Литературные направления 18-19 века
1. Классицизм | 2. Сентиментализм | 3. Романтизм | 4. Реализм | ||
Характер эпохи | Становление абсолютной монархии | Эпоха Просвещения (Европа – зарождение капитализма). Протест против испорченного аристократ.общества | Разочарование в идеях Просвещения. Европейские революции | Усиление классового недовольства | |
Основные черты направления | Обращение к античным образцам (классике) | Стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслей, чувств | Открытая субъективность, стремление пересоздавать действительность. Недовольство настоящим | Глубокая правда жизни | |
Эстетическая основа | Принцип рационализма и «подражания природе» | «Подражание природе», элегические и пасторальные настроения, идеализация патриарх.быта | Выдвижение на 1 план исключительного | Открытия в обыденном, простом | |
Объект выражения | Культ разума | Культ чувства, природы | Культ человеческой индивидуальности, личности | Человек – классовое создание | |
Проблематика | Общественно-гражданская | Индивидуально-личностная | Индивидуально-личностная, свободная | Социально-гражданская | |
Сюжет | Строгая сюжетно-композиционная организация схематизм | Уход от прямолинейности классицизма, субъективный подход к миру | Интерес к экзотическому, сильному, яркому, возвышенному, фантастическому | Отсутствие схематизма | |
Изображение характеров | Прямолинейность Положительные противопоставлены отрицательным Идеализация героев | Культ нравственной чистоты, богатый духовный мир низших сословий, душевные движения | Бессознательное стремление к абсолютной свободе, духовному совершенству, недостижимому идеалу; душевный разлад. Исключительная личность в исключительных обстоятельствах | Психология человека, соц. жизни общества | |
Жанры | Высокие (трагедия, эпопея, ода), низкие (комедия, сатира, басня | Эпические (повесть, роман), эпистолярный, публицистика | Лиро-эпические: элегия, баллада, поэма | Эпические: роман, повесть, драматургия | |
Герои драматических произведений | Правила трех единств. Герои: а) неизменность характера б) герой – воплощение одной черты (говорящая фамилия) в) строго положительные – отрицательные г) резонер | Глубокий психологизм. Причина вех явлений – в психологии человека и соц. жизни общества | |||
Особенности русских направлений | Сатирическая направленность | Сильная дидактическая установка Просветительский хар-р Разговорный язык | Революционный характер или уход в мистику | Сатира, социальная направленность | |
Писатели | Сумароков Капнист Державин Ломоносов Фонвизин | Радищев, Карамзин и др. | Декабристы, Пушкин Жуковский Баратынский Лермонтов и др. | Начиная с Пушкина и далее | |
Литературные направления 18-19 века
Название / Когда и где сформировалось | Основные жанры | Герой | Основные признаки | Русские представители | Зарубежные представители |
Классицизм (от лат.Classicus – образцовый) 17 век, Франция. В России 30-60 годы 18 века) | Высокие- трагедия,ода, эпическая поэма Средние- элегия, идиллия, послание Низкие- сатира, комедия, басня | Подчиняет себя служению высоким идеалам (характеры – маски) | 1.Основная задача – утверждение централизованной власти (абсолютной монархии) 2.Осн. конфликт – между долгом и чувством, разумом и сердцем. 3.Подражание «образцам» античности 4. Нормативность: строгая жанровая система, «теория трех речений» (Ломоносов), «теория трех единств» - времени, места и действия. | А.Д.КантемирМ.В.ЛомоносовА.П.СумароковД.И.ФонвизинГ.Р.Державин | Корнель Мольер (драматурги) |
Сентиментализм (от фр. чувствительный) Середина 18 века – Европа 90-е годы 18 века в России | Лирика- элегия, послание, наставление. Проза – повесть, роман, путевые заметки, наставления | Человек, замечательный не подвигами и служением идеалам, а своими душ.качествами, богатой внутренней жизнью. | 1.Особое значение придается «жизни сердца» 2.Внимание к пейзажу. 3.Проблема возрождение человеческой натуры, на которую пагубно влияет цивилизация. 4.Ценность человека не измеряется его общ.статусом, основным героем является человек третьего сословья. | М.М.ХерасковМ.Н.МуравьевН.М.Карамзин | Л.Стерн Ж.-Ж. Руссо И.-В. Гете |
Романтизм (от фр. – песня о чувствах) Первая треть 19 века | Лирика - поэма, элегия, стансы, баллада, послание, песня. Проза- ист. роман | Человек с богатым внутренним миром, печальный, ищущий, благородной привлекательной внешности, одинокий, судьба его зачастую трагична. | 1.Исследование противоречий человеческой души 2.Двоемирие 3.Тяга к мистике, экзотике 4.Обращение к национальной истории и фольклору. 5. Незаурядная личность в особых обстоятельствах | В.И Жуковский К.Ф.РылеевА.С.ПушкинМ.Лермонтов | Байрон В.Скотт Гофман Ф.КуперВ.Гюго |
Реализм (от лат. realis – вещественный) 19 век | Проза – роман, роман-эпопея, повесть, рассказ Поэзия – эпическая поэма | Типичный представитель определенного сословья, социальной группы, носитель идеи, но наделенный яркой индивидуальностью, характером. | 1.Реалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных образах. 2.Поиски жизненных закономерностей, попытка объяснения происходящего. 3.Типизация характеров и явлений. 4.Внимание к социально-бытовому фону, правдивость детали. 5.Историзм. 6. Типичный герой в типичных обстоятельствах, показан в развитии. | А.С.ПушкинН.В.ГогольЛ.Н.ТолстойФ.Достоевский | Бальзак Драйзер Лондон и др. |