ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «УМНОЖЕНИЕ»




Дети с задержкой психического развития значительно больше, чем их нормально развитые сверстники, нуждаются в практиче­ских упражнениях, подготавливающих их к усвоению действия умножен^ия.

Необходимо тщательно следить за тем, чтобы во время этих упражнений соблюдалась строгая последовательность действий. Важно, чтобы ребенок мог правильно рассказывать о том, что и для чего он делает.

Вначале, как правило, возникает необходимость закрепить зна­ние таблицы сложения в пределах двадцати и навык счета группа­ми. Затем организуются различные тренировочные упражнения с разнообразными предметами. В процессе их выполнения дети на­чинают понимать сущность умножения. Учащиеся упражняются в выкладывании равных по количеству групп однородных и разно-


родных предметов: три красных, три синих, три зеленых кубика (яблока, карандаша и т. д.). Эти практические действия подробно анализируются детьми с помощью учителя. Сосчитывается коли­чество однородных предметов в группе, устанавливается количест­во таких групп и определяется число (одинаковых, разных) выло­женных предметов. Действие записывается в виде примера на сложение. В результате выполнения значительного числа практи­ческих действий дети оказываются в состоянии самостоятельно устанавливать закономерность повторения одного и того же слагае­мого. С этой же целью детям предлагаются и некоторые другие виды упражнений. Их просят представить число в виде суммы одинаковых слагаемых, выразить несколько одинаковых слагаемых одним числом. Пример. На доске вывешиваются картины с изображением по-разному сгруппированных листьев, ягод, грибов, цветов. Дети должны установить общее число предметов. Только после этого им сообщается, что наиболее рациональный способ решения данных примеров — это замена сложения умножением.

Учитель знакомит детей с тем, как записываются примеры на умножение. При этом подчеркивается, что число, обозначающее слагаемое, остается без изменений в качестве первого сомножите­ля, а количество повторений этого слагаемого записывается в виде второго сомножителя. Название компонентов при умножении вво­дится сразу. Учитель обращает внимание детей на необходимость правильно читать примеры и предлагает каждому из них поупраж­няться в таком чтении.

Следующий этап работы — решение примеров и простых задач на дифференциацию арифметических действий умножения и сло­жения. Приведем пример. Детям предлагаются две задачи:

1. «Хозяйка купила в магазине 5 кг моркови и 5 кг капусты.
Сколько кг овощей купила хозяйка?»

2. «Хозяйка 2 раза покупала в магазине морковь. Каждый раз
она покупала по 5 кг. Сколько всего кг моркови купила хозяйка?»

Необходимо добиться понимания того, что предметное содер­жание задач одинаковое. Вместе с тем дети должны уяснить, что решение этих задач производится разными способами. Первую за­дачу необходимо решать только способом сложения. Вторая зада­ча может быть решена и сложением, и умножением (предпочти­тельнее использовать умножение).

Пониманию смысла умножения способствует решение примеров,и задач с несколькими слагаемыми — одинаковыми и разными (2+1 + 3—; 2 + 2 + 2=). Сравнивая примеры, дети устанавли­вают, что в обоих случаях надо найти сумму трех слагаемых. Но есть и различие. Во время решения первого примера надо най­ти сумму разных слагаемых. Во время решения второго примерз надо найти сумму одинаковых слагаемых. Поэтому в первом слу­чае нельзя заменить действие сложения умножением.

Далее для решения предлагаются примеры и задачи на замену действий сложения и умножения. Проведенная работа позволяет в дальнейшем выполнять и более сложные задания. К таким зада-


няям относится, например, сравнение выражений типа 4-5 и 4
+ 4 с помощью знаков >,<,=,.

Дети учатся рассуждать, не производя вычислений. Они видят, что в одной части выражения слагаемое повторяется пять раз (так как второй сомножитель — 5), а во второй части одинаковые сла­гаемые повторяются только три раза.

После такой работы дети заучивают таблицу умножения. Од­
новременно их знакомят с переместительным свойством произве­
дения. К установлению этой закономерности учащиеся приходят
путем многократного выполнения практических действий с различ­
ными предметами. '

В связи с подготовкой к выполнению действий умножения дети закрепляют понятия «больше (тяжелее, длиннее) в несколько раз». Кроме того, они учатся узнавать, сколько раз меньший отрезок или меньшее количество содержится в большем. При этом можно использовать различные манипуляции с лентами, полосками бума­ги, шнурками и практически устанавливать, во сколько раз один отрезок короче (длиннее) другого.

В то же время дети овладевают способами разностного и крат­ного сравнения чисел и величин. В первом случае они прибегают к наложению величин или расположению их параллельными ряда­ми. Во втором случае производится укладывание меньшей величи­ны в большую. В процессе выполнения таких практических упраж­нений происходит формирование понятий «больше на несколько единиц» и «больше в несколько раз». На заключительном этапе обучения дети уже в состоянии производить во время решения за­дачи разностное и кратное сравнение.

В результате произведенной подготовительной работы дети с задержкой психического развития овладевают понятием «умноже­ние» на_основе обобщения предметно-количественных отношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: