Анализ современного состояния




Произошедшие в 2014 году изменения в земельном законодательстве Российской Федерации расцениваются федеральными органами исполнительной власти и специалистами как крупнейшая земельная реформа. Эти изменения затронули важнейшие вопросы, регулируемые земельным законодательством, в том числе порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Нужно отметить, что, наверное, среди населения России нет более широко распространенного явления некоммерческого характера, связанного с использованием земли, как садоводство, огородничество или дачное хозяйство. По некоторым оценкам, общая численность садоводов, огородников и дачников составляет примерно половину всего населения России. При этом садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан на территории нашей страны зачастую выполняют совершенно различные задачи и функции. Так, с помощью садовых, огородных, дачных земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости реализуется право гражданина на отдых, обеспечивается получение экологически чистой сельскохозяйственной продукции для собственных нужд, осуществляется развитие инфраструктуры муниципальных образований и даже решаются жилищные проблемы населения. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан создаются для содействия гражданам в решении задач, связанных не только с их материальными потребностями, но и в целях духовного и физического развития в том числе подрастающего поколения, что отвечает основным задачам гражданского общества и правовых институтов – возможность реализации социальных и экономических интересов личности.

Основой существования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений садоводов, огородников и дачников является земля. Она представляет собой главный объект их хозяйственной деятельности. В связи с этим изменения земельного законодательства надлежит проанализировать с точки зрения их влияния на садоводов, огородников и дачников, а также на лиц, которые потенциально имеют возможность приобрести садовый, огородный или дачный земельный участок. Как уже отмечалось, с момента введения в действия Закона № 171-ФЗ (основные положения вступили в силу с 1 марта 2015 года) порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, концептуально изменился. Так, до 1 марта 2015 года предоставление земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан и их членам осуществлялось по правилам, предусмотренным как Земельным кодексом Российской Федерации, так и Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 66-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вновь созданным объединениям садоводов, огородников и дачников осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта, которое регулировалось статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года законодатель отказался от института выбора земельных участков и предварительного согласования места размещения объекта, в связи с чем статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации была признана утратившей силу. Теперь в Земельном кодексе Российской Федерации конкретно указаны случаи, в которых предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах или без проведения торгов, а приоритет в части образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдан документации по планировке территории[21].

Отказ законодателя от ранее действовавшего подхода, заключающегося в необходимости обеспечения выбора земельных участков не является случайным. Так, до 1 марта 2015 года в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивал выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Однако федеральными законами не предусматривались случаи, когда необходимо было проведение процедур согласования с государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями при выборе земельных участков. Кроме того, положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не было установлено, на кого именно возлагается обязанность получать согласования, предусмотренные соответствующим актом выбора земельного участка, не определялись основания для отказа в получении тех или иных согласований, что на практике порождало возникновение трудностей для садоводческих, огороднических или дачных объединений граждан при выборе земельных участков для их последующего приобретения, поскольку именно на садоводов, огородников и дачников ложилось бремя получения таких согласований. Также до 1 марта 2015 года были не до конца понятны и сами случаи, в которых садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан необходимо было обеспечивать реализацию процедуры по предварительному согласованию места размещения объекта. Так, согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводилось при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Вместе с тем Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержал и в настоящее время не содержит понятия «градостроительная документация о застройке», в связи с чем принцип разграничения случаев предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта или без такового характеризовался правовой неопределенностью, что в принципе недопустимо[14].

Статья 3918 Земельного кодекса Российской Федерации установила особенности предоставления земельных участков для садоводства и ведения дачного хозяйства. В связи с тем, что указанная норма является именно особенностью, на эту процедуру распространяются и общие положения Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок подачи заявлений о предоставлении земельных участков и состав прилагаемых к таким заявлениям документов. В частности, если отсутствует утвержденный проект межевания территории, то к заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которую гражданин, подающий заявление о предоставлении садового или дачного земельного участка, вправе подготовить самостоятельно, в том числе не определяя координаты характерных точек границ такого земельного участка в системе координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости. Определение таких координат осуществляется по желанию и усмотрению заявителя 18. Предоставление садовых и дачных земельных участков осуществляется на торгах только в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для садоводства или дачного хозяйства поступили заявления иных лиц о предоставлении этого земельного участка. Такие риски не относятся к огородникам, поскольку согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в аренду сроком до трех лет для ведения огородничества осуществляется без предварительного опубликования в средствах массовой информации каких-либо извещений и без проведения торгов[18].

С принятием Закона № 171-ФЗ изменился и порядок приобретения прав на садовые, огородные или дачные земельные участки гражданами, которыми такие участки используются только на основании членства в соответствующих объединениях. Безусловно, эти случаи нередки, поскольку до настоящего времени далеко не все садоводы, огородники и дачники смогли или захотели приватизировать свои земельные участки и имеют только членские книжки и решение о принятии их в члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. До 1 марта 2015 года этот вопрос был урегулирован пунктом 4 статьи 28 Закона № 66-ФЗ (признан утратившим силу).

Подводя итог анализу положений Закона № 171-ФЗ, можно сказать, что в этом федеральном законе реализован целый ряд идей, поднимающих качество и прозрачность земельного законодательства для садоводов, огородников и дачников на новую ступень. Эта задача была выполнена совместными усилиями органов исполнительной и законодательной властей, в том числе с учетом результатов общественного обсуждения, что позволило обеспечить комплексное решение проблем в сфере земельных отношений, следствием чего должно стать повышение доступности земельных ресурсов для граждан Российской Федерации. В связи с этим нельзя не признать, что современные условия развития общества и государства требуют, чтобы принимаемые РФ законы не только решали существующие проблемы садоводов, огородников и дачников, но и стали основой развития и повышения уровня их правовой культуры, а также сближения их интересов с интересами органов публичной власти в вопросе использовании земельных ресурсов[14].

Новый закон о СНТ в 2016 году пока еще принят.Предполагается, что новый закон о садоводстве вступит в силу в 2018 году. Исходя из положений нового законопроекта можно подвести такие итоги, как:

  • Были наконец систематизированы все типы построек, которые можно возводить на участке. Правительство также напрямую прописало возможность постройки жилого дома на участке и разрешило регистрироваться в таком доме его жильцам.
  • Садовые товарищества теперь разделены на два типа: огороднические и садоводческие.

Садовые дома могут быть признаны пригодными для постоянного проживания в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Признание садового дома пригодным для постоянного проживания возможно, если не нарушаются установленные санитарные требования к жилому помещению. При этом указанное признание не влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка и параметров его застройки.

Вывод: На сегодняшний день можно сказать о том, что в области правового регулирования ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства существуют только давнишний закон, который уже давно устарел и в котором существует много упущений, однако по некоторым данным в 2018 году вступит в силу новый закон, который очень хорошо дополняет существующий и который более обширно охватывать эту тему.

Заключение

Поставленная в курсовой работе цель была выполнена. В результате проведенных исследований были рассмотрена теоретические основы создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. Так же сделан обзор литературных источников и законодательной базы. В курсовой работы рассмотрен порядок предоставления земельных участков из государственной муниципальной собственности и определены особенности предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Дана общая характеристика объекта.

При анализе современного состояния был сделан вывод, что в области правового регулирования ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства есть некие недоработки и упущения в связи с тем, что долгое время правительством не выпускалось новых законов, которые бы учитывали и охватывали все изменения и особенности в данной сфере деятельности людей. Однако в 2018 году вступит в силу новый закон, который в полной мере все отражает и разъясняет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: