексов, к которым у человека добавляется вторая сигнальная система.

Динамический стереотип - цепь в основном условных рефлексов, которые вырабатываются на комплекс раздражителей, поступающих в определённой последовательности. Формируется в процессе жизни.

Импринтин г - форма обучения на первых стадиях онтогенеза, происходящая по принципу запечатления (фиксация в памяти) признаков окружающей действительности с первого раза.

Инстинкт - генетически детерминированная программа сложных поведенческих актов, которые осуществляются в строго определенной хронологической последовательности при наличии специфического внешнего раздражителя и определенного состояния внутренней среды организма. Поведение человека определяется социальными законами общества. Его инстинктивная деятельность значительно преобразована, приобретает иное значение и находится под контролем сознания. Виды инстинктов: 1) витальные, 2) ролевые (зоосоциальные), 3) саморазвития (игровой, исследовательский, иммитационный).

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей личности, определяемая биологическими (генетическими) и социальными факторами. Отражает познавательно-рациональную сторону мыслительных процессов человека, с его абстрактно-логическим пониманием причинно-следственных связей. Интеллект животных - высшая форма их психической деятельности, связанная с решением нестандартных задач с помощью подручных средств на основе предшествующего опыта. Интеллект животных носит конкретно-чувственный, двигательный характер с использованием метода проб и ошибок. Он обусловлен только биологическими потребностями.

Критические периоды - периоды раннего онтогенеза, характеризующиеся повышенной чувствительностью ЦНС к состоянию организма и влиянию внешней среды, что откладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшее поведение индивида.

Консолидация - процесс перехода введенной в мозг информации (временных связей) из кратковременной памяти в долговременную.

Лимбическая система - комплекс структур мозга, участвующих в управлении вегетативными функциями, эмоциональным и инстинктивным поведением (пищевым, половым, оборонительным), механизмах памяти, смене фаз сна и бодрствования. К ним относятся: 1) древняя кора (палеокортекс) – периформная, периамигдалярная, диагональная, обонятельные луковицы, обонятельный бугорок, прозрачная перегородка; 2) старая кора (архикортекс) – гиппокамп, зубчатая фасция, поясная извилина; 3) мезокортекс – островковая кора, парагиппокамповая извилина; 4) подкорковые структуры – миндалины мозга, ядра перегородки, ряд ядер таламуса и гипоталамус.

Личность - человек как индивидуальность, характеризующаяся системой мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественно - исторических условий на основе наследственных и приобретенных предпосылок. Личность конкретного человека составляет индивидуальная, неповторимая композиция и внутренняя иерархия его основных (витальных, социальных и идеальных) потребностей.

Мыслительный тип - индивидуум с относительным преобладанием

второй сигнальной системы, воспринимающий мир абстрактно, со склонностью к анализу и синтезу, обобщению сигналов внешней среды. В основе - сравнительно большая функциональная значимость лобных отделов коры больших полушарий и преобладание деятельности левого полушария.

Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Виды мышления: словесно-логическое, конкретно-образное, наглядно-действенное.

Объем памяти - наибольшее число отдельных элементов, которое может быть безошибочно воспроизведено человеком после их однократного предъявления.

Опережающее отражение действительности - свойство всей живой материи на основе механизмов памяти предвидеть будущие события. Лежит в основе условно-рефлекторной деятельности животных и человека, способности приспосабливаться к будущим наиболее вероятным изменениям окружающей среды.

Память - способность мозга приобретать, хранить и неоднократно воспроизводить в сознании и поведении информацию о событиях окружающего мира и реакциях организма. Различают филогенетическую (видовую) память и онтогенетическую (индивидуальную). Нейрофизиологической основой видовой памяти являются врожденные рефлексы. В основе индивидуальной памяти лежат условные рефлексы. Индивидуальная память подразделяется на процедурную и декларативную. Содержанием процедурной памяти являются действия, т. е. приобретенные на основе классических и инструментальных условных рефлексов двигательные навыки. Содержание декларативной памяти может быть декларировано. Она подразделяется на эпизодическую (образную) – память на события индивидуальной жизни и семантическую (словесно-логическую) - знание вещей, не зависящих от личной жизни. По длительности хранения индивидуальную память подразделяют на мгновенную (сенсорную, иконическую), кратковременную и долговременную.

Первая сигнальная система - система конкретных, чувственно-непосредственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.

Пластичность ФС - изменчивость способов и механизмов достижения полезного приспособительного результата ФС.

Поведение - сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности. К врожденным формам поведения относятся безусловные рефлексы и инстинкты. Основой приобретенных форм поведения являются условные рефлексы.

Психика - (от греч. рsychiкos – душевный) Особое свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность посредством ощущений, восприятий, эмоций, памяти и т. п. Появляется на определенной ступени эволюционного развития. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку.

Темперамент - совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Темперамент (фенотип) является результатом взаимодействия двух факторов: наследственного (генотипа) и внешней среды. Существует несколько классификаций темпераментов. Гиппократ классифицировал темпераменты по соотношению четырех жидкостей, циркулирующих в организме - крови, желчи, черной желчи и слизи (лимфы). И. П. Павлов в основу классификации темпераментов положил свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность возбудительного и тормозного процесса. Четыре типа комбинации этих свойств И. П. Павлов описал как четыре типа ВНД. Живой тип – сильный, уравновешенный, подвижный; спокойный тип – сильный, уравновешен-ный, инертный; безудержный тип – сильный, неуравновешенный; слабый тип выраженности возбудительного и тормозного процессов в нервной системе. Живой тип ВНД соответствует темпераменту сангвиника; спокойный – флегматика, безудержный – холерика; слабый – меланхолика.

Условный рефлекс - закономерная реакция организма на ранее индифферентный раздражитель, воспроизводящая безусловный рефлекс или движение, являющееся необходимым условием подкрепления.

Функциональная асимметрия полушарий - относительное преобладание функциональной активности одного из полушарий в их совместной, парной деятельности. Отчетливо выражено только у человека, предопределено генетически, но окончательно формируется в позднем онтогенезе под влиянием окружающей среды. Левое полушарие обеспечивает чувствительные и двигательные функции главной в адаптивном поведении правой руки, программирование и реализацию речи, логическое мышление, хорошо оценивает время. Правое полушарие опознает зрительные, слуховые образы предметов, стереогнозию, пространственные конструкции: схему тела субъекта, схему устройства внешнего мира; обеспечивает конкретно-образное мышление.

Функциональная система (ФС) - динамическая саморегулирующаяся организация, все элементы которой взаимосодействуют в получении полезного для организма приспособительного результата. Системообразующим фактором ФС является ее результат. ФС включает в себя рефлекс, как составную ее часть.

Характер - целостный и устойчивый индивидуальный склад психической жизни личности, возникающий в результате наследственных задатков с окружающей средой. Проявляется в деятельности, общении и типичных способах поведения. Характер личности определяет основы его поведения. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой динамичности и пластичности под влиянием социального воспитания окружающей среды.

Художественный тип - индивидуум, обладающий относительным преобладанием первой сигнальной системы. Воспринимает окружающий мир конкретно, образно при относительно меньшей функциональной активности лобных отделов коры больших полушарий и относительном преобладании деятельности правого полушария.

Энграмма - след памяти, сформированный в результате обучения.

Сигнальные и подкрепляющие компоненты энграмм локализованы в нейронных ансамблях различных структур мозга: гиппокампа, таламуса, ретикулярной формации, височной и лобной коры.

Эмоция - отражение мозгом человека и животного какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта. Эту оценку субъект осуществляет непроизвольно и часто неосознанно сопоставляет информацию о средствах и времени, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступающей в данный момент. Высокая вероятность достижения цели (по сравнению с ранее имевшимся прогнозом) вызывает положительные эмоции, которые субъект активно максимизирует, т. е. старается продлить. Снижение вероятности удовлетворения потребности вызывает отрицательные эмоции, которые субъект стремится минимизировать. Таким образом, эмоции участвуют в механизмах регуляции поведения. Анатомическим субстратом эмоций является лимбическая система, лобно - височная кора.

 

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: Психофизиологические особенности личности и поведения человека.

Цель занятия: Изучить основные физиологические механизмы поведения человека. Ознакомиться с некоторыми психофизиологическими методами исследований силы и подвижности нервных процессов, внимания, памяти.

Для достижения поставленной цели необходимо изучить

самостоятельно:

1. Учебник "Физиология человека" п/р В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, 2002 г., т. 2, с.260-312.

2. Учебник "Нормальная физиология" п/р К.В. Судакова, 1999, с. 584-654, 671-682.

3. Учебник "Физиология человека" п/р Г.И. Косицкого М. "Медицина" 1985 г., стр. 480-522.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии п/р Г.И. Косицкого М. "Медицина" 1988 г., работы 111,120,121.

5. Лекции по физиологии.

Дополнительная литература:

1. Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова "Физиология высшей нервной деятельности", 2001г.

2. "Основы физиологии человека" п/р Б. И. Ткаченко, 1994, т. 2, с. 114-156.

3. Физиология человека п/р Р. Шмидта М. "Мир" 1985 г, Т 1, с. 220-264.

4.Физиология речи. Восприятие речи человеком. В серии " Руководство по физиологии" Л. "Наука" 1976 г.

5. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии п/р К.В. Судакова, А.В. Котова, Т.Н. Лосевой., 2002, с. 509-546.

После изучения предложенного материала необходимо ЗНАТЬ:

1. Особенности врожденных форм поведения: безусловных рефлексов и инстинктов.

1.1. Ориентировочный рефлекс и ориентировочное поведение, их биологическое значение.

2. Закономерности условно-рефлекторной деятельности и роль обучения для приобретённых форм поведения:

2.1. основные признаки условного рефлекса

2.2. классификацию условных рефлексов

2.3. правила образования условных рефлексов

2.4. торможение условных рефлексов (виды, механизмы)

2.5. нейрофизиологические механизмы образования условных рефлексов.

3. Роль памяти в процессе обучения. Виды и механизмы памяти.

1. Понятие о 1 и 2 сигнальных системах организма, особенности функциональной асимметрии коры больших полушарий.

2. Нейрофизиологические механизмы и роль внимания в целенаправленной деятельности человека.

6. Роль генетической детерминации свойств нервных процессов:

6.1. Типы ВНД

6.2. Понятие "темперамент", соответствие типов ВНД по И.П. Павлову типам темперамента по Гиппократу.

7. Медицинское и физиологическое значение понимания психологических свойств нервной системы человека.

8. Физиологию эмоций, их биологическую и социальную роль, причины эмоционального напряжения. Значение лимбической системы в формировании мотивации, эмоций, организации памяти, саморегуляции вегетативных функций.

9. Характеристику состояния сна и его фаз. Физиологические механизмы сна и биологическую роль.

УМЕТЬ: использовать принципы психофизиологического тестирования и психомоторные показатели для исследования силы и подвижность нервных процессов, внимания, памяти.

Для контроля усвоения теоретического материала ответьте на тестовые задания по теме (см. приложение) и следующие вопросы:

1. В чём различие приспособительного значения безусловных рефлексов и условных рефлексов?

2. Что произойдет с условным слюноотделительным рефлексом у животного, если:

n провести анестезию слизистой оболочки полости рта

n удалить передний мозг

3. Какие раздражители всегда вызывают безусловное торможение условных рефлексов?

4. Какое основное условие опыта является общим для выработки всех 4-х видов внутреннего торможения условных рефлексов?

5. У собаки выработан условный рефлекс на слово "звонок". Появится ли условная реакция, если прозвучит настоящий звонок? Как в такой ситуации будет вести себя человек?

6. Ребенка обучают правильно различать цвета. За счёт каких свойств условного рефлекса осуществляется обучение?

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Работа 1: Влияние постороннего раздражителя на

текущую деятельность человека.

Методика: Методическое обеспечение: таблица Анфимова, карандаш, секундомер, калькулятор. Работа выполняется корректурным методом. Испытуемый получает задание с максимальной скоростью и точностью вычеркивать или подчеркивать в таблице буквы (например, вычеркивать буквы "к", "с", подчеркивать букву "а") в течение 6 минут. Работа начинается по команде преподавателя "раз". Через 3 минуты по команде "черта" за последним просмотренным знаком испытуемые ставят вертикальную черту и продолжают работу. По истечении 6 минут по команде "стоп" за последним просмотренным знаком ставят две черты и заканчивают работу. На четвёртой минуте работы преподаватель должен применить какой-либо сильный посторонний раздражитель, например, резкий звук, неожиданное объявление. После окончания работы испытуемые обмениваются бланками с таблицами Анфимова (лучше проверять чужую работу), находят ошибки, подсчитывают количество просмотренных строк и допущенных ошибок за каждые 3 минуты. За ошибку принимается пропущенная или неправильно зачеркнутая буква. По формуле: К=Ã2/ М, где Ã - число просмотренных строк за 3 минуты, М - количество ошибок за 3 минуты, рассчитывают коэффициент, отражающий скорость и точность работы. Возможны несколько вариантов влияния постороннего раздражителя на текущую деятельность человека:

1) коэффициент не изменился, что свидетельствует о развитии в коре мозга достаточно сильного концентрированного очага возбуждения, по отношению к которому возбуждение, вызванное посторонним раздражителем, оказалось слабым.

2) коэффициент уменьшился это результат внешнего торможения текущей деятельности человека посторонним раздражителем.

3) коэффициент возрос, это наблюдается в результате снятия посторонним раздражителем утомления центров головного мозга.

Рекомендации к оформлению протокола: 1. Рассчитайте коэффициент "К" за первые и вторые 3 минуты, дайте интерпретацию результатов сравнения коэффициента. 2. В выводах укажите психофизиологические факторы, влияющие на деятельность человека.

Работа 2: Исследование силы и подвижности нервных процессов по психомоторным показателям (теппинг-тест).

Методика: Методическое обеспечение: тетрадь, ручка, секундомер, калькулятор. Развернутый лист тетради, крестообразно расчертить на 4 сектора, которые обозначить цифрами 1, 2, 3, 4 по ходу часовой стрелки. По команде "раз" преподавателя, студенты в максимально быстром темпе наносят ручкой точки в секторах 1, 2, 3, 4. Переход от сектора к сектору осуществляется через каждые 10 секунд по команде преподавателя "переход". По команде "стоп" работу следует закончить. Подсчитывают количество точек в каждом секторе. Рассчитывают среднее количество точек в 1 секторе. Оценку подвижности нервных процессов производят по следующей шкале:

среднее количество точек: уровень подвижности:
41-50 низкий
51-60 средний
61-70 высокий
более 70 очень высокий

Оценку силы нервных процессов осуществляют следующим образом. Одинаковое количество точек во всех секторах свидетельствует о достаточной силе процессов возбуждения и торможения в нервных центрах, обеспечивающих целенаправленные движения. Уменьшение числа точек к последнему сектору говорит о слабости нервных процессов.

Рекомендации к оформлению протокола: Подсчитайте количество точек в каждом секторе, рассчитайте среднее количество точек в 1 секторе. 2. На основе полученных результатов оцените силу и подвижность нервных процессов. 3. Сравните свои результаты с результатами тестирования других студентов. 4. В выводах объясните, от чего зависят сила и подвижность нервных процессов.

Работа 3: Исследование объема и устойчивости внимания при

помощи теста Шульте.

Методика: Методическое обеспечение: набор из 5 цифровых таблиц, секундомер.

По команде экспериментатора «раз» испытуемый называет вслух и показывает пальцем по порядку от 1 до 25, делая это максимально быстро. Время работы с каждой таблицей определяют секундомером. Последовательно предъявляют 5 таблиц. Время, затраченное на 1 таблицу, характеризует объем внимания (в норме 30-50 секунд). Увеличение этого времени говорит об уменьшении объема внимания. Устойчивость внимания характеризуется постоянством времени, затраченного на работу с каждой таблицей (разница не более 1-2 секунд). Внимание неустойчиво, если время, которое тратит испытуемый на работу с каждой таблицей, различается значительно.

Рекомендации к оформлению протокола: 1. Запишите в протокол время, затраченное на работу с каждой таблицей. 2. Сделайте вывод о соответствии объема и устойчивости внимания норме. 3. Сравните собственные результаты с результатами исследования объема и устойчивости внимания других студентов. 4. Укажите факторы, которые могут влиять на объем и устойчивость внимания у человека.

Работа 4: Определение типа личности, особенностей характера по признакам функционального доминирования полушарий головного мозга.

У человека выявлено четкое разделение функций между левым - “логическим” и правым - “образным” полушариями головного мозга. При этом одно из полушарий является ведущим, доминирующим, что во многом определяет основные черты характера.

Методика: Проделайте следующие простые манипуляции, каждый раз последовательно отмечая их результаты буквами Л (левый) или П (правый).

1. Переплетите несколько раз пальцы рук в «замок». Вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец. Укажите, правый он или левый.

2. Возьмите ручку или карандаш. Прицельтесь, выбрав мишень, и глядя на нее обоими глазами через кончик ручки (карандаша), зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз ведущий и наоборот.

3. Скрестите несколько раз руки на груди. Укажите, локоть какой руки оказывается сверху?

4. Поаплодируйте. Какая ладонь сверху?

Найдите особенности своего характера в следующих обозначенных вариантах последовательных ответов:

ПППП - для вас характерно постоянство, ориентация на общепринятое мнение, вы не любите конфликтовать, спорить, ссориться

ПППЛ – темперамент слабый, определяющая черта вашего характера – нерешительность.

ППЛП - для вас характерны решительность, чувство юмора артистизм. Это очень контактный, сильный тип характера.

ППЛЛ - редкий тип характера, близкий к предыдущему, но мягче. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью, медленнее привыкает к новой обстановке.

ПЛПП – вариант, сочетающий аналитический склад ума с мягкостью характера. Избегает конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ - слабый и самый редкий тип характера, встречается среди женщин. Обладатели его подвержены различному влиянию, часто беззащитны, но в то же время конфликтны.

ЛППП – один из наиболее распространённых типов. Основная черта – эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью, подвергается чужому влиянию. В то же время приспосабливается к различным условиям жизни, легко сходится с людьми.

ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, характерны мягкость и наивность. Требуете особого внимательного отношения к себе.

ЛЛПП - характерны дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, а также склонность к самоанализу

ЛЛПЛ - в характере преобладает простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкое сочетание, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП - характер эмоциональный, энергичный, решительный, но часто приводит к непродуманным поступкам.

ЛЛЛЛ - неконсервативный тип характера, способный взглянуть на старые вещи по-новому. Обладает ярко выраженной эмоциональностью, проявляет эгоизм, упрямство, иногда переходящие в замкнутость.

ЛПЛП - самый сильный тип характера, настойчив, энергичен, трудно поддаётся убеждению и меняет свою точку зрения.

ЛПЛЛ - очень похоже на предыдущий тип. Та же настойчивость в достижении поставленных целей, склонность к самоанализу. Но друзей находит с трудом. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью.

ПЛЛП - у вас легкий характер. Умеете избегать конфликтов, любите путешествовать. Легко находите друзей. Но часто меняете свои увлечения

ПЛЛЛ - этот тип более характерен для мужчин. Отличается непостоянством и независимостью, аналитическим складом ума. Вы кажетесь мягким, но когда доходит до дела, вы требовательны и настойчивы.

Рекомендации к оформлению протокола: 1. Запишите особенности характера, определенного по признакам функциональной асимметрии мозга и сравните их с собственной оценкой характера. 2. В выводах укажите, какие черты характера поддаются воспитанию, а какие являются врожденными. Перечислите функции правого и левого полушария коры больших полушарий.

Работа 5: Исследование объема кратковременной слуховой памяти.

Методика: Для работы необходимы: цифровые таблицы с рядами цифр (от 3-х до 12 цифр в ряду), расположенных в случайном порядке.

Исследователь произносит вслух ряд цифр только один раз, испытуемый должен тотчас повторить их в том же порядке. Начинают читать с короткого ряда, последовательно переходя к длинному, монотонно, с равными паузами между цифрами со скоростью 3 знака за 2 секунды. За объем кратковременной слуховой памяти принимают максимальное количество цифр, которое испытуемый правильно повторил после первого предъявления. Если испытуемый правильно повторил ряд из 8 цифр, то объем его кратковременной слуховой памяти равен 8 и т. д. Оценка объема кратковременной слуховой памяти осуществляется по следующей шкале: 9-10 цифр – отлично, 7-8 цифр – хорошо, 6 цифр – удовлетворительно, менее 6 цифр - плохо.

Рекомендации к оформлению протокола. 1. Запишите результат исследования объема кратковременной слуховой памяти и оцените его по шкале. 2. Сравните собственный результат с результатами исследования памяти других студентов. 3. В выводах объясните, от чего зависят объем кратковременной слуховой памяти. 4. Укажите её нейрофизиологические механизмы.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ:

1. Если подложить утиное яйцо курице-наседке, то вылупившийся утенок будет вести себя подобно цыплятам или утятам? Умеет ли он плавать?

2. Можно ли выработать пищевой условный рефлекс на свет у собаки, если вокруг зрительной коры у нее провести хирургическое рассечение анатомических связей зонами коры?

3. Как у человека выработать условный рефлекс, не прибегая к многократному сочетанию условного раздражителя с безусловным?

4. Можно ли у животного на один и тот же раздражитель выработать два разных рефлекса (например: пищевой и оборонительный)?

5. Общеизвестно, что с возрастом люди все меньше склонны к изменению распорядка и привычек, сложившихся на протяжении многих лет. С какими физиологическими механизмами это связано?

6. Объясните поведение комнатной собаки, проявляющей радость при виде хозяина, готовящегося к прогулке.

7. Объясните с точки зрения физиологических механизмов смысл пословицы "аппетит приходит во время еды".

8. В истории известны случаи, когда грудные дети попадали в среду зверей и находились там до 10-12 лет. Когда они вновь возвращались в общество людей, то привить им поведение, свойственное человеку (прямохождение, речь, пользование столовыми приборами и т. д.) не удавалось. О чем это свидетельствует?

9. Биолог Лодыгина - Котс провела такой эксперимент: в ее семье в течении нескольких лет в совершенно одинаковых условиях воспитывались ее дочь и детеныш шимпанзе. Однако, привить обезьяне навыки поведения, свойственные человеку, не удалось. О чем свидетельствует этот факт?

10. Один из сотрудников И.П. Павлов выразил удовлетворение по поводу четких, регулярных, условных рефлексов у экспериментальной собаки и пригласил И.П. Павлова на опыт. Опыты проводились таким образом, что экспериментатор и животное находились в одной комнате. Разделить радость своего ученика И. П. Павлов не смог: условные рефлексы не воспроизводились. Сотрудник был сконфужен! После ухода И.П. Павлова, рефлексы воспроизводились с прежней четкостью. Каков физиологический механизм обнаруженного явления?

11. Какие физиологические закономерности лежат в основе выработки различных социальных навыков у ребенка, носящий характер запрета неодобряемых форм поведения?

12. Многие домашние хозяйки, сетуя на «воровские» замашки кошек, удивляются их хитрости и усматривают в ней элементы сознательной деятельности. И, хотя, действительно, при хозяйке кошки ведут себя «благонамеренно», в отсутствии ее забираются на стол и похищают излюбленные продукты. Каков физиологический механизм поведения животного в обоих случаях?

13. Какими физиологическими механизмами можно объяснить отсутствие у человека страха при виде хищника сидящего в клетке?

14. Объясните, какой физиологический принцип положен в основу правила перехода улицы по сигналу светофора?

15. Здоровый испытуемый прекрасно воспроизводит стихи, выученные в школе, но с трудом запоминает и воспроизводит новые сведения, предлагаемые врачом для тестирования памяти. Примерный возраст испытуемого?

16. Можно ли воспитать у ребенка сильный уравновешенный характер (тип подвижный высшей нервной деятельности)?

17. Выпускник школы делает выбор между двумя вузами: финансово-экономическим и летным училищем. Какой совет можно дать юноше, если у него наблюдается сильный уравновешенный инертный тип ВНД?

18. Во время оказания помощи пострадавшему медсестра уронила шприц, приготовленный для срочной инъекции. Как отреагировал врач в данной ситуации, если бы у него преобладал темперамент:

n сангвиника? холерика? флегматика? меланхолика?

19. У двух испытуемых, которых будили ночью в различные периоды, спрашивали о сновидениях. Первый сообщал, что снов не видел, второй подробно рассказывал содержание снов. Оба обследованных были здоровы, имели один и тот же род занятий и близкие интересы. В какие периоды сна будили каждого из испытуемых?

20. Если взрослого человека изолировать полностью от человеческого общества на 15-20 лет, как изменится его речь?

Ситуационные задачи повышенной трудности с ответами:

1. Невротическим расстройствам при прочих равных условиях более подвержены меланхолики и холерики. Можно ли говорить о более низкой социальной ценности людей с такими темпераментами?

Нет, ни в коем случае. Темперамент может влиять на боль­шую или меньшую уязвимость организма по отношению к стрессовым воздей-ствиям, Однако это не мешает обладателям резко отличающих­ся темпераментов добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности и соответственно занимать столь же высокие посты.

2. Одной из важнейших врожденных поведенческих реакций является импринтинг или запечатлевание. Только что появившийся на свет детеныш начинает неотступно следовать за первым увиденным и м объектом. В естественных условиях таковым является мать. На эксперименте ее можно заменить мячом, заводной игрушкой, человеком, собакой и т.п. и в результате цыпленок, гусенок, детеныши многих копытных животных будут следовать за этим предметом, как за родной мамой. В чем же тогда биологический смысл импринтинга? Не лучше ли было природе снабдить новорожденных точным портретом истинное матери?

Если бы в живой природе не существовало столь важное явление как изменчивость, то такой портрет, действительно, был бы полезен. Но представим себе, что произошла какая-то биологически выгодная мутация, и появились животные с новым признаком. После этого детеныши таких матерей самым трагическим образом перестанут их узнавать, так как в портрете нового признака нет. А вот движе­ние — признак неизменный. Поэтому природа выбрала более надежный путь — кто движется перед тобой срезу после твоего появления на свет - тот и есть твоя мама.

3. В любом виде спортивных эстафет спортсмен имеет пра­во начать прохождение своего этапа только после того, как участник предыдущего этапа передаст ему эстафету. В беге — это эстафетная палочка,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: