Диссоциация воды. Водородный показатель




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (НИУ МГСУ)

 
 


КАФЕДРА ОБЩЕЙ ХИМИИ

РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ

Лабораторных работ по курсу

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ХИМИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ–ЗАОЧНИКОВ

БАКАЛАВРИАТА

Учебного 201__/201__ года

Студент________________________________________________

Фамилия, Имя, Отчество

Направление подготовки _______________

Курс, семестр_______________

МОСКВА

Составитель: профессор, кандидат химических наук Е.М.Мясоедов

 

 

Под редакцией профессора, доктора химических наук В.И.Сидорова

 

Рабочий журнал предназначен для студентов бакалавриата заочной формы обучения МГСУ, изучающих курс химии.

К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, выполнившие контрольные работы, изучившие правила техники безопасности и расписавшиеся в контрольных листках по ТБ.

Результаты, полученные студентом в процессе выполнения лабораторной работы, необходимо занести в рабочий журнал в виде уравнений реакций. В журнале записываются также наблюдения студента при выполнении опытов и выводы, обобщающие результаты проведенных экспериментов.

Лабораторные работы, пропущенные студентом, независимо от причины должны быть отработаны студентом в присутствии преподавателя в согласованный срок.

Выполненная лабораторная работа подписывается преподавателем в день ее выполнения в графе «работа выполнена (отработана)».

К сдаче очного экзамена по предмету допускаются только те студенты, которые выполнили все предусмотренные учебным планом лабораторные работы.

 

 


Лабораторная работа № 1

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ В РАСТВОРАХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ.

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ.

 

Сильные электролиты

Растворимые в воде соли (см. таблицу растворимости).

Некоторые кислоты: H2SO4 , HNO3 , HClO4 , HMnO4 , HCl, HBr, HI

Некоторые основания NaOH, KOH, LiOH, Ba(OH)2 , Ca(OH)2 , Sr(OH)2

 

Опыт 1. Исследование направления реакций в растворах электролитов.

Используя реактивы, находящиеся на полках лабораторных столов, проведите реакции, в результате которых образуется осадок гидроксида меди (II) Cu(OH)2.

Наблюдения:__________________________________________________

Напишите молекулярное и ионные уравнения.

Молекулярное уравнение:

 

________ + ________ ® ___________ + ________

Полное ионное уравнение:

 

_____ + _____ + ______ + ______ ® __________ + _______ + _____

 

Краткое ионное уравнение:

_____ + _____ ® __________

В пробирку с осадком гидроксида меди (II) прилейте раствор соляной или серной кислоты.

Наблюдения:__________________________________________________

Напишите молекулярное и ионное уравнения реакции.

Молекулярное уравнение:

________ + ________ ® ___________ + ________

 

Полное ионное уравнение:

__________ + ______ + ______ ® _______ + _______ + ______

Краткое ионное уравнение:

__________ + _____ ® _____+ _______

Сделайте вывод о направлении протекания реакций в растворах электролитов.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Опыт 2. Наблюдения окраски индикаторов в различных средах.

Диссоциация воды. Водородный показатель

Н2О Û Н+ + ОН

; рН = –lg[H+]

 

В три пробирки налейте дистиллированную воду (примерно по 1/4 объёма) и добавьте в каждую по 2 – 3 капли раствора фенолфталеина. Затем в первую пробирку прилейте немного хлороводородной (или серной) кислоты, а во вторую – немного раствора щёлочи (NaOH). Отметьте цвет индикатора в каждой из трёх пробирок и результат наблюдений занесите в таблицу.

Проделайте аналогичные испытания для растворов метилоранжа и универсального индикатора.

Среда Водородный показатель pH Цвет индикатора
лакмус фенолфталеин метилоранж универсаль-ный индикатор
Нейтральная [H+] = [OH]   Фиоле-товый      
Кислая [H+] > [OH]   Розовый      
Щелочная [H+] < [OH]   Синий      

Опыт 3. Гидролиз солей.

В пробирку налейте раствор карбоната натрия (Na2СO3) (на 1/4 объёма) и добавьте 2 – 3 капли раствора фенолфталеина.

Напишите уравнения диссоциации и гидролиза карбоната натрия по первой ступени в молекулярной и молекулярно-ионной форме, отметьте изменение окраски индикатора: _____________________________.

Na2СO3 ® _____________

________ + Н2О Û ___________ + ____

______ + ________ + Н2О Û _______ + __________ + ______

Na2СO3 + Н2О Û _____________ + ________

Объясните изменения окраски индикатора. Какая среда возникает в растворе в результате гидролиза этой соли?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В другую пробирку на 1/4 объёма налейте раствор сульфата алюминия Al2(SO4)3 и добавьте 2 – 3 капли раствора универсального индикатора.

Напишите уравнения диссоциации и гидролиза сульфата алюминия в молекулярной и молекулярно-ионной формах.

Al2(SO4)3 ® _____________

______ + Н2О Û __________ + _____

______ + _____ + Н2О Û _____________ +_____ + _____

Al2(SO4)3 + Н2О Û _____________ + ________

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Лабораторная работа №2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: